Статья «Формирование функциональной грамотности через применение разных педагогических технологий и форм работы на уроках технологии»

3
0
Материал опубликован 8 March 2023

«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ РАЗНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»

 

Федорова Татьяна Владимировна

учитель технологии, высшая категория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени А.И. Герцена муниципального образования Тимашевский район
г. Тимашевск, Краснодарский край.

 

Статья посвящена актуальной проблеме – формированию функциональной грамотности, которая подразумевает уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий оптимальное функционирование личности в системе социальных отношений. В современном образовании необходимо, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни. Поэтому сейчас одной из задач учителя технологии, научить ребенка ориентироваться в житейских проблемах и справляться с задачами в быту. Уроки технологии играют важную роль в развитии самостоятельности учащихся, потому, что независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. В статье поднимается вопрос о том, как повысить эффективность формирования функциональной грамотности, Представлены задания на формирование функциональной грамотности. Автор показывает способы, методы и приемы достижения этой цели.

Предмет “Технология” - особенный. Он формирует у детей широкий кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями, помогает сориентироваться в мире профессий. На уроках технологии учащиеся учатся: выдвигать, обосновывать идеи, моделировать, конструировать, шить, вязать, вышивать, готовить, составлять меню, пересаживать растения, ухаживать за домашними животными, выполнять экономические расчеты, подбирать необходимые продукты и материалы и т.д.. Изучение предмета «Технология» направлено на приобретение общетрудовых и семейно-бытовых, профессионально - трудовых навыков, обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития [1].

Именно технология объединяет знания всех школьных дисциплин, а теоретическое знание превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощаются в созданных предметах окружающего мира. Например: алгебра и геометрия нужна при проведении расчётных операций, графических построений, расходов материалов, себестоимости изделия, маркетинга; химия - при изучении свойств текстильных материалов, пищевых продуктов; биология - при анализе преобразования объектов живой природы; физика - при изучении принципов работы механизмов; история и искусство - при изучении ДПТ; иностранный язык - при трактовке терминов и понятий; рисование и черчение – при разработке эскизов; ОБЖ – при организации рабочего места, техники безопасности при работе с тканью, термопистолетом, 3Д-принтером.

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы)) от 26 декабря 2017 г. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни [2].

Согласно А. А. Леонтьеву (доктор психологических и педагогических наук академик), «функциональная грамотность» – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. С её помощью формируется функционально грамотная личность: человек познающий, человек, умеющий жить среди людей, человек самостоятельный [3].

Содержание предмета «Технология» обладает огромным потенциалом для развития функциональной грамотности, причем всех её составляющих. Однако для повышения эффективности необходимо, чтобы задания соответствовали определённым критериям и увлекали учеников, а это значит, должны быть актуальными и соответствовать зоне ближайшего развития каждого обучающегося.

Основой формирования функциональной грамотности является умение учиться, поэтому необходимо сформировать у учеников навыки обучения тому, как обучаться. Следствием чего, должно стать развитие их независимости, повышение учебной мотивации, увлеченность предметом, уверенность в себе, повышение ответственности за результаты своего труда. Чтобы найти себя в этой сложной и быстро меняющейся реальности, современные ученики должны освоить необходимые навыки, знания и умения через применение на практике.

Мы живем в мире удивительных, порой загадочных и труднообъяснимых явлений. Почему запах мандарин разносится по всей комнате? Для чего в хлебницу ставят солонку с сухой солью? Почему чаинки, которые выглядят, казалось бы, одинаково, создают чай разных цветов? Почему при наливании в стеклянный стакан кипятка в него опускают ложку? Какие стаканы пригодны для горячего чая, тонкостенные или толстостенные? Как заставить картофель свариться быстрее? Что быстрее остывает суп или компот? А если помешать? Подуть? То, что знают взрослые, ребята только открывают для себя кулинарные чудеса и законы физики, а также швейные хитрости.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. При работе с текстом ребята формируют способность к общему пониманию смысла, заложенного в тексте, и делают выводы на основе поступающей информации. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Многие учащиеся затрудняются это сделать. Надо учить этому умению ставить вопросы, ведь в результате ученик учится мыслить. Задавая вопрос, «Почему?» - ребёнок устанавливает причинно-следственные связи. «Что изменилось бы..», «Что будет, если..» ученик выдвигает предположение, прогноз, отвечает творчески. Практические вопросы устанавливают взаимосвязи между теорией и практикой: «Как, где можно применить..?», «Что можно сделать, приготовить из..?», «Где в обычной жизни можно наблюдать…? Например, найдите известный в России фразеологизм, и допишите пропущенные строки из произведения П. П. Ершова «Конёк-Горбунок». Поясните, с какой технологией хранения пищевых продуктов в кулинарии связан, этот фразеологизм.

«Делать нечего, придется

При дворе тебе служить.

Будешь в золоте ходить,

В красно платье наряжаться,

И …………………. [4].

В этом задании прослеживается метапредметная связь, так как необходимы знания из химии и биологии; одновременно формируется как читательская грамотность, так и естественнонаучная, которая учит детей рассуждать, сопоставлять, высказывать и аргументировать свои суждения.

Чтобы способствовать лучшему усвоению нового материала, его можно представить в виде схем, загадок, анаграмм. Например, при изучении темы: «Химические волокна» подберите рисунки или загадки (уголь, нефть, газ, древесина). Разберите с детьми, что их объединяет? Перечислите, что получают из этих продуктов. Могут ли из них изготавливать ткани и шить одежду? После изучения темы, решите ситуационную задачу: «Объясните, что произойдёт с праздничным платьем из вискозного шелка после стирки в горячей воде и отжима в стиральной машине»? Рассуждая, вместе с детьми сформулировать ответ: если не учесть особенностей ухода за вискозой, новая яркая одежда уже после первой стирки и отжима в стиральной машине потеряет вид, т.к. волокно теряет половину своей прочности, использовать электрические сушки не рекомендуется, вискоза не только быстрее изнашивается, но и садится.

Для поддержания умственной активности учащихся разработать интерактивные задания, например, «Распределите животных и их названия, от которых получают шерстяные волокна, в соответствие со страной их обитания», «Установите соответствие между тканью и способом ухода». Разобрать на практике, что нужно сделать, чтобы продлить срок службы любого предмета гардероба и сохранить его безупречный внешний вид. Особые требований могут касаться как стирки, так и сушки, и глажения. Очень важно научить ребят самостоятельно, разбираться в знаках на ярлыках одежды и уметь ими пользоваться при уходе за ними. Изучая, текстильные изделия, разобрать причины, которые могут спровоцировать контактную аллергию (контактный дерматит, экзему) или «текстильный дерматит». Решить ситуационную задачу: «Ребенок одел вязанный овечий свитер. После носки стал покрываться красными пятнами, на теле появилась отечность. Врачи поставили диагноз: «острая аллергическая реакция». Как Вы думаете, что именно могло вызвать реакцию? Свой ответ обоснуйте. Вместе с детьми вспомнить, что в шерсти содержится шерстяной воск и логическим путем сформулировать вывод, что из жировых частиц овечьей шерсти получают ланолин, а именно он и вызывает аллергическую реакцию.

Работа в парах формирует позитивное отношение к предмету. Для лучшего усвоения, потребуется не только учебник, но и дополнительный распечатанный материал. Ребята читают, отвечают на вопросы, кратко формулируют и записывают результаты в тетрадь. Проверить можно «по цепочке» - первая пара отвечает на первый вопрос, вторая на второй и так далее, другие дополняют ответами. Например: «Охарактеризуйте приведённые ткани: шерсть, бамбук, вискоза, шелк. Запишите в таблицу вид сырья, положительные и отрицательные свойства.

Для работы в паре очень эффективен приём «Верно – не верно». После изучения темы предложите детям составить 5 верных и 5 неверных утверждений по теме урока на одном листе, предварительно раздайте один на пару. Предложите парам обменяться по часовой стрелке и отметить в листочках верные утверждения, затем вернуть и проверить работы. В ходе урока обсудите, кто и какие варианты отметил, что осталось непонятным. Например, по теме: «Кулинария. Основы рационального питания, можно задать вопросы» (см. табл. 1):

Таблица 1 — Вопросы по теме: «Кулинария»

Жиры активно участвуют в обмене веществ.

нет

Уровней пирамиды бывает только 5.

нет

Белки содержатся в продуктах животного происхождения.

да

Витамины усиливают сопротивляемость организма.

да

Нутриенты – общее название питательных веществ.

да

Можно использовать приём «Лови ошибку» - при пересказе материала ребята специально включают в рассказ ошибки или неточности. Задача: найти ошибку в рассказе.

Эти приёмы учат учащихся работать самостоятельно и анализировать информацию. Качество знаний повышается, процесс обучения становится более успешным.

Практика групповых технологий очень уместна при изучении раздела Кулинарии в 5-7 классах. Класс делится на группы по 5 человек, даются им карточки с заданием. Отвечая на вопросы, учащиеся мысленно повторяют и выстраивают весь процесс приготовления завтрака. Например: «Составьте меню завтрака, включающее бутерброд. Перечислите продукты, которые Вам потребуются для приготовления этого завтрака. Перечислите оборудование, которое Вам потребуется. Опишите технологию приготовления бутерброда. Предложите сервировку стола к этому завтраку». Такой подход позволяет глубоко продумать, проанализировать каждой группе, что им потом потребуется для приготовления бутерброда на практическом занятии.

Использование ситуационных задач, учат детей самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы. Например: Нам нужно приготовить винегрет. Какие продукты необходимы для его приготовления? Все ли овощи предварительно отваривают? Какие способы нарезки используют? Дайте советы по приготовлению салата. Чем можно заменить в салате фасоль, капусту? Если нет квашеной капусты, то её можно заменить солеными огурцами, фасоль – зелёным горошком.

Пышная выпечка - мечта каждой хозяйки. Чтобы тесто увеличилось в объеме, в него добавляют пищевую соду. Она является натуральным разрыхлителем и при взаимодействии с уксусом или лимонной кислотой выделяет пузырьки углекислого газа. Однако многие хозяйки допускают ошибки при гашении соды перед выпечкой. Решаем ситуационную задачу: «Выберите и объясните. Хозяйке предстоит испечь песочное печенье, используя «гашеную» соду. Соду можно погасить разными способами: предварительно залить уксусом или непосредственно в тесто - добавив в один из сухих ингредиентов теста лимонную кислоту или аскорбиновую кислоту. Выберите наиболее правильную технологию с точки зрения полученного результата и сохранения пищевой ценности продуктов». С ребятами рассуждаем, вспоминаем, что при взаимодействие соды и кислоты выделяется углекислый газ, поэтому реакция и выделение углекислого газа начинаются непосредственно в тесте, в отличие от предварительного гашения соды, когда весь СО2 выделяется еще до добавления смеси в тесто.

Умение формулировать выводы и находить доказательства, подтверждающие или опровергающие эти выводы, одна из задач функциональной грамотности. Изучая рецепты и норму продуктов, ребята учатся подбирать соответствующую посуду. Разбираем ситуацию: «Вы опускаете сразу все продукты в кастрюлю с кипящей водой в процессе приготовления первого блюда. Прокомментируйте и назовите действующий закон физики, на который опирается каждая хозяйка до начала приготовления первого блюда». Даже в таком элементарном деле нужно знать закон Архимеда. Тело, погруженное в жидкость, вытесняет объём жидкости, равный объёму погруженного тела [6].

Математика частый гость на уроках технологии, где учащиеся могут на практике применить свои знания. Так, например, записывать мерки в половинном размере, рассчитать, сколько ткани нужно купить для пошива фартука, сумки-шопер и т.д. Например: «Выполните расчет расхода ткани на размер: 164-92-100 на юбку, представленную на эскизе, при ширине ткани 140 см, если Ди = 60 см, Пб=4см, глубина складки=8см». «Рассчитайте длину пояса, если От = 64см». «Постройте базовую сетку чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом, если ширина изделия 24см, а длина – 75см» [6].

Без математики не обойтись и при подсчете количества продуктов для приготовления кулинарных блюд. Очень часто уже взрослые хозяйки не могут рассчитать, сколько продуктов необходимо закупить для приготовления праздничного ужина, в итоге много продуктов остается несъеденным. Нужно научить ребят составлять меню и рассчитывать норму продуктов на одного человека. Например, решите задачу: «В салат «Мимоза» входят следующие ингредиенты: скумбрия – 3 части, яйцо – 1 часть, огурцы – 1 часть, рис – 1,5 части, морковь – 0, 5 части, сыр – 1 части, майонез – 2 части. Определите сколько граммов каждого перечисленного ингредиента следует подготовить хозяйке, чтоб получить 300 граммов салата». Решение:

3х +х + х +1,5х+0,5х + х+ 2х =300; 10х=300; х=30.

