Эссе «Формирование мировоззрения подрастающего поколения»

3
0
Материал опубликован 19 July 2017

Оглавление

Эссе 3

Список литературы 9
 

 Эссе


 

Проблема формирования мировоззрения подрастающего поколения является на сегодняшний день достаточно актуальной. На наш взгляд, на современном этапе формирование мировоззрения подрастающего поколения должно осуществляться посредством духовно-нравственного воспитания. Изучение этой темы является особенно важным, поскольку педагоги, классные руководители сталкиваются с целым рядом проблем, имеющих отношение к процессу воспитания. Причина данного процесса заключается в том, что меняются общественные ценности. Политические перемены привели к нравственным изменениям, которые, тем не менее, отрицательно сказываются на детях, подростках, молодежи. У подрастающего поколения отсутствует сформированная культура, оно впитывает все аспекты жизни, как положительные, так и отрицательные. В связи с этим проблемы, связанные с духовно-нравственным воспитанием и формированием мировоззрения подрастающего поколения, являются особенно острыми в педагогическом и социальном планах. Неблагополучное нравственное, культурное и духовное состояние общества делает задачу духовно-нравственного воспитания детей чрезвычайно значимой. Это – одна из самых приоритетных задач в развитии страны на современном этапе.

 Духовно-нравственное воспитание помогает становлению отношения ребенка к своей стране, к обществу, к окружающим людям, к своим обязанностям, своей семье. Конечно же, духовно-нравственное воспитание предполагает развитие таких значимых для личности качеств, как патриотизм, толерантность, чувство товарищества, уважение к людям. Таким образом, задача духовно-нравственного воспитания заключается в превращении социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка, в частности, речь идет о долге, чести, совести и достоинстве. Главная цель духовно-нравственного воспитания заключается в формировании человека, личности, которая способна принимать ответственные решения, проявлять нравственное поведение в каждой жизненной ситуации, то есть, обладает сформировавшимся мировоззрением и базовой культурой. Нравственность не может существовать без мировоззренческих оснований, вне картины мира. Нравственное воспитание практически реализует определенное мировоззрение, является средством обеспечения единства между мыслями и чувствами, словами и делами, убеждениями и поведением, деятельностью человека. Духовно-нравственное воспитание включает формирование взглядов, убеждений и соответствующих нравственных установок. Именно тех установок, которые находятся в соответствии с данным мировоззрением. Поэтому никакое духовно-нравственное воспитание на немировоззренческой или размытой мировоззренческой основе существовать не может. Представляется более обоснованным связывать духовно-нравственное воспитание с приобщением к определенной системе взглядов на мир и соответствующей системе морали. Различительным знаком здесь может служить слово «система»: приобщение к системе взглядов на мир и системе морали, а не просто совокупности, набору некоторых взглядов, ценностей, нравственных установок, который может периодически изменяться»1. Духовно-нравственное воспитание предполагает наличие мировоззренческого развития личности, обязательно включающего процесс освоения духовных, т.е. высших смысложизненных ценностей, наиболее значимых представлений в мировоззрении данного типа, усвоения этого мировоззрения (как возможного итога) и выработки соответствующих нравственных качеств, духовно-нравственной культуры. Как результат духовно-нравственного воспитания следует рассматривать формирование определенного образа жизни человеческой личности. Итак, духовно-нравственное воспитание способствует формированию нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих общественным нормам. Нравственное воспитание основано на общечеловеческих ценностях, непреходящих моральных нормах, выработанных людьми в процессе исторического общественного развития, новых принципах и нормах, которые возникли на современном этапе развития общества.

Также важно заметить, что воспитание нравственности и мировоззрения направлено на формирование так называемой базовой культуры личности. Базовая культура личности представляет собой основу содержания воспитания в современной школе. Она представлена культурой жизненного самоопределения ребенка, культурой семейных отношений, умственным, нравственным, трудовым, физическим, гражданским, политическим, интернациональным, нравственным, эстетическим, трудовым, физическим, правовым, экологическим, экономическим воспитанием.

Таким образом, базовая культура личности воспитывается за счет формирования мировоззрения в воспитательно-педагогическом процессе. Мировоззрение выступает в качестве целостной системы научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т. е. на природу, общество и мышление).

