12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Самсонова Ольга Александровна31
Россия, Иркутская обл., Иркутск
1

Формирование базовых учебных действий на уроках географии в 6-9 классах коррекционной школы.

Формирование базовых учебных действий на уроках географии в 6-9 классах коррекционной школы.


Вопрос «Как обучать» детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуален в настоящее время, так как школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве. Школа, воспитывая и обучая таких детей, имеет специфическую задачу – осуществление коррекционного воздействия на личность учащегося. Школа должна давать учащимся знания, но кроме этого – развивать умение мыслить самостоятельно. Это возможно только при условии индивидуального подхода к каждому ученику и подборке специальных методик преподавания географии, которые позволят проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, развитию речи.

Коррекционно-развивающее обучение сегодня является приоритетным направлением современной образовательной практики. Практика показывает, что уже на этапе поступления в школу, дети характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации. К данной категории следует отнести детей с пониженной обучаемостью и работоспособностью, психической и физической ослабленностью и детей с психосоциальной запущенностью. Определение таких детей в специальные коррекционные классы позволяет оказывать им необходимую психологическую и педагогическую помощь. Обучение таких детей немыслимо без квалифицированной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых, научно-обоснованных методов и форм деятельности.

Приоритетной целью общего образования, в связи с разработкой и принятием новых федеральных государственных стандартов, становится формирование общеучебных навыков и способов деятельности.

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, мы должны формировать у учащихся умения учиться. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски и управлять познавательной деятельностью учащихся. Отсюда меняются подходы в организации образовательного процесса.

Выделяют 4 блока базовых учебных действий:

Личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

Регулятивные – обеспечивают организацию познавательной и учебной деятельности.

Познавательные – включают общеучебные, исследовательские и логические действия, действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные – обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

На уроках географии развитие базовых учебных действий осуществляется во взаимосвязи всех видов и через систему заданий.

Подробнее остановлюсь на формировании познавательных базовых учебных действий.

Для формирования познавательных базовых учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

Найди отличия (можно задать их количество). По иллюстрации учащиеся должны найти заданное количество отличий в предлагаемых предметах.

Назови по иллюстрации слово. Используя рисунки, определи, что выращивают на полях страны. (Т.М. Лифанова Рабочая тетрадь по географии материков и океанов Государства Евразии с.79 № 5)

- Назови по картинке сказку с.11 № 9

- Используя иллюстрации, назови ведущие отрасли промышленности Грузии с.98№ 9

- Используя опорные иллюстрации, расскажи об основных отраслях сельского хозяйства Грузии с.96 № 6

Поиск лишнего. Что является лишним в данном перечне

- растения, животные, бактерии, грибы, водоросли

- яблоко, яблоня, осина, берёза. Почему?

- Выбери несколько правильных ответов. Зачеркни ненужное. С.66 № 7

Белоруссия богата

А - лесами

Б – степями

В – болотами и озёрами

Г – морями

- Выбери один правильный ответ.

Столица Белоруссии

А – Минск

Б – Брест

В – Вильнюс

- Выдели лишнее слово в каждом ряду. Зачеркни его. Объясни какое отношение они имеют к Азербайджану. Составь с ними предложения. С.100 № 6

- Вычеркни лишнее. Если затрудняешься, воспользуйся статьёй учебника с.180

Упорядочивание.

- Соедини названия товаров, выпускаемых в Латвии, с названиями соответствующих отраслей промышленности. Составь рассказ о промышленности Латвии. с.60 -61 № 6

- Соедини стрелками словосочетания.с.96 №4, с.99 № 3

- Соедини стрелкой вопрос и правильный ответ с.107 № 8

Самый большой город Турции Стамбул

Пролив, соединяющий две части Стамбула Чёрное, Средиземное

Столица Турции Анкара

Название Стамбула в древности Босфор

Туристическая столица Турции Большой Арарат

Самая высокая гора в Турции Константинополь

Моря, омывающие Турцию Анталья

Составление схем - опор. С.63 №3








- Используя схему, объясни, почему ближе к побережью Чёрного моря более влажно с.96 №3

Работа с таблицами, пиктограммами, кроссвордами.

- Запиши числа в порядке убывания, а под ними соответствующие буквы. Ты узнаешь национальное блюдо белорусов. С.67 №11

- Выпиши изученные государства в таблицу с.75

Государство Восточной Европы

Столица

- Собери в корзину фрукты, выращиваемые в Узбекистане с.82 №6

- Заполни таблицу «Животный мир Узбекистана" с.83 №9

Что бы это значило?

- Выпиши из текста статьи и словаря учебника значение следующих слов с83 №10

Арык кокон медресе плов тюбетейка

- Попробуй прочитать с.114 №8

Прочтение и расшифровка ребусов (по каждой теме в Рабочей тетради Т.М. Лифановой 9 класс)

Составление цепочек с.115 -116 №5

Выстраивание логических цепочек

А. плод почка семя цветок

Б. клетка лес растительность берёза ядро лист

Перечисленные виды заданий могут быть использованы на этапах повторения и закрепления полученных знаний.

Составление кластера.

Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной теме.

Кластер – это графическая организация материала. В переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно думать по какой –либо теме.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

Приём «Корзина» идей и понятий. Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося опыта и знаний. Он позволяет выяснить всё, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно изобразить корзину, в которую условно будет собрано всё, что знают ученики по изучаемой теме.

В ходе усвоения учебного материала идёт формирование базовых учебных действий, путём использования различных упражнений, направленных на развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей.


Используемая литература:

1.Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2.А.Г Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли» Система заданий М. «Просвещение» 2010

3. Т.М Лифанова Рабочая тетрадь по географии материков и океанов Государства Евразии 9 класс М «Просвещение» 2006

4.Т.М Лифанова Рабочая тетрадь по географии материков и океанов 8 класс М «Просвещение» 2008

5. Т.М.Лифанова Рабочая тетрадь по начальном курсу физической географии 6 класс М «Просвещение» 2008

6.Т.М Лифанова география Рабочая тетрадь 7 класс М «Просвещение» 2013


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.