План учебного занятия по «Формы размножения организмов»

2
1
Материал опубликован 2 December 2016 в группе

План учебного занятия

Аудитория: группа ДОУ-1-1

Дисциплина: Естествознание

Тема занятия: Формы размножения организмов.

Тип учебного занятия: формирование новых знаний и умений.

Форма занятия: эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы

Методы проведения: объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, самостоятельная работа в группах, тестирование.

Цели занятия: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления и информационно – коммуникационной технологии, расширить и углубить знания о формах, способах размножения и практическом значении.

Задачи:

Образовательная: возобновить в памяти студентов общие сведения о размножении в живой природе; расширить и углубить знания о бесполом размножении, его способах и практическом значении; раскрыть особенности и значение размножения в обеспечении преемственности  между поколениями.

Развивающая: развивать навыки мыслительной деятельности студентов для формирования умений доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять сходство и различия при сравнении форм размножения; создать условия для развития  навыков аргументированной устной речи, логического мышления, внимания, памяти и самостоятельной учебной работы; формировать у студентов умение применять имеющиеся знания для решения конкретных задач.

Воспитательная: воспитание стремления к организации самостоятельной работы, взаимопроверки, культуры общения, понимания красоты и целесообразности всего в природе; стимулирование потребности студентов в самореализации, самовыражении, в творческой и общественно-значимой работе, развитие интересов и способностей студентов.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: студенты знакомятся с размножением организмов как важнейшим их свойством, его ролью в преемственности поколений, способами размножения организмов — бесполым и половым; формируют представления о целостной современной естественно - научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;

Метапредметные: студенты продолжают осваивать основы исследовательской деятельности, фиксировать, анализировать и объяснять результаты исследований; овладевают умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;

Личностные: студенты развивают готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации; формируют умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания.

Методические приёмы: возбуждение интереса к теме, доступность изложения, связь с жизнью, концентрация внимания на главном, сочетание слов с наглядностью, активизация логического мышления, проверка понимания нового материала

Технологии обучения: технологии развития критического мышления.

Методы: наглядные, словесные.

Используемые формы организации познавательной деятельности студентов: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование и основные источники информации:

технические средства: мультимедиа;

наглядные средства: учебный фильм, презентация;

раздаточный материал: текст «Формы размножения организмов», шаблоны таблиц, оценочный лис группы.

Прогнозируемый результат: студенты должны знать смысл понятий: размножение, формы и способы размножения организмов; уметь приводить примеры растений и животных с различными способами размножения, использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды.

Во время урока осуществляется смена видов деятельности с целью здоровьесбережения студентов.

Базовые понятия и термины: размножение, типы размножения, бесполое размножение, половое размножение, множественное деление, споры, спорообразование, вегетативное размножение, полиэмбриония, партеногенез.

Список использованной литературы:

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М. : Дрофа, 2010.

Кулев, А.В. Общая биология. 11 класс: методическое пособие. - С- Петербург: Паритет, 2001.

Лысенко И.В. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника-Волгоград: Учитель, 2009.

План занятия

Этапы занятия

Методы, приёмы

Продолжительность

занятия

1.Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности студентов к занятию. Создание положительного эмоционального фона

2-3 мин

2. Мотивация познавательной деятельности студентов

Подведение студентов к формулированию темы и цели занятия.

5 мин

3.Актуализация опорных знаний

Определение уровня знаний студентов по изучаемому вопросу. Заполнение таблицы верных и неверных утверждений, графа

«до изучения темы»

4-5 мин

4.Изучение нового материала

Напоминание правил самостоятельной работы с текстом. Просмотр фильма. Самостоятельная работа студентов по заданиям, ведут краткие записи в тетради, заполняют таблицу, отвечают и обсуждают

15-17 мин

5.Закрепление нового материала

Систематизация полученных знаний, заполнение обобщающей таблицы

5 мин

6.Формирование практических умений

Практическое применение полученных знаний. Показать способы бесполого размножения на примерах. Отвечают на вопросы.

5 мин

7. Рефлексия

Возвращение к первоначальным записям, внесение изменений, дополнений. Соотнесение новой информации и имеющихся знаний. Повторное заполнение таблицы «ложно - верно» графа «после изучения темы»»

3 мин

8. Домашнее задание

Объяснение выполнения домашнего задания

2 мин

9. Подведение итогов урока

Подведение итогов. Выставление оценок

2 мин

Ход занятия.

Организационный момент

Создание положительного эмоционального фона (звуки природы, слайды).

Преподаватель: Как удивителен мир, окружающий человека. Как многообразен видовой состав живых организмов. Яркие краски жизни, пение птиц, шелест листвы, запахи трав – веками сопровождают человека. Жизнь, прекрасна!

Мотивация познавательной деятельности студентов

Слайд №1 Мы уже изучили особенности строения клетки, узнали, что рост и развитие организма осуществляется за счет деления клеток. Это занятие первое в теме и посвящено оно будет следующему процессу. Ребята, посмотрите на слайд и скажите, о каком процессе идет речь и что является основой всей жизни на Земле? (размножение)

Как вы думаете, какова же будет тема и цель сегодняшнего занятия? (ответы студентов)

Преподаватель: Итак, тема занятия: «Формы размножения организмов». Слайд №2 А теперь давайте попробуем сформировать цель. Сегодня мы приступаем к изучению развития отдельных организмов. Для этого нам необходимо вспомнить процессы размножения в природе, систематизировать и несколько расширить имеющиеся у вас знания, вспомните всё, что вы знаете, или считаете, что знаете о размножении.

Актуализация опорных знаний

Студенты: Слайд №3 Заполняют таблицу. (до и после изучения темы) Ставят + и -. Во всех ли строчках вы поставили +? (нет)

Мы вернемся к этой таблице в конце урока.

Преподаватель: на сегодняшнем занятии вы все – эксперты, а точнее группы экспертов, которые будут работать над видом размножения организмов. Информацию для вас я подобрала блоками: 1-просмотр фрагмента фильма, 2-текстовая информация, находится у вас на столах.

Главный эксперт, которого вы выбираете сами, оценивает работу каждого своего «сотрудника» и ставит баллы в лист оценивания.

Слайд №4 Итак, что же такое размножение? (ответы студентов). Размножение - всеобщее свойство живых организмов, заключающееся в способности воспроизводить себе подобных особей своего вида, поддерживать численность популяций в природе, сорта и породы в сельском хозяйстве.

Просмотр фильма «Формы размножения организмов»

  1. Слайд №5 Формы размножения организмов: бесполое, вегетативное, как вид бесполого размножения, половое.

    Задание группам. А сейчас каждая группа приступает к работе над определённым видом размножения: 1гр. Бесполое, 2гр. Вегетативное, 3гр Половое. 10 мин. Подготовить небольшой рассказ о каждом виде размножения.

    IV. Изучение нового материала.

    Защита проектов.

    Слайды № 6 - 11.

Преподаватель: Какую характеристику дадим бесполому размножению?

Группа № 1

Бесполое размножение – размножение, которое осуществляется без участия половых клеток. Потомство однородное по своим наследственным свойствам (бесчисленные копии своего родителя). Слайд № 12

Ответы студентов: Происходит без образования гамет. В основе размножения лежит митоз. Участвует лишь один родитель. Потомки наследуют генотип родителя.

Преподаватель: Каково биологическое значение бесполого размножения? (Быстрое увеличение особей данного вида в благоприятных условиях).

Преподаватель:- В чём преимущества и недостатки бесполого размножения?

Преимущества: происходит просто, не нужно тратить время и энергию для поиска партнёра; в неизменных условиях среды повышается численность организмов со сходной наследственностью, хорошо приспособленных к жизни в этих конкретных условиях. Недостаток: не обеспечивает выживания в изменённой среде.

