Выступление «Формирование экологической культуры обучающихся во внеурочной деятельности»
МУ «Отдел образования и по делам молодёжи администрации
МО «Сернурский муниципальный район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шудумарская основная общеобразовательная школа»
Районные педагогические чтения
«Инновации в обучении: проблемы и опыт»
ТЕМА: «Формирование экологической культуры обучающихся во внеурочной деятельности»
Автор:
Яшметова Любовь Александровна,
учитель биологии и географии,
первая квалификационная категория
д. Мари Кугунур, 2021
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………4
Теоретическое основание экологического воспитания ……………………………...5
Содержание, формы, методы и приемы внеурочной деятельности, направленные
на формирование экологической культуры обучающихся…………………...……6-9
Заключение…………………………………………………………………..…………10
Список литературы…………………………………………………………...………..11
Приложение 1…………………………………………………………………………..12
Приложение 2…………………………………………………………………………..13
Приложение 3…………………………………………………………………….…….14
Приложение 4……………………………………………………………………….15-17
Введение
Бурный научно-технический прогресс, потребительское, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к загрязнению природной среды радиоактивными, промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами. Все это приводит к нарушению экологического равновесия, возникает необходимость существенно поднять уровень экологического воспитания, начать необходимо с подрастающего поколения. Поэтому на современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.
По мнению выдающегося российского эколога и философа Н. Моисеева [6], спасти окружающую среду можно лишь осознав ответственность за судьбу всей планеты, что требует пересмотра правил отношения людей к природе. Как утверждает эколог Н. Реймерс [8], в преобразованиях нуждается уже не природа, а сам мир людей. В связи с этим, по мнению многих ученых (Н.Н. Моисеева, И.Д. Зверева, Н.А.Рыкова, Г.А.Ягодина, С.О.Шмидта и др.), в том числе С.Г.Зубанова [4], сейчас остро стоит вопрос воспитания в человеке экологической культуры и ответственности, способных оказать неоценимое влияние на экологическую обстановку. Это ставит перед обществом, школой и педагогической наукой проблему поиска эффективных путей экологического воспитания. Нужно экологически воспитывать человека, начиная со школьного возраста, тогда, полученные в ходе обучения знания, легко сформируют прочные убеждения.
Инструментом реализации модели экологического образования в школе являются федеральные государственные стандарты. ФГОС основного общего образования устанавливает требования к личностным образовательным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: « Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать… формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях». Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения.
Загрязнение окружающей среды, потребительское отношение природных ресурсов можно наблюдать повсеместно, в том числе на территории нашего населенного пункта: бытовые отходы, загрязняющие территорию деревни, заросшие родники, вырубленные деревья говорят о невысоком уровне экологической культуры нашего населения. Диагностика уровня экологической культуры учащихся школы показал низкий уровень сформированности показателей экологической культуры (приложение 1). В связи с существующей проблемой мною определена тема моего самообразования: «Формирование экологической культуры обучающихся посредством применения активных методов обучения и воспитания».
Цель деятельности по данной теме: создание условий для формирования экологической культуры обучающихся посредством активных методов обучения и воспитания.
Для достижения цели определены следующие задачи:
- изучение научной литературы по экологическому воспитанию;
- внедрение новых активных методов обучения и воспитания с целью формирования экологической компетентности и повышения мотивации обучающихся;
- разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов по повышению экологической культуры обучающихся;
- повышение качества проведения занятий на основе внедрения новых технологий, активных методов обучения и воспитания;
- повышение уровня профессиональной компетенции.
1. Теоретическое основание экологического воспитания
Экологические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания. Нынче современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности, экологического мышления и исполнения правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, рационального потребления природных ресурсов.
Экологическая составляющая единой системы образования Российской Федерации - это непрерывное экологическое образование, она представляет собой совокупность преемственных экологических образовательных программ как основных, так и дополнительных, соответствующих государственным образовательным стандартам.
В федеральных государственных стандартах определена цель экологического образования - развитие экологической культуры личности.
В научной литературе встречаются различные определения сущности данного качества, однако все чаще предпочтение отдается подходу, в рамках которого экологическая культура рассматривается как культура отношений человека к природе, другим людям и к самому себе (Т.В. Анисимова, А.Р. Борисевич, С.Н. Глазачев, Н.С. Дежникова, О.М. Дорошко, Б.Т. Лихачев и др.).
Характер и содержание взаимодействия человека и природы зависят от уровня развития самосознания личности, которое организует данное взаимодействие. Поэтому ведущим компонентом в системе «экологическая культура» выступает личность со своими взглядами, убеждениями и конкретными поступками. В основе представленного подхода находится мышление, характеризующееся целостностью представлений о единстве мира, состоящего из трех сущностей – природы, человека и общества, полноценное развитие которых возможно только в их единстве и гармонии. В данном контексте российский исследователь Т.В. Анисимова экологическую культуру трактует как «восприятие окружающей действительности и степень ответственности по отношению к ней». И проявляется она в «конкретных действиях субъекта и выражает меру развития свободы социального субъекта, определяемую упорядоченной системой информации, выражающую характер (способ) и качественный уровень взаимодействия человека с внешней природной и социальной средой, при этом внутренняя среда жизнедеятельности субъекта представлена в духовных ценностях, всех видах и результатах человеческой деятельности…» [1, С. 17].
По мнению ученых, экологическая культура личности — уровень сформированности системы научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы. Экологическая культура в себя включает:
- систему экологических знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней;
- экологическое сознание и ценностное отношение к природе (определенные взгляды, убеждения, нравственно-эстетическое отношение, любовь к природе, ответственность);
- экологическую деятельность (информационная, учебно-исследовательская, природоохранная и просветительская).
Исходя из модели экологической культуры личности в результате целенаправленного обучения и воспитания у обучающихся должны быть сформированы познавательный, мотивационно-ценностный, деятельностный показатели, сформированность которых можно определить методиками диагностики экологической культуры школьников «Диагностика уровня экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. Глазычеву (для 5–6-х классов), «Экологическая культура учащихся» Е.В. Асафова (для 7–8-х классов), «Самооценка экологической культуры» Е.Ю., Ногтева, И.Д. Лушникова (для 9-х классов) [9].
2. Содержание, формы, методы и приемы внеурочной деятельности, направленные на формирование экологической культуры обучающихся
В основной образовательной программе основного общего образования определены основные направления деятельности образовательной организации по формированию экологической культуры: приобщение обучающихся к общественной деятельности, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных объединениях, в ученическом самоуправлении, участие обучающихся в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города; социальная самоидентификация обучающихся в процессе участия в личностно значимой и общественно приемлемой деятельности.
Экологическое образование - это единый целенаправленный процесс воспитания, обучения, и развития ребенка. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредоточивают внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умения наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранительной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания, которое реализуется на уроках биологии, географии и других предметов, а также во внеурочной деятельности. Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеурочной деятельностью.
С целью развития у воспитанников системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности мною разработана авторская программа дополнительного образования «Экодесант», которая является практико-ориентированной и комплексной. Выполняя функцию классного руководителя, осуществляю воспитательную деятельность по экологическому направлению. Внеурочная деятельность включает также участие обучающихся в общешкольных мероприятиях, мероприятиях и конкурсах различного уровня. Экологическое образование школьников является системной комплексной деятельностью в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Реализация задач экологического образования требует пересмотра не только содержания образования, но и форм и методов обучения. В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. Поэтому предпочтение дается таким методам, формам и методическим приемам, которые будут стимулировать обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде; способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека; обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и приобретать новые знания; вовлекать обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного и регионального значения.
Приобщение к активной общественной деятельности формирует готовность обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, осознание обучающимися роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности. Этому способствует участие в реальной природоохранной деятельности своего населенного пункта: в благоустройстве школы, сельского поселения. Во внеурочное время совместно с администрацией в школе систематически проводятся акции «Очистим мир от мусора», операция «Чистый берег», экологическая акция «Чистый двор».
В работе широко применяется традиционные методы обучения: наблюдения на прогулках и экскурсии. Маршрут планируется таким образом, чтобы обучающиеся смогли оценить красоту и гармонию естественного природного окружения (разнообразие красок, причудливые формы и звуки), получали удовольствие и радость от пребывания на природе, с другой стороны - увидели дисгармонию окружающей среды, последствия нерачительного и безответственного отношения жителей к среде своего обитания и объектам живой природы «по соседству». Наблюдения и экскурсии сопровождаются фото и видеосъемками. Использование современных цифровых технологий вызывает особый интерес у детей, побуждает готовность к художественно-эстетическому отражению природы. Творческие работы детей оформляются в виде электронных выставок и презентаций. Такие методы работы особенно актуальны в условиях дистанционного обучения. Задания по внеурочной деятельности и внеклассные мероприятия проводятся в онлайн-режиме. Для этого используются современные информационные ресурсы: электронная почта, социальные сети. Многие учащиеся со своими работами участвуют в районных и республиканских конкурсах фотографий. Например, в 2017-2018 учебном году команда класса участвовала в районном конкурсе видеообращений «Давайте сохраним!» и заняла 3 место, 4 обучающиеся принимали участие в районном конкурсе «Мордочка, хвост и четыре лапы» (2 место, сертификат участника). В 2018-2019 учебном году 3 ученика принимали участие в Республиканском фотоконкурсе «Русь крещеная, святая!» в номинации «Красота земли русской» В 2019-2020 учебном году учащиеся участвовали в районном экологическом конкурсе: «Вместе с природой» и заняли 1 и 2 места, 2 участники отмечены сертификатами участника, в районном конкурсе фотографий «Чудеса природы» участвовали 7 обучающихся и 3 из них заняли призовые места, в районном конкурсе фотографий «Стоп-кадр» - 4 участника, из них два призовых места, из 4 участников экологического видео-конкурса «Вместе с природой» два участника заняли 1 и 2 места.
Обучающиеся активно принимают и в других мероприятиях экологического направления как школьного, так и районного уровня: например, в конкурсе рисунков, сочинений, осенних букетов, поделок из природного материала, в районной эколого-краеведческая викторине «Знатоки природы родного края» (2018 г.), 2018 году в районной экологической игре «Мир, в котором мы живем» (2018 г.), в акции «Твори добро», в заочной районной викторине «Знатоки природы» (2019 г.), в районном заочном конкурсе «Неделя защиты животных» (2019 г.) и также занимали призовые места. Творческие задания и интеллектуальные конкурсы и являются важным средством экологического воспитания и просвещения. Они помогают заинтересовать детей в подробном изучении природы родного края и в заботе об их сохранении.
Значительным потенциалом для формирования экологической компетентности обладает технология проектной деятельности. Как подчеркивает в своей статье «Ода учебному проекту» А.С. Обуховская, проектная технология «помогает преодолеть господство "знаниевого" подхода в пользу "деятельностного, позволяющего продуктивнее усваивать знания, научиться их анализировать, обобщать, интегрировать, сделать их более практико-ориентированными, что, в конечном счете, и преследует программа модернизации образования» [7, с. 27]. Проектное обучение обеспечивает проблемно-поисковую деятельность учащихся, выраженную в процессе создания проекта. Смысл данной технологии заключается в организации исследовательской деятельности, чаще всего на основе краеведческого подхода. Исследовательские проекты направлены на решение реальной личностно значимой экологической проблемы и повторяют структуру научного исследования. Ежегодно учащимися реализовываются индивидуальные экологические проекты: «Первоцветы нашей местности», исследовательский проект «Покрытосеменные растения, произрастающие на территории школьного участка». С проектом «Размножение ели семенами» учащаяся 7 класса участвовала Республиканский юниорский лесной конкурс «Подрост». Использование проектных технологий имеет огромное значение для развития личности обучающегося. Участники проектов учатся выявлять наиболее важные экологические проблемы, ставят перед собой цель, формулируют задачи и находят наиболее оптимальные способы их достижения. При этом у обучающихся формируется основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. А исследовательские работы по изучению природы родного края дают большую возможность юным исследователям изучать состав, структуру природных ресурсов и экологическое состояние территории населенного пункта.
В процессе формирования экологической компетентности часто применяется метод кейс-стади (англ. case study) или ситуационного анализа (метод случаев, ситуационный метод). Анализ конкретных учебных ситуаций, или метод ситуационного обучения (обучение на примерах) является одним из способов эффективного применения теоретических знаний в реальной жизни, при решении проблем. Кейс – педагогическая модель реальной жизненной ситуации, на основании изучения и анализа которой учащиеся выявляют проблему и предлагают ее решение. Его содержание и возможные решения анализируются и обсуждаются совместно обучающимися и учителем. Например: на экскурсиях дети изучают состояние окружающей среды населенного пункта и разрабатывают «Правила поведения в природе», которые обсуждают и формулируют самостоятельно. Такие задания закрепляют теоретические знания; осваиваются способы применения экологических знаний на практике, выявляются и решаются экологические проблемы данной местности; формируются навыки группового анализа проблем и принятия решений. У обучающихся воспитывается необходимость соблюдения этих правил не только на протяжении школьных занятий в природных условиях, но и в повседневной жизни. Тем самым, у обучающихся формируется готовность к осуществлению природоохранной деятельности.
