12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Настя57
Новгородская обл.
2

Возможности формирования экологической культуры у школьников на занятиях театрального кружка

Возможности формирования экологической культуры у школьников на занятиях театрального кружка

Экология – это наука, изучающая взаимоотношения животных и растений с окружающей средой.

К размышлениям о защите окружающей среды человек пришёл очень давно. В наше время данная проблема приобрела массовый характер: загрязнения воздуха, воды, почв и не достаточен уровень знаний у молодого населения. Глобальное потепление, уменьшение озонового слоя, сокращение видов животных и растений, не хватка пресной воды, вырубка лесов, во всех проблемах присутствует антропогенный фактор. Обучая и воспитывая детей мы должны активно пропагандировать пути решения экологических проблем. Каждый ребёнок может внести вклад в сохранение природы.

Отношение к природе формируется у человека на протяжении всей жизнь. Как и в обществе, особенно важно жить во взаимопонимании с природой начиная с младшего возраста.

Одной из основных причин незрелости экологических знаний человечества необходимо считать мало эффективную систему экологического и воспитания, и воспитания людей. Экологическое воспитание – один из главных компонентов нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, которые находятся в гармонии с природой. Целью экологического воспитания считается составление и реализация научных знаний, исследований, убеждений, обеспечивающих развитие серьёзного отношения человечества, находящегося вокруг живого мира (Семчук, Привалова, 1997, с.79).

Главные задачи экологического воспитания:

соблюдение общепринятых норм поведения в природе, сохраняющих природную среду обитания;

участие младших школьников в исследовательских работах, научных наблюдениях, экспериментальных опытах;

проведение экскурсий на предприятиях, фабриках, заводах;

В основе экологического воспитания лежат следующие ценностные основы отношения к природе:

ценности познания, открытия нового в знакомом и знакомого в новом. Очень важно, чтобы ребёнок почувствовал себя первооткрывателем.

ценности переживания – восприятие красоты и гармонии в природе, ощущение своей причастности и близости ко всему живому.

ценности преобразования – стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать её богатство (Юмашева).

В экологическом воспитании большую роль играют не только урочная деятельность, но и внеурочные, внеклассные занятия. На данных уроках младшие школьники обогащаются новыми впечатлениями, благодаря, разным методам и формам обучения. Такими формами могут быть экскурсии на пришкольном участке, за пределами населённого пункта; на предприятия, организации; лабораторные работы; кинокартины, аудиозаписи. Если будет использование таких форм урока, то у ребят будут создаваться природные образы, которые развивают чувственность, сострадание, восприимчивость ко всему живому.

Большую роль в формировании коммуникативных УУД по отношению к окружающему миру заложена в театрализованной деятельности обучающихся.

В последнее время спектакли на экологическую тематику стали довольно актуальными и имеют большой спрос. Экологические спектакли учат беречь природу и любить всё живое на Земле. Через несколько лет будущее окружающей среды будет зависеть от нынешних учеников. От их решений и действий может кардинально поменяться судьба животных, растений и окружающего мира в целом. Спектакли на тематику живой природы разъяснят ребятам, почему необходимо убирать, сортировать и экологичным способ утилизировать мусор; не рвать цветы; сохранять жизнь животным; к чему может привести обильный выхлоп газов от автомобилей, предприятий.

Ключевым условием формирования экологической культуры является общение с миром природы. В связи с этим, большую роль имеет наличие вспомогательного образования, в нашем случае это театральный кружок.

Театральные представления помогают формировать навык общения, учить детей понимать друг друга, слышать, находить компромисс. Одним из методов психологической подготовки младших школьников к реальным экологическим ситуациям выступают театрализованные представления и подготовка к ним.

Важная роль в экологическом спектакле, это работа над самой экологической постановкой. Для того, чтобы это сделать потребуются знания о взаимодействиях природы, формулировка идеи, желание донести её до других. Целью экологического воспитания является формирование общественно полезных потребностей личности в системе отношений природа – человек-природа, развитие чувства единства с живой природой, осознание взаимозависимости и многогранности связей в природе. Базой для формирования нравственно – экологического сознания ребёнка является его эмоциональная отзывчивость, подражательность, заражаемость чувствами других, лёгкая внушаемость. Познание окружающей природы происходит через чувственное восприятие в процессе непосредственного общения и взаимодействия с ней. Экологическое воспитание – это неотъемлемая часть общего воспитательно – образовательного процесса.

На занятиях театрального кружка, обучающиеся становятся главными героями жизни природы: взаимодействие животных и человека, животных и растений, явлений природы и человека, в зависимости от тематики материала.

Выбор заданий и спектаклей обуславливается их содержанием, которое формирует качества у учащихся такие как: сочувствие ко всему живому, взаимопомощь, выражение эмоционального отношения к природе, совместная работа на решение экологических проблем в дальнейшем.

Также, стоит отметить, что плодотворно влияет активное участие в спектаклях родителей. Всё чаще совместно участвуют родители и дети, что позволяет обращаться к любой аудитории, детские слова доходчивы и просты; обращение детей со сцены к публике будит сознание и душу, пропагандирует экологические знания.

Костюмы и декорации младшие школьники создают коллективно: с родителями, детьми, учителем. При изготовлении инвентаря стоит выбирать экологичные материалы для их изготовления, например, бросовый.

Ученики могут быть не только посетителями спектакля, и создателями, приняв инициативную роль в разработке спектакля: сыграть роль, изготовить декорации и костюмы, составить и обсудить спектакль с одноклассниками. Разыгрывая роль литературного отрицательного героя, ученик имеет возможность подметить черты поведения для себя и обучатся преодолевать их.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.