Статья «Организация работы с родителями в период адаптации детей к детскому саду»

7
0
Материал опубликован 1 February 2021 в группе

Организация работы с родителями в период адаптации детей к детскому саду

     Дошкольное детство – важнейший этап в жизни ребёнка. Проблема адаптации ребёнка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной и в наше время. Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. От того, насколько успешно ребёнок адаптируется к детскому саду, будет зависеть конечный результат – спокойный ребёнок, с удовольствием посещающий ДОУ. Период адаптации – тяжёлое время не только для ребёнка, но и для его родителей. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

   В. А. Сухомлинский считал, что «педагогика должна стать наукой для всех: и для педагогов, и для родителей». Поэтому большое значение имеет просвещение родителей, повышение их педагогической компетентности.

   В период адаптации детей к детскому саду я поставила цель: создание условий для установления доверительных, партнёрских отношений с родителями, развитие педагогической компетентности родителей.

    Для достижения цели решаю следурешаюющие задачи:

    Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в семье и ДОУ. 

    Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по 

    вопросам воспитания ребёнка.

    Работать в тесном контакте с семьями воспитанников.

    использовать различные формы сотрудничества с родителями.

   Взаимодействие педагогов с родителями невозможно без учёта интересов семьи. Поэтому я стараюсь использовать такие формы и методы работы, которые позволяют учесть актуальные интересы родителей.

   Мною применяются разные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно – информационные.

   Коллективные формы.

Провела родительское собрание (онлайн в связи с пандемией) на тему «Адаптация ребёнка к детскому саду, на котором познакомила родителей с нормативными документами дошкольного учреждения, с коллективом педагогов. Родители получили полезную информацию о содержании работы с детьми.

  Предоставила консультацию «Что делать, если ребёнок плачет при расставании с родителями».

 Применяю индивидуальные формы работы с родителями: индивидуальные консультации, беседы с воспитателем, педагогом – психологом, обучение родителей осуществлению коррекционно – развивающего взаимодействия с ребёнком.

   В процессе индивидуальной беседы родителям предоставляется возможность выяснить все интересующие их вопросы, связанные с адаптацией ребёнка к ДОУ. Они задают вопросы, предлагают свои варианты их решения. В форме дискуссии обсуждаем проблему адаптации детей, родители рассказывают об опыте семейного воспитания ребёнка.

   При необходимости провожу с родителями консультации с целью помочь им в разрешении проблемных вопросов по адаптации ребёнка. Например, «Как избежать осложнений в адаптации?», «Режим дня для ребёнка» и др.

  Использую наглядно – информационные формы работы. В родительском уголке поместила консультации «Адаптация ребёнка в детском саду», памятку «7 правил адаптации», информационные листы - памятки «Адаптация. Что это такое?».

  Предложила вниманию родителей информационную раскладушку «Что делать, если ребёнок начал ходить в детский сад», папку - передвижку «Факторы, от которых зависит успех адаптационного периода».

   Наряду с традиционными формами я использую и нетрадиционные формы работы с родителями: информационно – аналитические, наглядно – информационные, познавательные, досуговые формы.

    Информационно – аналитические формы:проведение соцопросов; нкетирование.

  Провожу с родителями соцопросы, анкетирование с целью определения готовности ребёнка к посещению дошкольного учреждения. Предлагаю родителям заполнить анкету «Готов ли ваш ребёнок к поступлению в детский сад?», содержащую вопросы о поведении ребёнка дома, его познавательной и игровой активности. Анкета позволяет получить дополнительную информацию о степени готовности ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение. Отвечая на вопросы анкеты, родители могут оценить степень готовности ребёнка к новым условиям на основе своих наблюдений и семейного опыта и предотвратить возможные трудности. Наблюдая за родителями и анализируя анкеты, которые они заполняли, я отметила, что некоторые родители не оценивают плаксивость ребёнка, как вероятность нормального состояния дошкольника в период адаптации к детскому саду, они напуганы этим, не готовы проявить терпение. Говорю родителям о необходимости посещения детского сада укороченное время, прибегаю к помощи педагога – психолога.

    Наглядно – информационные формы: выпуск стенгазет, мини – журналов; ормление инфациормов;онных стенд создание видеотеки по работе ДОУ; открытые занятия  занятия(((онлайн); презентации; размещение информации на сайте ДОУ.

  Оформила для родителей стенгазету «Первые дни в детском саду», мини – стенд «Я пришёл».

   Создала видеотеку по работе с детьми нашей группы в форме папки – передвижки с целью ознакомления родителей с содержанием работы с ребёнком в детском саду. На диске показаны разные виды деятельности по развитию детей.

   В работе использую разные средства наглядной пропаганды. Показываю родителям открытые занятия (онлайн), включаю в занятие элемент беседы с родителями (ребёнок может рассказать родителям что - то новое из жизни группы, ввести его в круг своих интересов). Просматривание фрагментов организованной и самостоятельной деятельности детей расширяет представления родителей о своих детях. Данная работа носит систематический характер, что позволяет родителям почувствовать себя частью образовательного процесса.

    Использую познавательные формы: семейные гостиные, проектную деятельность.

    Вовлекаю родителей в педагогический процесс. Провела родительские собрания (онлайн) на тему «Игры в жизни наших детей». Наша встреча началась с психологической разминки «Улыбка». Рассказала родителям о видах игр: дидактических, подвижных, сюжетно – ролевых, музыкальных и т.д. Рассказ сопровождался показом слайдов.

  Порекомендовала родителям игры, в которые они могут поиграть с детьми дома, занимаясь домашними делами. Например, «Выложи рисунок из фасоли», «Сделай бусы из макарон» и т. д. В конце нашей встречи предложила родителям самим изготовить художественную аппликацию из пластилина и различных круп, чтобы дома они могли это сделать со своими детьми.

    Интересно прошла встреча с родителями в форме «Семейной гостиной» на тему «Делимся опытом семейного воспитания» (родители рассказывали, как занимаются с ребёнком и какую помощь семье оказывает детский сад).

    Организовала в группе «Семейный клуб». Работа клуба выстроена так, чтобы укрепить отношения между родителями и ребёнком, а также сделать взаимоотношения семьи и педагогов более близкими.

    В этом году обсуждалась тему «Растим детей здоровыми». Родители высказывали свои мнения о здоровом образе жизни ребёнка, рассказывали о том, как они укрепляют здоровье ребёнка в семье. В ходе обсуждения затрагивали и вопрос о закаливании детей. Этот вопрос вызвал у них дискуссию, кто-то был «за», кто-то «против» использования методов закаливания в детском саду.

    Заинтересовала родителей проектом «Огород на подоконнике», они приносили семена овощных культур, рассказывали детям о благоприятных условиях для роста растений.

     Использую досуговые формы: досуги, развлечения для детей; участие родителей в подготовке к праздникам.

    В ноябре провела праздник «День матери». К этому празднику мы подготовили выставку рисунков «Мама – лучший друг», сделали с детьми подарки мамам, показали видеосъёмку, на которой дети поздравляют своих мам с праздником, читают стихи, поют песни о любимых мамах. А родители, в свою очередь, оформили семейные альбомы.

   Всем известно, что в адаптационный период дети часто болеют, поэтому мы используем формы оздоровления: точечный массаж, чесночный настой, заваривание чая из лечебных трав. Конечно же, предварительно беседуем с родителями, консультируемся с медиком, чтобы у детей не было противопоказаний (аллергия и т. п.).

   Благодаря использованию таких форм взаимодействия с родителями  адаптация у детей прошла успешно. Изо всех детей нашей группы один ребёнок был со средней степенью адаптации, а остальные дети перенесли адаптацию в лёгкой форме. Повысился интерес родителей к работе ДОУ; повысилась компетентность родителей в психолого - педагогических и правовых вопросах; увеличилось количество обращений с вопросами к педагогам; возрос интерес родителей к мероприятиям, проводимых в детском саду; увеличился рост удовлетворенности родителей работой педагогов и дошкольного учреждения в целом.

   Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель – воспитать достойных членов нашего общества.




Использованная литература:

  Афонькина Ю.А. «Психолого - педагогическое сопровождение в ДОУ, развитие ребёнка раннего возраста»: Методическое пособие - М.: АРКТИ, 2010 - 80 с.

   Белкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие» - Воронеж, «Учитель», 2006 - 236 с.

  Заводчикова О.Г. «Адаптация ребёнка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей» – М.: Просвещение 2007 – 79 с.

  Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого –педагогическое сопровождение, комплексные занятия». Волгоград: Учитель, 2010 - 127 с.

  Русаков А.С. «Адаптация ребёнка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник»: Речь. Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010 - 128 с.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.