Применение технологий «Формирование банка практических работ»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
Методическая разработка
«Формирование банка практических работ»
Кузнецова Алина Валентиновна,
преподаватель высшей к. к.
2017 г.
Содержание.
стр.
Введение………………………………………………………………………...............3
Разработка практических работ…………………………………………......................4
1. Выбор тем практических работ…………………………………………….….4
2. Формирование содержания практических работ….…………………………..7
3. Применение практических работ в учебном процессе…………….………..22
Заключение…………………………………………………………………………….24
Литература……………………………………………………………………………..25
Приложение
Введение.
Практическим заданиям в учебных планах основных профессиональных образовательных программ отводится значительное количество часов. Формы проведения таких занятий могут быть весьма разнообразны и, зависят от учебной дисциплины.
Современные образовательные стандарты требуют обеспечить достижение студентами личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении содержания общеобразовательных дисциплин. Решению этой проблемы способствует применение в учебном процессе практических заданий, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся.
Целью данного материала является представление опыта разработки практических работ по различным разделам учебных дисциплин «Физика» и «Естествознание».
Задачи:
выбрать в содержании рабочих программ темы, при обучении которым целесообразно использовать практические работы;
представить банк практических работ, обеспечивающих достижение студентами личностных, метапредметных и предметных результатов;
представить опыт применения практических работ в учебном процессе.
Разработка практических работ.
1. Выбор тем практических работ.
Традиционной формой практических занятий для дисциплин «Физика» являются лабораторные работы, практикумы по решению задач. При обучении естествознанию также целесообразно использовать семинарские занятия. Все эти формы активно используются в учебном процессе.
Также мною разработана новая форма проведения занятий – практическая работа. Практическая работа – форма учебного занятия, позволяющая привлекать студентов к активной работе с учебными пособиями: учебниками, задачниками, справочными таблицами.
Для выбора тем практических работ в содержании рабочей программы выделяются вопросы, при изучении которых целесообразно на занятии организовать самостоятельную деятельность студентов. Как правило, это вопросы небольшой и средней степени сложности. Также необходимо, чтобы материал используемых учебных пособий соответствовал цели проведения практических работ, т. е., активизации познавательной деятельности обучающихся. В первую очередь, выбираются те параграфы учебника, материал которых можно трансформировать в таблицу либо систематизировать по инструкции. Задачи необходимо подбирать таким образом, чтобы при разборе решения одной, следующие задачи можно было решить самостоятельно либо по аналогии, либо с преобразованиями. Перечень практических работ представлен в таблице 1.
Таблица 1 «Перечень практических работ».
№ п/п |
Дисциплина |
Тема рабочей программы |
Тема практической работы |
1 |
Физика |
Относительность механического движения |
Определение скорости тела относительно различных систем отсчёта |
2 |
Физика, естествознание (раздел Физика) |
Свободное падение |
Определение параметров движения при свободном падении тела |
3 |
Физика |
Движение тела, брошенного под углом к горизонту |
Определение параметров тела, брошенного под углом к горизонту |
4 |
Физика |
Движение под действием нескольких сил |
Движение под действием нескольких сил |
5 |
Физика, естествознание (раздел Физика) |
Основы молекулярно-кинетической теории |
Изучение агрегатных состояний вещества |
6 |
Физика |
Количество теплоты |
Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи |
7 |
Физика, естествознание (раздел Физика) |
Количество теплоты |
Определение количества теплоты в различных процессах |
8 |
Физика, естествознание (раздел Физика) |
Свойства твёрдых тел |
Свойства твёрдых тел |
9 |
Физика, естествознание (раздел Физика) |
Электрическое поле |
Проводники и диэлектрики в электрическом поле |
10 |
Физика |
Тепловое действие тока |
Тепловое действие тока |
11 |
Физика |
Полупроводники |
Полупроводниковые приборы |
12 |
Физика |
Электрический ток в различных средах |
Электрический ток в различных средах |
13 |
Физика |
Взаимодействие токов |
Магнитные свойства вещества |
14 |
Физика |
Переменный ток |
Цепи переменного тока |
15 |
Физика |
Получение, передача и распределение электроэнергии |
Получение, передача и распределение электроэнергии |
16 |
Физика |
Изобретение радио |
Принципы радиосвязи |
17 |
Физика |
Применение радиоволн |
Распространение радиоволн |
18 |
Физика естествознание (раздел Физика) |
Шкала электромагнитных излучений |
Шкала электромагнитных излучений |
19 |
Физика |
Радиоактивность |
Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц |
20 |
Естествознание (раздел Физика) |
Радиоактивность |
Применение радиоактивных излучений |
21 |
Физика |
Понятие о физической картине мира |
Фундаментальные взаимодействия |
22 |
Физика |
Солнечная система |
Сравнительная характеристика планет |
23 |
Естествознание |
Современная физическая картина мира |
Структура материального мира |
24 |
Естествознание (раздел Химия) |
Строение вещества |
Типы химической связи |
25 |
Естествознание (раздел Химия) |
Химические реакции |
Химические реакции |
26 |
Естествознание (раздел Химия) |
Неорганические соединения |
Сравнительная характеристика солей кислот и щелочей |
27 |
Естествознание (раздел Химия) |
Металлы |
Металлы |
28 |
Естествознание (раздел Химия) |
Загрязнение атмосферы |
Антропогенное воздействие на атмосферу |
29 |
Естествознание (раздел Химия) |
Углеводороды |
Природные источники углеводородов |
30 |
Естествознание (раздел Биология) |
Клетка |
Значение химических соединений для живых организмов |
31 |
Естествознание (раздел Биология) |
Организм – единое целое |
Размножение и развитие организмов |
32 |
Естествознание (раздел Биология) |
Общие представления о наследственности и изменчивости |
Решение элементарных генетических задач |
33 |
Естествознание (раздел Биология) |
Движущие силы эволюции в соответствии с СТЭ. |
Движущие силы эволюции |
34 |
Естествознание (раздел Биология) |
Результаты эволюции. |
Результат действия эволюции |
35 |
Естествознание (раздел Биология) |
Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. |
Эволюция гоминоидов |
36 |
Естествознание (раздел Биология) |
Основные направления воздействия человека на биосферу. |
Глобальные экологические проблемы |
2. Формирование содержания практических работ.
При формировании содержания учитывается соответствие выбранного материала требованиям ФГОС среднего общего образования [1] и примерных программ [2], [3]. Бланки практических работ представлены в приложении (для удобства бланки пронумерованы в соответствии с табл. 1 и 2), результаты, формируемые при выполнении, представлены в таблице 2.
Таблица 2 «Формирование результатов при выполнении практических работ»
№ п/п |
Тема практической работы |
Формируемые результаты |
||
личностные |
метапредметные |
предметные |
||
1 |
Относительность механического движения |
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач; умение анализировать и представлять информацию в различных видах |
сформированность умения решать физические задачи |
2 |
Определение параметров движения при свободном падении тела |
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач; умение анализировать и представлять информацию в различных видах |
сформированность умения решать физические задачи |
3 |
Определение параметров тела, брошенного под углом к горизонту |
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач; умение анализировать и представлять информацию в различных видах |
сформированность умения решать физические задачи |
4 |
Движение под действием нескольких сил |
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач; умение анализировать и представлять информацию в различных видах |
сформированность умения решать физические задачи |
5 |
Изучение агрегатных состояний вещества |
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
умение использовать различные источники для получения физической информации; умение анализировать и представлять информацию в различных видах |
владение основополагающими физическими понятиями; уверенное использование физической терминологии; сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе |
6 |
Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи |
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач; умение анализировать и представлять информацию в различных видах |
сформированность умения решать физические задачи |
7 |
Определение количества теплоты в различных процессах |
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач; умение анализировать и представлять информацию в различных видах |
сформированность умения решать физические задачи |
8 |
Свойства твёрдых тел |
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
умение использовать различные источники для получения физической информации; умение анализировать и представлять информацию в различных видах |
владение основополагающими физическими понятиями; уверенное использование физической терминологии; сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе |
9 |
Проводники и диэлектрики в электрическом поле |
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
умение использовать различные источники для получения физической информации; умение анализировать и представлять информацию в различных видах |
владение основополагающими физическими понятиями; уверенное использование физической терминологии; сформированность умения применять полученн сформированность представлений о роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач ые знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе; |
10 |
Тепловое действие тока |
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач; умение использовать различные источники для получения физической информации; умение анализировать и представлять информацию в различных видах |
сформированность умения решать физические задачи; владение основополагающими физическими понятиями; уверенное использование физической терминологии; сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе; сформированность представлений о роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач |
11 |
Полупроводниковые приборы |
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
умение использовать различные источники для получения физической информации; умение анализировать и представлять информацию в различных видах |
владение основополагающими физическими понятиями; уверенное использование физической терминологии и символики; сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе; сформированность представлений о роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач |
12 |
Электрический ток в различных средах |
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
умение использовать различные источники для получения физической информации; умение анализировать и представлять информацию в различных видах |
владение основополагающими физическими понятиями; уверенное использование физической терминологии и символики; сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе; сформированность представлений о роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач |
13 |
Магнитные свойства вещества |
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
умение использовать различные источники для получения физической информации; умение анализировать и представлять информацию в различных видах |
владение основополагающими физическими понятиями; уверенное использование физической терминологии; сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе; сформированность представлений о роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач |
14 |
Цепи переменного тока |
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
умение использовать различные источники для получения физической информации; умение анализировать и представлять информацию в различных видах |
владение основополагающими физическими понятиями; уверенное использование физической терминологии и символики; сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе; сформированность представлений о роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач |
15 |
Получение, передача и распределение электроэнергии |
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
умение использовать различные источники для получения физической информации; умение анализировать и представлять информацию в различных видах |
владение основополагающими физическими понятиями; уверенное использование физической терминологии; сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе; сформированность представлений о роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач |
16 |
Принципы радиосвязи |
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
умение использовать различные источники для получения физической информации; умение анализировать и представлять информацию в различных видах |
владение основополагающими физическими понятиями; уверенное использование физической терминологии и символики; сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе |
17 |
Распространение радиоволн |
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
умение использовать различные источники для получения физической информации; умение анализировать и представлять информацию в различных видах |
владение основополагающими физическими понятиями; уверенное использование физической терминологии; сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе; сформированность представлений о роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач |
18 |
Шкала электромагнитных излучений |
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
умение использовать различные источники для получения физической информации; умение анализировать и представлять информацию в различных видах |
владение основополагающими физическими понятиями; уверенное использование физической терминологии; сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе; сформированность представлений о роли и месте физики в современной на- учной картине мира, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач |
19 |
Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц |
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
умение использовать различные источники для получения физической информации; умение анализировать и представлять информацию в различных видах |
владение основополагающими физическими понятиями; уверенное использование физической терминологии; сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе; сформированность представлений о роли и месте физики в современной на- учной картине мира |
20 |
Применение радиоактивных излучений |
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
умение использовать различные источники для получения физической информации; умение анализировать и представлять информацию в различных видах |
владение основополагающими физическими понятиями; уверенное использование физической терминологии; сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе; сформированность представлений о роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач |
21 |
Фундаментальные взаимодействия |
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
умение использовать различные источники для получения физической информации; умение анализировать и представлять информацию в различных видах |
владение основополагающими физическими понятиями; уверенное использование физической терминологии; сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе; сформированность представлений о роли и месте физики в современной на- учной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений |
22 |
Сравнительная характеристика планет |
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
умение использовать различные источники для получения физической информации; умение анализировать и представлять информацию в различных видах |
понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; уверенное использование физической терминологии и символики |
23 |
Структура материального мира |
готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира; умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации |
сформированность представлений о целостной современной естественно- научной картине мира, природе как единой целостной системе, пространственно-временных масштабах Вселенной; сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира |
24 |
Типы химической связи |
готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира; умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации |
владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе; сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений; владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир |
25 |
Химические реакции |
готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира; умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации |
владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе; сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений; владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир |
26 |
Сравнительная характеристика солей, кислот и щелочей |
готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира; умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации |
владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе; сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений; владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир |
27 |
Металлы |
готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира; умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации |
владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе; сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений; владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир |
28 |
Антропогенное воздействие на атмосферу |
готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации; умение управлять своей познавательной деятельностью; умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека |
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира; умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации |
умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека; сформированность умения применять естественно-научные знания для объ- яснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования |
29 |
Природные источники углеводородов |
готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира; умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации |
владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе; сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений; владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир |
30 |
Значение химических соединений для живых организмов |
готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира; умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации |
сформированность представлений о целостной современной естественно- научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека и природы; умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений; владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир |
31 |
Размножение и развитие организмов |
готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира; умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации |
сформированность представлений о целостной современной естественно- научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека и природы; умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений; владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир |
32 |
Решение элементарных генетических задач |
готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира; умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации |
сформированность представлений о целостной современной естественно- научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека и природы; умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений; владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир |
33 |
Движущие силы эволюции |
готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира; умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации |
сформированность представлений о целостной современной естественно- научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека и природы; умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений; владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир |
34 |
Результат действия эволюции |
готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира; умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации |
сформированность представлений о целостной современной естественно- научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека и природы; умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений; владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир |
35 |
Эволюция гоминоидов |
устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук; готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации; умение управлять своей познавательной деятельностью |
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира; умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации |
сформированность представлений о целостной современной естественно- научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека природы и общества, овладение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе; сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений |
36 |
Глобальные экологические проблемы |
готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации; умение управлять своей познавательной деятельностью; умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека |
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира; умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации |
умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека; сформированность умения применять естественно-научные знания для объ- яснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования; сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей |
3. Применение практических работ в учебном процессе.
