12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фалина Ирина Валериевна2912
Россия, Самарская обл., Самара

«Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников на уроках биологии»


Фалина Ирина Валериевна,

учитель биологии высшей категории,

МБОУ «Школа №144 имени Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова»,

г. Самара


Аннотация. В статье рассматривается опыт использования ИКТ-технологий в процессе преподавания курса биологии.

Ключевые слова: информационные технологии, презентации, онлайн-тестирование, онлайн-обучение, интерактивные  платформы.


Неоспоримый факт, что современный процесс обучения просто невозможно представить без использования информационно-коммуникативных технологий. Я начну с определения, что такое ИКТ-технологии.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие) [2].

Более простыми словами – это разнообразные методы и способы использования информации с помощью технических средств, т.е. с помощью компьютеров, ноутбуков, планшетов, мобильных телефонов.

ИКТ-технологии можно использовать на уроках любого типа.  Учителю это облегчает объяснение нового материала. С помощью видеотехники можно показать презентацию, можно продемонстрировать фрагмент фильма, можно провести письменный опрос, демонстрируя вопросы на экран. Однако самое интересное то, что можно вовлечь каждого ученика в активную работу на уроке. Только педагогу при этом нужно:

  1. Самому хорошо разбираться в возможностях компьютерных программ и сервисов;
  2. Не останавливаться на достигнутом, постоянно учиться чему-то новому и учить этому детей;
  3. Применять ИКТ-технологии регулярно и в разумных пределах [6].

С точки зрения использования информационно-коммуникативных технологий на уроках можно выделить:

1.Уроки демонстрационного типа. Педагог при изучении темы использует презентации. Можно демонстрировать свою презентацию, а можно воспользоваться презентациями своих коллег. Я использую оба варианта. Некоторые авторские презентации размещены на моем сайте. Пример презентации по теме «Отряд Насекомоядные млекопитающие» можно посмотреть в источниках по ссылке [4].

http://ifvallerie.ucoz.com/_si/0/24430145.jpg


Пример авторской презентации по теме "Органы цветковых растений: цветок" можно увидеть по ссылке [5]:

http://ifvallerie.ucoz.com/_nw/1/s08810154.jpg


С помощью презентаций можно:

  • Подать информацию по строго заданному алгоритму
  • Осуществить нестандартную подачу материала
  • Логически структурировать материал
  • Красиво оформить подачу информации
  • Посмотреть тематические фрагменты фильмов
  • Смоделировать конкретный биологический процесс
  • Поработать с интерактивным заданием
  • Провести закрепление и проверку знаний [8].

2. Уроки компьютерного тестирования. Их возможно проводить в кабинете информатики, а он не всегда бывает свободен. Мне понравился сервис Online Test Pad. Этой платформой я неоднократно пользовалась при дистанционном обучении. В качестве примера тест для проверки знаний «Тип Кишечнополостные», ссылка в источниках [10].
Онлайн-тест "Тип Кишечнополостные"
JPG / 35.83 Кб


Онлайн-тест по кишечнополостным животным.
JPG / 35.83 Кб

3. Уроки конструирования. Такие уроки, к сожалению, очень редки, чаще всего это выступает как форма подготовки домашнего задания [7].

В качестве примера: провожу уроки по изучению многообразия животных в кабинете информатики, так как в конце урока ученики должны создать мультимедиа-продукт – презентацию об определенном животном или об отряде животных.

При проведении подобных уроков упор делаю на следующие аспекты:

1.Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы. Не все дети могут работать самостоятельно. Тем, кто может организовать свою работу, даю индивидуальную тему. Учеников, испытывающих затруднения с обработкой и использованием информации, соединяю в группы, но обязательно назначаю в группу «старшего», т.е. ученика, который помогает остальным выполнить задание.

2.Диалоговый характер обучения. В любой момент, на любом этапе выполнения задания ученик имеет возможность получить консультацию педагога (по типу «прямая – обратная связь»), если возникшие затруднения не смог решить «старший» группы.

3.Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения. На этапах самостоятельного получения знаний вскрываются затруднения, которые возникают у большинства обучающихся. Например, не все знают правила создания презентаций. Педагогу в таком случае необходимо остановиться на правилах и только потом перейти к созданию зачетной презентации.

4.Обеспечение психологического ком­форта учеников при общении с компьютером. Бытует мнение, что современные дети должны быть на «короткой ноге» с техникой. Да, ученики используют телефоны для просмотра видео, общения в социальных сетях, играют в разные игры. Но обработке и представлению информации многих учеников надо учить [1].

5.Повышение мотивации обучающихся через применение заданий нетрадиционного типа. В процессе закрепления знаний, например, ученики решают онлайн-кроссворды. Кроссворд “Тип Кишечнополостные» доступен по ссылке [9].

s1647526822.jpg
Кроссворд "Тип Кишечнополостные"

Информационный поток, окружающий современных детей, очень велик. И главная задача педагога заключается в том, чтобы ученики научились использовать эту информацию для решения самых разнообразных вопросов. Дети должны научиться жить «в мире, который ценит способность формулировать вопросы, а затем находить ответы на эти вопросы» [3].

Используемые источники:

1. Александренко Наталья Учебная деятельность школьников на основе информационных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-deyatelnost-shkolnikov-na-osnove-informatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 05.03.2022).

2. Деменцова, В. И. Роль информационно-коммуникативных технологий в познавательной деятельности учащихся / В. И. Деменцова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7980 / (дата обращения: 05.03.2022).

3. Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения / А. В. Логинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 809-811. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16877 / (дата обращения: 05.03.2022).

4. http://ifvallerie.ucoz.com/index/zoologija/0-156

5. http://ifvallerie.ucoz.com/index/moi_prezentacii_po_botanike/0-160

6. https://rosuchebnik.ru/material/ispolzovanie-ikt-na-urokakh/

7. https://scienceforum.ru/2015/article/2015010714?ysclid=l0r4co02he

8. Фалина И.В. «Создание мультимедийных презентаций при изучении курса биологии в 7-м классе»  Режим доступа:

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/292646-sozdanie-multimedijnyh-prezentacij-pri-izuche

9. https://onlinetestpad.com/ru/crosswordview/155343-tip-kishechnopolostnye

10. https://onlinetestpad.com/ru/testview/984557-tip-kishechnopolostnye



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Фокина Лидия Петровна, 21.03.22 в 14:53 2Ответить Пожаловаться
Ирина Валерьевна! Поздравляю с победой в конкурсе педагогического мастерства на лучшую статью «Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников».
Фалина Ирина Валериевна, 21.03.22 в 16:46 3Ответить Пожаловаться
Лидия Петровна, очень приятно получить поздравление от коллеги. Большое спасибо!
Фалина Ирина Валериевна, 22.03.22 в 10:17 2Ответить Пожаловаться
Ирина Михайловна, спасибо за поздравление!
Трефилова Раиса Поликарповна, 22.03.22 в 12:07 0Ответить Пожаловаться
Ирина Валериевна, поздравляю с победой в конкурсе статей "Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников"!

Фалина Ирина Валериевна, 23.03.22 в 18:38 3Ответить Пожаловаться
Раиса Поликарповна, благодарю за поздравление!
Галина Владимировна, 15.04.22 в 22:06 1Ответить Пожаловаться
Ирина Валерьевна!

Творческих успехов и новых идей!
Фалина Ирина Валериевна, 16.04.22 в 16:26 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Галина Владимировна. И Вам всего наилучшего!
Горбачёва Марина Юрьевна, 04.06.22 в 11:43 0Ответить Пожаловаться
С Победой! Отличная работа!!!

Фалина Ирина Валериевна, 04.06.22 в 12:01 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Марина Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.