12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шаленкова Марина Константиновна42
4

Формы, методы, технологии и средства реализации креативной развивающей среды на основе информационных технологий

Мои инновации в обучении

«Формы, методы, технологии и средства  реализации креативной развивающей среды на основе информационных технологий»

Развивающую среду должны насыщать различные формы, направленные на формирование ключевых компетенций и повышения мотивации к обучению. Формы обучения – это характер ориентации педагогической деятельности. Формы обучения бывают: групповые, коллективные и индивидуальные. Формы обучения классифицируются:

Конкретные – это урок, домашнее задание, элективные и факультативные курсы и так далее;

Общие – это конференции, семинар, создание проекта, лекции, тренинг и так далее.

Элективный курс – это курс по выбору обучающихся, проводимые с целью удовлетворения познавательного интереса школьников, подготовка к профильному обучению. Курсы формируют экологическую и экономическую культуру обучаемых. Целью элективного курса является раскрытие потенциала обучающего. Знания, получаемые на элективном курсе отвечают склонностям, способностям и интересам учащихся. Продолжительность элективного курса может быть, как от 8 часов (краткосрочный), так и до 72часов. Нормативный документ, содержащий знания, умения, навыки, получаемые в процессе прохождения элективного курса, описывающий логику и последовательность изучения тем, определяет количество времени на изучение тем, называется учебной программой. Структура программы реализации элективного курса, состоит:

Титульный лист (наименование образовательного упреждения, сведенья об утверждение программы, название курса, возраст детей, сведенья об авторе, год разработки программы);

Пояснительная записка (изложение содержания элективного курса, формулирование актуальности, цели, задач, критерии оценки успеваемости, ожидаемые результаты, условия сроки реализации и программы);

Учебно-тематический план (технология изучения программы, последовательность тем и количество выделенных часов);

Тематическое содержание курса;

Информационно-методическое и материальное обеспечение: перечень литературы, учебно-методическое пособий, наличие электронных образовательных ресурсов, предметно-развивающая среда и так далее.

Элективный курс на занятиях способствует создании условий для реализации творческого мышления и развития творческого потенциала обучающихся.

Используемые общие формы обучения в процессе реализации учебной программы, это:

традиционные формы (изучение нового материала, закрепление знаний, умений, навыков, обобщение и систематизация, проверка знаний и так далее);

нетрадиционные формы (круглый стол, игровые занятия, занятия исследования, On-line конференции мастер-класс, сетевые конкурсы, олимпиады).

Круглый стол – это форма коллективного обсуждения важных вопросов, высказывание различных точек зрения, равноправное участие всех сторон, нахождение приемлемого для всех решения по обсуждаемым вопросам.

Игровые формы работ – это метод развивающего обучения способствующий активное участие самого обучаемого. Технология игровых форм обучения способствует развитию учебной мотивации, формирования поведения в игре и в жизни, а именно цели и программы собственной самостоятельной деятельности, прогнозирование результатов. 

Занятия исследования позволяют расширять кругозор обучающихся, развивать наблюдательность, внимания, делать выводы.

On-line конференции – это формат взаимодействия участников образовательного процесса. Во время проведения мероприятия на странице On-line конференции публикуются ответы участников, и все посетители могут с ними ознакомиться. Мастер-классы – это урок, видео или On-line урок, даваемый экспертом в данном виде искусства, науки или ремесла. Сетевые конкурсы, олимпиады – это соревнование по средствам сети Интернет с целью выявления лучшей работы или участника.

Метод обучения – это способ организованной взаимосвязанной деятельности педагога и обучающегося. Методы обучения, используемые с целью создания креативной развивающей среды на уроках технологии:

On-line общение;

Методы проблемного обучения;

Интерактивные методы;

Метод проектов;

Презентация.

On-line общение – это общение по средствам Интернет. Существует множество ресурсов, по средствам которых, происходит дистанционное общение, например, почта, телефон, но On-line общение наиболее удобно. Отметим преимущества On-line общение:

Общение может происходить при помощи приборов имеющих выход в интернет (мобильный телефон, компьютер, ноутбук, телевизоры Internet). Общение может проходить в режиме онлайн (службы мгновенных сообщений (Internet Relay Chat и Instant Messaging Service и так далее)) и оффлайн (почтовые системы E-mail, Gmail и так далее). Служба Internet Relay Chat (Чат) является первым средством для онлайнового общения, предоставляет огромный выбор каналов (тем) для общения. Чат - это текстовый диалог в реальном масштабе времени. Следствием развития чата оказалась служба моментальных сообщений (Instant Messaging Service, IMS). IMS – это технология, предоставляющая коммуникации в сетях Интернет. Instant Messaging Service, это не только текстовых сообщений, но и передача звуковых сигналов, картинок, видео и файлов.

Телефонное общение благодаря новейшим информационным технологиям, при помощи сети Интернет и программы Skype, Viber можно заменить на не только звуковой, но и видеосигнал.

On-line сообщения можно написать сразу для всех пользователей интернет ресурсов, например, на стене своего блога, на своей страничке, на сайте.

Создание веб-сайт позволит сделать обучение более открытым обществу, на страничках сайте становится реально размещения непосредственной образовательной деятельности педагога, деятельности обучающихся, фотографии практических работ, необходимые материалы, темы уроков и задания на дом. Это позволит, в случае неявки обучаемого, дистанционно ознакомится с пропущенным им занятием.

Методы классифицируют на пассивные, активные и интерактивные. Пассивный метод – это форма взаимодействия, когда педагог основное действующее лицо, связь педагога и обучающий осуществляется с помощью опросов, тестов, проверочных работ. Активный метод – это взаимодействие педагога и обучающиеся друг с другом на протяжении всего урока, используется демократический стиль общения.

Интерактивные методы – это более широкое взаимоотношение обучающихся с педагогом и обучающихся между собой.

В настоящее время методы проблемного обучения получили широкое распространение, это связано с тем, что решение, поставленная педагогом проблемная ситуации, приводит к осознанным знаниям. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение при объяснении, какого либо явления или факта. После осмысления, происходит нахождение путей достижения проблемы.

Проблемный метод – это тип развивающего обучения, целенаправленное и последовательное решение познавательных задач, в результате самостоятельной деятельности обучаемых, происходит усвоение новых знаний. Функции проблемного метода: творческое усвоение знаний; развитие логики; формирование учебной мотивации; усвоение обучающимися способов умственной практической деятельности.

Метод проектов – это метод обучения основывается на предоставление возможности обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний. Современное общество отличает «всепронизывающая проектность», когда проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека – материальное производство, социальную деятельность, науку, культуру.

Педагогические возможности проектного обучения определяются:

Н. М. Борытко [22] (2004г.) метод проекта – развивает умения человека адекватно адаптироваться к постоянно изменяющимся социальным условиям, способствует осознанию смысла жизни, стимулирует познавательную деятельность, формирует профессиональное самосознание;

Е. М. Ретивых [35] (2004г.) – проектное обучение построено по принципу включения ребенка в процесс дизайн – технологической деятельности, предполагающей большую степень свободы выбора действий;

С. А. Вебер [16] (2013г.) – в проектном обучении присутствует личная и социальная значимость познавательных и практических результатов; развиваются исследовательские умения и навыки самостоятельной деятельности; формируется адекватная самооценка.

Метод проектов дает возможность отойти от традиционного предметного обучения и позволяет создавать личностно ориентированную образовательную среду, основанную на реализации деятельностного подхода в обучении. Проектное обучение может стать полезной альтернативной классно – урочной системе, но, конечно не вытесняя её полностью, а только расширяя её дидактические возможности, обеспечивая комплексный характер и современный уровень образования. С помощью метода проектов педагоги имеют возможность создавать учебные ситуации, которые актуализируют необходимость проявления школьниками личностной позиции, позволяют учителям сконструировать педагогический процесс, направленный на развитие и саморазвитие у школьников личностных качеств, позволяющих им успешно адаптироваться во взрослой жизни. Это обеспечивает положительную мотивацию, индивидуализацию и дифференциацию в обучении. Проектное обучение обеспечивает здоровьесберегающую направленность образования за счет создания «ситуации успеха в обучении», что снижает уровень тревожности обучающихся. Кроме того, чередование различных видов деятельности не вызывает утомляемости, и даже способствует развитию когнитивных процессов у обучающихся. Метод учебных проектов сочетается с другими методами и формами обучения. Проектная деятельность способствует формированию базовой культуры личности, содействует становлению нравственности и духовности у молодежи, обеспечивает адекватную самооценку, учит бесконфликтным способам коммуникативного взаимодействия с социумом.

Проектная деятельность на занятиях осуществляется при использовании компьютера и интернета: для сбора информации, оформления работы, формирования банка проектов (на сервере локальной сети образовательного учреждения), все это позволяет оптимизировать проектную деятельность обучающихся. Для использования презентаций на уроке технологии педагогу достаточно уметь работать с программами Microsoft Office, использовать Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки. На уроке, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, интерактивной доски. Презентация должна быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.


Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – взаимодействовать, построены на принципах активности, взаимодействия обучаемых, упор на групповой опыт, необходимости обратной связи, находится в режиме беседы. Приоритетная роль отводится развитию навыков общения, социального опыта, сотрудничества. Интерактивные методы, применяемые на занятиях: игры, дискуссии, и так далее.

Средства обучения – это объекты, используемые в процессе обучения в качестве носителя учебной информации, инструмент педагога для достижения образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Существует множество классификаций средств обучения, отличающихся положенным в ее основу признаком. А. В. Хуторской: выделяет следующие основания:

по составу объектов –  материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной);

по отношению к источникам появления   искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);

по сложности –  простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);

по способу использования –  динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);

по особенностям строения  плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);

по характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);

по носителю информации –  бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы, электронные учебники),лазерные (CD-ROM,DVD);

по уровням содержания образования  средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);

по отношению к технологическому прогрессу  традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки),современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры),перспективные (Webсайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования)

Информационные средства обучения – это называют программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.  (И. В. Роберт) 

Информационные средства включают в себя:

 комплекс технических средств (аудиосредства, графические и фотографические средства, видео и телевизионные средства, коммуникационные средства, компьютерная техника);

 средства управления техническим комплексом (программное обеспечение);

 организационно-методическое обеспечение.

Применение современных информационных технологий характеризуются широким использованием обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым в системе открытого образования с помощью Интернета.

Использование  информационных технологий дает возможность:

визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и так далее;

осуществлять подготовку выпускника школы к жизни в условиях информационного общества;

индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения  материала с индивидуальной скоростью усвоения;

осуществлять  управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала;

развивать межпредметные  связи.

В последнее время лидирующие позиции в Интернет технологиях занимают сервисы WEB 2.0, благодаря которым обучающиеся могут эффективнее реализовать себя социально. Интернет – сервисы работают в режиме онлайн и не требуют финансового обеспечения за использование. Автором концепции WEB 2.0 является Тим О'Рейли. Термин WEB 2.0, обозначает второе поколение сетевых сервисов. Интернет сервисы позволяют пользователям не только странствовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа информацию. Серверы позволяет уменьшить время поиска информации, лимитировать спектр информационного потока в мировой паутине. Библиотека 2.0 обеспечивает доступ к книгам и информации посредствам интернет ресурсов возможность творческой деятельности сетевого характера

Список интернет – сервисов используемых на уроках технологии:

1. Виртуальный класс ClassDojo – это инструмент, который помогает педагогам в режиме онлайн оценивать поведение и успеваемость учеников и доводить эту информацию до родителей и администрации. Сервис можно установить как приложение на мобильный телефон, планшет, благодаря этому, происходит вовлечение родителей в процесс обучения их детей, предоставляя им в реальном времени данные с урока. https://www.classdojo.com/ru-ru/?redirect=true для регистрации https://sites.google.com/site/badanovweb2/.

2. Онлайн – сервисы для работы с рисунками и фотографиями: Anymaking Image Workshop, Fotostars, Scrapee.net, BlogGIF (фотоколлаж, слайд-шоу и так далее), Calendarum-ru (визитки, календари, конверты), ClippingMagic ( веб-сайт для удаления фона с фотографий), Сейвпик.Ру (публикация изображений (фотографии, картинки) на форумах, в чатах, и так далее), сервисы онлайн (http://www.offnote.net/gramota/, конструктор грамот, дипломов и так далее).

3. Интернет – серверы для визуализации:  Diagramly Draw Diagrams, Drav.io (предназначен для создания различного вида схем, диаграмм, логических и иных конструкций), Web Screenshots (http://ctrlq.org/screenshots/, для создания скриншота страницы веб-сайта, блога). 

4. Библиотеки: EDU-Youtube видеохостинг, Google книги, библиотека, Rutube видеохостинг, Teachvideo видео образовательное, UniverTV образовательное видео, YouTube, Президентская библиотека, Мировая цифровая библиотека, Википедия (свободная библиотека)

5. Для создания сайта использовали бесплатный сервер Jimdo, сайт предназначен для передачи учебной информации для пользователей интернет.

6. Распознавание текста: ABBYYFineReaderOnline, Free PDF Conversion Online,Free online OCR, img2txt, i2OCR ,Online OCR.

7. Для создания и проведения тестов: 99Polls, Simpoll, Банк тестов, tMaker.

Отметим минусу сервисов WEB 2.0:

большинство сервисов требуют знания английского языка;

наличие огромного количества интернет реклам.

На креативность развивающей среды влияет эмоционально-положительное взаимоотношения между участниками образовательного процесса, демократический стиль общения, свобода, создание условий для проявления инициативности и самостоятельности, соблюдение этических норм и культурных традиций, разнообразие сред и форм подачи учебного материала.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что одно из средств достижения креативности развивающей среды, это использование в процессе обучения современных информационных технологий, которые в свою очередь усиливает учебную мотивацию, эмоционально вовлекают в учебный предмет, развивают гибкость, оригинальность мышления, воображение, самостоятельность. Учащийся, обучаемый в данной среде, подготовлен к успешной профессиональной деятельности в ситуациях непрерывно усложняющихся профессиональных задач, приобретет качества способные быстрой адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни.

Список литературы

1.Ананьев Е.Ф.Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Рыбалко, М.: Юрист, 2004. – 313 с.

2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Согласие, 2007. – 303с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2007. –197с .

4. Дендебер И.А. Развивающая образовательная среда школы, и адаптация к ней учащихся подросткового возраста. «Компетентностный подход в образовании как основа реализации 10 Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/71.pdf стандартов второго поколения: от теории к практике. Ред. И.А. Дендебер, А.В. Калагастова, О.Ю. Мязина. Воронеж: ВГПУ, 2010. – 312с.

5.Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда [Электронный ресурс] 1993. – Режим доступа: www URL: http://www.voppsy.ru/issues/1993/931/931013.htm (Дата обращения 05.12.2013)

6. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С.Выготского (критическое исследование) // Вопросы психологии. М.: 2006. –С. 351.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.