Выполнение практических работ при изучении дисциплин «Физика» или «Естествознание» позволяет сформировать у обучающихся базовые компетенции. Формирование эмоционально-психологических компетенций можно отследить, наблюдая за поведением студентов при выполнении практической работы. Быстрое погружение в учебный материал, рабочий настрой и грамотные вопросы по существу выполняемого задания свидетельствуют о сформированности эмоционально-психологических компетенций. В противном случае преподаватель корректирует поведение обучающихся, при необходимости, объясняет сложные моменты, помогает включиться в работу, создаёт положительный эмоциональный настрой.
Регулятивные компетенции формируются при оформлении работы: аккуратность при построении и заполнении таблиц, построении схем и графиков, соблюдение алгоритма при решении задач, точность при записи определений основных понятий.
Социальные компетенции формируются при выборе запрашиваемой в заданиях информации из учебников, задачников, схем и таблиц. При выполнении практических работ студенты переводят информацию из одних знаковых систем в другие: из текста в таблицу, из таблицы в таблицу, из объёмного текста параграфа составляют краткий конспект, текст задач преобразуют в физические и химические формулы, используют условные обозначения физических величин, химических веществ, технических устройств, генетических понятий.
Аналитические компетенции формируются, в основном, при решении задач по физике, химии (составление химических реакций), генетике, а также при объяснении свойств веществ, анализе причин (например, при возникновении экологической проблемы), анализе изменений в биологических процессах.
Творческие компетенции проявляются при подборе примеров проявления веществ, явлений, процессов и законов в природе, применения в технике, на производстве, в науке, в медицине, предложении путей решения экологических проблем.
Компетенции самосовершенствования формируются при оценке результатов и объяснении решения задач, объяснении сути процессов, явлений, принципов действия устройств, оценке последствий экологических проблем.
Заключение.
Таким образом, применение в учебном процессе разработанных мною практических работ, способствует достижению результатов образовательной деятельности, требуемых государственными образовательными стандартами. А также позволяет развивать базовые компетенции у обучающихся.
Эффективность предложенной методики подтверждается достаточно большой статистикой применения: порядка двух тысяч студентов выполнили представленные задания.
Также мной разработаны практические работы к учебной дисциплине «Экология», познакомиться с которыми можно на моём сайте [5].
Литература.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования)
Дмитриева В. Ф. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 20 с.
Самойленко П. И. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» для профессиональных образовательных организаций/ П. И. Самойленко, О. С. Габриелян, П. М. Скворцов. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 34 с.
Темняткина О.В. Формирование общих компетенций и универсальных учебных действий у обучающихся ОУ СПО в процессе преподавания дисциплин общеобразовательного цикла. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2012.
http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 Интеграция и дифференциация при обучении физики
Приложение
1. «Определение скорости тела относительно различных систем отчёта».
Разберите решение задачи № 32 Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы.: пособие для общеобразоват. учреждений – 17-е изд. - М.: Дрофа, 2013).
а) Запишите кратко условие задачи, где v1 – скорость велосипедиста относительно воздуха (скорость тела относительно подвижной системы отсчёта), v2 – скорость ветра (скорость подвижной системы отсчёта относительно неподвижной системы отсчёта), v – скорость велосипедиста относительно земли (скорость тела относительно неподвижной системы отсчёта).
Дано: Решение.
v1 = 36 км/ч = 10 м/с б) Запишите закон сложения скоростей: v1 + v2 = v.
v2 = 4 м/с в) Перейдите из векторной формы записи в скалярную форму:
если ветер попутный, то v1 + v2 = v;
Найти: v - ? если ветер встречный, то v1 - v2 = v.
г) Подставьте числовые значения: v = 10 + 4 = 14 м/с – при
попутном ветре;
v = 10 - 4 = 6 м/с – при встречном ветре.
Решите задачу:
скорость лодки относительно воды 2 м/с, а скорость течения – 1,5 м/с. Какова скорость лодки относительно берега, когда лодка плывет по течению? против течения?
Решите задачу:
скорость движения теплохода относительно берега вниз по реке 20 км/ч, а вверх 18 км/ч. Определить скорость течения и скорость теплохода относительно воды.
2. «Определение параметров движения при свободном падении тела».
Разберите решение задачи № 209 Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы.: пособие для общеобразоват. учреждений – 17-е изд. - М.: Дрофа, 2013).
а) Запишите кратко условие задачи, где t – время движения стрелы вверх (равно половине всего времени полёта), конечная скорость v2 стрелы при подъёме вверх равна 0, h – максимальная высота подъёма.
Дано: Решение.
v2 = 0 б) Запишите формулу скорости, учитывая, что при движении тела вверх
t = 3 с его скорость уменьшается: v2 = v1 – g . t.
Найти: v1, h - ? в) Преобразуйте формулу, выразив v1: v1 = v2 + g . t.
г) Подставьте числовые значения: v1 = 0 + 9,8 . 3 = 30.
д) Сделайте действия с наименованиями:
[v1] = м . с = м .
с2 с
е) Найдите высоту подъёма:
h = v1 . t - g . t2 ; h = 30 . 3 - 9,8 . 32 = 45
2 2
ж) Сделайте действия с наименованиями:
[h] = м . с - м . с2 = м – м = м.
с с2
Ответ: начальная скорость стрелы 30 м/с, максимальная высота подъёма 45 м.
Решите задачу: мяч, брошенный вертикально вверх, упал в исходную точку через 3 с. С какой начальной скоростью был брошен мяч?
Решите задачу: с какой начальной скоростью нужно бросить тело вертикально вверх, чтобы через 10 с оно двигалось со скоростью 20 м/с вниз?
3. «Определение параметров движения для тела, брошенного под углом к горизонту».
Разберите решение задачи № 229 (Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы.: пособие для общеобразоват. учреждений – 17-е изд. - М.: Дрофа, 2013).
Текст задачи. Вратарь, выбивая мяч от ворот, сообщил ему скорость 20 м/с, направленную под углом 50о к горизонту. Найти время полёта мяча, максимальную высоту подъёма и дальность полёта.
а) Запишите кратко условие задачи, где – начальная скорость мяча, - угол к горизонту.
Дано: Решение.
= 20 м/с б) Запишите формулу перемещения при равнозамедленном движении в
вертикальном направлении у:
= 50о
, где Найти:
- ? в) Подставьте числовые значения:
г) Сделайте действия с наименованиями:
д) Запишите формулу скорости в вертикальном направлении у:
где - время подъёма мяча, равное половине времени полёта.
е) Выразите
ж) Подставьте числовые значения:
з) Сделайте действия с наименованиями:
и) Запишите формулу перемещения при равномерном движении в горизонтальном направлении: , где
к) Подставьте числовые значения:
л) Сделайте действия с наименованиями:
Ответ: 3,1 с; 12 м; 40 м.
Решите задачу № 230.
Текст задачи. Найти высоту подъёма и дальность полёта сигнальной ракеты, выпущенной со скоростью 40 м/с под углом 60о к горизонту.
Использовать:
4. «Движение под действием нескольких сил».
Разберите решение задачи № 272 (Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы.: пособие для общеобразоват. учреждений – 17-е изд. - М.: Дрофа, 2013).
а) Запишите кратко условие задачи, где m – масса состава, F – сила тяги электровоза, μ – коэффициент сопротивления движению.
Дано: Решение.
m = 3250 т = 3250000 кг б) Покажите на рисунке силы, действующие на состав,
F = 650 кН = 650000 Н
μ = 0,005 у
Найти: а - ?
N а
Fтр F
mg
х
где mg – сила тяжести, N – реакция опоры, F – сила тяги, Fтр – сила трения.
в) Запишите формулу II закона Ньютона: mg + N + F + Fтр = m.а.
г) Запишите проекции сил, действующих на состав, на оси х и у:
F - Fтр = m.а;
N – mg = 0.
д) Решите систему из двух уравнений: N = mg; Fтр = μ. N Fтр = μ. mg;
F - μ. mg = m.а;
а = F - μmg .
m
е) Рассчитайте ускорение состава:
а = 650000 – 0,005.3250000 .9,8 = 0,15.
650000
ж) Сделайте действия с наименованиями:
[а] = Н - кг . м/с2 = Н - Н = Н = кг . м = м .
кг кг кг кг .с2 с2
Ответ: электровоз сообщает составу ускорение 0,15 м/ с2.
Решите задачу № 271.
5. «Изучение агрегатных состояний вещества».
Агрегатное состояние – это состояние вещества, обусловленное характером расположения
и взаимодействия его молекул.
Прочитайте § 60 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
Заполните таблицу:
Агрегатное состояние |
Свойства вещества |
Характер расположения молекул |
Среднее расстояние между молекулами |
Характер движения молекул |
Характер взаимодействия молекул |
Соотношение между потенциальной и кинетической энергией молекул |
Твёрдое |
||||||
Жидкое |
||||||
Газообразное |
6. «Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи».
1) Разберите решение задачи № 658 (Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы.: пособие для общеобразоват. учреждений – 17-е изд. - М.: Дрофа, 2013):
а) Запишите кратко условие задачи, где η – КПД, m1 – масса снега, m2 – масса дров, t1 – начальная температура снега, t2 – конечная температура воды.
Выпишите из таблицы № 3 стр. 163: tпл – температура плавления льда, с1 – удельная теплоёмкость льда, с2 – удельная теплоёмкость воды, λ – удельная теплота плавления льда.
Выпишите из таблицы № 5 стр. 164: q – удельная теплота сгорания дров.
Дано: Решение.
η = 40% = 0,4 б) Запишите формулу КПД печи: η = Q1 , где
m1 = 200 кг Q2
t1 = -10оС Q1 – количество теплоты, необходимое для нагревания
t2 = 20 оС льда до температуры плавления m1 . с1. (tпл - t1), для
tпл = 0 оС плавления льда m1 . λ, для нагревания воды до нужной
с1 = 2,1 кДж/(кг . К) = 2100 Дж/(кг . оС) температуры m1 . с2. (t2 - tпл)
с2 = 4,2 кДж/(кг . К) = 4200 Дж/(кг . оС) Q1 = m1 . с1. (tпл - t1) + m1 . λ + m1 . с2. (t2 - tпл)
λ = 330 кДж/кг = 330000 Дж/кг Q1 = m1. (с1. (tпл - t1) + λ + с2. (t2 - tпл));
q = 10 МДж/кг = 10000000 Дж/ кг Q2 – количество теплоты, выделяющееся при сгорании
дров Q2 = m2 . q
Найти: m2 – ? η = m1. (с1. (tпл - t1) + λ + с2. (t2- tпл))
m2 . q
в) Преобразуйте формулу : m2 = m1. (с1. (tпл - t1) + λ + с2. (t2- tпл))
η . q
г) Подставьте числовые значения : m2 = 200 . (2100 . 10 + 330000 + 4200 . 20)) = 21,75 = 22 кг
0,4 . 10000000
д) Сделайте действия с наименованиями:
[m2] = кг . (Дж . /(кг . оС) . оС + Дж/ кг + Дж . /(кг . оС) . оС) = кг . Дж/кг = кг.
Дж/ кг Дж/ кг
2) Решите задачу № 659.
7. «Определение количества теплоты в различных процессах».
Разберите решение задачи № 20.39 (Л. Э. Генденштейн Физика. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) – М.: Мнемозина, 2013).
Запишите кратко условие задачи, где m – масса льда, t – начальная температура льда.
Выпишете из таблиц на первом форзаце задачника: t пл – температура плавления льда, t к – температура кипения воды, с1 – удельная теплоёмкость льда, с2 – удельная теплоёмкость воды, λ – удельная теплота плавления льда, r – удельная теплота парообразования воды.
Дано: Решение.
m = 3 кг m . с1. (tпл - t1) – количество теплоты, необходимое для
t = - 20оС нагревания льда до температуры плавления;
tпл = 0 оС m . λ – количество теплоты, необходимое для плавления
tк = 100 оС льда;
с1 = 2,10 кДж/(кг . К) = 2100 Дж/(кг . оС ) m . с2. (tк - tпл) - количество теплоты, необходимое для
с2 = 4,2 кДж/(кг . К) = 4200 Дж/(кг . оС) нагревания воды от температуры плавления до температуры
λ = 330 кДж/кг = 330000 Дж/кг кипения;
r = 2,3 МДж/кг = 2300000 Дж/ кг m .r -количество теплоты, необходимое для парообразования
воды при температуре кипения.
Найти: Q – ? Q = m . с1. (tпл - t) + m . λ + m . с2. (tк –
- tпл) + m . r
или Q = m . (с1. (tпл - t) + λ + с2. (tк - tпл) +
+r);
Q = 3 . ( 2100 . (0 – (-20) ) + 330000 + 4200 . (100 - 0) + 2300000) = 9213000
Сделайте действия с наименованиями:
Ответ: Q = 9213000 Дж = 9,2 МДж.
Решите задачу № 20.37.
8. «Свойства твёрдых тел».
Кристаллические тела – это твёрдые тела, частицы которых образуют структуру с регулярным периодически повторяющимся
расположением .
Аморфные тела - это твёрдые тела, для которых характерно неупорядоченное расположение частиц в пространстве.
Изотропия – это независимость физических свойств вещества от направления.
Анизотропия – это зависимость физических свойств вещества от направления.
Прочитайте §§ 73 и 74 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
Заполните таблицу:
Состояния твёрдого тела |
Примеры веществ |
Порядок расположения частиц |
Зависимость физических свойств от направления |
Температура перехода в жидкое состояние |
Кристаллические тела |
||||
Аморфные тела |
9. «Проводники и диэлектрики в электрическом поле».
Проводники – это вещества, содержащие свободные заряды, которые могут перемещаться по всему объёму.
Диэлектрики – это вещества, содержащие только связанные заряды, которые не могут перемещаться под действием электрического
поля независимо друг от друга.
Электростатическая индукция – это явление перераспределения зарядов в проводнике под действием внешнего электрического поля.
Поляризация диэлектриков – это явление ориентации диполей или появление ориентированных диполей под действием
электрического поля.
Диэлектрическая проницаемость – это физическая величина, показывающая во сколько раз напряжённость электрического поля
вещества меньше, чем напряжённость в вакууме.
ε = Е0
Е
Прочитайте §§ 93, 94 и 95 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
Заполните таблицу:
Классификация вещества по проводящим свойствам |
Строение вещества |
Примеры веществ |
Процесс, происходящий под действием электрического поля |
Наличие электрического поля в веществе |
Наличие электрического заряда |
Применение |
|||
на поверхности вещества |
внутри вещества |
||||||||
Проводник |
|||||||||
Диэлектрик |
Неполярный
|
||||||||
Полярный |
10. «Тепловое действия тока».
I) Прочитайте § 106 (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012 ).
II) Составьте конспект параграфа 57 по плану:
Дайте характеристику физической величины работа тока по плану:
Определение;
Формула;
Единица измерения.
Дайте характеристику физической величины мощность тока по плану:
Определение;
Формула;
Единица измерения.
Дайте характеристику закона Джоуля - Ленца по плану:
-
Формулировка;
Математическая запись;
Границы применимости;
Пример проявления (применения).
III) Прочитайте задачу № 802 (Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы.: пособие для общеобразоват. учреждений – 17-е изд. - М.: Дрофа, 2013).
IV) Разберите и перепишите в тетрадь решение первой части задачи № 802:
3, 5 В – это напряжение, под которым работает лампочка от карманного фонарика; 0,28 А – это сила тока в лампочке.
Дано: Решение:
U = 3,5 В U U 3,5
I = 0,28 А I = - закон Ома для участка цепи; R = = = 12,5;
Найти: R I 0,28
R, Р - ? В
[R] = = Ом
А
Р = I . U = 3,5 . 0,28 = 0,98;
[Р] = В . А = Дж . А = Дж . А = Дж = Вт
Кл А . с с
Ответ: Сопротивление лампы 12,5 Ом, мощность лампы 0,98 Вт.
V) Решите вторую часть задачи № 802.
VI) Объясните, почему при одинаковой силе тока сетевая лампа выделяет мощность больше, чем лампочка от карманного фонарика.
11. «Полупроводниковые приборы».
Прочитайте §§ 115, 116 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
Заполните таблицу:
Название приборов |
Определение |
Устройство |
Условное обозначение |
Принцип действия |
Область применения |
Полупроводниковый диод |
Прибор с одним р-n-переходом, выпрямления переменного тока |
||||
Транзистор |
Прибор с двумя р-n-переходами, применяемое для усиления и генерации электрических колебаний |
Э К Б |
|||
Термистор |
Прибор, действие которого основано на зависимости сопротивления от температуры |
||||
Фоторезистор |
Прибор, действие которого основано на зависимости сопротивления от освещённости |
12. «Электрический ток в различных средах».
Ознакомьтесь с материалом главы 16 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
Заполните таблицу:
Проводящая среда |
Носители электрического заряда |
Вольт - амперная характеристика (ВАХ) |
Применение |
Металлы |
|||
Полупроводники |
|||
Вакуум |
|||
Газы |
|||
Электролиты |
13. «Магнитные свойства вещества».
Прочитайте § 7 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
Составьте конспект по плану.
Дайте характеристику физической величины магнитная проницаемость
-
определение,
-
формула,
-
единица измерения;
Зарисуйте схему «Классификация магнетиков»:
Магнетики – это вещества, способные намагничиваться во внешнем магнитном поле (все вещества).
Магнетики
Слабомагнитные Сильномагнитные
Диамагнетики Парамагнетики Ферромагнетики
μ < 1 μ > 1 μ >> 1
(медь, золото, цинк, (алюминий, платина (железо, никель, кобальт)
вода, стекло и др.) кислород и др.)
Дайте определение и приведите примеры ферромагнитных веществ;
Дайте определение и приведите примеры температуры Кюри;
Приведите примеры применения
-
сердечников из ферромагнетиков;
-
постоянных магнитов;
-
ферритов.
14. «Цепи переменного тока».
Активное сопротивление – это сопротивление, непрерывно потребляющее энергию от электромагнитного источника.
Реактивное сопротивление - это сопротивление, которое в среднем за период колебаний не потребляет энергию от электромагнитного источника.
Действующее значение тока (напряжения) – это такое значение постоянного тока (напряжения), при котором выделяется мощность, равная средней мощности переменного тока.
I = Im ; U = Um
2 2
Прочитайте соответствует §§ 32, 33 и 34 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
Заполните таблицу:
Вид цепи переменного тока |
Условное обозначение |
Уравнение напряжения на зажимах источника |
Уравнение тока в нагрузке |
Закон Ома |
Формула реактивного сопротивления |
Применение |
Цепь с активным сопротивлением |
|
|||||
Цепь с конденсатором |
- емкостное сопротивление |
|||||
Цепь с катушкой |
- индуктивное сопротивление |
15. «Получение, передача и распределение электроэнергии».
Прочитайте §§ 39 и 40 учебника (Мякишев Г. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
Заполните таблицу 1.
Таблица 1 «Производство энергии»:
Вид электростанций |
Краткое обозначение |
Превращения энергии |
Вклад в производство электроэнергии |
|
Какой вид энергии превращается |
В какой вид превращается энергия |
|||
Тепловые |
||||
Гидроэлектростанции |
||||
Атомные |
Ядерная |
Зарисуйте схему «Передача и распределение электроэнергии».
Объясните, как уменьшить потери электроэнергии при передаче.
Заполните таблицу 2.
Таблица 2 «Использование электроэнергии»:
Потребители электроэнергии |
В какие виды энергии превращается электрическая энергия |
16. «Принципы радиосвязи».
Модуляция – это изменение параметров электромагнитной волны (амплитуды, частоты, начальной фазы) с частотой звуковых колебаний.
Детектирование - это процесс выделения низкочастотных колебаний из колебаний высокой частоты.
Прочитайте §§ 52, 53 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
Зарисуйте блок-схему, на которой представлены основные принципы радиосвязи:
Передающая Приёмная
Микрофон антенна антенна
б
а в в в Приёмный г, д
Генератор Модулирующее контур Громкоговоритель.
высокой устройство с детектором
частоты
Зарисуйте графики колебаний:
а )высокой (несущей ) частоты; б) звуковой частоты (модулирующих колебаний); в) модулированных по
i u амплитуде колебаний;
i
0 t 0 t
0 t
г) пульсирующего тока; д) сглаженных (с помощью фильтра) колебаний.
i i
0 t 0 t
Зарисуйте схему простейшего радиоприёмника. Отметьте на схеме:
1 - приёмную антенну; 2 - приёмный колебательный контур; 3 – детектор; 4 – фильтр; 5 – нагрузку (телефон).
17. «Распространение радиоволн».
Радиоволны – это электромагнитные волны диапазона 104 – 10 -3 м, используемые
преимущественно для связи.
Прочитайте §§ 55 - 58 и рассмотрите форзацы учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
Заполните таблицу:
Название диапазона |
Длина волн, м |
Особенность распространения |
Область применения |
|
Сверхдлинные волны (CВД) |
>104 |
|||
Длинные волны (ДВ) |
||||
Средние волны (СВ) |
||||
Короткие волны (КВ) |
||||
Ультракороткие волны (УКВ) |
Метровые |
10 - 1 |
||
Дециметровые |
1- 10-1 |
|||
Сантиметровые |
10-1 - 10-2 |
|||
Миллиметровые |
10-2 - 10-3 |
18. «Шкала электромагнитных излучений».
Инфракрасное излучение (ИК) - это не воспринимаемые глазом электромагнитные волны длиной более 7,6 • 10-7 м (красный конец спектра).
Ультрафиолетовое излучение (УФ) - это не воспринимаемые глазом электромагнитные волны длиной менее 3,8 • 10 -7 м (фиолетовый конец спектра).
Рентгеновское излучение (Х-лучи) - это электромагнитные волны длиной порядка размера атома (λ ~ 10 -10 м).
Гамма-излучение (γ-излучение) - это электромагнитные волны длиной порядка размера ядра атома (λ ~ 10 -12 м).
Прочитайте §§ 84 – 86, 112 и рассмотрите форзацы учебника (т Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
Заполните таблицу:
Название диапазона |
Автор и год открытия |
Волновой диапазон, м |
Механизм излучения |
Область применения (проявления) |
Радиоволны |
Г. Герц, 1887 г. |
|||
Инфракрасное излучение |
В. Гершель, 1800 г. |
|||
Видимое излучение |
- |
|||
Ультрафиолетовое излучение |
И. Риттер, 1801 г. |
|||
Рентгеновское излучение |
В. Рентген, 1895 г. |
|||
Гамма - излучение |
Э. Резерфорд, 1899 г. |
19. «Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц».
Регистрирующий прибор – это макросистема, которая может находиться в состоянии неустойчивого равновесия.
Трек – это видимый след частицы (от англ. track – след, дорожка).
Прочитайте §97учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
Заполните таблицу:
Название метода |
Год изобретения, автор |
Физические процессы, лежащие в основе метода |
Применение метода |
Газоразрядный счётчик |
1908г., Г. Гейгер |
||
Камера Вильсона |
|||
Пузырьковая камера |
|||
Метод толстослойных фотоэмульсий |
1925 г., Л. В. Мысовский |
20. «Применение радиоактивных излучений».
Радиоактивность - это явление самопроизвольного излучения некоторых веществ.
α-частицы (альфа-частицы) - это ядра гелия .
β-частицы (бета-частицы) - это электроны .
γ-частицы (гамма-частицы) - это кванты электромагнитного поля (фотоны) большой частоты.
Прочитайте § 112 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
Заполните таблицу:
Область применения |
Методы |
Результаты |
21. «Фундаментальные взаимодействия».
Фундаментальные взаимодействия – это качественно отличающиеся типы взаимодействия элементарных частиц и составленных из них тел.
Гравитационное взаимодействие – это универсальное фундаментальное взаимодействие между всеми материальными телами.
Электромагнитное взаимодействие – это фундаментальное взаимодействие между частицами, обладающими электрическим зарядом.
Сильное взаимодействие – это фундаментальное взаимодействие в масштабах порядка размера и менее, в котором участвуют кварки и глюоны и составленные из них частицы (адроны).
Слабое взаимодействие – это фундаментальное взаимодействие, проявляющееся на расстояниях значительно меньших размера атомного ядра и отвечающее, в частности, за бета-распад ядра.
Прочитайте § 28, п. 3 учебника (Генденштейн Л. Э. Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. – М.: Мнемозина, 2013 г. – 367с).
Заполните таблицу:
Вид взаимодействия |
Переносчики взаимодействия |
Механизм взаимодействия |
Интенсивность взаимодействия |
Радиус действия, м |
Пример проявления |
Гравитационное |
|||||
Электромагнитное |
|||||
Сильное |
1 |
||||
Слабое |
22. «Сравнительная характеристика планет».
По данным таблицы 1 заполните таблицу 2.
Таблица 1. Основные сведения о планетах.
Название планеты |
Среднее расстояние от Солнца, а. е. |
Сидерический период, годы |
Эксцентри-ситет орбиты |
Орбитальная скорость, км/с |
Средний радиус |
Период вращения |
Средняя плотность, г/см3 |
Ускорение свободного падения, м/с2 |
Масса в массах Земли |
Число спутников |
Кольцевая система |
|||||||
в км |
в радиусах Земли R |
|||||||||||||||||
Меркурий |
0,39 |
0,24 |
0,206 |
47,9 |
2440 |
0,38 |
58,7д |
5,5 |
3,7 |
0,06 |
— |
нет |
||||||
Венера |
0,72 |
0,61 |
0,007 |
35,0 |
6 050 |
0,95 |
243,1д |
5,2 |
8,9 |
0,82 |
— |
нет |
||||||
Земля |
1,00 |
1,00 |
0,017 |
29,8 |
6 371 |
1,00 |
23Ч56М4С |
5,5 |
9,8 |
1,0 |
1 |
нет |
||||||
Марс |
1,52 |
1,88 |
0,093 |
24,1 |
3 397 |
0,53 |
24Ч37М22С |
3,9 |
3,7 |
0,11 |
2 |
нет |
||||||
Юпитер |
5,20 |
11,86 |
0,048 |
13,1 |
69 900 |
11,2 |
9Ч 50М |
1,3 |
25,8 |
318 |
не менее 63 |
есть |
||||||
Сатурн |
9,54 |
29,46 |
0,054 |
9,6 |
58 000 |
9,5 |
10 Ч 14М |
0,7 |
11,3 |
95,2 |
не менее 47 |
есть |
||||||
Уран |
19,19 |
84,02 |
0,046 |
6,8 |
25 400 |
3,9 |
10 Ч 49м |
1,4 |
9,0 |
14,6 |
не менее 27 |
есть |
||||||
Нептун |
30,07 |
164,78 |
0,008 |
5,4 |
24 300 |
3,9 |
15ч48м |
1,6 |
11,6 |
17,2 |
не менее 13 |
есть |
||||||
Плутон |
39,52 |
247,7 |
0,253 |
4,7 |
1 140 |
0,2 |
6,4 д |
2,0 |
0,6? |
0,002 |
не менее 1 |
нет |
Таблица 2. Сравнительная характеристика планет земной группы и планет- гигантов.
Название группы |
Объекты |
Среднее расстояние от Солнца, а.е. |
Средний радиус, радиусах Земли |
Масса в массах Земли |
Средняя плотность, г/см3 |
Период вращения |
Число спутников |
Наличие колец |
Планеты земной группы |
||||||||
Планеты - гиганты |
23. «Структура материального мира».
Вещество – это вид материи, объекты которого имеют массу покоя отличную от нуля и могут двигаться с любыми скоростями, меньшими скорости света в вакууме.
Поле – это вид материи с массой покоя равной нулю и распространяющийся в вакууме с определённой скоростью – скоростью света.
