12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ляхова Наталья Владимировна4590
Россия, Ставропольский край, село Манычское

Формы работы

с обучающимися по подготовке к ГИА в форме ОГЭ

по географии

Учитель МКОУ СОШ №8 с. Манычское

высшей квалификационной категории

Ляхова Наталья Владимировна

География - единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у обучающихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные и общественные объекты и явления.

Общая цель географического образования школьников - сформировать всесторонне образованную личность, в более узком смысле эта цель заключается в овладении обучающимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.

Итоговая аттестация в 9-х классах, нацелена на выявление уровня знаний обучающихся отдельных понятий и положений, входящих в систему географии, умений использовать эти знания при анализе и оценке реальных общественных процессов и явлений, социализацию личности. Таким образом, говоря о подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации следует иметь в виду не механическое натаскивание, а хорошие знания курса географии во всех его аспектах.

Завершение 9 класса можно рассматривать как определенный рубеж в изучении предмета. Школьниками уже изучен достаточно широкий круг вопросов, образующих ядро географических знаний. Вместе с тем им предстоит определиться с направлением профильной подготовки в старшей школе. Полученные в ходе аттестации результаты могут стать в этой ситуации некоторыми ориентирами и для школьника, и для педагога.

Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся к этому моменту, зафиксирован в обязательном минимуме содержания образования и в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Адекватно определить, в какой степени достигаются универсальные параметры и требования, установленные этими документами, позволяют единые контрольные измерительные материалы.

Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему подготовки выпускников девятых классов. Тем самым, повышает ответственность общеобразовательного учреждения и учителя-предметника за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования.

Я свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того, что знакомлю учеников со спецификацией и кодификатором КИМ. Затем ученики выполняют входную работу (как правило это пробная версия ОГЭ).

Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика. Понять, что умеет выпускник, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание. Большое значение имеет диагностика. Первая и последующие работы позволяют проследить динамику усвоения знаний, умений и навыков обучающихся. Такая диагностика даёт возможность проработать проблемные вопросы, увидеть объективную картину подготовки к ОГЭ.


 

Например, задание № 27. Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.

Задание № 29. В каком из перечисленных населённых пунктов 22 июня в полдень по местному солнечному времени угол падения солнечных лучей будет наименьшим?


 


 


 

Пункт

наблюдения

Географические координаты пункта наблюдения

Высота над уровнем моря, м

Средняя температура воздуха, °С

Среднегодовое количество атмосферных осадков, мм

июль

январь

Сортавала

61° с.ш. 30° в.д.

17

+16,4

-9,8

570

Вологда

59° с.ш. 40° в.д.

125

+17,0

-11,9

568

Балахна

57° с.ш. 44° в.д.

63

+19,0

-11,6

542

Уфа

54° с.ш. 56° в.д.

104

+19,5

-15,0

569


 

Задание № 28. Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из ребят сделал верный вывод на основе представленных данных?


 

Пункт

наблюдения

Координаты пункта наблюдения

Средняя температура воздуха, °С

Атмосферные осадки, норма, мм

Среднегодо

вое

количество

   

июль

янв.

июль

янв.

осадков, мм

Москва

56° с.ш. 37° в.д.

18,2

-9,3

93

42

685

Омск

55° с.ш. 74° в.д.

19,4

-16,9

60

24

465

Красноярск

56° с.ш. 93 ° в.д.

18,5

-15,6

74

17

400

Якутск

62° с.ш.129° в.д.

19,0

-39,6

39

9

238


 

Наташа: «Температура воздуха в январе увеличивается в направлении с запада на восток».


 

Витя: «Для всех пунктов, расположенных на 56° с.ш. характерен зимний максимум выпадения атмосферных осадков».


 

Алина: «Зимой количество атмосферных осадков уменьшается при движении с запада на восток».


 

Марина: «Летом количество атмосферных осадков зависит от температуры воздуха - чем выше температура, тем больше выпадает осадков».

 

Это задание не проверяет знания географической номенклатуры и знания фактов. Например: континентальность, а лишь предполагает знания текстов ответов и соответствие текста ответов и статистические данные.


 

Задание 21. На рисунках представлены варианты профиля местности, построенные на основе топографической карты по линии А-В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?


 

Задание предполагает умение читать карту по горизонталям

Задание 8. Определите общий прирост (убыль) населения Южного федерального округа за указанный период. Ответ запишите в виде числа.(чел.)

В задание рассматриваются две позиции 2.4 и 5.3, т.е соблюдается спецификация и план экзаменационной работы. Могут встречаться таблицы со статистическими данными по населению, а могут быть и климатограммы по теме «Атмосфера»

Федеральные

округа

Естественный прирост

Миграционный прирост

Центральный

-2 778

1 321

Северо-Западный

-893

80

Южный

-474

417

Приволжский

-1 375

819

Уральский

-420

283

Сибирский

-715

103

Дальневосточный

-146

-619


 

Задание 30 Определить географический объект по описанию

Эта высокоразвитая страна занимает территорию четырёх крупных и нескольких тысяч мелких островов. Особенностью природы является преобладание горного рельефа, высокая сейсмичность, активный вулканизм. Страна бедна полезными ископаемыми. Из-за вытянутости в меридиональном направлении климатические условия разнообразны. Более 60% территории, главным образом горы, покрыто лесами: смешанными, широколиственными и переменно-влажными (в том числе муссонными). Средняя плотность населения превышает 100 человек на 1 км2. (Япония)

Задания 10 Какой из перечисленных населённых пунктов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?

1) Махачкала 3) Салехард

2) Ямбург 4) Нижний Новгород


 

Задания, предполагающие свободный ответ.


 

Задание 23

АО «Котласский ЦБК» - «Котласский целлюлозно­бумажный комбинат» (юг Архангельской области, город Коряжма) - крупнейшее в России предприятие по комплексной безотходной химической переработке древесины хвойных и лиственных пород. Котласский ЦБК вырабатывает более миллион тонн целлюлозы разных видов, сотни тысяч тонн печатной и технической бумаги, картона, древесно-волокнистые плиты и другие виды продукции.

Объясните, какая особенность природно-ресурсной базы Архангельской области, кроме хорошей обеспеченности водными ресурсами способствовала размещению в

г. Коряжма целлюлозно-бумажного комбината.

Задание 23 предполагает навык знаний смыслового чтения-умения извлекать информацию из текста.

Ребятам вначале, предлагаю прочитать вопрос, затем текст и снова вопрос.

Подчеркиваем в задание , то о чем спрашивается. Нам нужно написать не про экономку, а надо писать про природно-ресурсные базы. Итак про водные ресурсы говорить не надо, а какие еще ресурсы способствуют развитию целлюлозно-бумажной промышленности.

Понятно, что ответ очевиден, это лесные ресурсы. Зачастую ошибки заключаются в том, что обучающиеся пишут не о особенности природно-ресурсной базы, а особенности экономики региона. Описывают , что здесь есть гидроэлектростанции, гидроэлектропотенциал и то что по рекам можно доставлять лес к предприятию, соответственно транспортная инфраструктура. Но хочется отметить , если ребята внимательно читают задание и точно понимают, какие природные ресурсы способствуют развитию целлюлозно-бумажной промышленности и ответ становится очевидным и верным.

Можно сказать, про то, что спрашивают, про то и надо писать, а не в целом про всё, что мы знаем про Архангельскую область.


 


 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Баллы

В ответе говорится о хорошей обеспеченности лесными ресурсами.

Примеры ответов:

Город Коряжма находится на реке Северная Двина, здесь много леса, еще есть тайга в соседних регионах.

кроме этого, город находится в лесу, значит есть сырье.

1

Город Коряжма обеспечен лесными ресурсами, так как находится на реке в таежной зоне.

В ответе ничего не говорится о хорошей обеспеченности лесными ресурсами. Пример ответа: Здесь имеются трудовые ресурсы, и это главный фактор для развития данного производства.

0

Максимальный балл

1


 

Аналогичная картина в задание 14, но в отличие от предыдущего, оно может быть оценено в 2 балла. А значит умение читать и умение извлекать географическую информацию – это важнейшее умение, которое позволит набрать эти баллы. Итак, вначале читать вопрос, затем текст и снова вопрос. Видим, что в задание два вопроса.

Задание 14

Полуостров Кейп-Йорк (штат Квинсленд, северо-восток Австралии), охвачен сильнейшими за последние 50 лет наводнениями. В зоне затопления оказалась огромная территория. Наводнение затронуло много городов штата. Масштабы экономических потерь исчисляются миллиардами долларов. В это же время на юго-западе Австралии, где установилась сухая и жаркая погода, на территории в 2000 га бушуют лесные пожары.

В какое время года Южного полушария и почему ежегодно идут проливные дожди на полуострове Кейп-Йорк?

Критерии оценивания Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе говорится о лете в Южном полушарии (декабрь–февраль) и о господстве влажных экваториальных воздушных масс. ИЛИ В ответе говорится о лете в Южном полушарии (декабрь–февраль) и о ветрах, дующих с Тихого океана, приносящих осадки. Примеры ответов:

·Это субэкваториальный пояс. В феврале пояса атмосферного давления смещаются в Южное полушарие; на север, северо-восток Австралии приходят экваториальные воздушные массы. Идут дожди.

·Полуостров находится в субэкваториальном поясе, а летом там действуют экваториальные воздушные массы. Жарко и дожди каждый день.

·Это декабрь–февраль, так как экваториальные воздушные массы приносят ветры с океана.

2

В ответе говорится только о лете в Южном полушарии (декабрь–февраль) или только о господстве влажных экваториальных воздушных масс или только о ветрах, дующих с Тихого океана, приносящих осадки. Примеры ответов:

·Дожди идут летом в Южном полушарии.

·Приходят экваториальные воздушные массы. Они влажные, поэтому идут дожди.

·Проливные дожди объясняются ветрами, дующими с Тихого океана.

1

В ответе ничего не говорится ни о лете в Южном полушарии (декабрь–февраль), ни о господстве влажных экваториальных воздушных масс, ни о ветрах, дующих с Тихого океана, приносящих осадки. Примеры ответов:

·Там идёт много дождей, потому что воздух влажный.

·Потому что в центре Австралии засуха.

0

Максимальный балл

2


 

Приемы подготовки к ГИА

Групповые и индивидуальные консультации

Знакомство со структурой работы

Решение вариантов демоверсии

Разбор теоретического материала по основным разделам работы

Практическая работа с картой

Чтение топографической карты, профиля

Анализ синоптической карты

Изучение факторов размещения отраслей промышленности

Повторение теории движения литосферных плит

Составление систематизирующих таблиц:

а) «Природные зоны», «Климатические пояса», «Почвы», «Растительный и животный мир»

б) Слоганы

в) Персоналии

Анализ синоптической карты

Изучение факторов размещения отраслей промышленности

Повторение теории движения литосферных плит

Составление систематизирующих таблиц:

а) «Природные зоны», «Климатические пояса», «Почвы», «Растительный и животный мир»

б) Слоганы

в) Персоналии

Дидактический материа

Варианты демоверсий

Экзаменационный материал (школьная ГИА по выбору)

Раздаточный материал: климатограммы, топографические карты, профили, синоптические карты

Тексты пробного ОГЭ

Статистические таблицы

Методика подготовки к экзаменам

1. Работа с текстом

2. Работа с географическими картами

3. Работа с статистическим источниками


 

Чему учить?

Три группы умений составляющих умение смыслового чтения текстов географического содержания


 

1. Общее понимание текста и ориентация в нём.

1.1. вычленение информации представленную в в тексте в явном виде , необходимую подтверждения тех или иных тезисов;

1.2 формулирование выводов и заключений, на основе фактов, имеющихся в тексте.

2. Глубокое понимание содержания и формы текста

2.1 преобразование информации из одной знаковой системы в другую;

2.2 формулирование выводов на основе интерпретации информации из текста.

3. Использование информации для решения задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.

3.1 формулирование выводов о достоверности суждений на основе анализа и обобщения (интеграции) информации заданной в вербальном виде и на рисунках (географических картах);

3.2 использование текстов для оценки правильности новой информации;

3.3 формулирование выводов и по заданному критерию, на основе анализа. интерпретации и обобщения информации из текста;

3.4 использование информации из текста для выражения и обоснования собственного мнения;

3.5 применение информацию из текста для объяснения ситуации практико-ориентированного характера

С чего начать?

Подбор научно-популярных или информационных текстов. Общие требования:

образовательная ценность текста;

учёт жизненного опыта и познавательного опыта учащихся;

достаточное количество элементов информации для разработки 3 заданий, направленных на оценку умений разных групп;

содержание текста должно позволять сформулировать географические вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «где?», «почему именно здесь?», «почему здесь именно так, а не иначе?» и др.

содержание текста должно иметь или личностную или общественную значимость.

Задания 14, 20, 23, 25, 30

Чему учить?

Приёмы работы с картографическими источниками на уроках географии:

приём ориентирования;

составление описаний территорий;

картографическое моделирование;

составление характеристик территорий;

картографические приёмы (построение профилей, составление контурных карт, картосхем);

картоаналиические приёмы (чтение и анализ содержания карт, определение координат, глубин и т.д.

Задание 2, 3, 5, 10-11, 14, 17, 18-21, 22, 24, 27


 

Использование географических карт атласа при выполнении экзаменационной работы

Задание 2 – работа с административно-политической картой России (пограничные государства)

Задание 3 – работа с тематическими картами раздела «Природа России» (8 класс)

Задание 5 – работа с тематическими картами раздела «Хозяйство России» (9 класс)

Задание 7 – работа с тематическими картами раздела «Население России» (8-9 класс)

Задания 10-11 – работа с синоптической картой

Задание 14 – определение географических координат

Задание 17 - работа с картой «Плотность населения России»

Задание 18-21 – работа с топографической картой

Задание 22 - работа с административно-политической картой

Задание 24 – работа с картой часовых зон


 

Чему учить?

Приемы работы со статистическими материалами.


 

Статистический метод – это совокупность приёмов по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические явления.

Методику работы впервые разработал Н.Н. Баранский.

Её порядок заключается в следующем:

прочесть заголовок,

прочесть единицу измерения,

прочесть заголовки строчек и граф,

читать по строчкам и графам с округлением цифр,

сделать вывод о том, что узнаешь.

Задания 8-9, 16, 27, 28-29

Статистические показатели в учебниках географии представлены в виде:

Абсолютные величины имеют осведомительное значение, с их помощью даются размеры географических явлений, например, размеры территории, численность населения. Они выражаются в:

Натуральных единицах измерения (тонны, кг, м²).

Условно-натуральных (тонны условного топлива).

Стоимостных (дают денежную оценку).

Относительные величины выражают результат сопоставления абсолютных величин друг с другом, позволяют обнаружить определенные закономерности в изменении географических явлений, например средние температуры, плотность населения и т. д.

Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ГИА, начинать готовиться нужно заблаговременно, в чем часто заключается существенная проблема. Системный подход к повторению изученного материала - вот одна из главных задач при подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно - измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий на бланках. Таким образом, обучающиеся знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов в новой форме, привыкает к формулировке заданий и типам тестов, используемых в КИМ, учатся коротко и логично отвечать на задания с развернутыми ответами

При подготовке к ГИА по географии выпускнику необходимо использовать учебники и пособия для подготовки к ГИА, которые рекомендованы к использованию в образовательных учреждениях, картографические и статистические источники для поиска и извлечения информации.

Для успешной самоподготовки нужно как можно чаще тренироваться. Тесты помогут получить представление о формулировках и уровне сложности экзамена по географии. Значительный результат дает работа, не требующая дополнительных затрат времени, но дающая максимальный балл при оценивание ГИА. Знания, полученные в ходе подготовки и самоподготовки, позволяют выпускнику на экзамене быстро сориентироваться в вопросах и качественно выполнить задание.

Для успешной подготовки к ГИА необходимо, прежде всего просто повторить весь школьный материал, который входит в содержание программы и необходимый для сдачи экзамена.

Отличным помощником в данном вопросе являются краткие словари школьника, которые содержат важную информацию о тех или иных моментах каждой изученной темы. Но по причине того, что все словари служат не для объяснения, а именно для освежения в памяти воспоминаний, краткий словарь школьника будет абсолютно неэффективным для тех, у кого объем знаний стремиться к нулю.

Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на обучающихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатом обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность и деятельность учения. Активная работа с компьютером формирует у обучающихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. Необходимо развивать навыки самостоятельной работы ребенка, в том числе проводить тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.

Использование Интернета для проведения тестирования в формате ГИА онлайн ( приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовки обучающихся. Готовя выпускника к ГИА можно использовать различные тренировочные программы, которые учитель предлагает обучающимся. Учитель имеет возможность организовать работу с каждым учеником и вносить необходимые изменения в их подготовку. Тестирование проводится во внеурочное время или в домашних условиях, что позволяет обучающемуся максимально сконцентрироваться на выполнение заданий.

Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах по предмету способствует развитию компетенции школьника и, как следствие, его дальнейшей реализации на экзамене. Обучающиеся, сдающие ГИА, должны принимать активное участие в олимпиадах, т. к. предлагаемые задания по структуре приближены к экзаменационным.

В настоящее время разработано множество мультимедийных учебных пособий по географии, которые можно использовать на уроках, при выполнении домашних работ, при подготовке к олимпиадам, при научно –исследовательских работах обучающихся, при подготовке к ГИА. Применение информационных технологий при подготовке к ГИА имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Структуры электронных пособий позволяют быстро осуществлять переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа при подготовке к ГИА по географии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучении предмету; отразить существенные стороны географических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики объектов и явлений природы.

 

Такая система позволяет достичь положительных результатов.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.