Формы работы с обучающимися по подготовке к ОГЭ по географии
Формы работы
с обучающимися по подготовке к ГИА в форме ОГЭ
по географии
Учитель МКОУ СОШ №8 с. Манычское
высшей квалификационной категории
Ляхова Наталья Владимировна
География - единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у обучающихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные и общественные объекты и явления.
Общая цель географического образования школьников - сформировать всесторонне образованную личность, в более узком смысле эта цель заключается в овладении обучающимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.
Итоговая аттестация в 9-х классах, нацелена на выявление уровня знаний обучающихся отдельных понятий и положений, входящих в систему географии, умений использовать эти знания при анализе и оценке реальных общественных процессов и явлений, социализацию личности. Таким образом, говоря о подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации следует иметь в виду не механическое натаскивание, а хорошие знания курса географии во всех его аспектах.
Завершение 9 класса можно рассматривать как определенный рубеж в изучении предмета. Школьниками уже изучен достаточно широкий круг вопросов, образующих ядро географических знаний. Вместе с тем им предстоит определиться с направлением профильной подготовки в старшей школе. Полученные в ходе аттестации результаты могут стать в этой ситуации некоторыми ориентирами и для школьника, и для педагога.
Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся к этому моменту, зафиксирован в обязательном минимуме содержания образования и в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Адекватно определить, в какой степени достигаются универсальные параметры и требования, установленные этими документами, позволяют единые контрольные измерительные материалы.
Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему подготовки выпускников девятых классов. Тем самым, повышает ответственность общеобразовательного учреждения и учителя-предметника за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования.
Я свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того, что знакомлю учеников со спецификацией и кодификатором КИМ. Затем ученики выполняют входную работу (как правило это пробная версия ОГЭ).
Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика. Понять, что умеет выпускник, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание. Большое значение имеет диагностика. Первая и последующие работы позволяют проследить динамику усвоения знаний, умений и навыков обучающихся. Такая диагностика даёт возможность проработать проблемные вопросы, увидеть объективную картину подготовки к ОГЭ.
Например, задание № 27. Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.
Задание № 29. В каком из перечисленных населённых пунктов 22 июня в полдень по местному солнечному времени угол падения солнечных лучей будет наименьшим?
Пункт наблюдения |
Географические координаты пункта наблюдения |
Высота над уровнем моря, м |
Средняя температура воздуха, °С |
Среднегодовое количество атмосферных осадков, мм |
||
июль |
январь |
|||||
Сортавала |
61° с.ш. 30° в.д. |
17 |
+16,4 |
-9,8 |
570 |
|
Вологда |
59° с.ш. 40° в.д. |
125 |
+17,0 |
-11,9 |
568 |
|
Балахна |
57° с.ш. 44° в.д. |
63 |
+19,0 |
-11,6 |
542 |
|
Уфа |
54° с.ш. 56° в.д. |
104 |
+19,5 |
-15,0 |
569 |
Задание № 28. Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из ребят сделал верный вывод на основе представленных данных?
Пункт наблюдения |
Координаты пункта наблюдения |
Средняя температура воздуха, °С |
Атмосферные осадки, норма, мм |
Среднегодо вое количество |
||||
июль |
янв. |
июль |
янв. |
осадков, мм |
||||
Москва |
56° с.ш. 37° в.д. |
18,2 |
-9,3 |
93 |
42 |
685 |
||
Омск |
55° с.ш. 74° в.д. |
19,4 |
-16,9 |
60 |
24 |
465 |
||
Красноярск |
56° с.ш. 93 ° в.д. |
18,5 |
-15,6 |
74 |
17 |
400 |
||
Якутск |
62° с.ш.129° в.д. |
19,0 |
-39,6 |
39 |
9 |
238 |
Наташа: «Температура воздуха в январе увеличивается в направлении с запада на восток».
Витя: «Для всех пунктов, расположенных на 56° с.ш. характерен зимний максимум выпадения атмосферных осадков».
Алина: «Зимой количество атмосферных осадков уменьшается при движении с запада на восток».
Марина: «Летом количество атмосферных осадков зависит от температуры воздуха - чем выше температура, тем больше выпадает осадков».
Это задание не проверяет знания географической номенклатуры и знания фактов. Например: континентальность, а лишь предполагает знания текстов ответов и соответствие текста ответов и статистические данные.
Задание 21. На рисунках представлены варианты профиля местности, построенные на основе топографической карты по линии А-В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
Задание предполагает умение читать карту по горизонталям
Задание 8. Определите общий прирост (убыль) населения Южного федерального округа за указанный период. Ответ запишите в виде числа.(чел.)
В задание рассматриваются две позиции 2.4 и 5.3, т.е соблюдается спецификация и план экзаменационной работы. Могут встречаться таблицы со статистическими данными по населению, а могут быть и климатограммы по теме «Атмосфера»
Федеральные округа |
Естественный прирост |
Миграционный прирост |
Центральный |
-2 778 |
1 321 |
Северо-Западный |
-893 |
80 |
Южный |
-474 |
417 |
Приволжский |
-1 375 |
819 |
Уральский |
-420 |
283 |
Сибирский |
-715 |
103 |
Дальневосточный |
-146 |
-619 |
Задание 30 Определить географический объект по описанию
Эта высокоразвитая страна занимает территорию четырёх крупных и нескольких тысяч мелких островов. Особенностью природы является преобладание горного рельефа, высокая сейсмичность, активный вулканизм. Страна бедна полезными ископаемыми. Из-за вытянутости в меридиональном направлении климатические условия разнообразны. Более 60% территории, главным образом горы, покрыто лесами: смешанными, широколиственными и переменно-влажными (в том числе муссонными). Средняя плотность населения превышает 100 человек на 1 км2. (Япония)
Задания 10 Какой из перечисленных населённых пунктов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?
1) Махачкала 3) Салехард
2) Ямбург 4) Нижний Новгород
Задания, предполагающие свободный ответ.
Задание 23
АО «Котласский ЦБК» - «Котласский целлюлознобумажный комбинат» (юг Архангельской области, город Коряжма) - крупнейшее в России предприятие по комплексной безотходной химической переработке древесины хвойных и лиственных пород. Котласский ЦБК вырабатывает более миллион тонн целлюлозы разных видов, сотни тысяч тонн печатной и технической бумаги, картона, древесно-волокнистые плиты и другие виды продукции.
Объясните, какая особенность природно-ресурсной базы Архангельской области, кроме хорошей обеспеченности водными ресурсами способствовала размещению в
г. Коряжма целлюлозно-бумажного комбината.
Задание 23 предполагает навык знаний смыслового чтения-умения извлекать информацию из текста.
Ребятам вначале, предлагаю прочитать вопрос, затем текст и снова вопрос.
Подчеркиваем в задание , то о чем спрашивается. Нам нужно написать не про экономку, а надо писать про природно-ресурсные базы. Итак про водные ресурсы говорить не надо, а какие еще ресурсы способствуют развитию целлюлозно-бумажной промышленности.
Понятно, что ответ очевиден, это лесные ресурсы. Зачастую ошибки заключаются в том, что обучающиеся пишут не о особенности природно-ресурсной базы, а особенности экономики региона. Описывают , что здесь есть гидроэлектростанции, гидроэлектропотенциал и то что по рекам можно доставлять лес к предприятию, соответственно транспортная инфраструктура. Но хочется отметить , если ребята внимательно читают задание и точно понимают, какие природные ресурсы способствуют развитию целлюлозно-бумажной промышленности и ответ становится очевидным и верным.
Можно сказать, про то, что спрашивают, про то и надо писать, а не в целом про всё, что мы знаем про Архангельскую область.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). |
Баллы |
В ответе говорится о хорошей обеспеченности лесными ресурсами. Примеры ответов: Город Коряжма находится на реке Северная Двина, здесь много леса, еще есть тайга в соседних регионах. кроме этого, город находится в лесу, значит есть сырье. |
1 |
Город Коряжма обеспечен лесными ресурсами, так как находится на реке в таежной зоне. В ответе ничего не говорится о хорошей обеспеченности лесными ресурсами. Пример ответа: Здесь имеются трудовые ресурсы, и это главный фактор для развития данного производства. |
0 |
Максимальный балл |
1 |
Аналогичная картина в задание 14, но в отличие от предыдущего, оно может быть оценено в 2 балла. А значит умение читать и умение извлекать географическую информацию – это важнейшее умение, которое позволит набрать эти баллы. Итак, вначале читать вопрос, затем текст и снова вопрос. Видим, что в задание два вопроса.
Задание 14
Полуостров Кейп-Йорк (штат Квинсленд, северо-восток Австралии), охвачен сильнейшими за последние 50 лет наводнениями. В зоне затопления оказалась огромная территория. Наводнение затронуло много городов штата. Масштабы экономических потерь исчисляются миллиардами долларов. В это же время на юго-западе Австралии, где установилась сухая и жаркая погода, на территории в 2000 га бушуют лесные пожары.
В какое время года Южного полушария и почему ежегодно идут проливные дожди на полуострове Кейп-Йорк?
