12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
1

«Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы: особенности подготовки детей с ОВЗ к итоговому собеседованию».

Алтайский край, г. Барнаул

МБОУ «СОШ№106»

учитель русского языка и литературы

Полковникова Маргарита Сергеевна


Статья «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы: особенности подготовки детей с ОВЗ к итоговому собеседованию.»


В нашей стране, с каждым годом неуклонно растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Школа, где я преподаю, является Региональной инновационной площадкой по работе с такими детьми. У нас они обучаются в отдельных классах, однако это не изолирует их от ребят из общеобразовательных классов. Все мероприятия школы проходят одинаково для всех учеников. Естественно, что пора экзаменов наступает и для детей с ограниченными возможностями здоровья . Хотелось бы поделиться некоторыми наработками при подготовке этих учащихся к итоговому собеседованию.

Как известно, Читательская грамотность -это потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития и совокупность умений и навыков, которые отражают:
потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования и саморазвития;
готовность к смысловому чтению и восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной информации;
способность извлекать необходимую информацию для её преобразования в соответствии с учебной задачей;
умение ориентироваться с помощью текстовой информации в жизненных ситуациях.

Что касается обучающихся с ОВЗ , то есть определенные трудности в освоении навыка чтения :
Отсутствие целостного восприятия произведения;
сосредоточенность внимания на отдельных событиях;
• затруднение в установлении связи между эпизодами;
слабо развитое воображение;
трудности в определении мотивов поведения персонажа, авторской позиции, обобщения прочитанного;
быстрая утомляемость учащихся.

С 5 по 9 класс на уроках русского языка и литературы веду работу по выявлению и устранению этих трудностей в освоении навыка чтения.

Итоговое собеседование является не только первым серьезным испытанием для учащихся и допуском к остальным экзаменам, но и демонстрацией полученных навыков по читательской грамотности, поэтому конкретная работа по КИМам начинается уже с 8 класса.

Каждый вариант КИМ состоит из двух частей, включающих четыре задания базового уровня сложности.
Задание 1 – чтение текста вслух.
Задание 2 – подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.
Задание 3 – монологическое высказывание.
Задание 4 – участие в диалоге.
Все задания требуют развёрнутого ответа.

В общеобразовательных классах на выполнение собеседования дается 15-16 минут, в классах с детьми с ОВЗ- 35-40 минут. Кроме этого речевые , грамматические и орфоэпические ошибки не учитываются.

Задание 1 – чтение текста вслух. (5-7 минут).

Как правило, учащиеся с ОВЗ имеют низкий темп чтения, что корректирую на уроках русского языка и литературы постоянно, при этом они должны не просто бегло прочитать, но и понять содержание текста. Поэтому с 5 класса на уроках детям даю небольшие задания по прочтению и пересказу: «Кто прочитает быстрее всех и подробно перескажет». С 7 класса они готовят эту страничку урока сами, фрагментарно выступая в роли учителя.

Таким образом, на итоговом собеседовании их задача состоит в том, чтобы как можно больше раз вдумчиво прочитать данный текст и сделать наименьшее количество ошибок.

Оценивается только темп чтения.

Задание 2 – подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания. (5минут- подготовка и пересказ около 5-7 минут)

При выполнении этого задания учащиеся обязательно используют «Поле для заметок». Записи делаются в «столбик», чтобы не нарушить логическую последовательность текста, при этом обязательно фиксируются глаголы каждого предложения, разного рода названия, даты, ФИО людей.

Что касается включения цитаты, то напоминаю детям: если она не привязана конкретно к какой-либо части текста, то уместнее будет привести ее в конце пересказа, т.к. это не будет сбивать их во время ответа.

Оценивается при пересказе сохранение микротем, отсутствие фактических ошибок и обязательное уместное включение цитаты.

Задание 3 – монологическое высказывание. (5минут- подготовка и ответ 3-5 минут. Обязательны 10 предложений).

Детям дается право выбрать одну из предложенных тем для беседы. Темы, в свою очередь, распределены по трем типам речи: описание, повествование, рассуждение. С ними мы работаем на уроках с 5 по 9 класс.

Вначале ребята пробуют составлять высказываниях всех трех видов, выбирая для себя более доступный. Как правило, это либо описание либо повествование. К рассуждению обращаются редко, т.к. испытывают затруднения в причинно-следственном построении данного высказывания.

В помощь учащимся на каждый вид монолога дается небольшой план, который предоставляется им при выборе задания. Он состоит из четырех пунктов. Детей ориентирую, что это основная часть их речи, где необходимо сказать не менее 2 предложений по каждому пункту. Перед этим требуется небольшое вступление 1-2 предложения и заключение также из 1-2 предложений. Таким образом , получается монологическое выступление из 10 предложений.

Ребята внимательно слушают друг друга, считают предложения, делают замечания. Не обходится и без казусов. Ученик так увлекся подробным описанием любимого уголка дома, что вознамерился рассказать не только о том , что стоит в комнате, но и что находится внутри каждого предмета мебели. Однако слушатели, утомленные длинным повествованием (уже около 20 предложений), на вопрос выступающего «Что внутри описывать?», дружно выдохнули «НЕТ!!!»

Оценивается при монологическом высказывании приведение не менее 10 предложений, отсутствие фактических ошибок, учет условий речевой ситуации, смысловая цельность и последовательность изложения, т.е. его логичность.

Задание 4 – участие в диалоге. (около 3 минут).
Во время беседы учащимся предлагаются вопросы по выбранной теме, которые обращены к их жизненному опыту. Ребята должны дать полные ответы на вопросы, заданные экзаменатором-собеседником.

При подготовке этого задания даю детям слова-помощники, которые облегчают выполнение данного пункта ответа, такие как я считаю, я думаю, я уверен, мне кажется и т.д. Кроме того, они по очереди выполняют роль экзаменатора-собеседника, что, во-первых, доставляет им удовольствие, во-вторых, дает право задавать и свои придуманные по теме вопросы, и , в-третьих, развивает мыслительную деятельность: неожиданный вопрос товарища требует максимальной собранности и быстрой реакции отвечающего.

Единственное условие на экзамене: высказывания должны быть не односложными, допускается приведение своих примеров по теме.

При участии в диалоге оценивается только учет условий речевой ситуации.

t1701143241aa.gif

Подводя итог, хочется сказать, что при системном подходе в повседневном обучении и пошаговой подготовке к самому итоговому собеседованию учащиеся с ОВЗ успешно преодолевают это испытание и получают допуск к остальным экзаменам

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.