Дидактический материал к уроку русского языка по формированию читательской грамотности

25
16
Материал опубликован 12 November 2021 в группе

Пояснительная записка

                                                                           «Мозг наполненный стоит дешевле,

                                                                               чем мозг обустроенный»

                                                                                                                      М. Монтень

     В списке способностей XXI века читательская грамотность занимает почетное первое место. Именно формирование читательской грамотности тесно связано с «обустройством мозга», структурированием, систематизацией информации. Что входит в понятие «читательская грамотность»? По материалам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), читательская грамотность – это «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

     Данная разработка направлена на формирование у обучающихся навыков и умений, характеризующих читательскую грамотность.

Название ресурса

Задания по читательской грамотности

Тип ресурса

Дидактический материал

Предмет

Русский язык

Разделы основного содержания учебного предмета

Речь и речевое общение

Речевая деятельность

Текст

Класс

9

Тип урока

Урок решения практических задач

Цель урока

Формирование познавательных действий, необходимых при работе с текстом

Формы организации учебной деятельности

Работа в группах

Формируемые знания и умения

Поиск и извлечение информации из текста

Интеграция и интерпретация текста

Осмысление и оценка текста

Ожидаемые результаты

Учащиеся научатся находить и извлекать информацию, расположенную в одном или в разных фрагментах текста, а также определять её наличие-отсутствие; анализировать информацию и интерпретировать фрагменты текста; устанавливать логические связи между частями текста; соотносить содержание текста (его элементов) и авторской идеи; оценивать форму текста, полноту и достоверность информации; понимать роль структурных единиц текста.

Инструкция по использованию материала

     На уроке проводится работа с двумя текстами. Тип текстов: несплошные. Первый текст включает визуальные ряды, необходимые для понимания текста и тесно связанные с его содержанием. Второй текст представлен в табличной форме. Перед учащимися необходимо поставить задачи: внимательно прочитайте тексты, изучите их содержание и форму, используйте тексты для выполнения следующих заданий.

     Каждой группе учащихся предлагается 9 заданий.

     Задания 1, 2, 3 формируют читательское умение: поиск и извлечение информации из текста.  

     Цель заданий: найти информацию, явно выраженную в несплошном тексте.

     Задания 4, 5, 6 формируют читательское умение: интеграция и интерпретация текста.

     Цель заданий: соотнести части текста, представленного в табличной форме, чтобы сделать вывод, в том числе о значении слова; определить главную задачу несплошного текста, включающего визуальные ряды.

     Задания 7, 8, 9 формируют читательское умение: осмысление и оценка текста.

     Цель заданий: определить назначение изображений в несплошном тексте, включающем визуальные ряды; выявить неявно заданную информацию и установить скрытые связи между частями текста, представленного в табличной форме.

     После выполнения заданий группы представляют результат своей работы. Проводится проверка. Анализируются и комментируются ответы, обсуждаются и исправляются ошибки.

Дидактический материал

Текст 1

t1636730204aa.jpg

Текст 2

Система поощрения А. Чичкина

Возраст

Название этапа

Характеристика этапа

От 8 лет до окончания школы 

«Рождение мечты и любви к профессии»

Контроль успеваемости и способностей будущего сотрудника; формирование интереса к профессии и обучение.

С 20 до 25 лет

«Энтузиазм»

Начинала действовать своего рода программа переводов — не только для поощрения или наказания сотрудника, но и чтобы работники не слишком засиживались на одном месте. Работа отслеживалась еще жестче, проверки происходили неожиданно, никто не закрывал глаза на недочеты. 

С 25 до 30 лет

«Честолюбие»

Начало карьерного роста, исходящего из успехов сотрудника; частые проверки, которые выявляли лучших из лучших.

С 30 до 40 лет

«Спокойное ожидание»

Авторитетные сотрудники, обученные работать на высоком уровне, зарабатывали различные бонусы и льготы. За разные периоды им увеличивали зарплату, выплачивали премии, начисляли проценты за стаж работы и достижения. Сотрудник понимал, как много он получает, знал, что лучшие бонусы еще впереди, и работал не покладая рук из страха потерять место.

С 40 лет 

«Исполнение мечты»

Кроме роста бонусов, его ждал еще и почет: опытный специалист становился кладезем знаний и опыта для начинающих. Чичкин считал, что отсутствие уважения к работнику и пренебрежение его способностями в этом возрасте ведут к профессиональной смерти и потере интереса к работе.



Задания, которые проверяют умение находить и извлекать информацию; умение интегрировать и интерпретировать информацию; умение осмысливать и оценивать содержание и форму текста

Вопрос 1 (текст 1)

1. Прочитайте внимательно текст и рассмотрите изображения. Выберите правильный вариант ответа на вопрос: «Какое производство основал и развивал А.В. Чичкин?»

А) мясное                    Б) молочное               В) текстильное               Г) хлебобулочное


Вопрос 2 (текст 1)

2. Прочитайте внимательно текст и рассмотрите изображения. Выберите верные утверждения.

А.В. Чичкин:

А) Использовал европейскую систему мотивации сотрудников.

Б) Первым открыл в Москве специализированный магазин молочной продукции.

В) Помог государству наладить молочное производство в условиях недостатка сырья во время Великой Отечественной войны.

Г) Построил крупнейший по тем временам молокозавод в Петербурге.

Д) Создал сеть производства и продажи молочных продуктов по всей стране.


Вопрос 3 (текст 2)

3. Установите соответствие между возрастом человека и названием этапа в соответствии с системой поощрения А. Чичкина.

Возраст

Название этапа

А) От 8 лет до окончания школы 

Б) С 20 до 25 лет

В) С 25 до 30 лет

Г) С 30 до 40 лет

Д) С 40 лет

«Исполнение мечты»

«Энтузиазм»

«Спокойное ожидание»

«Рождение мечты и любви к профессии»

«Честолюбие»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А



Б



В



Г



Д



Вопрос 4 (текст 2)

4. Прочитайте внимательно текст. Какое значение приобретает слово «энтузиазм» в контексте системы поощрения А. Чичкина? Выберите правильный вариант ответа на вопрос.

А) Стремление сотрудника быть лучшим из лучших.

Б) Стремление сотрудника работать не покладая рук.

В) Стремление сотрудника не засиживаться на одном месте.

Г) Стремление сотрудника избежать профессиональной смерти и потери интереса к работе.


Вопрос 5 (текст 2)

5. В соответствии с системой поощрений А. Чичкина человек с 8-ми до 40 лет и далее проходил 5 этапов профессионального роста. Если сотрудник терял интерес к трудовой деятельности, начинал работать спустя рукава, не дорожил своим местом, на каком этапе он останавливался?

А) «Честолюбие».

Б) «Спокойное ожидание».

В) «Исполнение мечты».

Г) «Энтузиазм».

Д) «Рождение мечты и любви к профессии».


Вопрос 6 (текст 1)

6. Прочитайте внимательно текст и рассмотрите изображения. Выберите правильный вариант ответа на вопрос: «Каково основное назначение текста?»

А) Рассказать о недостатке продовольствия в годы Великой Отечественной войны.

Б) Рассказать о достижениях А.В. Чичкина.

В) Рассказать о развитии молочного производства в России.

Г) Рассказать об основании клуба «Высший молочный стандарт».


Вопрос 7 (текст 1)

7. Автор текста, перечисляя достижения А.В. Чичкина, сопроводил текст рисунками. Соотнесите предложенные варианты рисунков с их назначением.

Рисунки в тексте

Назначения рисунков

А) Прилавок магазина

Б) Медаль за первенство

В) Изображение завода

Г) Разветвлённая сеть

Д) Знак воинской славы

1. Подчеркнуть уникальность системы мотивации сотрудников

2. Охватить масштабы деятельности А.ВЧичкина на территории всей страны

3. Указать на узкую специализацию розничной торговли

4. Обозначить размеры производства и указать на лидерство по производству молока

5. Подчеркнуть трудовые заслуги А.В. Чичкина в годы Великой Отечественной войны

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А



Б



В



Г



Д



Вопрос 8 (текст 2)

8. Проанализируйте этапы, которые в соответствии с системой поощрения А. Чичкина человек проходит от рождения мечты до её исполнения. Изучите модели профессионального роста, предложенные ниже. Найдите неправильные утверждения.

А) Продвижение по службе за счёт родственных связей.

Б) Продвижение по службе за счёт трудолюбия и целеустремлённости.

В) Продвижение по службе, итогом которого является почёт и уважение.

Г) Продвижение по службе за счёт коллективных достижений.

Д) Продвижение по службе с постепенным приобретением профессионального спокойствия и чувства самореализации.


Вопрос 9 (текст 2)

9. Проанализируйте этапы профессионального роста в соответствии с системой поощрения А. Чичкина. Какие из них можно противопоставить друг другу? Напишите названия. Определите название стилистического приёма.

А) инверсия               Б) парцелляция                 В) антитеза                    Г) оксюморон

Какой этап стоит особняком? Напишите название. Подберите антоним к названию этапа.

Ответы

1

Б

2

Б В Д 

3

               А 4;       Б 2;       В 5;         Г 3;          Д 1

4

В

5

Б

6

Б

7

               А 3;       Б 1;         В 4;       Г 2;           Д 5

8

А Г

9

«Рождение мечты» – «Исполнение мечты»

«Энтузиазм» – «Спокойное ожидание»

В

«Честолюбие»

честолюбие – скромность


Интернет - ресурсы

https://education.apkpro.ru/media/material_files/140/0be6c140-073d-420e-93c7-3e90bc5d5ea5.pdf

https://rg.ru/2020/04/14/rodina-kuhnya-chichkbn.html

http://alternathistory.com/aleksandr-chichkin-yaroslavskij-otets-yaponskogo-chuda/

http://goldring.ru/news/show/105570

https://education.apkpro.ru/media/material_files/140/264c5e7d-be40-4ad4-9fbb-aa5e4773432c.pdf

http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html


Дидактический материал в формате Word
DOCX / 224.07 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересный материал! Спасибо большое, Надежда Павловна! Так важно, чтобы учащиеся умели извлекать информацию из текста, могли интерпретировать тексты, чтобы читали осмысленно...

12 November 2021

Спасибо, Юлия Васильевна, за комментарий! Я с Вами согласна, это важно. Эти умения и навыки работы с текстом необходимы детям при изучении всех школьных предметов.

12 November 2021

Поздравляю Вас с победой в конкурсе и желаю новых творческих достижений впереди, Надежда Павловна!

8 December 2021

Людмила Юрьевна, я Вам очень благодарна за поздравление и пожелание! СПАСИБО!

8 December 2021

С ПОБЕДОЙ! Рада за вас!

8 December 2021

Марина Юрьевна, огромное Вам спасибо за поздравление!

8 December 2021

Поздравляю с победой!!!!! Так держать, Надежда Павловна!!!!!

8 December 2021

Ирина Михайловна, спасибо Вам огромное! Очень приятно получать поздравления от коллег!

8 December 2021

Надежда Павловна, поздравляю с победой!

8 December 2021

Елена Борисовна, огромное СПАСИБО за поздравление!

8 December 2021

Надежда Павловна, поздравляю с победой во Всероссийском дистанционном конкурсе на лучший дидактический материал к уроку!

8 December 2021

Раиса Поликарповна, спасибо!

9 December 2021

Надежда Павловна, поздравляю Вас с заслуженной победой в конкурсе! Ваш дидактический материал - СУПЕР!

9 December 2021

Елена Владимировна, очень приятно! СПАСИБО!

9 December 2021

Очень интересный и нужный материал! Спасибо большое, Надежда Павловна!

3 June 2022

Галина Геннадьевна, благодарю за оценку работы!

4 June 2022

Похожие публикации