Окружающая человека действительность является очень многообразной. Столь же многообразный характер носят отношения человека с миром, с обществом. В процессе практической и познавательной деятельности человеку свойственно соотносить себя с определенными аспектами мира, действительности. В процессе взаимодействия с миром и обществом человек включается в процесс самопознания и самосовершенствования. Мировоззрение также отличается проявлением единства между внутренним и внешним, объективным и субъективным. Субъективная сторона мировоззрения заключается в формировании у человека целостного взгляда на мир, обобщенного представления о самом себе, это представление затем трансформируется в понимание и переживание собственного Я, своей личности и индивидуальности2.

В рамках педагогического процесса в ходе духовно-нравственного воспитания осуществляется формирование самосознания, личности с опорой на базовую культуру личности. Мировоззрение является интеграцией всех свойств и личностных качеств, оно объединяет их в единое целое, играет роль в определении социальной ориентации и личностной позиции, типа гражданского поведения и деятельности. Это и приводит к становлению правильных конструктивных мировоззренческих убеждений у подрастающего поколения.

Формирование мировоззрения личности ребенка – это постепенный процесс. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается» дважды. Это – главные и очень крупные этапы формирования личности.

Первое рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется тем, что устанавливаются первые иерархические отношения мотивов, происходят первые подчинения непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь происходит зарождение первого критерия личности.

Второе рождение личности берет свое начало в подростковом возрасте и выражается в том, что появляются стремление и способность к осознанию своих мотивов, а также проводится активная работа по их подчинению и переподчинению3. Эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию есть отражение второго признака личности, ее критерия.

В процессе духовно-нравственного воспитания ребенок овладевает целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, переживания. Это значит, что мировоззрение непосредственно формируется благодаря воздействию на волю, интеллект, эмоции в ходе практической учебной деятельности.

Социальная и профессиональная, духовная позиция педагога – это также важнейший фактор формирования у учащихся мировоззрения. Воспитательный процесс может быть успешным, только если ученик испытывает доверие к учителю. Для формирования духовной и нравственной культуры учитель должен обрести статус своего рода духовного наставника, а не только проводника определенного типа мировоззрения.

Воспитательное влияние – это влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей. Как уже ранее отмечалось, педагог формирует мировоззрение, развивает самосознание личности.

Основные жизненные ценности формируются в период роста ребенка, соответственно, большая роль в становлении личности школьника принадлежит школе и, конечно же, классному руководителю.

Можно выделить следующие принципы формирования мировоззрения у подрастающего поколения: Воспитание на традициях. Принцип сотрудничества. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса. Системно-организованный подход. Личностно-ориентированный подход. Принцип сохранения исторической памяти.

Кроме того, возможно выделить и направления духовно-нравственного воспитания и формирования мировоззрения у подрастающего поколения, а именно, речь идет о военно-патриотическом, художественно-эстетическом, туристско-краеведческом, спортивно-оздоровительном направлениях. В основном, на практике во внеурочной и урочной деятельности особое внимание обращается на военно-патриотическое и художественно-эстетическое направления. Здесь школьными учителями используются игровые, коммуникативные и исследовательские методы.

В воспитании учащихся начальных классов актуально формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Здесь возможным является проведение разного рода мероприятий, в частности, речь идет о неделях эстетики, тематических классных часах, посвященных доброте, вежливости, этическим проблемам, чтению художественной литературы, дискуссиям относительно поступков детей и их картины мира. Такие уроки имеют большое воспитательное значение.

  Список литературы

Соловцова, И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии : учеб.метод. пос. для педагогов и студентов / Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2004. – 160 с.

Ширяев М.А., Джишкариани Т.Д. Проблемы духовно-нравственного воспитания подростков. http://www.scienceforum.ru/2013/82/5288

 

1 Ширяев М.А., Джишкариани Т.Д. Проблемы духовно-нравственного воспитания подростков. http://www.scienceforum.ru/2013/82/5288

2 Соловцова, И.А. Духовное воспитание школьников : проблемы, перспективы, технологии : учеб.метод. пос. для педагогов и студентов / Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2004. – 160 с. С. 45.

3 Там же.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации