Статья «Формирование духовных и нравственных качеств обучающихся на основе классных часов "Уроки семейных ценностей"»

0
0
Материал опубликован 9 October 2024

Формирование духовных и нравственных качеств обучающихся на основе классных часов «Уроки семейных ценностей»

                                                       Кугушева Ольга Викторовна, учитель высшей категории

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Москвы «Школа № 2120» 


 

Аннотация: в статье речь идет о том, как может помочь школа сделать будущее поколение России достойным членом гармоничного общества. На решение этих вопросов направлена программа классных часов «Уроки семейных ценностей», входящая в школьную программу внеурочной деятельности «Духовно-нравственного развития и воспитания».

Целью занятий является формирование представления об истинной ценности семейных отношений. Данная цель предполагает решение ряда задач – определение понятий «семейная ценность», «душевная теплота», «чувство родства», а также их значимости и влияния на жизнь человека.

Ключевые слова: духовно-нравственные качества, семья, воспитание, базовые ценности, становление личности.

В данной статье раскрывается тема проведения классных часов в рамках курса внеурочной деятельности по формированию духовных и нравственных качеств обучающихся начальной школы.

 

Основными регуляторами социального поведения являются законы и нормы морали. Как утверждал Ф.М. Достоевский, – «Созидается общество началами нравственности». К сфере нравственности и этики относятся такие важные вопросы, как граница между добром и злом, объяснение смысла жизни, предел личной свободы, а также справедливости, совести и долга. Именно эти положения определяют основы мировоззрения человека, духовно-нравственная система которого сегодня имеет особое значение для системы ценностей современного общества. История нашей страны полна примеров проявления высокого духовно-нравственного начала: Дмитрий Донской, Александр Суворов, тысячи героев Великой Отечественной войны и сотни тысяч граждан, самоотверженно отдавших свои силы и труд на благо государства.

При воспитании нового поколения важнейшей задачей становится развитие нравственного начала и социализация ребенка. Это объясняет необходимость включения элементов духовного просвещения и воспитания личности наряду с обучающим компонентом в современную систему образования.

Задачи, поставленные перед сегодняшними учителями, отражены в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации». Согласно документу, одной из важнейших целей является обеспечение полноценного личностного развития обучающихся в условиях идеологического кризиса. Сложившаяся социокультурная ситуация требует такой деятельности системы образования, которая, опираясь на духовно-семейные традиции народа, обеспечит достойное воспитание нравственных качеств школьников.

Современные условия превращают образование в особую сферу, которая должна передавать социальный и культурный опыт человечества, накопленный за долгую историю его развития. К.Д. Ушинский первым выразил мнение о том, что именно в воспитании «сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».

Каким же будет поколение России XXI века? Как может помочь школа сделать его достойным членом будущего гармоничного общества? На решение этих вопросов направлена программа внеурочной деятельности «Уроки семейных ценностей».

Семья – первый шаг в развитии духовно-нравственных качеств и социализации личности. Значимость семейной жизни, усвоенная ребенком с раннего детства, остается важнейшей ценностью для него в любом возрасте. Основой гражданского поведения человека являются именно семейные отношения, перенесенные как опыт взаимодействия в общество.

Однако не всегда детскому взгляду очевидна истинная значимость родственных связей. В подростковом и предподростковом возрасте на первый план часто выходят прочие ценности – признание ровесников, самостоятельность/независимость, первые теплые чувства. В этот момент очень важно, чтобы родители смогли выстроить правильные отношения с сыном или дочерью, продемонстрировав поддержку, которую ребенок всегда может получить в семье. А школа, в свою очередь, может помочь осознать обучающемуся важность и уникальность его семьи.

Каким же будет поколение России XXI века? Как может помочь школа сделать его достойным членом будущего гармоничного общества? Именно на решение этих вопросов направлена программа внеурочной деятельности «Уроки семейных ценностей», разработанная в рамках программы ««Духовно-нравственного развития и воспитания» в составе основной образовательной программы начального общего образования.

