Статья «Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения»

2
0
Материал опубликован 16 February

Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения

Функциональная грамотность представляет собой умение использовать знания, полученные в школьной программе, для успешного решения повседневных задач. Одним из важнейших навыков функциональной грамотности у младших школьников является читательская грамотность – способность понимать и применять информацию из письменных текстов для достижения своих целей в жизни. Изучение текстов должно способствовать расширению возможностей и знаний читателя в реальной жизни, а также анализу и исследованию текстов.

Развитие читательской грамотности учащихся является одной из наиболее актуальных задач современного образования, а формирование у младших школьников навыков самостоятельной работы с учебным материалом является обязательным условием успешного обучения.

Современное образование ставит перед собой важную задачу - развить навыки самостоятельной работы с учебным материалом у младших школьников, что является ключом к успешному обучению. С каждым годом дети все меньше интересуются классической детской литературой из-за влияния средств массовой информации. Теперь они предпочитают тратить время на телепередачи и использование гаджетов, а семейные библиотеки уступают место видеотекам и компьютерным играм.

В связи с этим важно обращать внимание на развитие читательской грамотности у школьников, чтобы сделать этот вопрос более актуальным. Именно этому посвящено исследование процесса развития читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения.

Цель исследования заключается в выборе методов и форм развития навыков чтения у младших школьников на уроках литературного чтения. Предполагается, что создание условий для формирования навыков чтения у младших школьников на уроках литературного чтения повысит эффективность учебной деятельности.

В рамках исследования рассматривается работа по формированию навыков чтения у младших школьников на уроках литературного чтения. Осуществляется апробация различных методов и форм развития читательской грамотности у учеников данной возрастной категории. Методы исследования включают в себя анализ и систематизацию психолого-педагогической литературы, проведение тестирования, наблюдение за процессами чтения, а также проведение психолого-педагогических экспериментов.

Умение читать помогает расширить кругозор и увеличить возможности в жизни. Скорость чтения и методы не оказывают влияния на уровень грамотности, так как опытный читатель обладает двумя ключевыми способностями: умение извлекать информацию из текста и делать собственные выводы, а также умение проводить логические рассуждения и оценки, опираясь на свои знания. Развитие этих умений способствует развитию самостоятельного мышления и воображения.

Читательская грамотность представляет собой комплекс взаимосвязанных аспектов, включающих:

- понимание фактической информации, содержащейся в тексте;

- оценку языка, стиля и жанра произведения;

- способность ориентироваться в тексте, переходить от частных явлений к общим выводам;

- выявление основных идей и выводов;

- общее понимание текста, анализ содержания и оценка, умение связывать информацию с внешним контекстом.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, развитие читательской грамотности или навыков смыслового чтения является одним из основных результатов обучения. Каждый параграф учебника представляет собой новый текст для ученика, к которому учитель должен подобрать соответствующие вопросы и задания различного уровня сложности, способствующие формированию различных навыков, например:

1. Навык поиска и извлечения информации из текста;

2. Умение анализировать и критически оценивать содержание прочитанного текста;

3. Умение применять полученную информацию для решения широкого спектра задач - от учебных до повседневных;

4. Способность делать соответствующие выводы на основе полученной информации.

 

Чтение является многогранным навыком, и его результаты могут быть оценены по нескольким характеристикам, основанным на [3]:

1) Важность понимания различных типов текстов;

2) Разнообразные виды деятельности, требующие проверки;

3) Ситуации, в которых письменные тексты читаются вне учебного заведения.

Современные дети, к сожалению, не проявляют большого интереса к чтению, особенно к классическим произведениям литературы. Младшие школьники с неохотой обращаются к чтению книг, предпочитая проводить время перед экранами телевизоров, телефонов или компьютеров. Экранная зависимость мешает им концентрироваться на учебе или других занятиях. Средний уровень понимания текстов чаще характерен для тех, кто еще не в полной мере освоил чтение. Проблема грамотности в нашей стране приобретает все более актуальный характер, поскольку низкий уровень понимания текстов мешает учащимся получить поддержку педагога в использовании письменных форм для самообучения и выражения чувств, мыслей и знаний. Дети, привыкшие к постоянной внешней стимуляции из мультимедийных источников, испытывают затруднения в восприятии устной и письменной информации. Они могут понимать отдельные слова и короткие предложения, но им сложно связать их между собой, что приводит к недопониманию текста в целом. Представление о читательской грамотности в рамках общего образования требует особого внимания к развитию этих навыков.

Для развития навыков чтения в учебной практике важно выбрать эффективную технологию. В нашем опыте была успешно использована технология критического мышления (РКМЧП), состоящая из трех этапов: сначала они активно исследуют свои собственные знания о проблеме, задавая вопрос "Что я уже знаю?". Затем они переходят к этапу осмысления, где ищут ответы на свои вопросы и стремятся к получению новых знаний. На заключительном этапе, который называется "Рефлексия", дети анализируют и обобщают полученную информацию, применяя различные методы работы, такие как чтение с остановками, создание синквейнов, использование вопросников и формирование списка знаний, которые они уже имеют, тех, которые они узнали, и тех, которые им еще предстоит изучить.

Создание викторины и написание творческих работ – это методы, которые помогут учащимся углубить свои знания и развить навыки саморефлексии. Логическая цепочка, мозговой штурм и уголки – все это приемы, способствующие систематизации знаний. Технология проблемного обучения строится на создании сложных ситуаций, где учащиеся сталкиваются с вызовами, требующими активного анализа и поиска решений. Ученики активно участвуют в процессе поиска ответов, что способствует глубокому пониманию материала и развитию аналитических навыков. В образовании игровая технология оказывает положительное воздействие на процесс обучения. Учебно-творческая деятельность в проектной технологии направлена на совместное создание проекта как общей цели. Для достижения желаемого результата участники используют согласованные методы и способы работы. Привлекая учащихся интерактивными игровыми формами, игровая технология стимулирует активность и интерес к учебному процессу. Внедрение игровых элементов делает обучение увлекательным и способствует созданию позитивной атмосферы, облегчая преодоление трудностей. Загадки, ребусы и кроссворды полезно использовать на разных этапах урока для активизации знаний, развития интереса и творческой активности.

Для закрепления усвоенного материала могут быть использованы методы типа "Мим-театра", "Крестиков-ноликов" или "Древо мудрости".

 

Уроки литературного чтения способствуют совершенствованию навыков чтения и письма через систематическую и целенаправленную деятельность. Необходимо развивать специфические навыки чтения у школьников на основе школьной практики, чтобы помочь им успешно взаимодействовать с текстами.

В процессе литературного чтения ученики улучшают свои навыки анализа и синтеза информации, а также толкования текста с учетом его общей концепции. Они обучаются расшифровывать задумку автора, учитывая не только содержание произведения, но и его формальные особенности, такие как жанр, структура и язык. Важно не только умение находить явные факты в тексте, но и способность делать сложные выводы и формулировать суждения на основе прочитанного.

Проведение нашего исследования позволило нам выявить наилучшие методики обучения, способствующие улучшению навыков чтения у учеников с использованием критического мышления. Среди них: "Интервальное чтение", "Поэтическая форма Синквейн", "Активный анализ с использованием вопросов", "Групповое мыслительное планирование", "Творческое письмо", "Создание интеллектуальной игры" и "Логическая последовательность".

Выводы нашей работы показали, что развитие навыков чтения у младших школьников представляет собой сложный и многоаспектный процесс, который требует специального и направленного подхода со стороны преподавателя. Для того чтобы младший школьник стал опытным и квалифицированным читателем, а также для формирования гармонично развитой личности, необходимо проводить работу систематически на уроках литературного чтения.

 

6

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.