Технология развивающей предметно-пространственной среды
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 94 Технология развивающей предметно-пространственной среды Подготовила: Карпова Алина Григорьевна Рыбинск 2021
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А Сухомлинский
Предметно-развивающая среда – это часть Предметно-развивающая среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Цели создания развивающей среды в ДОУ: обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности дошкольника. обеспечение социально-культурного становления дошкольника; содействие развитию ребенка как личности; совершенствование педагогического процесса повышением развивающего эффекта образовательной среды; удовлетворение потребности актуального и ближайшего развития ребенка.
Функции предметно-развивающей среды: Образовательная Развивающая Воспитательная Стимулирующая Коммуникативная Но самое главное – среда должна работать на развитие самостоятельности и самостоятельной деятельности ребенка.
Предметно – пространственная развивающая среда организованная с учётом требований ФГОС, чётко отображает все пять образовательных областей: 1) социально-коммуникативная, 2) познавательная, 3) речевая, 4) художественно-эстетическая, 5) физическая.
Требования Стандарта к развивающей предметно-пространственной среде: Насыщенность - соответствие среды возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Трансформируемость - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Доступность - свободный доступ всех воспитанников к играм, игрушкам, материалам. Полифункциональность - возможность разнообразного использования различных составляющих среды, пригодных для использования в разных видах детской активности. Вариативность-наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, периодическую сменяемость и появление новых предметов Безопасность-соответствие всех элементов среды требованиям надёжности и качества.
В групповом пространстве принято выделять следующие центры: Музыкальный центр Центр театрализованной деятельности Нравственно-патриотический центр Центр конструктивных игр Физкультурный центр Центр безопасности и правил дорожного движения Центр дидактических игр Центр художественной литературы Художественно-эстетический центр Центр сюжетно-ролевых игр Речевой центр Познавательный центр Обучающий центр
Насыщенная предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.