Статья «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках информатики»
Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках информатики.
Министерство просвещения РФ приоритетной задачей видит повышение качества образования в ходе внедрения ФГОС и формирования функциональной грамотности учащихся.
В этой связи, в рамках реализации национального проекта «Образование», Минпросвещения России реализуется комплекс мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся.
Задача по формированию и развитию функциональной грамотности школьников является основной задачей действующих федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: изменение образовательной парадигмы — компетентностный подход; характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса — сотрудничество, деятельностный подход; доминирующий компонент организации образовательного процесса — практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся; характер контроля — комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Основные составляющие функциональной грамотности.
Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Формирование функциональной грамотности на уроках информатики является одним из ключевых аспектов образования в современном мире. В современном обществе информационные технологии играют все более важную роль, поэтому владение функциональной грамотностью в области информатики становится необходимым навыком для успешной адаптации к современным условиям жизни и работы.
Функциональная грамотность в информатике подразумевает умение эффективно использовать компьютерные технологии для решения различных задач. Этот навык включает в себя не только умение работать с программным обеспечением и интернет-ресурсами, но и способность критически мыслить, анализировать информацию и принимать обоснованные решения.
Одним из ключевых компетенций, которые формируются на уроках информатики, является умение эффективно использовать информационные технологии для решения повседневных задач. Это включает в себя умение работать с текстовыми документами, таблицами, презентациями, а также умение проводить поиск информации в сети интернет.
Текстовый редактор - это инструмент, который поможет ученикам эффективно обрабатывать и форматировать тексты.
Начиная с 7 класса, на уроках информатики ученики изучают различные функции текстового редактора, такие как создание нового документа, редактирование текста, вставка изображений и таблиц, форматирование шрифта и абзацев. Эти навыки не только помогут ученикам успешно выполнить задания на ОГЭ, но и будут полезны им в будущем при написании рефератов, курсовых работ и других текстов. Кроме того, при подготовке к ОГЭ важно уделить внимание правильному оформлению текста. Ученики должны знать основные правила оформления заголовков, абзацев, списков и других элементов текста.
На уроках информатики ученики изучают основы работы с компьютером, основные принципы программирования, а также различные программные и аппаратные средства. Они также знакомятся с основными понятиями информационной безопасности и этики в сети интернет.
Другой важной компетенцией, которая развивается на уроках информатики, является умение критически оценивать информацию, полученную из различных источников. Ученики учатся различать достоверные и недостоверные источники информации, а также анализировать ее на предмет соответствия поставленным задачам.
Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках информатики является важным компонентом современного образования. Приобретение этого навыка поможет ученикам успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира и стать конкурентоспособными на рынке труда.
Документы:
• Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года.
• Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 Об организации работы по повышению функциональной грамотности.
Список используемой литературы.
1. Формирование функциональной грамотности // Единое содержание общего образования, Минпросвещения России
2. Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации // БФ Сбербанка Вклад в будущее
3. Методические рекомендации для учителей и родителей // БФ Сбербанка Вклад в будущее
4. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов // Самара: СИПКРО