Статья «Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики. Мышление и логика»

0
0
Материал опубликован 4 March 2018

Волкова Ольга Владиславовна

Учитель начальных классов

МАОУ «Лицей», г. Балашиха

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики. Мышление и логика.

Класс: 3

УМК Школа России. Авторская программа по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого, М.Н.Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной.

УМК Н.В. Матвеевой

Инновационные процессы, происходящие в системе образования ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметных областях. Для решения этой проблемы, необходимо системно внедрять интегрированные уроки. Применение интегрированного подхода дает учителю возможность добиться от учеников не только понимания предмета, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащимся возможность понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизнедеятельности. Форм интеграции много, это и установление межпредметных связей между информатикой и другими предметами, интегрированные уроки, уроки с компьютерной поддержкой. Специфичностью такого вида урока является пересечение на каком-либо этапе учебного материала двух или более предметов. Вместе с математикой, окружающим миром, русским языком и технологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения.


 

Основное положение, на котором основывается общая ориентация учебной работы - направленность на развитие личности. Это означает, что центром педагогических проблематик является не школа как учебное заведение, не учебные программы и даже не учитель, а ученик. Система учебной и воспитательной работы направляется на то, чтобы выявить самобытный потенциал личности ученика, создать благоприятные условия для его развертывания в школе и дальнейшей самостоятельной жизни. Направленность нынешней образовательной системы на развитие личности должно предусматривать уважение к индивидуальной самобытности каждого ребенка.

Стержневой идеей современного развития образования в XXI веке выступает инновация. Именно поэтому перед педагогами выдвигается задача разрабатывать и внедрять новые образовательные технологии, которые отвечали бы запросам динамики современного общества. Поэтому учителя новой формации стремятся организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы создать условия для развития творческой личности. Ведь современная школа должна ставить своей целью не только научить читать, писать, мыслить, но и:

- сделать человека успешным, счастливым, компетентным;

- помочь адаптироваться в обществе;

- научить самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике;

- научить критически мыслить, уметь видеть трудности и находить пути для их преодоления;

- сформировать умение работать с информацией.

Но традиционные уроки не всегда способны решить эту сложную комплексную задачу. Поэтому на помощь учителям пришли «нестандартные уроки». Именно такие уроки, которые включают в себя элементы различных педагогических технологий, основанных на глубоком знании потребностей, интересов и способностей учащихся, становятся инновационными. К таким и относятся интегрированные уроки.

Интегрированные уроки в начальной школе позволяют подводить учащихся к осознанной и эмоционально переживаемой потребности рассуждать и излагать свои мысли на предложенную тему. Дети имеют возможность применять при этом арсенал своих знаний, жизненный опыт, сделать собственные, пусть незначительные, но очень необходимые каждому ребенку, умозаключения и поисковые открытия.

Современный ребенок погружен в некую новую информационную среду. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плейеры, декодеры и так далее. Как угодно подробно изучая окружающий мир, но, не изучая информатики, ребенок не узнает про эти везде и всюду встречающиеся в жизни предметы. Ни о том, как они устроены, ни о том, когда и зачем появились.

В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика.

Автор Матвеева Н.В. считает основной целью преподавания информатики в начальной школе - формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.

Авторский коллектив под предметной компетентностью в области информатики понимает «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:

- доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);

- обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);

- интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая сравнение, сопоставление);

- оценки информации (суждение о качестве, полезности, пригодности информации);

- создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.

Авторы учебно-методического комплекса по русскому языку В.П. Канакина и В. Г. Горецкий убеждены, что применение средств информационных технологий в процессе изучения русского языка способствует формированию у учащихся определенных знаний, умений, навыков; поддержанию мотивации.

Так, при формировании метапредметных регулятивных результатов обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД: выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения.

При формировании познавательных результатов учащиеся получат возможность для формирования познавательных УУД:

уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);

ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;


 

При использовании интегрированного способа достижения ожидаемых результатов происходит:

Поэтапное формирование понятий «информация», «система», «алгоритм» и других важных представлений.

Развитие системных представлений на основе усвоения школьниками представлений о связях и отношениях объектов реальной действительности между собой и возникающих при этом системных эффектах.

Формирование алгоритмического похода к выполнению грамматических заданий, что является наиболее значимой проблемой в процессе обучения в старших классах.

Единство и согласованность «по горизонтали» и «вертикали» с другими дисциплинами используемого в УМК учебного материала (межпредметная интеграция).

Практическая направленность знаний с опорой на актуальный опыт ребенка работы с информацией.

В обоих УМК большое значение уделяется формированию у учащихся универсальных логических действий:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  1. синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

    выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

    подведение под понятия, выведение следствий;

    установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;

    выдвижение гипотез и их обоснование;


 

II. Развитие логического мышления младших школьников – одно из важнейших направлений обучения учащихся. Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Оно поднимается на более высокую ступень и тем самым влечёт за собой коренную перестройку всех остальных психических процессов. Мышление младших школьников находится на переломном этапе развития. В это время происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению.

Так, на уроках русского языка целесообразно использовать логические задания, например:

Задание 1. Отметь лишнее слово в каждом ряду:

Худой, умный, глупый, сообразительный;

Синий, теплый, жаркий, знойный;

Сейчас, завтра, сегодня, теперь.

Эти задания можно предложить в качестве дополнительных, и оценки за них не ставить.

Полезно использовать еще один вид логических заданий:

Задание 2. Закончи логический ряд словарным словом.

Яблоки – фрукты, Смотреть – телевизор,

Огурцы - Слушать -


 

День – обед, Смеяться – хохотать,

Вечер - Хотеть -

 

Проза – писатель, Три – среда,

Стихи - Пять -


 

Жарко – холодно, Старый – новый,

Юг - Прощай -

 

Это задание позволяет повышать уровень развития таких операций мышления, как сравнение, обобщение и абстрагирование.

Полезными будут задания, способствующие формированию и развитию у детей умений работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные. К заданиям подобного типа относится например следующее задание:

Задание 3. К неодушевленному имени существительному подбери однокоренное одушевленное имя существительное. Данные запиши в таблицу.

ЧТО?

КТО?

БАЛАЛАЙКА

 

СПОРТ

 

ЗДОРОВЬЕ

 

РЫБАЛКА

 


 

Действие «знаково-символическое моделирование развивается на протяжении всего срока обучения. В 3 классе составление знаково-символических моделей рассматривается в теме «Кодирование информации». По сути она представляет собой требования к развитию навыков преобразования информации, умению считывать информацию различных видов и переводить её из одной формы подачи в другую. Надо ли говорить, что в современном мире эти навыки – одни из ключевых.

Такого рода задания можно использовать и на уроках русского языка:

Задание 4. Расшифруй фразеологизмы

 

Код:

                 


 

Ответ: Разинуть рот.

Еще одной не менее важной целью информатики является формирование и развитие у детей умений действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и выполнять задания в соответствии с ними.

Работа с алгоритмами, пожалуй, одна из самых известных и понятных многим частей курса информатики. Но и она содержит множество особенностей. Сама по себе тематика в курсе информатики развивается поступательно, от заданий вроде «Заполни недостающие этапы готового алгоритма» или «Собери алгоритм по предложенной схеме, используя подсказки», где ученик, по сути, выстраивает верную последовательность из известных элементов, до заданий более трудных. Сначала исчезают подсказки и у ученика есть только типы и количество шагов для достижения цели. А там недалеко и до самостоятельного составления алгоритма.

Но это как раз дело обычное. Метапредметный характер информатики диктует нам новые требования. Реализация некоторых из них возможна как раз интегрированным путём. Так, например, в рамках интегрированного урока «Русский язык – Информатика» возможно проведение упражнения, по созданию и красивому оформлению алгоритма.

III. Рассмотрим проведение интегрированного урока русского языка и информатики в третьем классе на тему: «Словообразование. Состав слова».

На одном из этапов урока ученикам необходимо выполнить задание на логику и мышление. Задание состоит в следующем. Каждому ученику выдается карточка с заданием:

Выпиши данные слова в два столбика. Разбери каждое слово по составу. Перед выполнением задания допиши алгоритм своих действий.


 

Алгоритм действий

  • прочитаю _______________________________________________

    ____________: на какие две группы их надо делить?

    ____________________ первую группу слов в столбик;

    в этих словах выделю _________________ и _________________

потом выделю ______________________ и ___________________

5. так же буду работать со второй группой слов.

Пахать, доля, пашня, пропаханный, дольчатый, вспашка, дольщик, пахарь, долька, пахота, вспахивать, обездоленный, долевой, долюшка.

Учащиеся выполняют данное задание, пользуясь алгоритмом, обосновывая свой выбор.

Вторая часть задания – на компьютере с помощью программы «Мир информатики» от компании "Кирилл и Мефодий" (файл задания аналогичен заданию на карточке).

Составим технологическую карту выполнения задания.

Этапы задания

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учеников

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Постановка задачи. Мотивация учебной деятельности.

Информация учителя: «Задача – создать свой собственный алгоритм действий по выполнению задания распределения слов на два столбика, обосновать своё мнение».

Проявление положительного отношения к учебной деятельности, формирование мотивации к учению.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Актуализация знаний.

Учитель актуализирует знания о составе слова через устное упражнение: «Перед вами на доске записаны слова, которые по своему составу подходят к предлагаемым схемам, определить нужную схему для каждого из слов». Фронтальная беседа на тему: «Для чего применяется компьютерная программа Мир информатики»?

Творческий подход к выполнению задания.

Использование полученных ранее знаний.

В сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.

Информация о задании, инструктаж о его выполнении.

Выдача карточек-заданий каждому ученику. Знакомство с алгоритмом, записанным заранее на доске для осуществления самопроверки. Инструкция по выполнению программы на компьютере.

Проведение сравнения
и классификации по заданным критериям. 

Самостоятельное применение полученных на практике знаний, построение логической цепочки рассуждений.

Формирование учебного сотрудничества и коллективного обсуждения проблем.

Выполнение работы в соответствии с определенным временем

Подведение итогов выполнения задания.

Анализ выполнения задания: общее оценивание, определение того, что удалось лучше всего. Предложение: ученикам взять смайлики, которые лежат на партах и оценить свою работу на уроке.

Коррекция, оценка, самооценка.


 

Кроме формирования и развития УУД школьники, выполняя аналогичные задания, учатся:

Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.

Соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».

Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.

Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способом деятельности в интегративном процессе познания и описания.

В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку, различать целое и часть.

Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».

Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности(ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление.


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.