90 г скумбрии, 30 г – яиц, 30 г – огурцов, 45 г– риса, 15 г – моркови, 30 г– сыра, 60 г– майонеза. (90+ 30+ 30+ 45 + 15 + 30 + 60 = 300 г) [6].

При решении таких задач идёт знакомство с профессией «Калькулятор», пока повара чистят овощи, разделывают мясо, рыбу, замешивают тесто, калькулятор вычисляет потери массы готовых изделий при механической и тепловой обработке продуктов. Затем калькулятор составляет калькуляцию (определяет цену) блюд, кулинарных и кондитерских изделий с учетом их особенностей [5].

Экономическая грамотность позволит учащимся грамотно управлять своими финансами. Задача с процентами на скидку формирует представление о величинах “процент”, “часть числа”, “скидка”, “цена”. Например: «Пачка сливочного масла стоит 90 рублей. Семьям с детьми магазин делает скидку 5 %. Сколько рублей стоит пачка масла для семьи с детьми»? Но, иногда бывает со скидкой в магазине товар стоит дороже, чем в соседнем ларьке без скидок, поэтому важно развивать потребительскую грамотность у учащихся. Стоит обратить внимание ребят на основной ход маркетологов в магазинах: устанавливается сразу завышенная цена при начале продаж, а затем ставится настоящая цена товара, которая подается как скидка с яркими и броскими ценниками со значком «%» (например, красного или жёлтого цвета). Поэтому прежде, чем купить товар, необходимо узнать по какой цене продаётся в других магазинах.

При изучении темы: «Интерьер жилого дома» и «Освещение жилого помещения». Можно дать задание: «В комнате перегорела лампочка. Какие лампочки можно использовать для освещения жилых помещений (лампы накаливания, галогенные, люминесцентные, светодиодные)? Как утилизировать перегоревшие лампочки? Многие родители не знают, с чего начать вовлечение детей в семейные дела. Что можно поручить? Какая от этого польза? Как сохранить интерес ребёнка к домашним обязанностям? Очень полезно использовать все возможности и даже искусственно создавать ситуации совместного достижения целей. Поводом к таким событиям может служить предстоящий ремонт. Например, решить задачу: «Для ремонта квартиры требуется 63 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 6 рулонов»? При расчёте этой задачи, очень часто западает читательская грамотность, так дети в ответе получают 10,5 пачек, но в магазине никто полпачки не отсыплет и не продаст. Можно использовать ситуационную задачу: Родители затеяли в комнате ремонт (поклеить обои, покрасить потолок, постелить линолеум). Сколько потребуется обоев и краски, если длина комнаты 4м., ширина 3м., высота 2.5м. (рулон обоев имеет длину 10,5 м, ширина составляет 0, 5м., расход краски 200г. на 1кв.м.) [6]?

Отличительные черты функциональной грамотности на уроках технологии - это направленность на жизненные ситуации, на решение бытовых проблем, на развитие умений осуществлять полученные в школе знания в реальной жизни.

Результат этой работы:

Применение функциональной грамотности дали ощутимые положительные результаты в конце учебного года и в участии во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии. Из 20 человек участвующих на муниципальном уровне, 12 стали победителями, 8 – призерами.

Подобная система работы помогает формировать на уроках и внеурочной деятельности функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся.

Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя применения разных педагогических технологий и форм работы, а так же использования современных методов обучения. Применяя разные технологии, приёмы, формы работы на уроке технологии, учитель формирует функциональную грамотность учащихся, что позволит воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность. Если систематически организовывать такую работу, то учащиеся начнут демонстрировать свои знания, которые позволят им активно находить решения в жизненных ситуациях, относящихся к области науки и технологии.

Список использованной литературы и источников:

Акушева Н. Г., Лойк М. Б., Скороделова Л. А. // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. 2020.

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"/ http://static.government.ru/media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf (дата обращения: 28.02.2023).

Козлова М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса.- Петрозаводск, 2020.

Ершов, П.П. Конёк-Горбунёк / П.П.Ершов. – Москва: Астрель: АСТ,2011. – 156с. [45]. – (Внеклассное чтение).

Калькулятор общественного питания/ https://moeobrazovanie.ru/professions_kalkulyator.html (дата обращения: 28.02.2023).

Всероссийская олимпиада школьников /https://olimpiada.ru/activity/92/tasks (дата обращения: 28.02.2023).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации