Статья «Формирование экологического мировоззрения посредством учебно-исследовательской деятельности с включением двухуровневой системы наставничества»
Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит пересесть из него просто некуда.
Антуан де Сент-Экзюпери
Формирование экологического мировоззрения посредством учебно-исследовательской деятельности с включением двухуровневой системы наставничества
Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные разрушительные масштабы в последние десятилетия по всей планете. Именно сегодня, сейчас, очень важно заложить новую модель экологического поведения будущего взрослого человека. Возникает острая необходимость целенаправленного обучающего и воспитательного воздействия с целью формирования экологических ценностей и соответствующих форм поведения в жизни.
Одной из важнейших задач современного образования является правильное воспитание школьников в области экологии.
Современным педагогическим средством быстрого создания новых экологических навыков у школьников можно рассматривать такой педагогический метод, как наставничество ,когда более опытный делится своими знаниями, умениями и навыками с новичком на протяжении определенного времени. Взрослый, опытный человек на равных общается сшкольником, предоставляет в разных видах обучаемому модели действий и их корректировки в различных ситуациях посредством обратной связи, показывает на собственном примере правильный экологический образ жизни, привычки, помогает выработать соответствующие поведенческие экологические правила.
Для успешного внедрения в практику нового направления - экологического воспитания, необходима строгая организация эколого-педагогической работы со школьниками. Существенной стороной этой организации является обеспечение технологического процесса, состоящего из 2-х уровней: организационно-методического (уровень управления) и воспитательно-образовательного (в работе с детьми).
Взаимосвязь этих уровней обеспечивает повышение экологической грамотности преподавателей и становление начал экологической культуры у обучающихся .
Уровень управления включает в себя значительное количество мероприятий, необходимых для постановки нового направления педагогики. Поэтому, каждое мероприятие, целесообразно распределенное в течении учебного года, обладает содержательной функцией и является модулем педагогической технологии. Например:
- Модуль постановки цели: включает в себя педагогический совет, проводимый в начале учебного года, на котором ставится цель по экологическому воспитанию, определяются пути достижения этой цели и прогнозируется конечный результат, который можно получить путем успешной работы. - Модуль развивающей среды: организация и создание в учебном учреждении эколого-развивающей среды (при участии детей и родителей).
- Методический модуль: проведение семинаров практикумов, на которых отрабатывается содержание и методэкологической работы с детьми. Модуль пропаганды: включает в себя определение, разработку и реализацию в течение года различных форм работы.
- Заключительный модуль: подведение итогов на заключительном педсовете, обсуждение результатов диагностики, постановка цели и задач на новый учебный год.
Современное общество выходит на качественно новый уровень экологического, экономического, политического, интеллектуального и информационного развития. Происходящие изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение учащимися в школе определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выступают инновационные личностно- ориентированные методы и технологии обучения и воспитания. В такой ситуации выбора актуализируются навыки проектной и исследовательской деятельности учащихся и становится значимой позиция наставника, который призван сопровождать индивидуальную образовательную программу учащегося и способствовать развитию проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Исследовательской деятельностью под руководством педагогов начального образования и преподавателями высшей школы, обучающиеся занимаются на протяжении многих лет и достигли определенных успехов. Показатели эффективности двухуровневой системы наставничества в процессе исследовательской деятельности:
повышение доли обучающихся, включённых в исследовательскую деятельность;
презентация результатов исследования на различных уровнях;
создание банка информационных ресурсов в области исследовательской деятельности.
увеличение (по сравнению с предыдущими годами работы ЦДТ) призовых мест в олимпиадах, конкурсных мероприятиях, повышение уровня индивидуальных достижений;
Особое место в технологии управления отводится системе консультаций или семинаров, целью которого является повышение экологических знаний преподавателей высшей школы и учителей при совместном проведении таких мероприятий.
Используя метод проектов в процессе экологического воспитания младших школьников, учитель - наставник вовлекает ребенка в творческую проектную деятельность по решению экологических проблем, способствует формированию его экологической культуры, которая включает в себя понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.
Дело не только в том, что дети хотят больше знать о природе. Работа над проектом позволяет углубить и применить на практике знания, предусмотренные программой, развивать интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания. В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.
Ведущую роль в воспитании ребенка младшего школьного возраста играет школа, организующая процесс формирования экологической культуры, включающий в себя две стороны: учебную и внеклассную работу.
Учебные проекты можно разделить: индивидуальные, групповые, коллективные, интегрированные, социальные. Это позволяет учитывать не только индивидуальные особенности детей, но способствуют формированию личностных, метапредметных и предметных результатов.
Экологические знания интегрируют предметы гуманитарного и естественнонаучного цикла. Экологическая тема объединяет уроки в единое целое, а внеурочная деятельность позволяет полнее раскрыть ее содержание, выделив практическую составляющую.
Несмотря на то, что формирование экокультуры происходит в основном на уроках окружающего мира, эту работу можно продолжать практически на любом другом учебном предмете курса начальной школы.
Используя метод проектов, можно выделить следующие этапы:
- Освоения групповой работы
- Межгрупповая дискуссия
- Распределение малых групп, их последующий диалог, оформление результатов и их групповая оценка.
Групповая работа позволяет дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, возможность утвердиться в себе; опыт выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование; дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
Реализация на практике каждого из модулей эффективно повышает уровень экологической воспитанности школьников. В процессе работы педагогического коллектива может быть разработано несколько технологий, это зависит от социальных условий и природного окружения. Педагоги лицея в сотрудничестве с преподавателями высшей школы уделяют большое внимание экологическому развитию детей, а также познавательному содержанию изучаемого материала.
Анализируя результативность работы по формированиюэкологического мировоззрения через учебно-исследовательскую деятельность с включением двухуровневой системы наставничества,можно сделать следующие выводы:
усвоение алгоритма исследования способствует формированию научно-экологического мировоззрения воспитанников;
значительно расширяется кругозор в предметных областях;
вооружает воспитанников универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
формирует социальный опыт в труде и общении;
способствует профессиональному росту педагога, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать воспитанников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов.