План-конспект учебного занятия объединения «Вожатый»
Гайский городской округ
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга»
План – конспект
учебного занятия объединения Вожатый»
Составитель: Арсланова Л.В.
педагог дополнительного образования
г. Гай, 2019
ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Объединения «Вожатый»
Тема занятия: Разнообразие форм и методов работы с детьми в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.
Цель: формирование представлений обучающихся о формах и методах работы с детьми в летнем оздоровительном лагере
Задачи:
воспитательная
Воспитывать доброжелательное отношение обучающихся к друг другу.
развивающая
Развивать у обучающихся коммуникативные навыки.
образовательная
Познакомить обучающихся с формами и методами работы с детьми в летнем оздоровительном лагере.
Тип занятия: Комбинированное занятие: сообщение и усвоение новых знаний.
Форма работы: групповая.
Методы обучения:
словесный: лекция, объяснение;
практический: упражнения, тренировки, проведение игр.
Оборудование: стулья, ноутбук с колонками, иллюстрации.
Методическое сопровождение учебного занятия: образовательная программа объединения, литература по профилю объединения.
Этапы занятия:
Организационный этап - 2 мин. Проверка присутствующих на занятии.
Подготовительный этап – 4 мин. Создание психологического и эмоционального настроя на совместную деятельность. Объявление темы, цели и задач занятия.
Проверочный этап – 5 мин. Проверка домашнего задания.
Основной этап – 15 мин. Изучение нового материала. Сообщение темы, ознакомление с новым материалом.
Физкультминутка – 10 мин. Повтор комплекса выученного флэш-моба.
Рефлексивный этап - 2 мин. Устное подведение результатов работы, высказывания детей.
Итоговый этап - 2 мин. Итог занятия, оценивание, поощрение, домашнее задание.
Ход занятия
Организационный этап
Педагог: Здравствуйте, ребята, рада вас видеть. Кто сегодня отсутствует на занятиях? (проверка по списку)
Подготовительный этап
Педагог: Давайте вспомним игру «Здравствуйте», я хлопаю в ладоши, а вы двигаетесь по комнате.
Игра «Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: один хлопок – здороваемся за руку; два – здороваемся плечами; три хлопка – здороваемся спинами.
Примечание: Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
Дети играют
Проверочный этап
Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся с формами и методами работы с детьми в летнем лагере. Но сначала проверим ваше домашнее задание. Оно было по желанию: - подобрать материал по теме: «Формы работы с детьми в летнем лагере». Кто готов нам рассказать?
Выступления детей по теме
Педагог: Молодец, отлично, ты постаралась-(ся), спасибо тебе.
Основной этап
Педагог: Лето — это пора отдыха и приключений, общения и впечатлений. И где же, как не в лагере набраться тех самых ярких впечатлений, найти те самые приключения и как следует отдохнуть. Лагерь для детей – это возможность не только активно отдохнуть и весело провести время, но и возможность выразить себя, проявить свои лучшие качества, открыть в себе новые таланты и развивать уже имеющиеся.
Для открытия в детях новых способностей, развития положительных качеств личности и сплочения детей в отрядах использовались разнообразные формы и методы работы с детьми. В основе общелагерных мероприятий лежат коллективные и массовые формы работы, направленные на оздоровление детей, воспитание и развитие разносторонних увлечений и интересов детей.
Одна из наиболее используемых форм работы – игра. Коллективные игры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений. Игры носят воспитывающий характер, направлены на развитие способностей и активность детей.
Педагог: Ребята, какие виды игр вы знаете?
Ответы детей:
игра по станциям;
туристская игра;
интеллектуальная игра;
военно-спортивная игра;
спортивная игра.
Педагог: Давайте посмотрим на эту иллюстрацию.
Показ иллюстрации № 1 «Виды игр» (приложение № 1)
Педагог: Рассмотрим виды игр.
игра-упражнение, сюда входят – кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, загадки и др.
игра-соревнование – викторины, турниры, конкурсы, олимпиады и др.
игра-драматизация – спектакли, концерты, тематические утренники и др.
сюжетно-ролевая игра – деловые игры, социальные игры и др.
игра-путешествие – экспедиции, виртуальные экскурсии и др.
игра-эксперимент – опыты, эксперименты и др.
Педагог: Существует большое разнообразие игр, я вам отправлю ссылки для ознакомления, в нашей группе ВК, прочитайте информацию и добавьте себе в копилку вожатого
https://studfiles.net/preview/1771823/ ; https://summercamp.ru/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%E2%80%93%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B0_%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B_%D1%81_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B8
Педагог: Вопросы есть по видам игр?
Вопросы детей, ответы педагога
Педагог: А сейчас я вас познакомлю с некоторыми формами работы с детьми в летнем лагере. Например:
Соревнование и конкурс. Соревнования и конкурсы помогают детям становиться коллективом, способствуют развитию чувства командного духа, сопереживания и взаимопомощи, а так же способствуют включению одного коллектива в отношения с другими коллективами.
Поручение. Чаще всего используются групповые и коллективные поручения, постоянные и временные. Поручения способствуют формированию общественной активности и при его выполнении ребёнок учиться включаться в общественные отношения.
Поощрение. Используется как способ выражения положительной оценки деятельности коллектива. Виды поощрения: изменение обязанностей (в органах самоуправления), изменения в правах, оценка (вручение грамот, призов, благодарностей).
Коллективно-творческие дела, в основе которых лежит идея содружества и коллективного творчества, и воспитательные дела. К ним можно отнести экологические дела, трудовые, физкультурные, социальные и эстетические.
Инновационные технологии: работа с компьютером, развивающие видеоигры, постановка проблемных ситуаций, разработка и защита проектов, фото и видеорепортажи, создание презентаций.
Педагог: Посмотрите на этот рисунок.
Педагог показывает иллюстрацию № 2 «Формы работы с детьми в летнем лагере». (приложение № 2)
Педагог: Давайте еще раз проговорим, какие бывают формы работы с детьми в летнем лагере.
Общие сборы детей – представления, праздники, конкурсы, церемонии открытия и закрытия смены.
Отрядные дела – конкурсы, игры и т.д.
Спортивные мероприятия – физическая зарядка, спортивные игры, соревнования, эстафеты и др.
Работа в творческих мастерских – оригами, рисование и т.д.
Успешность детей в различных мероприятиях повышает их социальную и творческую активность, активизирует их лидерские и организаторские качества, а так же способствует развитию творческих способностей, детской самодеятельности и чувства коллективизма.
Педагог: Вопросы есть по формам работы с детьми в летнем лагере?
Вопросы детей, ответы педагога
Педагог: А теперь поговорим о методах работы с детьми в летнем лагере. Ведущими методами являются: убеждение словом и положительным примером, поручение, соревнование, игра, поощрение и наказание.
Разберем подробнее некоторые из них:
Методы убеждений - с помощью которых формируются взгляды (представления, понятия) у детей это – внушение, повествование, диалог, диспут, инструктаж, реплика, развернутый рассказ.
Методы упражнений - с помощью которых, организуется деятельность детей, и стимулируются позитивные ее мотивы это - поручения, различного вида задания, метод примера, показ образцов.
Методы оценки и самооценки - с помощью которых оцениваются поступки учащихся это - соревнование, поощрение, ситуация доверия, замечание, порицание, наказание, контроль и самоконтроль, критика и самокритика.
Педагог: Друзья, есть вопросы по методам работы с детьми в летнем лагере?
Вопросы детей, ответы педагога
Физкультминутка
Педагог: А теперь для отдыха проведем вашу любимую физкультминутку. Вспомним комплекс упражнений для флэш-моба.
включается музыка, дети танцуют выученный флэш-моб,
повторяют 2 раза
Педагог: Молодцы, размялись.
Рефлексивный этап
Педагог: А теперь оцените сегодняшнее занятие.
Полезна ли для вас данная информация?
Что нового вы сегодня для себя взяли?
Кто сегодня был на занятиях самым активным?
Ваши пожелания.
Ответы детей
Итоговый этап
Педагог: Всем спасибо. Запишите домашнее задание: подготовить выступление «Виды КТД». До свидания!
Используемая литература
Григоренко, Ю. Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере / Ю. Н. Григоренко. - 2-е изд. - М. : Пед.о-во России, 2003. - 157 с.
Шаламова, Л Ф. Вожатый - старт в профессию : учебно- метод. пособие / Л. Ф. Шаламова, А. Ю. Ховрин. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 191,[1] с
Шмаков,С.А. Каникулы : учит., воспит., вожатому / С. А. Шмаков. - М. : Новая шк., 1997. - 156 с.
Используемые интернет ресурсы
-
Мини–азбука форм работы с детьми [Электронный ресурс] / Персональный сайт - https://summercamp.ru/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%E2%80%93%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B0_%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B_%D1%81_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B8
Файловый архив студентов. [Электронный ресурс] / Официальный сайт https://studfiles.net/preview/1771823/
Официальный сайт А-Я Вожатый / Школа настоящего вожатого [Электронный ресурс] / http://vozhat.com/portfolio/igry
Приложение 1
«Виды игр»
Приложение 2
«Формы работы с детьми в летнем лагере»