12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горелова Татьяна Петровна1124
Я.
Россия, Ленинградская обл., Сосновый Бор
4

Доклад «Формирование читательской грамотности у обучающихся 3-4 классов с ОВЗ»

«Формирование читательской грамотности у обучающихся 3-4 классов с ОВЗ на дефектологических занятиях».

Теория функциональной грамотности. А. А. Леонтьев. Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. «Читательская грамотность» — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В настоящее время наблюдается резкое увеличение количества детей с интеллектуальными и речевыми нарушениями, обучающихся в начальных классах общеобразовательных школ. Предположительно, это может быть связано с ухудшением состояния здоровья населения, ухудшения состояния экологии, а также отсутствием своевременной коррекционной помощи в дошкольном возрасте. Наиболее частыми являются задержка психического развития, нарушения чтения и письменной речи.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна для МБОУ «СОШ №6» в связи с увеличением в начальной школе и в среднем звене количества обучающихся данной категории. В МБОУ «СОШ №6» обучается 48 детей с ОВЗ. В настоящий момент направлены на ТПМПК еще 10 обучающихся. Дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательных классах по рекомендованной ТПМПК АООП, а также в школе создан класс для обучающихся с ОВЗ. Опыт работы с учащимися с данными заключениями доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся с ОВЗ одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на освоении всех остальных учебных предметов. При проведении диагностики обучающихся 3х и 4х классов выявлен низкий уровень развития речеслуховой памяти, что оказывает значительное влияние на способность обучающихся к пересказу, а также низкий уровень развития устной речи, что сказывается на умении построить развернутые фразы, сложности использования грамматических конструкций.

 

Целью работы является формирование читательских умений у обучающихся 3-4 классов с ОВЗ на основе выполнения коррекционных упражнений на дефектологических занятиях.

 

Задачи: 1. Изучение методической литературы по данной теме.

2. Подбор методов и приемов, позволяющих сформировать элементы читательской грамотности.

3. Применение методов и приемов в практической деятельности.

4. Анализ результатов коррекционной работы.

 

При анализе методического пособия Е. Пчелкиной «Развитие речемышления у детей», которое рекомендует работу по системе 5 последовательных шагов, помогающих обучающимся понять суть пересказа, выявлены следующие этапы:

1. Формирование представления о понятии «значок».

2.Формирование представлений о «ключевых» словах.

3. Выделение ключевых слов в словосочетаниях.

4. Пересказ текста с выделением ключевых слов из предложений. (Например, предмет и действие)

5. Пересказ текстов с выделением ключевых слов из текста.

Рассмотрим последовательную работу над этими этапами в отдельности.

1 шаг. Является подготовительной работой. Умение оформлять информацию в формате значка или символа. Рисование символов или значков удобны, потому что это совершается быстрее, чем запись словами.

2 шаг. Формирование понятия «ключевое» слово, то есть такое слово, которое помогает понять, запомнить текст.

3 шаг. Формирование умения выделения ключевого (главного) слов из словосочетаний. Выделяя ключевое слово, ребенок должен его зарисовать. При изображении 7-10 символов, по ключевым словам можно воспроизводить полностью словосочетания.

4 шаг. 1. На начальных этапах работы предлагается выделение главного слова в простых предложениях. Подбирается доступный текст из 3-5 предложений, связанных по смыслу. К каждому предложению обучающиеся рисуют символ. По серии рисунков необходимо воспроизвести изначальный текст.

2. Пересказ сложных текстов. Количество слов в предложении увеличивается. Для более качественного запоминания допустимо изображение двух символов. Работа по изображению символов ведется последовательно над каждым предложением.

3. Развитие способности пересказывать текст без опоры на значки. Важно сформировать умение связывать образы между собой с помощью действия (глагола).

4. Представление об опорных словах. Для обучающихся с хорошо развитым воображением может быть легким представлять не сам символ, а использовать свою ассоциацию для припоминания и воспроизведения текста.

5 шаг.1. Деление текста на смысловые части. Работа ведется от простых текстов, в которых части выделяет учитель, уточняя с помощью вопросов, усвоил ли обучающийся содержание каждой из частей. Затем текст читается учителем полностью, предлагая обучающимся самостоятельно делить его на части.

2. Целью этого этапа является приучение к изображению смысловой части несколькими символами. Значки зарисовываются последовательно, в соответствии с порядком частей текста. Затем производится воспроизведение текста с опорой на эти символы. К работе с текстом необходимо возвращаться спустя несколько часов, а потом через 2-3 дня.

3. Совместно с учителем ведется выбор значка, который наиболее полно отражается смысл части текста. Постепенно дети обучаются самостоятельно подбирать символы в новых текстах.

 

Вывод: на данном этапе мы достигли цели, но, учитывая, что формирование читательской грамотности включает в себя множество компетенций, работа над их развитием будет продолжаться на протяжении всего обучения в школе. При формировании элементов читательской грамотности выявлены следующие особенности: низкий уровень развития устной речи, недостаточное развитие речеслуховой памяти, воображения, над которыми нам предстоит продолжить коррекционную работу на дефектологических занятиях. Применение данной методики с опорой на символы или значки будет способствовать более качественному пересказу, способности воспроизводить более сложные развернутые фразы, увеличению темпа работы при воспроизведении текста.

 

 

Тезисы:

В настоящее время наблюдается резкое увеличение количества детей с интеллектуальными и речевыми нарушениями, обучающихся в начальных классах общеобразовательных школ. Наиболее частыми являются задержка психического развития, нарушения чтения и письменной речи.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна для МБОУ «СОШ №6» в связи с увеличением в начальной школе и в среднем звене количества обучающихся данной категории. Дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательных классах по рекомендованной ТПМПК АООП, а также в школе создан класс для обучающихся с ОВЗ.

Опыт работы с учащимися с данными заключениями доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся с ОВЗ одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно.

При проведении первичной диагностики обучающихся выявлены низкий уровень развития речеслуховой памяти, а также выявлен низкий уровень развития устной речи.

Целью работы является формирование читательских умений у обучающихся 3-4 классов с ОВЗ на основе выполнения упражнений на дефектологических занятиях.

Задачи: 1. Изучение методической литературы по данной теме.

2. Подбор методов и приемов, позволяющих сформировать элементы читательской грамотности у обучающихся.

3. Применение методов и приемов в практической деятельности на дефектологических занятиях.

4. Анализ результатов коррекционной работы.

Анализ методического пособия Е. Пчелкиной «Развитие речемышления у детей», которое рекомендует работу по системе 5 последовательных шагов, помогающих обучающимся понять суть пересказа, выявил следующие этапы:

1. Формирование представления о понятии «значок».

2.Формирование представлений о «ключевых» словах.

3. Выделение ключевых слов в словосочетаниях.

4. Пересказ текста с выделением ключевых слов из предложений. (Например, предмет и действие)

5. Пересказ текстов с выделением ключевых слов из текста.

Вывод: на данном этапе мы достигли цели. При формировании элементов читательской грамотности выявлены следующие особенности обучающихся: низкий уровень развития устной речи, недостаточное развитие речеслуховой памяти, воображения, над которыми нам предстоит продолжить коррекционную работу на дефектологических занятиях. Применение данной методики со зрительной опорой в виде символов или значков будет способствовать более качественному пересказу, способности воспроизводить более сложные развернутые фразы, увеличению темпа работы при воспроизведении текста.

Опубликовано в группе «Всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.