Преподаватель: Какие формы бесполого размножения человек использует в своей практической деятельности? (Человек использует многие виды вегетативного размножения при размножении сельскохозяйственных и декоративных растений). (слайд 13)

п/п

Виды

размножения

Особенности и примеры

1

Деление

Простое деление с прямым разделением содержимого клетки у прокариот, у эукариот происходит митоз.

2

Множественное деление(шизогония)

Многократные митотические деления (малярийный плазмодий и некоторые водоросли.

3

Спорообразование

Образование специализированных клеток-спор в особых органах (спорангиях) у грибов, водорослей, высших споровых растений.

4

Вегетативное

Осуществляется частями тела у водорослей, грибов, лишайников, покрытосеменных растений.

5

Полиэмбриония

Деление эмбриона высших животных вскоре после образования на несколько фрагментов, каждый из которых развивается полноценную особь у броненосцев, у человека образование однояйцовых близнецов.

6

Клонирование

Получение потомства путем пересадки ядра соматической клетки донора в яйцеклетку. В естественных условиях не встречается.

Преподаватель: Современной формой бесполого размножения является клонирование. (слайд 11) Греческое слово « клон » означает побег, отросток. Клоны широко распространены среди вегетативно размножающихся растений (картофель, плодовые и ягодные растения, тюльпаны и др.).

Клонирование - искусственный способ бесполого размножения. В естественных условиях не встречается.

Пока генная инженерия рассматривает два вида клонирования: репродуктивное и терапевтическое.

Преподаватель: А как вы думаете, присуще ли способ бесполого размножения для животных и человека? (Варианты ответов студентов).

Сообщения студентов на тему:

1. «Экспериментальное клонирование животных».

2. «Зачем клонировать животных?».

3. «Проблемы клонирования человека».

Группа № 2 Вегетативное размножение – размножение, при котором новый организм образуется из группы клеток материнского растения.

При бесполом и вегетативном размножении образуются особи генетически идентичные, копируют родительский организм. Слайды № 12 - 17

Преподаватель:Заполните таблицу «Характеристика бесполого и полового размножения». Слайд №18

Преподаватель: В процессе эволюции одни виды сменялись другими. Дошедшие до нас ископаемые остатки позволяют восстановить облик исчезнувших с лица Земли организмов. Почему же организмы, которые жили в те далёкие времена так похожи на ныне живущих?

Комар, увязший в смоле, почти ничем не отличается от современного вида комара. (передача наследственной информации от предков потомству)

Следующий блок нашего урока «Половое размножение». Охарактеризуйте формы полового размножения.

Защита проектов ГР № 3

Половое размножение – размножение с помощью половых клеток – гамет.

Половое размножение создаёт возможность перекомбинации наследственных признаков обоих родителей. Потомство может быть более жизнеспособным. Слайды № 19 - 24

Заполнить таблицу.

п/п

Виды размножения

Особенности и примеры

1

Конъюгация

Сближение двух особей, через образовавшийся цитоплазматический мостик у бактерий, инфузорий, спирогир.

2

Копуляция

Объединение генетической информации двух особей у некоторых простейших.

3

Изогамия

Образование гамет одного вида

4

Гетерогамия

Образование гамет двух видов: яйцеклетки-крупные неподвижные, сперматозоиды-мелкие подвижные

5

Партеногенез

Развитие нового организма из неоплодотворенной яйцеклетки (пчелы, термиты, муравьи, дафнии)

6

Гиногенез

Сперматозоид стимулирует дробление яйцеклетки, но не оплодотворяет ее, некоторые рыбы, круглые черви

7

Андрогенез

Сперматозоиды проникают в яйцеклетку, ядро яйцеклетки разрушается, дальнейшее развитие происходит без участия материнского набора хромосом, у тутового шелкопряда

8

Апомиксис

Развитие растений из неоплодотворенной яйцеклетки или из клеток зародышевого мешка (цветковые растения)

V. Закрепление.

Заполните таблицу «Характеристика бесполого и полового размножения». Слайд №25

Итак, половое размножение характерно для большинства живых организмов. В нём обычно принимают участие две особи – мужская и женская. Осуществляется с помощью гамет. Каждая особь обладает уникальным генотипом, то есть потомки генетически отличны друг от друга и от родительских особей. - В основе полового размножения лежит процесс оплодотворения. В результате слияния гамет образуется зигота, которая даёт начало новому организму. Так как гаметы образуются у разных организмов, то в результате оплодотворения наследственная информация, которую они несут, перераспределяется, возникают новые сочетания признаков. Такие комбинации признаков лежат в основе комбинативной изменчивости организмов. Появляются организмы, имеющие новые, отличные от родительских признаки. Мейоз – особый вид деления клеток, при котором число хромосом в дочерних клетках уменьшается в два раза. В результате этого в гаметах оказывается гаплоидный набор хромосом.

Характеристика бесполого и полового размножения

Показатель

Способ размножения

 

бесполое

половое

Родители

Одна особь

Обычно 2 особи

Клеточные источники естественного материала для развития потомка

 

Родители продуцируют половые клетки (гаметы), специализированные к выполнению функции размножения. Каждый родитель представлен в потомке исходной клеткой

Потомство

Генетически точные копии родителей

Генетически отличны от каждого из родителей

Основной механизм развития

митоз

Мейоз

Эволюционное значение

 

Способствует генетическому разнообразию особей вида ( комбинативная изменчивость). Создает предпосылки к освоению разнообразных условий обитания, дает эволюционные перспективы

Давайте сделаем вывод: бесполое размножение наиболее древнее в эволюционном плане размножение. Оно обеспечивает быстрое увеличение численности особей и лежит в основе клонирования. Половое размножение – более распространенное и прогрессивное, т.к. обеспечивает обновление генетического материала и способствует ускорению процесса эволюции.

VI. Формирование практических умений

И, как бы подводя итог всему сказанному на сегодняшнем занятии, ответьте на следующие вопросы. Слайды № 26 - 34

VII. Рефлексия

Сейчас давайте вернемся к той таблице, с которой мы начали занятие.

Заполняют таблицу. (до и после изучения темы) Скажите, остались ли у вас минусы? Следовательно, достигли мы цели занятия?

VIII. Домашнее задание. Слайд №36

1. Напишите мини - сочинение на тему: «Людям, каких профессий необходимы знания о размножении организмов».

2.Составить кластер «Формы размножения организмов».

IX. Подведение итогов занятия.

Итак, подведем итог всему сказанному на занятии. Скажите, каким образом эта информация может пригодиться в вашей жизни. А теперь, произведем математические расчеты и превратим набранные вами баллы в оценки. По результатам работы на уроке каждый ученик получает оценку. Слайд №35

Приложение 1

Заполнить таблицу: «Формы размножения организмов», используя прием «ложно - верно»

Если вы согласны с утверждением поставить «+», если нет « - »

п.п

Утверждения

До изучения темы

После изучения темы

1.

В основе бесполого размножения лежит тип деления клетки - митоз

   

2.

Почкование и спорообразование это способы полового размножения

   

3.

Гаметы – это половые клетки

   

4.

Земляника лесная размножается отводками

   

5.

Половые клетки образуются в результате деления клеток половых желез мейозом

   

6.

Гидра размножается почкованием

   

7.

Почкование – это способ размножения лука, чеснока, смородины.

   

8.

Амеба размножается делением клетки пополам

   

9.

Гермафродиты это обоеполые организмы

   

10.

Размножение при помощи листа, стебля и корная, называется вегетативным

   

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за работу.

29 December 2016