Формирование готовности к обучению в школе детей с ОНР
Формирование готовности к обучению в школе
Анализ причин неуспеваемости детей в начальной школе свидетельствует о том, что корни этого явления уходят в дошкольный возраст. В данной возрастной категории встречается большинство детей посещавших речевые детские сады и имевших ОНР. Одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе является хорошая дошкольная подготовка, которая предполагает достаточный уровень речевого и интеллектуального развитии, поэтому проблема развития речи находится в центре работы ДОУ и является достаточно актуальной.
Дошкольным образовательным учреждениям принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей с общим недоразвитием речи, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школе.
Наш детский сад имеет коррекционную направленность, его посещают дети с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития в возрасте. Все дети поступают к нам после комплексного обследования специалистами детской поликлиники и ПМПК.
ОНР – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой стороне, так и к смысловой стороне речи.
Таким образом, дети с ОНР нуждаются в специализированной помощи по восполнению пробелов в речевом развитии по четырём направлениям:
– коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи;
– уточнение, обогащение и активизация словаря;
– коррекция грамматического строя речи;
– развитие связной речи.
Основная цель: Создание системы работы, позволяющей детям с ОНР овладеть самостоятельной, связной, грамматически правильной речью, навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, сформировать готовность к обучению в школе.
Для реализации данной цели ставим перед собой следующие задачи:
Сформировать у детей умения:
- правильно произносить все звуки родного языка;
- познакомить с буквами русского алфавита;
- делить на слоги одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова;
- выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов;
- выделять гласные и согласные звуки;
- определять на слух твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- определять место звука в слове;
- полно и кратко пересказывать небольшие тексты, составлять описательные рассказы, рассказы по картине и по серии картин, рассказы из личного опыта;
Для решения поставленных задач, мы включаем в подгрупповые и индивидуальные занятия следующие разделы работы:
– вырабатываем правильное физиологическое дыхание, работаем над развитием плавного длительного выдоха, интонационной выразительностью, темпом и ритмом речи;
– развиваем зрительное и слуховое внимание, мышление, речевой слух;
– развиваем общую и мелкую моторику;
– развиваем моторику речевого аппарата;
– развиваем фонематические процессы;
– совершенствуем грамматический строй речи;
– совершенствуем слоговую структуру;
– развиваем связную речь.
Преодоление ОНР должно быть комплексным, необходима взаимосвязанная работа всех специалистов, работающих с данной категорией детей. Поэтому в детском саду для успешной реализации поставленной задачи в дошкольном учреждении была создана творческая группа (логопед, психолог, воспитатели).
Особое внимание уделяем созданию развивающей среды. Логопедический кабинет оборудован магнитной доской с дидактическими играми на магнитах, созданы разные виды театров: пальчиковый, плоскостной, кукольный, теневой, бибабо.
Организуя дидактические игры, используем такой метод, как работа в парах. При такой организации, дети, выполняя дидактические задачи, непосредственно должны обращаться к партнёру по игре. Ведь конечный результат зависит от слаженности работы детей. Так же этот метод используем, организуя трудовые поручения для детей.
Для эффективного развития внимания, памяти, логического мышления, воображения, разработана система развивающих логопедических игр. Для развития мыслительных процессов, познавательной активности, речевой функции: наглядные модели, мнемотаблицы, карточки-схемы, пиктограммы.
При проведении НОД, вводим элемент проблемного обучения. Очень важно предоставлять возможность детям самостоятельно получать результат, рассуждать, делать выводы и обобщения, объяснять решение задач. В случае затруднений не торопиться помогать детям. Учить, самостоятельно, искать выход из проблемных ситуаций.
Актуальным в работе с детьми с ОНР является организация сюжетно – ролевой игры. В игре дети больше общаются, раскрываются, беря на себя исполнение роли.
Особое внимание в работе уделено взаимодействию с родителями. Были организованы такие мероприятия как: круглый стол «Играем с детьми», конкурс «Мастерим своими руками», Викторина «Папа, мама и я – находчивая семья». Широко использовались в работе разнообразные досуги, праздники, открытые занятия с использованием занимательных игр и привлечением родителей. Наша взаимосвязанная и целенаправленная работа позволила раскрыть потенциальные возможности каждого ребёнка, определить его успешность, восполнить пробелы в речевом развитии, качественно подготовить детей к школе.
Список литературы
1. Инклюзивное образование: история и современность редактор В.П. Арсланьян Педагогический университет «Первое сентября», 2013. — 33 c.
2. Преодоление ОНР у дошкольников/под ред. Т.В. Волосовец. – М. «В. Секачёв», 2007. — 224 с.