План учебного занятия по «Формы размножения организмов»
План учебного занятия
Аудитория: группа ДОУ-1-1
Дисциплина: Естествознание
Тема занятия: Формы размножения организмов.
Тип учебного занятия: формирование новых знаний и умений.
Форма занятия: эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы
Методы проведения: объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, самостоятельная работа в группах, тестирование.
Цели занятия: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления и информационно – коммуникационной технологии, расширить и углубить знания о формах, способах размножения и практическом значении.
Задачи:
Образовательная: возобновить в памяти студентов общие сведения о размножении в живой природе; расширить и углубить знания о бесполом размножении, его способах и практическом значении; раскрыть особенности и значение размножения в обеспечении преемственности между поколениями.
Развивающая: развивать навыки мыслительной деятельности студентов для формирования умений доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять сходство и различия при сравнении форм размножения; создать условия для развития навыков аргументированной устной речи, логического мышления, внимания, памяти и самостоятельной учебной работы; формировать у студентов умение применять имеющиеся знания для решения конкретных задач.
Воспитательная: воспитание стремления к организации самостоятельной работы, взаимопроверки, культуры общения, понимания красоты и целесообразности всего в природе; стимулирование потребности студентов в самореализации, самовыражении, в творческой и общественно-значимой работе, развитие интересов и способностей студентов.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: студенты знакомятся с размножением организмов как важнейшим их свойством, его ролью в преемственности поколений, способами размножения организмов — бесполым и половым; формируют представления о целостной современной естественно - научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;
Метапредметные: студенты продолжают осваивать основы исследовательской деятельности, фиксировать, анализировать и объяснять результаты исследований; овладевают умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;
Личностные: студенты развивают готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации; формируют умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания.
Методические приёмы: возбуждение интереса к теме, доступность изложения, связь с жизнью, концентрация внимания на главном, сочетание слов с наглядностью, активизация логического мышления, проверка понимания нового материала
Технологии обучения: технологии развития критического мышления.
Методы: наглядные, словесные.
Используемые формы организации познавательной деятельности студентов: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование и основные источники информации:
технические средства: мультимедиа;
наглядные средства: учебный фильм, презентация;
раздаточный материал: текст «Формы размножения организмов», шаблоны таблиц, оценочный лис группы.
Прогнозируемый результат: студенты должны знать смысл понятий: размножение, формы и способы размножения организмов; уметь приводить примеры растений и животных с различными способами размножения, использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды.
Во время урока осуществляется смена видов деятельности с целью здоровьесбережения студентов.
Базовые понятия и термины: размножение, типы размножения, бесполое размножение, половое размножение, множественное деление, споры, спорообразование, вегетативное размножение, полиэмбриония, партеногенез.
Список использованной литературы:
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М. : Дрофа, 2010.
Кулев, А.В. Общая биология. 11 класс: методическое пособие. - С- Петербург: Паритет, 2001.
Лысенко И.В. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника-Волгоград: Учитель, 2009.
План занятия
Этапы занятия |
Методы, приёмы |
Продолжительность занятия |
1.Организационный момент |
Приветствие. Проверка готовности студентов к занятию. Создание положительного эмоционального фона |
2-3 мин |
2. Мотивация познавательной деятельности студентов |
Подведение студентов к формулированию темы и цели занятия. |
5 мин |
3.Актуализация опорных знаний |
Определение уровня знаний студентов по изучаемому вопросу. Заполнение таблицы верных и неверных утверждений, графа «до изучения темы» |
4-5 мин |
4.Изучение нового материала |
Напоминание правил самостоятельной работы с текстом. Просмотр фильма. Самостоятельная работа студентов по заданиям, ведут краткие записи в тетради, заполняют таблицу, отвечают и обсуждают |
15-17 мин |
5.Закрепление нового материала |
Систематизация полученных знаний, заполнение обобщающей таблицы |
5 мин |
6.Формирование практических умений |
Практическое применение полученных знаний. Показать способы бесполого размножения на примерах. Отвечают на вопросы. |
5 мин |
7. Рефлексия |
Возвращение к первоначальным записям, внесение изменений, дополнений. Соотнесение новой информации и имеющихся знаний. Повторное заполнение таблицы «ложно - верно» графа «после изучения темы»» |
3 мин |
8. Домашнее задание |
Объяснение выполнения домашнего задания |
2 мин |
9. Подведение итогов урока |
Подведение итогов. Выставление оценок |
2 мин |
Ход занятия.
Организационный момент
Создание положительного эмоционального фона (звуки природы, слайды).
Преподаватель: Как удивителен мир, окружающий человека. Как многообразен видовой состав живых организмов. Яркие краски жизни, пение птиц, шелест листвы, запахи трав – веками сопровождают человека. Жизнь, прекрасна!
Мотивация познавательной деятельности студентов
Слайд №1 Мы уже изучили особенности строения клетки, узнали, что рост и развитие организма осуществляется за счет деления клеток. Это занятие первое в теме и посвящено оно будет следующему процессу. Ребята, посмотрите на слайд и скажите, о каком процессе идет речь и что является основой всей жизни на Земле? (размножение)
Как вы думаете, какова же будет тема и цель сегодняшнего занятия? (ответы студентов)
Преподаватель: Итак, тема занятия: «Формы размножения организмов». Слайд №2 А теперь давайте попробуем сформировать цель. Сегодня мы приступаем к изучению развития отдельных организмов. Для этого нам необходимо вспомнить процессы размножения в природе, систематизировать и несколько расширить имеющиеся у вас знания, вспомните всё, что вы знаете, или считаете, что знаете о размножении.
Актуализация опорных знаний
Студенты: Слайд №3 Заполняют таблицу. (до и после изучения темы) Ставят + и -. Во всех ли строчках вы поставили +? (нет)
Мы вернемся к этой таблице в конце урока.
Преподаватель: на сегодняшнем занятии вы все – эксперты, а точнее группы экспертов, которые будут работать над видом размножения организмов. Информацию для вас я подобрала блоками: 1-просмотр фрагмента фильма, 2-текстовая информация, находится у вас на столах.
Главный эксперт, которого вы выбираете сами, оценивает работу каждого своего «сотрудника» и ставит баллы в лист оценивания.
Слайд №4 Итак, что же такое размножение? (ответы студентов). Размножение - всеобщее свойство живых организмов, заключающееся в способности воспроизводить себе подобных особей своего вида, поддерживать численность популяций в природе, сорта и породы в сельском хозяйстве.
Просмотр фильма «Формы размножения организмов»
-
Слайд №5 Формы размножения организмов: бесполое, вегетативное, как вид бесполого размножения, половое.
Задание группам. А сейчас каждая группа приступает к работе над определённым видом размножения: 1гр. Бесполое, 2гр. Вегетативное, 3гр Половое. 10 мин. Подготовить небольшой рассказ о каждом виде размножения.
IV. Изучение нового материала.
Защита проектов.
Слайды № 6 - 11.
Преподаватель: Какую характеристику дадим бесполому размножению?
Группа № 1
Бесполое размножение – размножение, которое осуществляется без участия половых клеток. Потомство однородное по своим наследственным свойствам (бесчисленные копии своего родителя). Слайд № 12
Ответы студентов: Происходит без образования гамет. В основе размножения лежит митоз. Участвует лишь один родитель. Потомки наследуют генотип родителя.
Преподаватель: Каково биологическое значение бесполого размножения? (Быстрое увеличение особей данного вида в благоприятных условиях).
Преподаватель:- В чём преимущества и недостатки бесполого размножения?
Преимущества: происходит просто, не нужно тратить время и энергию для поиска партнёра; в неизменных условиях среды повышается численность организмов со сходной наследственностью, хорошо приспособленных к жизни в этих конкретных условиях. Недостаток: не обеспечивает выживания в изменённой среде.
Преподаватель: Какие формы бесполого размножения человек использует в своей практической деятельности? (Человек использует многие виды вегетативного размножения при размножении сельскохозяйственных и декоративных растений). (слайд 13)
№ п/п |
Виды размножения |
Особенности и примеры |
1 |
Деление |
Простое деление с прямым разделением содержимого клетки у прокариот, у эукариот происходит митоз. |
2 |
Множественное деление(шизогония) |
Многократные митотические деления (малярийный плазмодий и некоторые водоросли. |
3 |
Спорообразование |
Образование специализированных клеток-спор в особых органах (спорангиях) у грибов, водорослей, высших споровых растений. |
4 |
Вегетативное |
Осуществляется частями тела у водорослей, грибов, лишайников, покрытосеменных растений. |
5 |
Полиэмбриония |
Деление эмбриона высших животных вскоре после образования на несколько фрагментов, каждый из которых развивается полноценную особь у броненосцев, у человека образование однояйцовых близнецов. |
6 |
Клонирование |
Получение потомства путем пересадки ядра соматической клетки донора в яйцеклетку. В естественных условиях не встречается. |
Преподаватель: Современной формой бесполого размножения является клонирование. (слайд 11) Греческое слово « клон » означает побег, отросток. Клоны широко распространены среди вегетативно размножающихся растений (картофель, плодовые и ягодные растения, тюльпаны и др.).
Клонирование - искусственный способ бесполого размножения. В естественных условиях не встречается.
Пока генная инженерия рассматривает два вида клонирования: репродуктивное и терапевтическое.
Преподаватель: А как вы думаете, присуще ли способ бесполого размножения для животных и человека? (Варианты ответов студентов).
Сообщения студентов на тему:
1. «Экспериментальное клонирование животных».
2. «Зачем клонировать животных?».
3. «Проблемы клонирования человека».
Группа № 2 Вегетативное размножение – размножение, при котором новый организм образуется из группы клеток материнского растения.
При бесполом и вегетативном размножении образуются особи генетически идентичные, копируют родительский организм. Слайды № 12 - 17
Преподаватель:Заполните таблицу «Характеристика бесполого и полового размножения». Слайд №18
Преподаватель: В процессе эволюции одни виды сменялись другими. Дошедшие до нас ископаемые остатки позволяют восстановить облик исчезнувших с лица Земли организмов. Почему же организмы, которые жили в те далёкие времена так похожи на ныне живущих?
Комар, увязший в смоле, почти ничем не отличается от современного вида комара. (передача наследственной информации от предков потомству)
Следующий блок нашего урока «Половое размножение». Охарактеризуйте формы полового размножения.
Защита проектов ГР № 3
Половое размножение – размножение с помощью половых клеток – гамет.
Половое размножение создаёт возможность перекомбинации наследственных признаков обоих родителей. Потомство может быть более жизнеспособным. Слайды № 19 - 24
Заполнить таблицу.
№ п/п |
Виды размножения |
Особенности и примеры |
1 |
Конъюгация |
Сближение двух особей, через образовавшийся цитоплазматический мостик у бактерий, инфузорий, спирогир. |
2 |
Копуляция |
Объединение генетической информации двух особей у некоторых простейших. |
3 |
Изогамия |
Образование гамет одного вида |
4 |
Гетерогамия |
Образование гамет двух видов: яйцеклетки-крупные неподвижные, сперматозоиды-мелкие подвижные |
5 |
Партеногенез |
Развитие нового организма из неоплодотворенной яйцеклетки (пчелы, термиты, муравьи, дафнии) |
6 |
Гиногенез |
Сперматозоид стимулирует дробление яйцеклетки, но не оплодотворяет ее, некоторые рыбы, круглые черви |
7 |
Андрогенез |
Сперматозоиды проникают в яйцеклетку, ядро яйцеклетки разрушается, дальнейшее развитие происходит без участия материнского набора хромосом, у тутового шелкопряда |
8 |
Апомиксис |
Развитие растений из неоплодотворенной яйцеклетки или из клеток зародышевого мешка (цветковые растения) |
V. Закрепление.
Заполните таблицу «Характеристика бесполого и полового размножения». Слайд №25
Итак, половое размножение характерно для большинства живых организмов. В нём обычно принимают участие две особи – мужская и женская. Осуществляется с помощью гамет. Каждая особь обладает уникальным генотипом, то есть потомки генетически отличны друг от друга и от родительских особей. - В основе полового размножения лежит процесс оплодотворения. В результате слияния гамет образуется зигота, которая даёт начало новому организму. Так как гаметы образуются у разных организмов, то в результате оплодотворения наследственная информация, которую они несут, перераспределяется, возникают новые сочетания признаков. Такие комбинации признаков лежат в основе комбинативной изменчивости организмов. Появляются организмы, имеющие новые, отличные от родительских признаки. Мейоз – особый вид деления клеток, при котором число хромосом в дочерних клетках уменьшается в два раза. В результате этого в гаметах оказывается гаплоидный набор хромосом.
Характеристика бесполого и полового размножения
Показатель |
Способ размножения |
|
|
бесполое |
половое |
Родители |
Одна особь |
Обычно 2 особи |
Клеточные источники естественного материала для развития потомка |
Родители продуцируют половые клетки (гаметы), специализированные к выполнению функции размножения. Каждый родитель представлен в потомке исходной клеткой |
|
Потомство |
Генетически точные копии родителей |
Генетически отличны от каждого из родителей |
Основной механизм развития |
митоз |
Мейоз |
Эволюционное значение |
Способствует генетическому разнообразию особей вида ( комбинативная изменчивость). Создает предпосылки к освоению разнообразных условий обитания, дает эволюционные перспективы |
Давайте сделаем вывод: бесполое размножение наиболее древнее в эволюционном плане размножение. Оно обеспечивает быстрое увеличение численности особей и лежит в основе клонирования. Половое размножение – более распространенное и прогрессивное, т.к. обеспечивает обновление генетического материала и способствует ускорению процесса эволюции.
VI. Формирование практических умений
И, как бы подводя итог всему сказанному на сегодняшнем занятии, ответьте на следующие вопросы. Слайды № 26 - 34
VII. Рефлексия
Сейчас давайте вернемся к той таблице, с которой мы начали занятие.
Заполняют таблицу. (до и после изучения темы) Скажите, остались ли у вас минусы? Следовательно, достигли мы цели занятия?
VIII. Домашнее задание. Слайд №36
1. Напишите мини - сочинение на тему: «Людям, каких профессий необходимы знания о размножении организмов».
2.Составить кластер «Формы размножения организмов».
IX. Подведение итогов занятия.
Итак, подведем итог всему сказанному на занятии. Скажите, каким образом эта информация может пригодиться в вашей жизни. А теперь, произведем математические расчеты и превратим набранные вами баллы в оценки. По результатам работы на уроке каждый ученик получает оценку. Слайд №35
Приложение 1
Заполнить таблицу: «Формы размножения организмов», используя прием «ложно - верно»
Если вы согласны с утверждением поставить «+», если нет « - »
№ п.п |
Утверждения |
До изучения темы |
После изучения темы |
1. |
В основе бесполого размножения лежит тип деления клетки - митоз |
||
2. |
Почкование и спорообразование это способы полового размножения |
||
3. |
Гаметы – это половые клетки |
||
4. |
Земляника лесная размножается отводками |
||
5. |
Половые клетки образуются в результате деления клеток половых желез мейозом |
||
6. |
Гидра размножается почкованием |
||
7. |
Почкование – это способ размножения лука, чеснока, смородины. |
||
8. |
Амеба размножается делением клетки пополам |
||
9. |
Гермафродиты это обоеполые организмы |
||
10. |
Размножение при помощи листа, стебля и корная, называется вегетативным |
Надежда Алексеевна Паршукова