Экологическое воспитание включает также экологическое просвещение сверстников, родителей, населения. Проведение бесед, дискуссий, круглых столов на занятиях кружка, классных и информационных часах дает теоритические знания, обучающийся получает знания о современных проблемах экологии и охраны окружающей среды, у детей воспитывается ответственное отношение к природе и понимание важности ее охраны. С целью повышения качества обучения для проведения мероприятий разработан методический материал: методическая разработка мероприятия «Лес – наше богатство», сценарий занятия «Синичкин день», презентации «Земля – наш дом», «Красная книга нашей местности», разработаны памятки для обучающихся «Чем кормить птиц», памятка для населения «Берегите елочку» и т. д. Также членами кружка создано видеообращение «Давайте сохраним!», на странице в социальной сети размещены экологические плакаты обучающихся, «вконтакте» создано сообщество «Сделаем вместе».
С целью экологического просвещения в план воспитательной работы включено знакомство учащихся с экологическим календарем, с формами экологического просвещения, в том числе с историей возникновения агитбригад. На классных часах обучающиеся под руководством учителя разрабатывают сценарий агитбригад и выступают в общешкольных мероприятиях.
Личный пример педагога также повышает мотивацию обучающихся к экологической деятельности: в 2018 году принимала участие в районном конкурсе методических разработок (2 место), в республиканском фотоконкурсе «Русь крещеная, святая!»; в 2019 году - в Республиканском юниорском лесном конкурсе «Подрост»; в 2020 году – в районном экологическом конкурсе - фотографий «Стоп-кадр» в номинации «Улыбнись – мгновенье» заняла 2 место, принимала участие в конкурсе фотографий «Чудо огородное» на уровне школы. С целью повышения своей квалификации по экологическому воспитанию в июле 2020 года участвовала в вебинаре «Экологическое образование и воспитание детей - не дань моде, а веление времени», проведенном Издательством «Просвещение».
Комплексная систематическая работа по формированию экологической культуры школьников дает результаты: общий уровень экологической культуры обучающихся показывает положительную динамику. Если в 2018 году с низким уровнем экологической культуры -21% (4 обучающихся), в 2020 году – 13% (2 обучающихся) отрывочно знают современные проблемы экологии и охраны природы, не понимают важность природоохранительной работы в школе, безответственно относятся к природе, Значительно повысилась доля обучающихся с высоким уровнем экологической культуры- с 16% (3 обучающихся) до 35 % (8 обучающихся). Эти обучающиеся обладают глубокими и прочными знаниями современных проблем экологии и охраны окружающей среды, умеют оперировать и руководствоваться знаниями в экологической деятельности, проявляют ответственное отношение к природе и понимают важность ее охраны.
Относительно стабильным остается доля обучающихся со средним уровнем экологической культуры и составляет основную часть диагностируемых – 63% (12 обучающихся) в 2018 году и 56% (13 обучающихся) в 2020 году. Анализ результатов показывает, что у детей повышается экологическая образованность и экологическая сознательность, но большинство обучающихся еще недостаточно проявляет ответственное отношение к природе и не понимает важности ее охраны, выражает отношение к природе на уровне чувств и эмоций, без развития их в экологические убеждения, в трудовых делах, а также в эколого-пропагандистской работе участвуют под руководством педагога, не проявляя самостоятельной активности (приложение 2).
Но, несомненно, обучающиеся больше стали проявлять внимание к экологическим проблемам. Увеличивается количество учащихся, желающих посещать кружок, ежегодно увеличивается количество участников конкурсов по экологическому направлению, обучающиеся с каждым годом все активнее участвуют не только в школьных, но районных и республиканских мероприятиях и занимают призовые места (приложение 3).
«Не бережем мы природу – матушку. Не задумываемся о будущем. Погубим природу – уничтожим все живое, в том числе и себя. Природа без человека существовала, и будет существовать, а человек без нее погибнет», так написала в своей творческой работе учащаяся школы 9 класса. Если ученик поймет, что чистота природы начинается с каждого из нас, осознает роль экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности - будущее Земли в надежных руках.
3. Заключение
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться как в урочной, так и внеурочной деятельности, используя активные эффективные методики, позволяющие комплексно воздействовать на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека.
Изучив теоретические подходы к проблеме экологического воспитания можно сделать выводы, что проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых (определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы), раскрыта особая роль внеклассной работы в формировании компонентов экологической культуры, а также содержание экологического воспитания.
Чтобы образовательное пространство стало средством формирования экологической культуры личности, необходимо сделать его личностно значимым для ребенка. В этом случае будет проявляться активная, деятельная позиция учащегося как субъекта своего жизненного пространства – той части окружающей (природной и социальной) действительности, которая находится в непосредственном взаимодействии с ним. Эффективными способами воспитания и обучения является сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках специально разработанной программы кружка, воспитательной работы с классом, участие детей в реальной природоохранной деятельности своего населенного пункта, в экологических акциях, мероприятиях разного уровня, способствовали повышению экологической культуры обучающихся. Хотя основная доля обучающихся имеет средний уровень экологической культуры, к окончанию основной школы у большинства обучающихся повышается уровень экологической образованности, сознательности и экологической деятельности. Формирующаяся личность начинает осознавать, что, действуя (проявляя внешнюю активность), она тем самым преобразовывает окружающую среду, которая, в свою очередь, также влияет на нее. Именно это и составляет основу динамического взаимодействия человека и среды его обитания, основу формирования экологической культуры личности.
Литература:
1. Анисимова Т.В. Становление экологической культуры личности будущего учителя в учебно-воспитательном процессе в ВУЗе : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников нар. образования Моск. обл. - Москва, 2002. - 23 с.
2. Беспалова Л.А., Камерилова Г.С. Формирование экологической компетентности у старшеклассников средствами учебника по экологии // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. –С.12-16.
3. Захлебный А.Н. Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования. – М.: Владос, 2012. – 231с.
4. Зубанова С.Г. Экология. Шпаргалки. М.:2007. - 32 с.
5. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Формирование экологической компетентности обучающихся средствами исследовательской проектной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.
6. Моисеев Н.Н. Экологические образование и экологизация образования / Н.Н. Моисеев // Экология и жизнь. - 2010. - N 8. - С. 4-6.
7. Обуховская А.С. Ода учебному проекту: компетентностный подход / А.С.Обуховская // Биология в школе. - 2004. №8. С.27.
8. Реймерс Н.Ф. Теоремы экологии // Наука и жизнь. - 1992. № 10. С. 130-137.
9. Соловьева Д. Диагностика экологической культуры учащихся: что планировать в Год экологии / Д.Соловьева // Справочник заместителя директора школы.- 2017. №11. С.30-42
Приложение 1.
Таблица 1. Диагностика сформированности экологической культуры
| | Экологическая образованность | Экологическая сознательность | Экологическая деятельность | Общий уровень экологической культуры |
2018 год 19 учеников | Низкий уровень | 3 /16% | 5/26% | 5/26% | 4/21% |
Средний уровень | 12/63% | 12/63% | 13/68% | 12/63% | |
Высокий уровень | 4/21% | 2/11% | 1/6% | 3/16% |
Выводы. У 21% обучающихся низкий уровень: отрывочно знают современные проблемы экологии и охраны природы; не понимают важность природоохранительной работы в школе, отсутствует положительная мотивация к изучению учебных предметов естественнонаучного и общественно-географического цикла, безответственно относятся к природе и не понимают важность ее охраны, не умеют принимать обоснованное решение проблемной экологической ситуации, проявляют безучастность в работе на уроках, во внеклассных мероприятиях, в трудовых делах, а также в эколого-пропагандистской работе.
У 63% обучающихся средний уровень: знают современные проблемы экологии и охраны природы глобального масштаба, но недостаточно ориентируются в локальных и региональных экологических ситуациях, недостаточно проявляют положительную мотивацию к изучению учебных предметов естественнонаучного и общественно-географического цикла, недостаточно проявляют ответственное отношение к природе и не понимают важности ее охраны, выражают отношение к природе на уровне чувств и эмоций, без развития их в экологические убеждения, недостаточно проявляют гуманное отношения к природе, к людям, самому себе, эпизодически участвуют в трудовых делах, а также в эколого-пропагандистской работе.