Заполните таблицу:
Структурная область материи |
Пространственная протяжённость, м |
Время существования, годы |
Основные объекты (структурные уровни материи) |
Основные типы взаимодействия |
Основные процессы (физические, химические, биологические) |
Микромир |
|||||
Макромир |
|||||
Мегамир |
24. «Типы химической связи».
Прочитайте §§ 4-6 учебника (Габриэлян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник/ О. С. Габриэлян. – М.: Дрофа, 2014. – 223с.).
Заполните таблицу:
Химическая связь |
Связываемые частицы |
Процесс в электронной оболочке |
Кристаллическая решётка |
Образующиеся частицы |
Характерные свойства веществ |
Примеры веществ |
Ионная связь |
||||||
Ковалентная вязь |
Молекулярная |
|||||
Атомная |
_______ |
|||||
Металлическая связь |
||||||
Водородная связь |
_______ |
_______ |
25. «Химические реакции».
Химическая реакция (химическое явление) – это процесс, в результате которого из одних веществ образуются другие вещества, отличающиеся от исходных веществ по составу или строению.
Прочитайте § 13 учебника (Габриэлян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник/ О. С. Габриэлян. – М.: Дрофа, 2014. – 223с.).
Дайте характеристику реакций, которые не сопровождаются изменением состава веществ, заполнив таблицу 1.
Таблица 1. «Реакции, которые не сопровождаются изменением состава веществ».
Название реакции |
Схема реакции |
Условия протекания |
Пример проявления (применения) |
Превращение графита в алмаз |
|||
Превращение белого олова в серое |
|||
Превращение кислорода в озон |
Прочитайте в § 14 на стр. 118 -123 учебника (Габриэлян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник/ О. С. Габриэлян. – М.: Дрофа,
2014. – 223с.).
Заполните таблицу 2.
Таблица 2. «Типы химических реакций, протекающих с изменением состава вещества».
Типы химических реакций |
Определение |
Схема реакции |
Пример проявления (применения) |
Реакции соединения |
|||
Реакции разложения |
|||
Реакции замещения |
|||
Реакции обмена |
26. «Сравнительная характеристика солей, кислот и щелочей».
Прочитайте §§ 17, 22, 23, 24 учебника (Габриэлян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник/ О. С. Габриэлян. – М.: Дрофа, 2014. – 223с.).
Заполните таблицу:
Тип электролита |
Общие свойства |
Примеры реакций |
||||
Взаимодействие с металлами |
Взаимодействие с оксидами |
Взаимодействие с кислотами |
Взаимодействие с гидроксидами |
Взаимодействие с солями |
||
Кислоты |
_______ |
|||||
Щёлочи |
_______ |
_______ |
||||
Соли |
Fe + CuSO4 = = FeSO4 + Cu |
_______ |
27. «Металлы»
Прочитайте § 5 учебника (Габриэлян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник/ О. С. Габриэлян. – М.: Дрофа, 2014. – 223с.).
Дайте характеристику физических свойств металлов, заполнив таблицу 1.
Физические свойства |
Объяснение физических свойств |
Примеры проявления (применения) |
Дайте характеристику металлических сплавов, заполнив таблицу 2.
Таблица 2. «Сплавы металлов».
Название сплавов |
Компоненты сплавов |
Свойства сплавов |
Применение сплавов |
Прочитайте § 20 учебника (Габриэлян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник/ О. С. Габриэлян. – М.: Дрофа, 2014. – 223с.).
Дайте характеристику химических свойств (химических реакций) металлов, заполнив таблицу 3.
Таблица 3. «Химические свойства металлов».
Название реакции |
Схема реакции |
Условия протекания |
Пример проявления (применения) |
28. «Антропогенное воздействие на атмосферу».
Прочитайте §§ 8, 9,13 учебника (Габриэлян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник/ О. С. Габриэлян. – М.: Дрофа, 2014. – 223с.).
Название газа |
Химическая формула |
Реакция получения |
Функция в природе |
Применение |
Азот |
||||
Кислород |
||||
Озон |
||||
Углекислый газ |
||||
Водяной пар |
________ |
|||
Водород |
Заполните таблицу 1 «Характеристика химического состава атмосферы»:
Заполните таблицу 2 «Антропогенное воздействие на атмосферу»:
Факторы влияния |
Причина |
Последствия |
Кислотные дожди |
||
Парниковый эффект |
||
Разрушение озонового слоя |
29. «Природные источники углеводородов».
Прочитайте §§ 3 - 8 учебника (Габриэлян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник/ О. С. Габриэлян. – М.: Дрофа, 2013. – 191с.)
Заполните таблицу 1 «Характеристика природных источников углеводородов»:
Источники углеводородов |
Физические свойства |
Химический состав |
Применение |
Природный газ |
|||
Каменный уголь |
|||
Нефть |
Заполните таблицу 2 «Характеристика химических реакций при переработке природного газа»:
Название реакции |
Схема реакции |
Условия протекания |
Применение |
Полное разложение метана |
|||
Неполное разложение метана |
|||
Дегидрирование этана |
Заполните таблицу 3 «Продукты переработки нефти»:
Ректификационная фракция |
Температура кипения |
Химический состав |
Применение |
Ректификационные газы |
|||
Бензин |
|||
Лигроиновая фракция |
|||
Керосин |
|||
Дизельное топливо |
|||
Мазут |
______ |
30. «Значение химических соединений для живых организмов».
Прочитайте § 1 учебника (Биология. Общая биология. 10 -11 классы; учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.]; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица; - М.: Просвещение, 2013. – 304 с.).
Заполните таблицу № 1 «Значение неорганических соединений»:
Химические соединения |
Функции в живых организмах |
|||
Растворитель |
Защитная |
Распределительная |
Передаточная |
|
Вода |
||||
Неорганические соли |
Прочитайте §§ 2, 4 учебника (Биология. Общая биология. 10 -11 классы; учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.]; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица; - М.: Просвещение, 2013. – 304 с.)
Заполните таблицу № 2 «Значение органических соединений»:
Химические соединения |
Функции в живых организмах |
||||||
Структурная |
Энергетическая |
Регуляторная |
Запасающая |
Ферментативная |
Защитная |
Распознавательная |
|
Углеводы |
|||||||
Липиды |
|||||||
Белки |
31. «Размножение и развитие организмов».
Прочитайте § 21 учебника (Биология. Общая биология. 10 -11 классы; учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.]; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица; - М.: Просвещение, 2013. – 304 с.).
Дайте характеристику биологического процесса размножения, заполнив таблицу № 1 «Размножение организмов»:
Виды размножения |
Участники |
Изменения |
Условия протекания |
Примеры проявления |
|
Бесполое размножение |
Простое деление |
||||
Спорообразование |
|||||
Вегетативное размножение |
|||||
Почкование |
|||||
Половое размножение |
|||||
Партеногенез |
Прочитайте § 24 учебника (Биология. Общая биология. 10 -11 классы; учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.]; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица; - М.: Просвещение, 2013. – 304 с.)
Дайте характеристику биологического процесса развития организмов, заполните таблицу № 2 «Развитие организмов»:
Биологический процесс |
Участники |
Изменения |
Условия протекания |
Примеры проявления |
|||||
Этапы эмбриогенеза |
Дробление зиготы |
||||||||
Бластула |
|||||||||
Гаструла |
|||||||||
Нейрула |
|||||||||
Виды постэмбри-онального развития |
Прямое развитие |
||||||||
Непрямое развитие (развитие с превращениями) |
|||||||||
32. «Решение элементарных генетических задач».
Разберите решение задачи по теме «Генетика пола».
Черепаховая окраска, т. е. чередование чёрных и жёлтых пятен встречается только у кошек. Котов с черепаховой окраской не бывает. Объясните этот факт.
Решение. Наследование данного признака сцеплено с полом. Чёрная окраска кошек определяется геном В, рыжая – геном b. Эти гены расположены в Х- хромосоме. В Y – хромосоме они отсутствуют. Поэтому возможны такие комбинации:
ХВ ХВ- чёрная кошка ХВ Y- чёрный кот
ХВ Хb- черепаховая кошка
Хb Хb- рыжая кошка Хb Y- рыжий кот.
Решите задачу.
От чёрной кошки родились один черепаховый и несколько чёрных котят. Определите а) фенотип и генотип отца; б) пол черепахового и чёрных котят.
Разберите решение задачи по теме «Дигибридное скрещивание».
У томатов округлая форма плодов (А) доминирует над грушевидной (а), красная окраска плодов (В) – над жёлтой (b). Растение с округлыми красными плодами скрестили с растением, обладающим грушевидными жёлтыми плодами. В потомстве 25% растений имеют округлые красные плоды, 25% - грушевидные красные плоды, 25% - округлые жёлтые плоды, 25% - грушевидные жёлтые плоды (отношение 1:1:1:1). Каковы генотипы родителей и потомков?
Решение. Запишете условие в виде схемы (знак « - » означает, аллель пока не известен):
Р
А-В- х ааbb
округлые красные плоды грушевидные жёлтые плоды
F1 А-В- ааВ- А-bb ааbb
округлые красные грушевидные округлые жёлтые грушевидные жёлтые
плоды жёлтые плоды плоды плоды
Неизвестные аллели в генотипе матери определите по грушевидным жёлтым плодам, исходя из того соображения, что один аллель в каждой паре приходит от матери, следовательно, в генотипе матери должны быть аллели а и b. Зная генотипы обоих родителей, можно записать генотипы всех потомков:
Р
АаВb х ааbb
округлые красные плоды грушевидные жёлтые плоды
F1 АаВb ааВb Аabb ааbb
округлые красные грушевидные округлые жёлтые грушевидные жёлтые
плоды жёлтые плоды плоды плоды
То, что наблюдается отношение 1:1:1:1, подтверждает правильность решения задачи.
Решите задачу.
В семье родился голубоглазый темноволосый ребёнок, похожий по этим признакам на отца. Мать – кареглазая темноволосая; бабушка по материнской линии – голубоглазая темноволосая; дедушка – кареглазый светловолосый; бабушка и дедушка по отцовской линии – кареглазые темноволосые. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазого светловолосого ребёнка. Карий цвет глаз доминирует над голубым, тёмный цвет волос – над светлым.
Указания к решению: составьте схему условия, отмечая неизвестные аллели знаком « - »; установите генотипы родителей ребёнка с учётом того, что у них может родиться также и голубоглазый светловолосый ребёнок; для определения вероятности такого рождения используйте решётку Пеннета.
33. «Движущие силы эволюции».
Прочитайте § 46 учебника (Биология. Общая биология. 10 -11 классы; учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.]; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица; - М.: Просвещение, 2013. – 304 с.).
Дайте характеристику биологических процессов, заполнив таблицу № 1 «Борьба за существование»:
Борьба за существование |
Участники |
Изменения |
Условия протекания |
Примеры проявления |
Внутривидовая борьба |
||||
Межвидовая борьба |
Прочитайте § 47 учебника (Биология. Общая биология. 10 -11 классы; учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.]; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица; - М.: Просвещение, 2013. – 304 с.).
Дайте характеристику биологических процессов, заполнив таблицу № 2 «Естественный отбор»:
Формы естественного отбора |
Участники |
Изменения |
Условия протекания |
Примеры проявления |
Движущая форма отбора |
||||
Стабилизирующая форма отбора |
Прочитайте § 49 учебника (Биология. Общая биология. 10 -11 классы; учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.]; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица; - М.: Просвещение, 2013. – 304 с.).
Дайте характеристику биологических процессов, заполнив таблицу № 3 «Изоляция популяций»:
Процессы, происходящие под действием |
Участники |
Изменения |
Условия протекания |
Примеры проявления |
Географической изоляции |
||||
Экологической изоляций |
||||
Биологической изоляции |
34. «Результат действия эволюции».
Прочитайте § 50 учебника (Биология. Общая биология. 10 -11 классы; учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.]; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица; - М.: Просвещение, 2013. – 304 с.).
Дайте характеристику биологических объектов, заполнив таблицу № 1 «Приспособленность»:
Примеры приспособленности |
Описание |
Структура |
Функции |
Покровительственная окраска |
|||
Маскировка |
|||
Мимикрия |
|||
Предупреждающая окраска |
Прочитайте § 52 учебника (Биология. Общая биология. 10 -11 классы; учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.]; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица; - М.: Просвещение, 2013. – 304 с.).
Дайте характеристику биологических процессов, заполнив таблицу № 2 «Биологический прогресс»:
Пути достижения биологического прогресса |
Участники |
Изменения |
Условия протекания |
Примеры проявления |
Ароморфоз |
||||
Идиоадаптация |
||||
Дегенерация |
35. «Эволюция гоминоидов».
Прочитайте §§ 63 - 65 учебника (Биология. Общая биология. 10 -11 классы; учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.]; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица; - М.: Просвещение, 2013. – 304 с.).
Дайте характеристику основных этапов эволюции гоминоидов, заполнив таблицу:
Представители гоминоидов |
Внешний облик |
Образ жизни |
Развитие речи |
Орудийная деятельность |
Развитие искусства |
Дриопитек |
|||||
Австралопитек |
|||||
Человек умелый |
|||||
Человек прямоходящий |
|||||
Неандертальский человек |
|||||
Человек разумный (кроманьонец) |
36. «Глобальные экологические проблемы».
Прочитайте §§ 78, 79 учебника (Биология. Общая биология. 10 -11 классы; учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.]; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица; - М.: Просвещение, 2013. – 304 с.).
Дайте характеристику экологических проблем, заполнив таблицу:
Экологическая проблема |
Факторы влияния |
Причины |
Последствия |
Пути решения |
Климатические изменения |
||||
Нарушение озонового слоя |
||||
Загрязнение атмосферы |
||||
Загрязнение водных систем |
||||
Уничтожение лесов |
||||
Деградация почв |
||||
Опустынивание |
||||
Потеря биоразнообразия |
||||
Энергетические проблемы |
Кушнарева Татьяна Николаевна
Кузнецова Алина Валентиновна