12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Палецкая Алла Юрьевна258
Россия, Карелия респ., Сортавала
Материал размещён в группе «Информатика - это интересно!»

Свойства алгоритмов (урок-исследование, 7 класс)

 

На этом уроке учащиеся получат навыки исследовательской деятельности. Эксперимент проводится в виде командной игры «Алгоритмический танграм», результаты которой позволят подтвердить гипотезу. Учащиеся смогут применить новые знания в учебной деятельности, составляя алгоритмы в компьютерном тренажере. Эффективность урока повышает использование электронных образовательных ресурсов: быстрое «погружение» в учебную обстановку, активизация работы всего класса, стимулирование познавательной активности.

 

Структура и ход занятия

Этап занятия

Название используемых ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

Деятельность педагога (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность обучающегося

Время (в мин.)

Мотивационный этап (организационный момент)

Приветствие, проверка готовности обучающихся к занятию

объясняет

слушают

2

Этап актуализации знаний

Мультфильм «Профессия программист»

https://www.youtube.com/watch?v=h56nD886kdU&t=94s

 

демонстрация

просмотр

2

Этап открытий новых знаний:

Проектная деятельность

Постановка проблемы

Выдвижение гипотезы

Электронный учебник для 7 класса «Российской электронной школы», раздел «Алгоритмы и исполнители»
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1152/

Проблема: сможет ли исполнитель выполнить алгоритм, если алгоритм не будет обладать указанными свойствами.

Учащиеся формулируют гипотезу.

 

демонстрация

 

задает вопросы, формулирует проблему

 

 

 

 

Просмотр

 

формулируют гипотезу

 

 

 

.

5

 

 

 

 

 

 

Закрепление знаний обучающихся

Игра в «Алгоритмический танграм».
(Карточки – фигуры игры танграм») Обсуждаем результаты игры и подтвердилась ли наша гипотеза. Учащиеся делают выводы.

объясняет правила игры

 

разбиваются на команды, играют в игру, обсуждают, делают выводы

10

Рефлексия

Таблица для рефлексии

 

заполняют таблицу

3

Практическая работа

Работаем с компьютерным тренажером на сайте code.org

https://studio.code.org/s/course4

работаем с модулем 4, заданием 2 «Лабиринт и пчела»

 

дает вводный инструктаж

работают самостоятельно за компьютерами

20

Подведение итогов занятия педагогом

Достижение целей занятия, оценка результатов проектной деятельности и практической работы, сообщение о теме следующего занятия.

 

объясняет

слушают

3

Структура и ход занятия

1. Организационный момент

- приветствие;

- заполнение журнала учета работы;

- проверка готовности обучающихся к занятию;

- настрой обучающихся на работу; доведение до детей плана занятия.

2. Этап актуализация знаний обучающихся (метод обучения объяснительно-иллюстративный, средства обучения: мультимедийные)

На уроках информатики вы уже встречались с понятием алгоритма. С какой целью составляются алгоритмы? Кто составляет алгоритмы и программы? Учитель демонстрирует мультфильм «Профессия программист». В 7 классе мы продолжаем говорить об алгоритмах и получим более глубокие знания о них. А также сделаем очередной шаг к профессии «программист» и научимся писать алгоритмы для разных исполнителей.

3. Этап открытий новых знаний (метод: исследовательский, средства обучения: мультимедийные)

Сейчас мы посмотрим видео из электронного учебника Российской электронной школы «Алгоритмы и исполнители».

Из этого видео вы узнали о свойствах алгоритмов. Как вы думайте: сможет ли исполнитель выполнить алгоритм, если алгоритм не будет обладать указанными свойствами. Сформулируйте гипотезу.

Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, мы поиграем в командную игру: «Алгоритмический танграм».

t1631207954aa.png

Инструктаж. Перед вами набор фигур игры «Танграм»:

Эта игра развивает комбинаторные способности, воображение, внимание и умение действовать по алгоритму. А вы знаете, что в переводе с китайского танграм означает «семь дощечек мастерства»? Это головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое – необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе – фигуры не должны накладываться друг на друга.

Ведущий получает карточку с изображением. Он не показывает изображения командам, но составляет словесный алгоритм, по которому команды собирают изображение. Результаты работы команд сравниваются с образцом.

4. Закрепление знаний обучающихся

Как вы думайте, почему у команд получались разные изображения? И не все они соответствовали образцу?

Возможные ответы учащихся: «Потому что алгоритм ведущего не был точен». Подтвердилась ли наша гипотеза? Да, если алгоритм не будет обладать нужными свойствами, цель не будет достигнута.

5. Рефлексия.

Команды заполняют таблицу

Самооценивание навыков сотрудничества

Поставь «+» напротив того утверждения, которое считаешь верным.

Работая в группе

Всегда

Иногда

Никогда

Я выслушивал мнения своих товарищей

 

 

 

Я высказывал свою точку зрения

 

 

 

Я был полезен своей группе

 

 

 

Я с удовольствием работал в группе

 

 

 

 

6. Практическая работа Составление алгоритмов для исполнителей птица и пчела в компьютерном тренажере https://studio.code.org/s/course4

а) Вводный инструктаж педагога:

Мы с вами будем составлять алгоритмы для исполнителей птица и пчела на сайте code.org

Учитель показывает на экране сайт и объясняет принципы работы с тренажером. Дает инструктаж по работе с программой и по технике безопасности.

б) Самостоятельная работа обучающихся

в) Текущий инструктаж педагога (проводится по ходу выполнения обучающимися самостоятельной работы):

- формирование новых учений (проверка организованности начала работы обучающихся, организации рабочих мест, соблюдение правил техники безопасности, санитарии, гигиены труда);

- усвоение новых знаний (проверка правильности выполнения заданий, инструктирование детей);

- целевые обходы (инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом, его эффективное и рациональное выполнение, оказание помощи слабо подготовленным детям, контроль за бережным отношением обучающихся к средствам обучения);

г) Заключительный инструктаж педагога:

- анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися;

- разбор типичных ошибок, вскрытие их причин;

- повторное объяснение педагогом способов устранения ошибок.

7. Подведение итогов занятия педагогом:

Сегодня мы с вами повторили что такое «алгоритм» и узнали о его свойствах. Выяснили, почему при составлении алгоритмов важно, чтобы алгоритмы соответствовали этим свойствам. Составили некоторые алгоритмы для исполнителей.

Выставление отметок за коллективную и индивидуальную работу (команде, победившей в игре, ведущему, который составлял результативные алгоритмы, индивидуально за результаты практической работы)

На следующем уроке мы подробнее поговорим о циклических алгоритмах и об условиях в алгоритмах.

Уборка рабочих мест.

 

Перечень используемых на данном занятии ЭОР (Электронных образовательных ресурсов)

п/п

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Электронный учебник для 7 класса Российской электронной школы, раздел «Алгоритмы и исполнители»

компьютерный учебник

видеофрагмент

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1152/

2

Компьютерный тренажер на сайте code.org

компьютерный тренажер

тренажер

https://studio.code.org/s/course4

 

 

 

 

Список литературы

Миловзорова, А.М. Урок-исследование [Электронный ресурс] / А.М. Миловзорова, Г.П. Кулягина, Е.Н. Беляева. — Электрон. текстовые дан. — 2015. — Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/biologiya/fgossi/urok-issledovanie.html, свободный

Кащенко, Н.С. Как организовать и провести урок-исследование [Электронный ресурс] / Н.С. Кащенко. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/02/20/kak-organizovat-i-provesti-urok-issledovanie, свободный

 

Опубликовано в группе «Информатика - это интересно!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.