У 16% обучающихся - высокий уровень: обучающиеся обладают глубокими и прочными знаниями современных проблем экологии и охраны окружающей среды, умеют оперировать и руководствоваться знаниями в экологической деятельности, проявляют положительный интерес к учебным предметам естественнонаучного и общественно-географического цикла, проявляют ответственное отношение к природе и понимают важность ее охраны, осознанно относятся к окружающей среде, проявляют доброжелательность и чуткость по отношению к природе, демонстрируют гуманное поведение в природе, которое является внутренней нравственной потребностью. Понимают социальную значимость экологического образования и воспитания, потребность в проведении экологической деятельности. Умеют принимать осознанное решение в экологических проблемных ситуациях. Проявляют активное участие на уроках, во внеклассных мероприятиях, в трудовых делах, а также в эколого-пропагандистской работе.
Приложение 2.
Таблица 2. Мониторинг уровня экологической культуры обучающихся
| Уровень | Экологическая образованность | Экологическая сознательность | Экологическая деятельность | Общий уровень экологической культуры |
2018 год 19 учеников | Низкий | 3 /16% | 5/26% | 5/26% | 4/21% |
Средний | 12/63% | 12/63% | 13/68% | 12/63% | |
Высокий | 4/21% | 2/11% | 1/6% | 3/16% | |
2019 год 23 ученика | Низкий | 3/13% | 2/9% | 4/17% | 3/13% |
Средний | 15/65% | 14/61% | 16/70% | 15/65% | |
Высокий | 5/22% | 7/30% | 3/13% | 5/22% | |
2020 год 23 ученика | Низкий | 0 | 0 | 4/17% | 2/9% |
Средний | 14/61% | 13/57% | 12/53% | 13/56% | |
Высокий | 9/39% | 10/43% | 7/30% | 8/35% |
Низкий уровень. Отрывочно знает современные проблемы экологии и охраны природы.
Не понимает важность природоохранительной работы в школе. Отсутствует положительная мотивация к изучению учебных предметов естественнонаучного и общественно-географического цикла. Безответственно относится к природе и не понимает важность ее охраны. Не умеет принимать обоснованное решение проблемной экологической ситуации. Проявляет безучастность в работе на уроках, во внеклассных мероприятиях, в трудовых делах, а также в эколого-пропагандистской работе.
Средний уровень. Знает современные проблемы экологии и охраны природы глобального масштаба, но недостаточно ориентируется в локальных и региональных экологических ситуациях. Недостаточно проявляет положительную мотивацию к изучению учебных предметов естественнонаучного и общественно-географического цикла. Недостаточно проявляет ответственное отношение к природе и не понимает важности ее охраны. Выражает отношение к природе на уровне чувств и эмоций, без развития их в экологические убеждения. Недостаточно проявляет гуманное отношения к природе, к людям, самому себе. Эпизодически участвует в трудовых делах, а также в эколого-пропагандистской работе.
Высокий уровень. Обучающийся обладает глубокими и прочными знаниями современных проблем экологии и охраны окружающей среды. Умеет оперировать и руководствоваться знаниями в экологической деятельности. Проявляет положительный интерес к учебным предметам естественнонаучного и общественно-географического цикла. Проявляет ответственное отношение к природе и понимает важности ее охраны. Осознанно относится к окружающей среде. Проявляет доброжелательность и чуткость по отношению к природе. Демонстрирует гуманное поведение в природе, которое является внутренней нравственной потребностью. Понимает социальную значимость экологического образования и воспитания, потребность в проведении экологической деятельности. Умеет принимать осознанное решение в экологических проблемных ситуациях. Проявляет активное участие на уроках, во внеклассных мероприятиях, в трудовых делах, а также в эколого-пропагандистской работе.
Приложение 3.
Участие обучающихся в мероприятиях по экологическому направлению
Экологическая акция
«Очистим мир от мусора»
Акция «Чистый двор»
Сценарий мероприятия «Синичкин день»
Цель мероприятия: формирование у обучающихся ценностного представления о зимующих птицах родного края.
