12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Самсонова Ольга Александровна31 Россия, Иркутская обл., Иркутск |
Формирование базовых учебных действий на уроках географии в 6-9 классах коррекционной школы.
Формирование базовых учебных действий на уроках географии в 6-9 классах коррекционной школы.
Вопрос «Как обучать» детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуален в настоящее время, так как школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве. Школа, воспитывая и обучая таких детей, имеет специфическую задачу – осуществление коррекционного воздействия на личность учащегося. Школа должна давать учащимся знания, но кроме этого – развивать умение мыслить самостоятельно. Это возможно только при условии индивидуального подхода к каждому ученику и подборке специальных методик преподавания географии, которые позволят проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, развитию речи.
Коррекционно-развивающее обучение сегодня является приоритетным направлением современной образовательной практики. Практика показывает, что уже на этапе поступления в школу, дети характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации. К данной категории следует отнести детей с пониженной обучаемостью и работоспособностью, психической и физической ослабленностью и детей с психосоциальной запущенностью. Определение таких детей в специальные коррекционные классы позволяет оказывать им необходимую психологическую и педагогическую помощь. Обучение таких детей немыслимо без квалифицированной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых, научно-обоснованных методов и форм деятельности.
Приоритетной целью общего образования, в связи с разработкой и принятием новых федеральных государственных стандартов, становится формирование общеучебных навыков и способов деятельности.
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, мы должны формировать у учащихся умения учиться. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски и управлять познавательной деятельностью учащихся. Отсюда меняются подходы в организации образовательного процесса.
Выделяют 4 блока базовых учебных действий:
Личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.
Регулятивные – обеспечивают организацию познавательной и учебной деятельности.
Познавательные – включают общеучебные, исследовательские и логические действия, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные – обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
На уроках географии развитие базовых учебных действий осуществляется во взаимосвязи всех видов и через систему заданий.
Подробнее остановлюсь на формировании познавательных базовых учебных действий.
Для формирования познавательных базовых учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
Найди отличия (можно задать их количество). По иллюстрации учащиеся должны найти заданное количество отличий в предлагаемых предметах.
Назови по иллюстрации слово. Используя рисунки, определи, что выращивают на полях страны. (Т.М. Лифанова Рабочая тетрадь по географии материков и океанов Государства Евразии с.79 № 5)
- Назови по картинке сказку с.11 № 9
- Используя иллюстрации, назови ведущие отрасли промышленности Грузии с.98№ 9
- Используя опорные иллюстрации, расскажи об основных отраслях сельского хозяйства Грузии с.96 № 6
Поиск лишнего. Что является лишним в данном перечне
- растения, животные, бактерии, грибы, водоросли
- яблоко, яблоня, осина, берёза. Почему?
- Выбери несколько правильных ответов. Зачеркни ненужное. С.66 № 7
Белоруссия богата
А - лесами
Б – степями
В – болотами и озёрами
Г – морями
- Выбери один правильный ответ.
Столица Белоруссии
А – Минск
Б – Брест
В – Вильнюс
- Выдели лишнее слово в каждом ряду. Зачеркни его. Объясни какое отношение они имеют к Азербайджану. Составь с ними предложения. С.100 № 6
- Вычеркни лишнее. Если затрудняешься, воспользуйся статьёй учебника с.180
Упорядочивание.
- Соедини названия товаров, выпускаемых в Латвии, с названиями соответствующих отраслей промышленности. Составь рассказ о промышленности Латвии. с.60 -61 № 6
- Соедини стрелками словосочетания.с.96 №4, с.99 № 3
- Соедини стрелкой вопрос и правильный ответ с.107 № 8
Самый большой город Турции Стамбул
Пролив, соединяющий две части Стамбула Чёрное, Средиземное
Столица Турции Анкара
Название Стамбула в древности Босфор
Туристическая столица Турции Большой Арарат
Самая высокая гора в Турции Константинополь
Моря, омывающие Турцию Анталья
Составление схем - опор. С.63 №3
| | | | | |
- Используя схему, объясни, почему ближе к побережью Чёрного моря более влажно с.96 №3
Работа с таблицами, пиктограммами, кроссвордами.
- Запиши числа в порядке убывания, а под ними соответствующие буквы. Ты узнаешь национальное блюдо белорусов. С.67 №11
- Выпиши изученные государства в таблицу с.75
Государство Восточной Европы | Столица |
- Собери в корзину фрукты, выращиваемые в Узбекистане с.82 №6
- Заполни таблицу «Животный мир Узбекистана" с.83 №9
Что бы это значило?
- Выпиши из текста статьи и словаря учебника значение следующих слов с83 №10
Арык кокон медресе плов тюбетейка
- Попробуй прочитать с.114 №8
Прочтение и расшифровка ребусов (по каждой теме в Рабочей тетради Т.М. Лифановой 9 класс)
Составление цепочек с.115 -116 №5
Выстраивание логических цепочек
А. плод почка семя цветок
Б. клетка лес растительность берёза ядро лист
Перечисленные виды заданий могут быть использованы на этапах повторения и закрепления полученных знаний.
Составление кластера.
Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной теме.
Кластер – это графическая организация материала. В переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно думать по какой –либо теме.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
Приём «Корзина» идей и понятий. Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося опыта и знаний. Он позволяет выяснить всё, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно изобразить корзину, в которую условно будет собрано всё, что знают ученики по изучаемой теме.
В ходе усвоения учебного материала идёт формирование базовых учебных действий, путём использования различных упражнений, направленных на развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей.
Используемая литература:
1.Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.А.Г Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли» Система заданий М. «Просвещение» 2010
3. Т.М Лифанова Рабочая тетрадь по географии материков и океанов Государства Евразии 9 класс М «Просвещение» 2006
4.Т.М Лифанова Рабочая тетрадь по географии материков и океанов 8 класс М «Просвещение» 2008
5. Т.М.Лифанова Рабочая тетрадь по начальном курсу физической географии 6 класс М «Просвещение» 2008
6.Т.М Лифанова география Рабочая тетрадь 7 класс М «Просвещение» 2013