Статья «Использование возможностей коррекционно-развивающей среды, как средства реализации здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»
Статья: «Использование возможностей коррекционно-развивающей среды,
как средства реализации здоровьесберегающих технологий
на логопедических занятиях».
Портрет ребёнка, имеющего речевую патологию:
- ребёнок с низкой работоспособностью,
-повышенной утомляемостью,
- несформированной произвольностью психических процессов,
-часто болеющий.
Можно выделить 3 группы здоровьесберегающих технологий:
-Технологии сохранения и стимулирования здоровья,
-Коррекционные технологии,
-Технологии обучения здоровому образу жизни.
Средовой подход:
это теория и технология опосредованного (через среду) управления образовательным процессом, в котором основной акцент делается на включение внутренней активности ребенка
ПЕДАГОГ СРЕДА РЕБЕНОК
Образовательная среда:
– это совокупность влияний, условий и возможностей развития личности ребенка
влияния – это источник разнообразного культурного опыта
условия – гарант успешного его присвоения
возможности – символ активного начала не только среды, но и самого ребенка
Ресурсы:
Предметные
Пространственные
Организационно-смысловые
Социально-психологические
Принципы функционирования среды:
Общие:
принцип уважения потребностей, интересов и мнений ребенка; - принцип обеспечения высокой функциональности среды;
принцип активного взаимодействия в среде;
принцип обеспечения опережающего характера обучения в среде; - принцип динамичности и незавершенности среды.
Специфические:
принцип безопасности среды;
принцип доступности объектов среды для полисенсорного восприятия;
принцип смысловой упорядоченности среды;
принцип глубокого погружения в систему социальных отношений;
принцип охраны и развития нарушенных функций, использования реальных и потенциальных познавательных возможностей
Традиционные и нетрадиционные методы в логопедической практике:
артикуляционная гимнастика
пальчиковая гимнастика
массаж и самомассаж
гимнастика для глаз
су – джок терапия
дыхательная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика помогает:
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их (нервную проводимость)
улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
Пальчиковая гимнастика:
развивает мелкую моторику рук
благотворно влияет на развитие речи
готовит руку к письму
Самомассаж рук:
-достигается нормализация мышечного тонуса,
-происходит стимуляция тактильных ощущений,
-развивается речевая функция.
Дыхательная гимнастика:
-способствует насыщению кислородом каждой клеточки организма;
-стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями;
-дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое);
-развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.
Гимнастика для глаз:
Поможет Вам восстановить и сохранить зрение.
Ваши глаза будут отдохнувшими и здоровыми.
Су - Джок терапия:
Су – кисть,
Джок – стопа,
Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Точечный массаж:
Укрепляет защитные силы организма.
Таким образом, рассмотрев приёмы и методы по здоровьесбережению, применяемые в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование их в коррекционной работе с детьми, даёт положительные результат:
- повышение работоспособности, выносливости;
- развитие психических процессов;
- улучшение зрения;
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие общей и мелкой моторики,
- повышение речевой активности.