Статья «Формирование экологического мировоззрения посредством учебно-исследовательской деятельности с включением двухуровневой системы наставничества»

1
0
Материал опубликован 29 November 2022

Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит пересесть из него просто некуда.

Антуан де Сент-Экзюпери

 

Формирование экологического мировоззрения посредством учебно-исследовательской деятельности с включением двухуровневой системы наставничества

 

Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные разрушительные масштабы в последние десятилетия по всей планете. Именно сегодня, сейчас, очень важно заложить новую модель экологического поведения будущего взрослого человека. Возникает острая необходимость целенаправленного обучающего и воспитательного воздействия с целью формирования экологических ценностей и соответствующих форм поведения в жизни.

Одной из важнейших задач современного образования является правильное воспитание школьников в области экологии.

Современным педагогическим средством быстрого создания новых экологических навыков у школьников можно рассматривать такой педагогический метод, как наставничество ,когда более опытный делится своими знаниями, умениями и навыками с новичком на протяжении определенного времени. Взрослый, опытный человек на равных общается сшкольником, предоставляет в разных видах обучаемому модели действий и их корректировки в различных ситуациях посредством обратной связи, показывает на собственном примере правильный экологический образ жизни, привычки, помогает выработать соответствующие поведенческие экологические правила.

Для успешного внедрения в практику нового направления - экологического воспитания, необходима строгая организация эколого-педагогической работы со школьниками. Существенной стороной этой организации является обеспечение технологического процесса, состоящего из 2-х уровней: организационно-методического (уровень управления) и воспитательно-образовательного (в работе с детьми).

Взаимосвязь этих уровней обеспечивает повышение экологической грамотности преподавателей и становление начал экологической культуры у обучающихся .

Уровень управления включает в себя значительное количество мероприятий, необходимых для постановки нового направления педагогики. Поэтому, каждое мероприятие, целесообразно распределенное в течении учебного года, обладает содержательной функцией и является модулем педагогической технологии. Например:

- Модуль постановки цели: включает в себя педагогический совет,  проводимый в начале учебного года, на котором ставится цель по экологическому воспитанию, определяются пути достижения этой цели и прогнозируется конечный результат, который можно получить путем успешной работы. - Модуль развивающей среды: организация и создание в учебном учреждении эколого-развивающей среды (при участии детей и родителей).

- Методический модуль: проведение семинаров практикумов, на которых отрабатывается содержание и методэкологической работы с детьми. Модуль пропаганды: включает в себя определение, разработку и реализацию в течение года различных форм работы.

- Заключительный модуль: подведение итогов на заключительном педсовете, обсуждение результатов  диагностики, постановка цели и задач на новый учебный год.

Современное общество выходит на качественно новый уровень экологического, экономического, политического, интеллектуального и информационного развития. Происходящие изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение учащимися в школе определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выступают инновационные личностно- ориентированные методы и технологии обучения и воспитания. В такой ситуации выбора актуализируются навыки проектной и исследовательской деятельности учащихся и становится значимой позиция наставника, который призван сопровождать индивидуальную образовательную программу учащегося и способствовать развитию проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Исследовательской деятельностью под руководством педагогов начального образования и преподавателями высшей школы, обучающиеся занимаются на протяжении многих лет и достигли определенных успехов. Показатели эффективности двухуровневой системы наставничества в процессе исследовательской деятельности:

повышение доли обучающихся, включённых в исследовательскую деятельность;

презентация результатов исследования на различных уровнях;

создание банка информационных ресурсов в области исследовательской деятельности.

увеличение (по сравнению с предыдущими годами работы ЦДТ) призовых мест в олимпиадах, конкурсных мероприятиях, повышение уровня индивидуальных достижений;

Особое место в технологии управления отводится системе консультаций или семинаров, целью которого является повышение экологических знаний преподавателей высшей школы и учителей при совместном проведении таких мероприятий.

Используя метод проектов в процессе экологического воспитания младших школьников, учитель - наставник вовлекает ребенка в творческую проектную деятельность по решению экологических проблем, способствует формированию его экологической культуры, которая включает в себя понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.

Дело не только в том, что дети хотят больше знать о природе. Работа над проектом позволяет углубить и применить на практике знания, предусмотренные программой, развивать интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания. В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.

Ведущую роль в воспитании ребенка младшего школьного возраста играет школа, организующая процесс формирования экологической культуры, включающий в себя две стороны: учебную и внеклассную работу.

Учебные проекты можно разделить: индивидуальные, групповые, коллективные, интегрированные, социальные. Это позволяет учитывать не только индивидуальные особенности детей, но способствуют формированию личностных, метапредметных и предметных результатов.

Экологические знания интегрируют предметы гуманитарного и естественнонаучного цикла. Экологическая тема объединяет уроки в единое целое, а внеурочная деятельность позволяет полнее раскрыть ее содержание, выделив практическую составляющую.

Несмотря на то, что формирование экокультуры происходит в основном на уроках окружающего мира, эту работу можно продолжать практически на любом другом учебном предмете курса начальной школы.

Используя метод проектов, можно выделить следующие этапы:

- Освоения групповой работы

- Межгрупповая дискуссия

- Распределение малых групп, их последующий диалог, оформление результатов и их групповая оценка.

Групповая работа позволяет дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, возможность утвердиться в себе; опыт  выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование; дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

Реализация на практике каждого из модулей эффективно повышает уровень экологической воспитанности школьников. В процессе работы педагогического коллектива может быть разработано несколько технологий, это зависит от социальных условий и природного окружения. Педагоги лицея в сотрудничестве с преподавателями высшей школы уделяют большое внимание экологическому развитию детей, а также познавательному содержанию изучаемого материала.

Анализируя результативность работы по формированиюэкологического мировоззрения через учебно-исследовательскую деятельность с включением двухуровневой системы наставничества,можно сделать следующие выводы:

усвоение алгоритма исследования способствует формированию научно-экологического мировоззрения воспитанников;

значительно расширяется кругозор в предметных областях;

вооружает воспитанников универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

формирует социальный опыт в труде и общении;

способствует профессиональному росту педагога, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать воспитанников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации