Формы работы с родителями в период адаптации детей к детскому саду

2
0
Материал опубликован 6 February 2022 в группе

Формы работы с родителями в период адаптации детей к детскому саду

       Период адаптации ребёнка к детскому саду является своеобразным испытанием для ребёнка: изменяются привычные условия жизни, малыш меньше видит маму, находится в группе с незнакомыми людьми. Этот период зачастую протекает очень бурно. Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, от правильного подхода взрослых к привыканию детей к детскому саду.

    Задача родителей на данном этапе – помочь ребёнку адаптироваться к новым социальным условиям.

      Период адаптации – тяжёлое время не только для ребёнка, но и для его родителей, которые обеспокоены фактом необходимости посещения ребёнком детского сада больше, чем сам ребёнок. Часто они сами не осознают того, что их действия не помогают ребёнку привыкнуть к новым условиям, а наоборот, усложняют данный процесс. При этом эмоциональное напряжение и тревожность родителей передаётся ребёнку. Поэтому очень важны партнёрские отношения воспитателя с родителями.

    Задача дошкольного учреждения – оказать родителям психолого - педагогическую помощь, направленную на обеспечение единства семейного и общественного воспитания.

       В период адаптации детей к детскому саду я поставила следующие задачи:  выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в семье и ДОУ;  оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по вопросам воспитания ребёнка;  работать в тесном контакте с семьями воспитанников; повышать педагогическую компетентность родителей; использовать различные формы сотрудничества с родителями.

    Мною применяются разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно – информационные.

          Коллективные формы.

     Провела родительское собрание на тему «Адаптация ребёнка к детскому саду». Основная цель данного собрания – заинтересованность родителей в дальнейшем сотрудничестве. Показала родителям различные центры для развития детей, познакомила с нормативными документами дошкольного учреждения, с коллективом педагогов. Рассказала об особенностях начала посещения ребёнком детского сада, вручила памятки «Ребенок и детский сад». Родители получили полезную информацию о содержании работы с детьми.

    Провела с родителями деловые игры, во время которых они познакомились с особенностями сенсорного, физического развития и развития речи детей.

     Предоставила консультацию «Что делать, если ребёнок плачет при расставании с родителями».

   Применяю индивидуальные формы работы с родителями: индивидуальные консультации, беседы с воспитателем, педагогом – психологом, обучение родителей осуществлению коррекционно – развивающего взаимодействия с ребёнком.

     В ходе индивидуальной беседы собираю информацию о семье, выявляю привычки ребёнка: особенности питания, сна, игровые навыки, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками. На основе этих данных определяю степень готовности ребёнка к посещению детского сада. Даю родителям соответствующие рекомендации.

        В процессе индивидуальной беседы родителям предоставляется возможность выяснить все интересующие их вопросы, связанные с адаптацией ребёнка к ДОУ. Они задают вопросы, предлагают свои варианты их решения. В форме дискуссии обсуждаем проблему адаптации детей, родители рассказывают об опыте семейного воспитания ребёнка.

    При необходимости провожу с родителями консультации с целью помочь им в разрешении проблемных вопросов. Например, «Как избежать осложнений в адаптации?», «Режим дня для ребёнка» и др.

        В том случае, если семья не способна самостоятельно решить возникшие трудности в адаптационный период и это негативно отражается на психологическом состоянии ребёнка, прибегаю к помощи психолога, который помогает в разрешении сложных случаев, связанных с адаптацией ребёнка к ДОУ.

      Использую наглядно – информационные формы работы. В родительском уголке поместила консультации «Адаптация ребёнка в детском саду», памятку «7 правил адаптации», информационные листы - памятки «Адаптация. Что это такое?».

     Предложила вниманию родителей информационную раскладушку «Что делать, если ребёнок начал ходить в детский сад», папку - передвижку «Факторы, от которых зависит успех адаптационного периода».

        Наряду с традиционными формами я использую и нетрадиционные формы работы с родителями: информационно – аналитические, наглядно – информационные, познавательные, досуговые формы.

         Информационно – аналитические формы: проведение соцопросов; анкетирование.

     Провожу с родителями соцопросы, анкетирование с целью определения готовности ребёнка к посещению дошкольного учреждения. Предлагаю родителям заполнить анкету «Готов ли ваш ребёнок к поступлению в детский сад?», содержащую вопросы о поведении ребёнка дома, его познавательной и игровой активности. Анкета позволяет получить дополнительную информацию о степени готовности ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение. Отвечая на вопросы анкеты, родители могут оценить степень готовности ребёнка к новым условиям на основе своих наблюдений и семейного опыта и предотвратить возможные трудности. Наблюдая за родителями и анализируя анкеты, которые они заполняли, я отметила, что некоторые родители не оценивают плаксивость ребёнка, как вероятность нормального состояния дошкольника в период адаптации к детскому саду, они напуганы этим, не готовы проявить терпение. Говорю родителям о необходимости посещения детского сада укороченное время, прибегаю к помощи педагога – психолога.

         Наглядно – информационные формы: ​​​​​​​выпуск стенгазет, мини – журналов; оформление информационных стендов; создание видеотеки по работе ДОУ; открытые занятия; презентации; размещение информации на сайте ДОУ.

       Оформила для родителей стенгазету «Первые дни в детском саду», мини – стенд «Я пришёл».

        Создала видеотеку по работе с детьми группы в форме папки – передвижки с целью ознакомления родителей с содержанием работы с детьми в детском саду. На диске показаны разные виды деятельности по развитию детей.

       В работе использую разные средства наглядной пропаганды. Показываю родителям открытые занятия, включаю в занятие элемент беседы с родителями (ребёнок может рассказать родителям что - то новое из жизни группы, ввести его в круг своих интересов). Просматривание фрагментов организованной и самостоятельной деятельности детей расширяет представления родителей о своих детях. Данная работа носит систематический характер, что позволяет родителям почувствовать себя частью образовательного процесса.

         Использую познавательные формы: семейные гостиные, проектную деятельность.

       Вовлекаю родителей в педагогический процесс. Провела родительские собрания на тему «Игры в жизни наших детей». Наша встреча началась с психологической разминки «Улыбка». Рассказала родителям о видах игр: дидактических, подвижных, сюжетно – ролевых, музыкальных и т.д. Рассказ сопровождался показом слайдов.

     Порекомендовала родителям игры, в которые они могут поиграть с детьми дома, занимаясь домашними делами. Например, «Выложи рисунок из фасоли», «Сделай бусы из макарон» и т. д. В конце нашей встречи предложила родителям самим изготовить художественную аппликацию из пластилина и различных круп, чтобы дома они могли это сделать со своими детьми.

     Интересно прошла встреча с родителями в форме «Семейной гостиной» на тему «Делимся опытом семейного воспитания» (родители рассказывали, как занимаются с ребёнком и какую помощь семье оказывает детский сад).

        Организовала в группе «Семейный клуб». Работа клуба выстроена так, чтобы укрепить отношения между родителями и ребёнком, а также сделать взаимоотношения семьи и педагогов более близкими.

      В этом году обсуждалась тема «Растим детей здоровыми». Родители высказывали свои мнения о здоровом образе жизни ребёнка, рассказывали о том, как они укрепляют здоровье ребёнка в семье. В ходе обсуждения затрагивали и вопрос о закаливании детей. Этот вопрос вызвал у них дискуссию, кто-то был «за», кто-то «против» использования методов закаливания в детском саду.

         Использую досуговые формыдосуги, развлечения для детей;  участие родителей в подготовке к праздникам.

      Всем известно, что в адаптационный период дети часто болеют, поэтому использую формы оздоровления: точечный массаж, чесночный настой. Конечно же, предварительно беседую с родителями, консультируюсь с медиком, чтобы у детей не было противопоказаний (аллергия и т. п.).

    Благодаря использованию разнообразных форм взаимодействия с родителями адаптация у детей прошла успешно. Изо всех детей группы один ребёнок был со средней степенью адаптации, а остальные дети перенесли адаптацию в лёгкой форме. Повысился интерес родителей к работе ДОУ; повысилась компетентность родителей в психолого - педагогических и правовых вопросах; увеличилось количество обращений с вопросами к педагогам; возрос интерес родителей к мероприятиям, проводимых в детском саду; увеличился рост удовлетворенности родителей работой педагогов и дошкольного учреждения в целом. Такой результат возможен благодаря тому, что родители и сотрудники дошкольного учреждения объединили свои усилия и обеспечили детям эмоциональный комфорт.

      Чёткая, слаженная и продуманная работа педагогов, психолога, медика, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, установление партнёрских отношений с родителями обеспечило лёгкое течение адаптации детей к детскому саду.






Использованная литература:

        Афонькина Ю.А. «Психолого - педагогическое сопровождение в ДОУ, развитие ребёнка раннего возраста»: Методическое пособие - М.: АРКТИ, 2010 - 80 с.

    Белкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие» - Воронеж, «Учитель», 2006 - 236 с.

     Заводчикова О.Г. «Адаптация ребёнка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей» – М.: Просвещение 2007 – 79 с.

       Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого –педагогическое сопровождение, комплексные занятия». Волгоград: Учитель, 2010 - 127 с.

    Русаков А.С. «Адаптация ребёнка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник»: Речь. Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010 - 128 с.































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.