Задачи:
познакомить детей с зимующими птицами, с разными видами синиц;
расширить представления детей о всероссийских праздниках;
развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
вовлечь детей в творческую и практическую деятельность
по охране и защите зимующих птиц;
воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.
Форма проведения: внеклассное занятие.
Оборудование: компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, проектор, фотографии птиц, пластиковые бутылки, канцелярские ножи, карандаши, клей.
(Перед проведением занятия провести инструктаж о правилах пользования оборудованием)
Ход мероприятия. Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить об удивительных животных. А о каких, давайте посмотрим видео.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=42&v=IZ-VQb6QgU0 - синички
(слайд 1)
Как вы уже догадались, наше занятие будет посвящено синицам. Люди заметили, что глубокой осенью – 12 ноября, птицы собираются стайками. Словно на праздник слетаются эти пёстрые и нарядные птицы. В былые времена 12 ноября отмечали как «день синиц». Поэтому, именно этот день считается днем встречи зимующих птиц. Много на Руси памятных дней и праздников. В основе Синичкина Дня лежит русский народный праздник Зиновий-синичник, который назван так в память святого великомученика Зиновия покровителя зимующих птиц.
Синицын день отмечается и сейчас: считается, что именно в этот день птицы из лесов прилетают в деревни и города зимующие птицы: снегири, свиристели, сойки и желтогрудые синицы……
Учитель. Синицы — большая группа мелких птиц из отряда Воробьинообразных, включающая представителей семейств Синицевых, Длиннохвостых и Толстоклювых синиц. Несмотря на сходство в названиях, настоящими синицами принято считать только представителей первого семейства, в то время как остальные виды с ними объединяет дальнее родство. В общей сложности в мире насчитывается около 100 видов этих пернатых. Всего существует более 20 разных видов синиц.
(Просмотр видео)
Синица аудиоэнциклопедия, обучающее видеоhttps://www.youtube.com/watch?v=VVd2UI_tOus
Настольная игра «Лото»
Перед вами в конвертах картинное лото (разрезанные на части картинки птиц), каждой паре необходимо собрать его (получаются картинки разных видов синиц) (приложение 1.)
Покажите, что получилось у каждой пары (на картинках виды синиц, ребята показывают и называют их)
Слайд 2. Синицы
Учитель. Синицы отличаются плотным телосложением. Длина тела у них составляет 10-16 см, масса колеблется от 8 до 20 г. Клюв прямой, несколько укороченный, у толстоклювых синиц он утолщен и приобретает коническую форму. Крылья короткие и округлые, лапы хотя и тонкие, но очень цепкие. Хвост, как правило, больше средней длины, у длиннохвостых синиц его размер может быть равен длине туловища. Оперение гладкое, прилегающее, у некоторых видов на голове может быть небольшой хохолок. В окраске этих пернатых обычно присутствуют серые, белые и бурые тона, у наиболее ярких видов в окраске оперения появляются желтый и синий цвета. Для настоящих синиц характерно наличие черной шапочки и (или) уздечки, проходящей через глаз. У длиннохвостых и толстоклювых синиц цвет головы чаще всего совпадает с цветом брюшка. Половой диморфизм либо не выражен, либо сводится к незначительным отличиям в рисунке. В последнем случае самцы окрашены ярче самок, причем насыщенность цвета напрямую зависит от уровня половых гормонов. Между собой синицы общаются различными вариациями писка, некоторые виды издают чирикающие звуки. Кстати, звонкое «синь-синь-синь», издаваемое весной лазоревками, в сочетании с их синеватой окраской и послужило причиной того, что этих птиц называют синицами.
Послушайте как поют синицы (https://www.youtube.com/watch?v=B-hSNHprgyE – пение синиц)
Слайд 3. Народные приметы.
В народе существуют приметы, связанные с синичкиным праздником. Попробуйте угадать их (на слайде начало, ребятам надо закончить вторую часть приметы)
Если сегодня прилетят синицы, значит……………….(скоро ударят первые морозы)
Если на полях в этот день появлялись волки, то это предвещало………(голод)
Свистит синица -…………(на ясный день).
Синицы утром пищат - ………………(на ночной мороз).
Если «большая синица» запела, ожидайте……….. раннюю весну;
Слайд 4. Народные приметы с ответами
Учитель. А теперь разделимся на 2 команды: 1 ряд – первая команда, второй ряд – вторая команда. Игра «Перекрестный огонь». У вас было домашнее задание: подготовить вопросы о зимующих птицах. Каждая команда задает вопрос другой команде о зимующих птицах поочередно).
Учитель. Для вас рубрика « А знаете ли вы….» - интересные факты о синицах. ( Выступление учащихся)
1 ученик. А знаете ли вы, что синицы легко поддаются приручению и отличаются доверчивостью. Набравшись терпения, можно покормить даже вполне «диких» синиц в лесу или парке с ладони.
(Просмотр видео)
Видео «Синички умные» https://www.youtube.com/watch?v=Qn24oahbF_A
2 ученик. А знаете ли вы, что синицы способны защитить урожай без вреда для человека и природы. Так, среднестатистическая птица этого вида уничтожает вредителей за сутки столько, сколько весит сама, а это приблизительно 360 гусениц. Летающий помощник питается различными насекомыми, такими как слизни и жучки, а также их личинками.
3 ученик. А знаете ли вы, что синица очень прожорлива - ест она в течение дня почти непрерывно, причем даже в том случае если не голодна: она все равно охотится для того, чтобы спрятать добычу, а потом, когда проголодается, - съесть. Складывает синица она свои запасы в укромном месте - дупле, расщелине.
4 ученик. А знаете ли вы, что одна пернатая пара с выводком может защитить до 40 плодовых деревьев, а в период выкармливания птенчиков синицы приносят добычу ежедневно до 600 раз.
5 ученик. А знаете ли вы о том, какая это полезная птица, люди знали издревле. Так, первая информация о синице встречается в первом законодательном акте о защите пернатых, где кроме нее в список полезных обитателей неба включены также скворцы. Закон относится к 13 веку, где в 1328 году по приказу Людовика Баварского учрежден «большой штраф для любого, кто осмелится убить синицу - самого усердного истребителя насекомых».
6 ученик. А знаете ли вы, что среди полезных качеств данной птицы следует отметить обширный диапазон кормовой зоны. Она питается даже такими насекомыми, как гусеницы шелкопряда и боярышницы, в то время как большинство птиц этих насекомых в пищу не употребляет.
7 ученик. А знаете ли вы, что человеку синицы приносят огромную пользу, поскольку охотятся на очень мелких насекомых, в частности на тех, которые прячутся под корой тонких веток. Эти места недоступны для более крупных дятлов, таким образом синицы играют важную роль в сохранении леса. Для приумножения численности этих полезных птиц достаточно проводить их подкормку зимой и развешивать искусственные гнездовья — синичники.
Слайд 5 - синичники
Учитель. Синичник – это такой же скворечник, только поменьше размером. Предназначен он для маленьких птиц: синиц, воробьёв, мухоловок-пеструшек, горихвосток. Вы можете сделать синичник своими руками.
Учитель. Продолжительность жизни синиц в лесу не превышает 1-3 лет. В природе на них охотятся совы, дикие лесные коты, куницы, множество птиц погибает зимой от бескормицы. Поэтому мы можем им помочь, сделав кормушки. Посмотрите как легко и быстро можно смастерить кормушки из сбросового материала. ( Слайд 6)
Попробуем сделать кормушки из отходов – пластиковых бутылок.
https://www.youtube.com/watch?v=qDi9TDgwu0g - Кормушки за 5 минут – обучающий практикум (ребята смотрят видео и изготавливают кормушки из пластиковых бутылок.)
(Парад кормушек. Сфотографироваться всем вместе и вывесить кормушки в школьном саду)
Учитель. Ваши кормушки помогут выжить в суровую зиму зимующим птицам. Но мало вывесить кормушки, не надо забывать их подкармливать. Даже в зимнее время каждый вид птиц питается определенным типом корма. От того, что вы насыплете в кормушку, будет зависеть и видовой состав птиц–посетителей. А вам приготовила памятку, где описаны основные корма, которые можно использовать в зимней подкормке. Кормите птиц зимой, а они нас отблагодарят весной, летом и осенью.
Источники:
1. https://www.youtube.com/watch?time_continue=42&v=IZ-VQb6QgU0
2. https://www.youtube.com/watch?v=B-hSNHprgyE
3. https://blagomirie.ru/pticy-sinicy-ix-raznovidnosti
4. http://vanguem.ru/primety/pticy/sinica
5. https://www.youtube.com/watch?v=Lf5gx4VGsiA