Доклад «Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения у детей с ОВЗ»

2
0
Материал опубликован 20 April 2023

«Формирование читательской грамотности

на уроках литературного чтения у детей с ОВЗ»

Подготовила:

Копылова Наталья Александровна

учитель русского языка и чтения


Добрый день,

Тема моего выступления Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения у детей с ОВЗ

До конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и писать, при этом  человека, умеющего только читать, называли полуграмотным. В ХХ веке в  происходит переосмысление понятия «грамотность». Чтение – это основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, важнейший способ освоения базовой социально значимой информации. Грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, фиксировать и использовать полученную информацию, излагать свои мысли о прочитанном.

При освоении навыка чтения – у обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеются трудности, которые представлены на слайде:


Исходя из данных трудностей целью по формированию читательской грамотности у обучающихся с ОВЗ является Осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности через совместную читательскую деятельность с учителем и родителями

- Освоить общекультурные навыки чтения и понимания текста;

- Овладеть речевой, письменной и коммуникативной культурой;

- Воспитать эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе вот задачи, стоящие перед учителем при работе с данной категорией детей

Работа по формированию читательской грамотности у обучающихся с ОВЗ осуществляется в двух направлениях:

Формирование умений, целиком основанных на тексте:


Формирование умений, основанных на собственных размышлениях о прочитанном:

На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. 

Существует несколько технологий формирования читательской грамотности:

Технология критического мышления

Цель ее: развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Здесь использую следующие приёмы работы:

Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. По названию текста дети определяют, о чём пойдёт речь в произведении. Далее текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у детей внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

хорошо работает на уроках Приём «Вопросы на стикерах»

Сначала изучается текст; затем формулируются вопросы, начинающиеся со слов: кто, что, где, когда, как, почему и записываются на стикерах. Обучающиеся отвечают на эти вопросы, постепенно переходя на новый уровень сложности.

Подобным приёмом является «Работа с вопросником» который используется на этапе самостоятельной работы с учебником: Дети должны найти ответы на предложенные вопросы к тексту,

Приём «Уголки» можно использовать на уроках чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Одна группа детей готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста.

Например, работая над рассказом М. Зощенко «Золотые слова». Среди положительных качеств главных героев (Лёльки и Миньки) дети называют послушание, ответственность. Из отрицательных – неумение вести себя за столом, неуважение к взрослым в разговоре. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.

Приём «Творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Детям предлагается написать (либо досказать) продолжение рассказа. Словесное продолжение у детей с интеллектуальными нарушениями получается лучше.

Нравится детям Приём «Создание викторины». После изучения темы дети по возможности самостоятельно, пользуясь учебным текстом, готовят вопросы для викторины, потом отвечаем на них на уроке.

Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста ученикам предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Особенно наши дети любят выстраивать сюжет при помощи картинок

Прием «Словарики» При первичном чтении произведения обучающиеся читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Потом прошу детей – «словариков», которым все слова понятны (у кого нет подчеркиваний) организовать разъяснение непонятных слов. «Словарики» меняются, при необходимости помогаю им.

Технология проблемного обучения

Основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения видеть за отдельными фактами явления.

Например, создается проблемная ситуация Между житейским представлением обучающихся и научным фактом Ответить на вопрос заглавия к рассказу В. Бианки «Кто чем поет?» до чтения текста. Затем даем объяснения по тексту.

t1681970792aa.jpg

Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

   Пример «Толстых» и «Тонких» вопросов представлен на слайде




Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учеников хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока.

Прием «Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения,

«Крестики-нолики» - работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». ученики задают друг другу вопросы и ставят в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, у кого больше его значков

Прием «Древо мудрости»: После внимательного прочтения текста дети пишут вопрос по тексту и крепят листочек к нарисованному на доске дереву Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” вопросик и и отвечает на него вслух.

Прием «Шесть шляп»

Цвет каждой шляпы имеет своё значение. И в соответствии со значением цвета ребёнок получает своё задание

Обучающимся 2 варианта предлагаю выбрать белую или чёрную шляпы.

Прием «Пазлы» Используется при чтении художественного текста на этапе формирования читательских умений и навыков  

Ученики собирают пазлы – отрывки текста, пословиц, поэтические пазлы

Детям, которым трудно собрать такой пазл, складывают картинку и составляют по ней предложение.

Приём «Путаница»

Ученикам предлагают пословицы разбитые на две части, нужно стрелками соединить части:

Прием «Перевёртыши»

Ученикам предлагаю расшифровать перевертыши пословиц, названий книг, строчки из стихов и песен. У смелости затылок мал – у страха глаза велики

Прием «Ассоциативный куст" один из основных приёмов работы с информацией до чтения. Дается ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, что позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учеников и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Также для формирования читательской грамотности использую различные «Форматы чтения"

И игры со словами

Заключение: Предложенные технологии и приёмы работы в рамках этих технологий, различные формы работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, способствуют эффективной организации деятельности по формированию читательской грамотности и обеспечивают развитие у школьников навыков мышления.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации