Предварительный просмотр презентации
«Формирование функциональной грамотности у детей с ОВЗ с использованием нейроигр» Подготовили: Учитель-дефектолог Корчагина Марина Сергеевна; Учитель-дефектолог Ринейская Марина Владимировна МОБУ «СОШ «Сертоловский ЦО №2»
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ «Способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». А.А. Леонтьев.
Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями: · готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования; · возможность решать различные (в том числе, нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности; · способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества; · совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать своё будущее.
Функциональная грамотность включает в себя несколько направлений: Читательская грамотность Математическая грамотность Естественно-научная грамотность
За что отвечает левое полушарие: ✓ логика, память; ✓ абстрактное, аналитическое мышление; ✓ обработка вербальной информации; ✓ анализ информации, делает вывод; ✓ отвечает за правую половину тела. ✓ Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. За что отвечает правое полушарие: ✓ обработка невербальной информации, эмоциональность; ✓ музыкальные и художественные способности; ✓ ориентация в пространстве; ✓ способность понимать метафоры; ✓ обработка большого количества информации одновременно, интуиция; ✓ воображение; ✓ отвечает за левую половину тела. ✓ Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие
ЧТО ТАКОЕ НЕЙРОИГРЫ? Нейроигры - это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: внимания, мышления, памяти, активизации речи, усидчивости, которые так необходимы детям дошкольного возраста. Нейроигры смогут успокоить детей, помочь им справляться со своими эмоциями
Преимущества использования нейроигр в дефектологической практике: - игровая форма обучения; -эмоциональная привлекательность; -многофункциональность; -автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом; -формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; -формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем – дефектологом, между детьми.
С помощью нейроигр и нейроупражнений решаются следующие задачи: Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение) Формируется правильное взаимодействие ног и рук Развивается слуховое и зрительное внимание Ребенок учится последовательно выполнять действия
Читательская грамотность Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов: - пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые; - активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.
Целевые ориентиры Владение навыками речевой активности Построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми Адекватное восприятие устной и письменной речи Точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме Соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи
Чц «Чудесный мешочек» Буквы Прием «Письмо с дырками или пробелами»
«Ладошки»
«Звуковая карта» «Образ буквы» (Марблс)
«Тактильные доски»
« Су-Джок»
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Ключевые характеристики математической грамотности, описанные через способности распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.
Цель дошкольной подготовки познакомить детей со свойствами объектов, научить дифференцировать их, выделяя те свойства, которые принято называть величинами, познакомить с самой идеей измерения посредством промежуточных мер и с принципом
«Чудесный мешочек»
«Умные кружочки»
«Крышечки доброты»
«Бирюльки»
последовательности
«ЛАДОШКИ»
Естественнонаучная Грамотность – это компонент функциональной грамотности, который подразумевает способность ребенка занять компетентную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, интерес к естественно-научным фактам и идеям.
«Волшебный мешочек». В мешочек складываются разные игрушки, ребенок в него запускает руку и отгадывает, какая игрушка ему попалась.
«Тактильные пазлы»
«Стабиломер»
«Умные кружочки»
«Кто быстрее»
«Лабиринты»
«Ладошки»
«Рисуем двумя руками»
Что мы используем