Формирование у дошкольников готовности к обучению в школе

0
2
Материал опубликован 4 November 2021

Формирование у дошкольников готовности к обучению в школе.

В настоящее время учеными (Г. А. Каше, Е. Н. Исенина, М. М. Кольцова и др) уже доказана взаимосвязь речи и деятельности рук, что в свою очередь положительно влияет на развитие: «если движения пальцев развиты хорошо, то соответственно, и речь ребенка будет хорошей» (Метиева 2009). Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста заниматься развитием мелкой моторики, потому что оно является условием и речевого развития. Мелкая моторика влияет и на навыки письма, которые требует как работы всей руки, так и мелких мышц кисти. Уже известно, что у ребенка недостаточно подготовленного к письму, или же с плохо развитой мелкой моторикой, вниманием и зрительным восприятием, может возникнуть негативное отношение к учебе, и как следствие, тревожное состояние ребенка в школе. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, следует создать все необходимые условия к овладению и усовершенствованию мелкой моторики. Нужно отметить, что главной задачей в дошкольном учреждении является не обучение письму, а подготовка ребенка к письму, что непосредственно связано с развитием мелкой моторики. Уровень развития мелкой моторики не только важен в повседневной жизни, но и является одним из основных показателей готовности к школе.

Исследования кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека Ростовского-на-Дону педагогического университета показали, что среди готовых к школьному обучению детей 24% испытывают трудности в формировании навыка письма, среди условно готовых – 44% и среди не готовых к школе детей -85%, исходя из этого проблема развития мелкой моторики у дошкольников реально существует.

Период дошкольного детства является «золотым возрастом» для развития координационных навыков, так как двигательное развитие ведет за собой умственное. Умение хорошо двигаться и определять положение в пространстве, умение ловить и убегать в дальнейшем способствуют умению сосредотачиваться на странице и строчке, находить необходимые элементы в тексте и рисунке. Мелкая моторика, умение писать и рисовать так же развиваются благодаря координации крупных движений.

Мышление, речевые и двигательные способности тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Следовательно, развитие одной из этих способностей оказывает положительное воздействие на другие. Таким образом, развитие мелкой моторики, наряду с развитием ловкости в выполнении мало-амплитудных движений, влечет за собой развитие мышления и речевых способностей.

Как можно выявить проблемы у дошкольников на раннем этапе?! И правильно выстроить процесс работы мышц кистей и спланировать упражнения для детей в дальнейшем. Существуют множества методик, благодаря каким можно выявить нарушения в любом возрасте и на любом этапе развития дошкольников.

Существующие методы диагностики формирования мелкой моторики

Методика Озерцкого и Гуревича: представленная методика подразумевает собой диагностику психомоторного развития детей дошкольного возраста. К данной диагностике допускаются дети в возрасте 4х лет. Содержание одной из таких методик: ноги ребенка расположены так что пятка правой ноги находится рядом с носком левой ноги и наоборот с другими ножками. Такую позу нужно сохранить длительностью в 15-20 секунд. Если ребенок сходит с позиции, ноги смещаются, то балансирование рассчитывается как минус.

Методика «Узоры и Линии» по Мытацину: данная методика предлагает детям задание дорисовки узоров и линии различной траектории. По представленной методики можно определить готовность ребенка к будущему овладению письмом.

Методика Т. И. Гризик: представляет собой проверку в форме игры «Замри!».

Методика «Фигуры» по В. Мытацину: данная методика представляет собой вырезание фигурок по представленному контуру. Ребенок должен вырезать из плотной бумаги. Определяется уровень развития ребенка его координацию движения глаз и рук.



Список используемой литературы:

1)Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И.В. Дубровина. - М.: 368с.

2)Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Академический проект, 2010. - 474 с.

3)Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 165 с.

4)Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011. - №1. - С. 50-53.

5)Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. О.В. Акуловой, Т.И. Бабаевой, Т.А. Березиной. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 528 с.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Эльвира Александровна, это не проектно-исследовательская работа (как указано в каталоге материала), а скорее статья небольшого объёма.

4 November 2021

Доброго времени суток, Ирина Владимировна! Благодарю за комментарий). Представленная публикация - это фрагмент моей дипломной работы

4 November 2021