«Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения у детей с ОВЗ» Подготовила: Копылова Наталья Александровна учитель русского языка и чтения
|
Добрый день, Тема моего выступления Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения у детей с ОВЗ |
До конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и писать, при этом человека, умеющего только читать, называли полуграмотным. В ХХ веке в происходит переосмысление понятия «грамотность». Чтение – это основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, важнейший способ освоения базовой социально значимой информации. Грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, фиксировать и использовать полученную информацию, излагать свои мысли о прочитанном. |
При освоении навыка чтения – у обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеются трудности, которые представлены на слайде:
Исходя из данных трудностей целью по формированию читательской грамотности у обучающихся с ОВЗ является Осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности через совместную читательскую деятельность с учителем и родителями |
- Освоить общекультурные навыки чтения и понимания текста; - Овладеть речевой, письменной и коммуникативной культурой; - Воспитать эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе вот задачи, стоящие перед учителем при работе с данной категорией детей |
Работа по формированию читательской грамотности у обучающихся с ОВЗ осуществляется в двух направлениях: Формирование умений, целиком основанных на тексте:
Формирование умений, основанных на собственных размышлениях о прочитанном: На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. |
Существует несколько технологий формирования читательской грамотности: Технология критического мышления Цель ее: развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Здесь использую следующие приёмы работы: Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. По названию текста дети определяют, о чём пойдёт речь в произведении. Далее текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у детей внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными. хорошо работает на уроках Приём «Вопросы на стикерах» Сначала изучается текст; затем формулируются вопросы, начинающиеся со слов: кто, что, где, когда, как, почему и записываются на стикерах. Обучающиеся отвечают на эти вопросы, постепенно переходя на новый уровень сложности. |
Подобным приёмом является «Работа с вопросником» который используется на этапе самостоятельной работы с учебником: Дети должны найти ответы на предложенные вопросы к тексту, Приём «Уголки» можно использовать на уроках чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Одна группа детей готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Например, работая над рассказом М. Зощенко «Золотые слова». Среди положительных качеств главных героев (Лёльки и Миньки) дети называют послушание, ответственность. Из отрицательных – неумение вести себя за столом, неуважение к взрослым в разговоре. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения. |
Приём «Творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Детям предлагается написать (либо досказать) продолжение рассказа. Словесное продолжение у детей с интеллектуальными нарушениями получается лучше. Нравится детям Приём «Создание викторины». После изучения темы дети по возможности самостоятельно, пользуясь учебным текстом, готовят вопросы для викторины, потом отвечаем на них на уроке. |
Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста ученикам предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Особенно наши дети любят выстраивать сюжет при помощи картинок Прием «Словарики» При первичном чтении произведения обучающиеся читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Потом прошу детей – «словариков», которым все слова понятны (у кого нет подчеркиваний) организовать разъяснение непонятных слов. «Словарики» меняются, при необходимости помогаю им. |
Технология проблемного обучения Основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения видеть за отдельными фактами явления. Например, создается проблемная ситуация Между житейским представлением обучающихся и научным фактом Ответить на вопрос заглавия к рассказу В. Бианки «Кто чем поет?» до чтения текста. Затем даем объяснения по тексту. Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Пример «Толстых» и «Тонких» вопросов представлен на слайде
|
Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учеников хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. Прием «Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, «Крестики-нолики» - работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». ученики задают друг другу вопросы и ставят в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, у кого больше его значков |
Прием «Древо мудрости»: После внимательного прочтения текста дети пишут вопрос по тексту и крепят листочек к нарисованному на доске дереву Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” вопросик и и отвечает на него вслух. Прием «Шесть шляп» Цвет каждой шляпы имеет своё значение. И в соответствии со значением цвета ребёнок получает своё задание Обучающимся 2 варианта предлагаю выбрать белую или чёрную шляпы. |
Прием «Пазлы» Используется при чтении художественного текста на этапе формирования читательских умений и навыков Ученики собирают пазлы – отрывки текста, пословиц, поэтические пазлы Детям, которым трудно собрать такой пазл, складывают картинку и составляют по ней предложение. Приём «Путаница» Ученикам предлагают пословицы разбитые на две части, нужно стрелками соединить части: Прием «Перевёртыши» Ученикам предлагаю расшифровать перевертыши пословиц, названий книг, строчки из стихов и песен. У смелости затылок мал – у страха глаза велики |
Прием «Ассоциативный куст" один из основных приёмов работы с информацией до чтения. Дается ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, что позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учеников и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом. |
Также для формирования читательской грамотности использую различные «Форматы чтения" |
И игры со словами |
Заключение: Предложенные технологии и приёмы работы в рамках этих технологий, различные формы работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, способствуют эффективной организации деятельности по формированию читательской грамотности и обеспечивают развитие у школьников навыков мышления. |