Критерии оценивания Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В ответе говорится о лете в Южном полушарии (декабрь–февраль) и о господстве влажных экваториальных воздушных масс. ИЛИ В ответе говорится о лете в Южном полушарии (декабрь–февраль) и о ветрах, дующих с Тихого океана, приносящих осадки. Примеры ответов: ·Это субэкваториальный пояс. В феврале пояса атмосферного давления смещаются в Южное полушарие; на север, северо-восток Австралии приходят экваториальные воздушные массы. Идут дожди. ·Полуостров находится в субэкваториальном поясе, а летом там действуют экваториальные воздушные массы. Жарко и дожди каждый день. ·Это декабрь–февраль, так как экваториальные воздушные массы приносят ветры с океана. |
2 |
В ответе говорится только о лете в Южном полушарии (декабрь–февраль) или только о господстве влажных экваториальных воздушных масс или только о ветрах, дующих с Тихого океана, приносящих осадки. Примеры ответов: ·Дожди идут летом в Южном полушарии. ·Приходят экваториальные воздушные массы. Они влажные, поэтому идут дожди. ·Проливные дожди объясняются ветрами, дующими с Тихого океана. |
1 |
В ответе ничего не говорится ни о лете в Южном полушарии (декабрь–февраль), ни о господстве влажных экваториальных воздушных масс, ни о ветрах, дующих с Тихого океана, приносящих осадки. Примеры ответов: ·Там идёт много дождей, потому что воздух влажный. ·Потому что в центре Австралии засуха. |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Приемы подготовки к ГИА
Групповые и индивидуальные консультации
Знакомство со структурой работы
Решение вариантов демоверсии
Разбор теоретического материала по основным разделам работы
Практическая работа с картой
Чтение топографической карты, профиля
Анализ синоптической карты
Изучение факторов размещения отраслей промышленности
Повторение теории движения литосферных плит
Составление систематизирующих таблиц:
а) «Природные зоны», «Климатические пояса», «Почвы», «Растительный и животный мир»
б) Слоганы
в) Персоналии
Анализ синоптической карты
Изучение факторов размещения отраслей промышленности
Повторение теории движения литосферных плит
Составление систематизирующих таблиц:
а) «Природные зоны», «Климатические пояса», «Почвы», «Растительный и животный мир»
б) Слоганы
в) Персоналии
Дидактический материа
Варианты демоверсий
Экзаменационный материал (школьная ГИА по выбору)
Раздаточный материал: климатограммы, топографические карты, профили, синоптические карты
Тексты пробного ОГЭ
Статистические таблицы
Методика подготовки к экзаменам
1. Работа с текстом
2. Работа с географическими картами
3. Работа с статистическим источниками
Чему учить?
Три группы умений составляющих умение смыслового чтения текстов географического содержания
1. Общее понимание текста и ориентация в нём.
1.1. вычленение информации представленную в в тексте в явном виде , необходимую подтверждения тех или иных тезисов;
1.2 формулирование выводов и заключений, на основе фактов, имеющихся в тексте.
2. Глубокое понимание содержания и формы текста
2.1 преобразование информации из одной знаковой системы в другую;
2.2 формулирование выводов на основе интерпретации информации из текста.
3. Использование информации для решения задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.
3.1 формулирование выводов о достоверности суждений на основе анализа и обобщения (интеграции) информации заданной в вербальном виде и на рисунках (географических картах);
3.2 использование текстов для оценки правильности новой информации;
3.3 формулирование выводов и по заданному критерию, на основе анализа. интерпретации и обобщения информации из текста;
3.4 использование информации из текста для выражения и обоснования собственного мнения;
3.5 применение информацию из текста для объяснения ситуации практико-ориентированного характера
С чего начать?
Подбор научно-популярных или информационных текстов. Общие требования:
образовательная ценность текста;
учёт жизненного опыта и познавательного опыта учащихся;
достаточное количество элементов информации для разработки 3 заданий, направленных на оценку умений разных групп;
содержание текста должно позволять сформулировать географические вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «где?», «почему именно здесь?», «почему здесь именно так, а не иначе?» и др.
содержание текста должно иметь или личностную или общественную значимость.
Задания 14, 20, 23, 25, 30
Чему учить?
Приёмы работы с картографическими источниками на уроках географии:
приём ориентирования;
составление описаний территорий;
картографическое моделирование;
составление характеристик территорий;
картографические приёмы (построение профилей, составление контурных карт, картосхем);
картоаналиические приёмы (чтение и анализ содержания карт, определение координат, глубин и т.д.
Задание 2, 3, 5, 10-11, 14, 17, 18-21, 22, 24, 27
Использование географических карт атласа при выполнении экзаменационной работы
Задание 2 – работа с административно-политической картой России (пограничные государства)
Задание 3 – работа с тематическими картами раздела «Природа России» (8 класс)
Задание 5 – работа с тематическими картами раздела «Хозяйство России» (9 класс)
Задание 7 – работа с тематическими картами раздела «Население России» (8-9 класс)
Задания 10-11 – работа с синоптической картой
Задание 14 – определение географических координат
Задание 17 - работа с картой «Плотность населения России»
Задание 18-21 – работа с топографической картой
Задание 22 - работа с административно-политической картой
Задание 24 – работа с картой часовых зон
Чему учить?
Приемы работы со статистическими материалами.
Статистический метод – это совокупность приёмов по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические явления.
Методику работы впервые разработал Н.Н. Баранский.
Её порядок заключается в следующем:
прочесть заголовок,
прочесть единицу измерения,
прочесть заголовки строчек и граф,
читать по строчкам и графам с округлением цифр,
сделать вывод о том, что узнаешь.
Задания 8-9, 16, 27, 28-29
Статистические показатели в учебниках географии представлены в виде:
Абсолютные величины имеют осведомительное значение, с их помощью даются размеры географических явлений, например, размеры территории, численность населения. Они выражаются в:
Натуральных единицах измерения (тонны, кг, м²).
Условно-натуральных (тонны условного топлива).
Стоимостных (дают денежную оценку).
Относительные величины выражают результат сопоставления абсолютных величин друг с другом, позволяют обнаружить определенные закономерности в изменении географических явлений, например средние температуры, плотность населения и т. д.
Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ГИА, начинать готовиться нужно заблаговременно, в чем часто заключается существенная проблема. Системный подход к повторению изученного материала - вот одна из главных задач при подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно - измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий на бланках. Таким образом, обучающиеся знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов в новой форме, привыкает к формулировке заданий и типам тестов, используемых в КИМ, учатся коротко и логично отвечать на задания с развернутыми ответами
При подготовке к ГИА по географии выпускнику необходимо использовать учебники и пособия для подготовки к ГИА, которые рекомендованы к использованию в образовательных учреждениях, картографические и статистические источники для поиска и извлечения информации.
Для успешной самоподготовки нужно как можно чаще тренироваться. Тесты помогут получить представление о формулировках и уровне сложности экзамена по географии. Значительный результат дает работа, не требующая дополнительных затрат времени, но дающая максимальный балл при оценивание ГИА. Знания, полученные в ходе подготовки и самоподготовки, позволяют выпускнику на экзамене быстро сориентироваться в вопросах и качественно выполнить задание.
Для успешной подготовки к ГИА необходимо, прежде всего просто повторить весь школьный материал, который входит в содержание программы и необходимый для сдачи экзамена.
Отличным помощником в данном вопросе являются краткие словари школьника, которые содержат важную информацию о тех или иных моментах каждой изученной темы. Но по причине того, что все словари служат не для объяснения, а именно для освежения в памяти воспоминаний, краткий словарь школьника будет абсолютно неэффективным для тех, у кого объем знаний стремиться к нулю.
Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на обучающихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатом обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность и деятельность учения. Активная работа с компьютером формирует у обучающихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. Необходимо развивать навыки самостоятельной работы ребенка, в том числе проводить тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.
Использование Интернета для проведения тестирования в формате ГИА онлайн ( приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовки обучающихся. Готовя выпускника к ГИА можно использовать различные тренировочные программы, которые учитель предлагает обучающимся. Учитель имеет возможность организовать работу с каждым учеником и вносить необходимые изменения в их подготовку. Тестирование проводится во внеурочное время или в домашних условиях, что позволяет обучающемуся максимально сконцентрироваться на выполнение заданий.
Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах по предмету способствует развитию компетенции школьника и, как следствие, его дальнейшей реализации на экзамене. Обучающиеся, сдающие ГИА, должны принимать активное участие в олимпиадах, т. к. предлагаемые задания по структуре приближены к экзаменационным.
В настоящее время разработано множество мультимедийных учебных пособий по географии, которые можно использовать на уроках, при выполнении домашних работ, при подготовке к олимпиадам, при научно –исследовательских работах обучающихся, при подготовке к ГИА. Применение информационных технологий при подготовке к ГИА имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Структуры электронных пособий позволяют быстро осуществлять переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа при подготовке к ГИА по географии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучении предмету; отразить существенные стороны географических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики объектов и явлений природы.
Такая система позволяет достичь положительных результатов.