Целью занятий является формирование представление об истинной ценности семейных отношений, которые у каждого ребенка особенные. Данная цель предполагает решение ряда задач – определение понятий «семейная ценность», «душевная теплота», «чувство родства», «семейная атмосфера», а также их значимости и влияния на жизнь человека. Занятия предполагают множество творческих заданий, направленных на рассказ о членах семьи, ее привычках и традициях, что способствует не только воспитанию у обучающихся чувства любви и гордости, уважения к родителям и старшему поколению, но и раскрытию творческого потенциала. Внеклассная работа, в свою очередь, помогает сплочению классного коллектива, а также развитию ораторского навыка – выразительно и убедительно излагать свое мнение, а также слышать других в контексте сегодняшней ситуации в мире очень важно. 

Фото 1 (авторское) «Моя здоровая семья»


 

t1728422729aa.jpg

Среди тем, которым уже были посвящены занятия – «Семья в моей жизни», «Моя здоровая семья», «Самый лучший папа», «Спортивная семья» и другие. Например, на внеурочном занятии, посвященном роли отца в жизни ребенка, ученикам было предложено рассказать о своих папах: их характере, профессии, хобби и, главное, почему они считают его лучше всех? Ребята подошли к заданию очень творчески – приготовили плакаты и фотографии, стихотворения и интересные истории из жизни. Главной целью занятия было показать ребятам, что все семьи разные и по-своему особенные, что папа каждого из них достоин уважения и любви, и они могут им гордиться. Наблюдение за учениками во время их выступлений дало основание полагать, что данная цель была достигнута – настолько очевидно было желание учеников ответить первыми и поделиться историями о своих папах.

Внеурочное занятие о спортивных достижениях особенно понравился ученикам – сегодня в обществе по-новому зазвучали темы здорового образа жизни, развлечений и спорта, поэтому каждому ребенку было, что рассказать. Изначально ребятам предлагалось поведать о том, какие виды спорта популярны в их семьях, но в своих выступлениях они также делились идеями активного отдыха: это не только велосипеды, лыжи и коньки, но и поездки в пригороды, встречи с известными спортсменами, посещение спортивных соревнований и многое другое. Кроме того, был проведен опрос «Какой ваш любимый вид спорта», результаты показали, что среди летних видов спорта одинаковой популярностью пользуются плаванье и велосипедный спорт, а лыжные прогулки занимают первое место среди активных развлечений зимой. Основной вывод, который сделали обучающиеся: спорт – это то, что нас всех объединяет. Некоторые ребята нашли неожиданные общие интересы, а также варианты проведения интересных выходных.


 

И, наконец, одно из главных занятий «Семья в моей жизни» был посвящен секретам гармонии в семье обучающихся. Ребята подготовили выступления, в которых определили роль родителей и близких в их судьбе. Обучающиеся поделились, с какими трудностями они сталкиваются и как с ними справляются. Пример других всегда вдохновляет и учит, так произошло и в этот раз: рассказ одноклассников показал каждому, что сложности во взаимоотношениях бывают у всех, главное, - уметь встать на место близкого, чтобы его понять и поддержать.

Программа воспитания духовно-нравственных качеств через «Уроки семейных ценностей» призвана обеспечить последовательное и полноценное отождествление ребенка с семьей, а в перспективе – с культурно-региональным сообществом и народом России. Результат духовного воспитания и качественного образования – это личность обучающегося: образованного человека с высокими моральными принципами, способного интегрироваться в современное общество и принести ему пользу. В свою очередь новое поколение, воспитанное в соответствии с этой целью, сможет достичь индивидуальной и коллективной гармонии, социально-культурной солидарности и общности, единения как в школе и семье, так и в профессиональном и мировом сообществе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998, 256 с.

Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика. 2003, № 8.

Божович Л.И. Личность школьника и проблемы воспитания. М., 1990, 352 с.

Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991, 267 с.

Игра как педагогическое средство. / И.В. Батракова. Вологда, ВГПУ, «Русь», 1998.

Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979, 290 с.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 n 273-фз (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации"

8. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"


 

7


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации