Программа «Формирование готовности к письму леворуких дошкольников с ТНР (ОНР)»

1
0
Материал опубликован 5 February 2023

















Программа



«Формирование готовности к письму леворуких дошкольников с ТНР (ОНР)»




©Автор: Учитель-логопед

Землякова Оксана Олеговна























Рыбинск



Содержание программы


Готовность ребёнка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его моторного развития, зрительной памяти, ориентировки в пространстве, развития речи и др.

К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должны сформироваться все компоненты мелкой моторики, как результат правильно организованного обучения и практики. У многих леворуких детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объём движений, нарушение их произвольности: неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с психическим, физическим недоразвитием.

Недостаточное моторное развитие леворуких детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения письму.

Такие же трудности испытывают дети, которые пишут правой рукой. У них так же плохо подготовлена рука к письму. Но им легче ориентироваться в тетради. Пишут в тетради слева направо, а леворукого ребенка надо этому учить, так как он ориентируется в письме справа налево. Необходимо помочь ребенку писать рукописные буквы в том направлении, в котором они даны.

В своей работе мы хотим подробнее рассмотреть вопрос развития мелкой моторики – тонких движений рук, ориентировку в пространстве, зрительной памяти - важных для овладения письмом в начальной школе. Изучив разные готовые виды печатных тетрадей для подготовки детей к письму, можно увидеть много картинок, занимательных заданий, упражнений для отработки написания отдельных элементов. Но есть один существенный, на наш взгляд, недостаток: монотонное прописывание строчек с элементами букв. А ведь в 5,6-летнем возрасте самое главное условие успешности обучения – это увлекательность действия, интерес! Именно поэтому мы и начала разрабатывать свой курс формирования готовности детей к письму.

В предлагаемой программе ставятся следующая цель и задачи:

Цель: формировать готовность к письму у леворуких дошкольников с ОНР.

Общие задачи:

Повышение уровня умственного развития леворуких дошкольников с ОНР.

Развитие у старших леворуких дошкольников с ОНР игры с правилами в ходе индивидуальных занятий.

Развитие активного и пассивного словарного запаса у леворуких дошкольников с ОНР.

Развитие у леворуких дошкольников с ОНР умения взаимодействовать, делового и личностного общения.

Воспитание интереса к занятиям аккуратности и самостоятельности.

Формирование творческой активности дошкольников.

Специфические задачи:

Развитие силы и координации мелкой моторики у леворуких дошкольников с ОНР.

Развитие ориентировки в пространстве, зрительной памяти у леворуких дошкольников с ОНР.

Коррекция недостатков эмо­цио­на­льно-личностного и социального развития детей.

Программа включает в себя следующие блоки:

Диагностический блок включает в себя выявления леворуких детей и леворуких детей с ОНР, нуждающихся в коррекционно-развивающей помощи и в формировании готовности к письму.

Коррекционно-развивающий блок подразумевает серию специально организованных занятий со старшими леворукими дошкольниками с использованием коррекционно-развивающих заданий. Блок включает в себя 24 занятия с продолжительностью 15-20 минут. Регулярные самостоятельные занятия дома.

Оценочный блок подразумевает отслеживание результатов коррекционно-развивающих занятий путём повторной диагностики уровня развития мелкой моторики, ориентировки в пространстве и зрительной памяти леворуких дошкольников с ОНР.

Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. Программа направлена на формирование готовности ребёнка к письму, на развитие мелкой моторики и развитие двигательных качеств и способностей ребёнка (силы, быстроты, координации и др.), на развитие свойств психики (внимание, память, ориентировка, усидчивость, и др.).

Проведения занятий в игровой форме, где используются специальные прописи для леворуких дошкольников, с изображенными симметричными рисунками, которые нужно обводить двумя руками, это получение знаний в интересной, увлекательной форме и развитие всех психических функций.

Занятия по формированию готовности леворукого ребёнка с ОНР к письму с использованием природного материала – составление узоров, картин зернами, камешками, семенами растений и др. – это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует зрительно – двигательную координацию движений, их точность.

Для выполнения задуманного изображения ребёнку часто приходится выполнять такие движения кончиками пальцев и так точно их дифференцировать, что в повседневной жизни мы не можем найти аналогов этим движениям. В результате такой работы приходят в действие такие участки коры головного мозга, которые влияют на развитие речи, а в следствии и на письменную речь.

В процессе индивидуальных занятий по формированию готовности леворукого ребёнка с ОНР осуществляется разностороннее развитие. Движения рук становятся более точными, плавными, изящными. Стабилизируется психоэмоциональное состояние детей (хорошее настроение, удовлетворение от работы), повышается усидчивость и работоспособность. И как следствие всего, улучшается общее состояние ребёнка, развиваются психические процессы.

Иногда леворукому малышу не удаётся сразу выполнить какую-либо работу: под руководством взрослого ребёнок учится устанавливать причины неудач. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить дело до конца.

При организации коррекционно-раз­вивающих занятий необходимо опираться на объективно существующие или предполагаемые закономерности детского развития и придерживаться следующих принципов:

Единство обучающей, коррек­ционно-развивающей, воспитательной задач.

Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-раз­вивающих мероприятий.

Систематичность и последовательность (приобретаемые детьми знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться поэтапно).

Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений и вместе с тем требовать определенных усилий для его усвоения).

Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала; применяется и как средство познания нового, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации).

Ориентация на перспективу, деликатность.

Индивидуальный подход к воспитанникам.

Нравственность, экологичность (один из важнейших этических принципов, включающий в себя нравственное воспитание (формирование у ребенка готовности к самостоятельному выбору)).

Особенно важно для леворуких детей с ОНР умение планировать собственную деятельность. Планирование определяется как умение подобрать необходимые инструменты и материалы для работы, подготовить учебное рабочее место, наметить логическую последовательность действий и способы её осуществления, приводящие к лучшему результату.

Методика проведения занятий предполагает использование различных методов и приёмов обучения:

Словесные (беседа, объяснение, пояснение, использование художественного слова, рассказ, совет, поощрение, чтение художественной литературы, проговаривание).

Практические (упражнение, устные, письменные, графические и учебно-трудовые).

Наглядные (наблюдение, показ, обследование, анализ детских работ, демонстрация наглядного материала).

Методы проведения занятия должны обеспечивать взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения необходимыми знаниями, умениями, навыками. Важно, чтобы преподнесение материала было дозированным, дробным, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.

Коррекционное занятие должно носить интегративный характер, позволяющий решать несколько разноплановых задач. При этом необходимо, чтобы содержание этих задач в рамках каждого занятия опережало уровень актуального развития детей, но соответствовало границам зоны их ближайшего развития. В процессе занятия детям следует оказывать дозированную помощь (например, задавать наводящие вопросы), хвалить и поощрять их.

Необходимо формировать у ребенка осознание целей и задач, стоящих в рамках каждого занятия, и стимулировать его к речевому опосредованию всех своих действий и операций.

Правила здоровьесбережения на коррекционно-развивающих занятиях:

организация перерывов с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз и др.

регулирование степени утомляемости ребенка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности (разминочная и заключительная части занятия должны быть более легкими, чем основная);

выбор оптимального темпа работы в соответствии с личностными особенностями ребенка;

контроль соблюдения ребенком правильной осанки, положения ручки и тетради, расстояния от глаз до рассматриваемого объекта и т. д.;

использование разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов, адекватных возрасту и уровню развития ребенка.

Структура занятий: все занятия проводились по традиционной, общепринятой схеме: вводная часть, основная, направлена на формирование готовности к письму и заключительная часть, подведение итогов. К каждому занятию ведётся тщательная подготовка, как со стороны педагога, так и со стороны детей. В вводной части обязательным компонентом должна быть мотивация, которая необходима для детей. На протяжении всего занятия педагог повторяет все последующие действия ребёнка, следит за правильностью, точностью выполнения работы. Каждое занятие по возможности строится по сюжету и обязательно – в игровой форме, проходит в атмосфере взаимного доверия, с опорой на совместную познавательную и коммуникативную деятельность ребёнка и педагога.

Использования на занятиях творческих заданий, поддерживающих как интерес, так и стремление к победе любознательных по своей сути левшей, и показывающих, что не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Нужно поддерживать постоянную обратную связь с ребенком. Левша не может что-то изучать не понимая. Он усваивает материал строго по этапам, и пропуск или недопонимание чего-то приводит к потере нити рассуждения. Дав строгий алгоритм и научив им пользоваться, мы победим бессилие ребенка, но, не разобрав допускаемых им ошибок или не устранив внезапно возникающей заминки, мы лишимся его уверенности.

Педагог на занятии должен придерживаться определённых правил взаимодействия с ребёнком («не замечать», если ребёнок поначалу что-то делает неправильно, обращая внимание на то, что у него получается, радоваться с ним каждому успеху, рассказывать при ребёнке о его достижениях другим). На занятии создается атмосфера доверия и сотрудничества, что является основой для достижения положительного результата и коррекционно-развивающей деятельности. Чтобы предвидеть процесс выполнения задания, необходимо уметь анализировать, оперировать понятиями, высказать суждения, сделать выводы.


Цикл занятий рассчитан на леворуких детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Состоит из 24 занятий по 15-20 минут, которые проводятся 2 раза в неделю в течение 12 недель.

Задания включают игры и упражнения, которые доступны по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному.

Программа может использоваться в дошкольных учреждениях, как коррекционно-развивающий курс, рассчитанный на леворуких детей старшей и подготовительной группы. Предлагаемая программа рассчитана не только для детей леворуких с общим недоразвитием речи, а также может применяться в группах с нормально развивающимися детьми и детьми праворукими.

Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, зрительной памяти, ориентировки в пространстве, познавательных процессов творческого мышления.  Часто использовалось музыкальное сопровождение.

Игровой самомассаж рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Он является средством повышения иммунитета, т.к. на ладонях расположены нервные окончания. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг ребенка поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов, поступает информация (в речеслуховые, эмоциональные и творческие зоны). Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можно сказать, что "мы погреем ручки". Целесообразно использовать приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Кроме того, массаж способствует приливу крови к нервным окончаниям, что оказывает положительное воздействие на головной мозг.


Тема

Задачи

Игры и упражнения

Оборудование

1

«Это Я»

Формировать графические навыки письма.

Закреплять навык ориентировки на собственном теле.

Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие, память.

Совершенствовать навыки раскрашивания.

Развивать тактильные ощущения, глазодвигательную координацию.

Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Мелкая моторика: Самомассаж «Две сестрички».

Раскрашивание картинки в книжке - раскраске.

Пальчиковая гимнастика «Зайки».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«Улыбнись».

Ориентировка в пространстве: ориентация в собственном теле.

Зрительная память: «Запомни и зарисуй».

спец. пропись,

набор карандашей,

музыкальное сопровождение

раскраска,

зайчик,

эмоция улыбки.


2

«У зайки день рождения!»

Формировать графические навыки письма.

Закреплять навык ориентировки на собственном теле.

Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие, память.

Совершенствовать навыки плетения бус.

Развивать тактильные ощущения, глазодвигательную координацию.

Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Мелкая моторика: Самомассаж «Две сестрички».

Плетение бус.

Пальчиковая гимнастика «Зайки».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«Улыбнись».

Ориентировка в пространстве: ориентация в собственном теле.

Зрительная память: «Выложи из палочек».

спец. пропись,

набор карандашей,

набор счётных палочек,

нитка с бусинками (крупный материал)

музыкальное сопровождение

раскраска,

зайчик,

эмоция улыбки.


3

«Морское дно»

Формировать готовность к письму.

Закреплять навык ориентировки в пространстве.

Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие, память.

Совершенствовать навыки выкладывания по картинке.

Развивать тактильные ощущения, глазодвигательную координацию.

Воспитывать усидчивость, интерес к занятию.

Мелкая моторика: Самомассаж «Раз, два, три, четыре, пять».

Выкладывание картинки из камушек.

Пальчиковая гимнастика «Капель».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«Апельсин».

Ориентировка в пространстве: использование предлогов над, под…

Зрительная память: «Запомни и зарисуй».

спец. пропись,

набор карандашей,

камушки,

картина с изображением,

нитка с бусинками (крупный материал),

пособие по работе с предлогами.

4

«Упавшие листья»

Формировать готовность к письму.

Закреплять навык ориентировки в пространстве.

Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие, память.

Совершенствовать навыки вырезания по контуру.

Развивать тактильные ощущения, глазодвигательную координацию.

Воспитывать усидчивость, интерес к занятию.

Мелкая моторика: Самомассаж «Раз, два, три, четыре, пять».

Вырезание предмета по контуру.

Пальчиковая гимнастика «Капель».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«Апельсин».

Ориентировка в пространстве: использование предлогов внутри, между, над, под…

Зрительная память: «Посмотри-запомни-повтори».

спец. пропись,

ствол дерева,

набор карандашей,

ножницы,

картинка для выстригания,

музыкальное сопровождение

пособие по работе с предлогами.

5

«В гости к Смешарикам».

Совершенствовать графические навыки при письме;

Продолжать учить составлять фигуру из счетных палочек, закреплять навык ориентировки на листе бумаги,

Совершенствовать навыки обведения по контуру, штриховки в соответствии с образцом (диагональ, вертикаль, клубочки).

Развитие ориентировки в пространстве.

Развивать мелкую моторику рук, зрительную память, слуховое и зрительное восприятие.

Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Мелкая моторика: Самомассаж «Солнышко».

Обводка и штриховка трафарета.

Пальчиковая гимнастика «Пингвины».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«Шел медведь».

Ориентировка в пространстве: Графический диктант «Заяц».

Зрительная память:

Зрительный диктант «Выложи из палочек».

спец. пропись, набор карандашей, набор счетных палочек, изображение совы;

схема-изображение Смешарика

(для зрительного диктанта);

игрушки Смешарики;

куб с картинками;

массажные шарики.

6

«В гостях у пингвина»

Формировать готовность к письму.

Закреплять навык ориентировки на рабочей строке.

Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие, память.

Учить лепить фигурку пингвина.

Упражнять в приёмах скатывания, раскатывания, присоединения и примазывания.

Развивать глазодвигательную координацию.

Воспитывать интерес, усидчивость.

Мелкая моторика: Самомассаж «Солнышко».

Лепка из солёного теста по теме.

Пальчиковая гимнастика «Пингвины».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«Шел медведь».

Ориентировка в пространстве: Упр. на умение ориентироваться в рабочей строке.

Зрительная память:

«Посмотри-запомни-повтори».

спец. пропись,

солёное тесто,

дощечка для лепки,

набор карандашей,

пингвин,

музыкальное сопровождение

картинки для запоминания.


7

«Задания от Пингвина»

Формировать готовность к письму.

Закреплять навык ориентировки на рабочей строке.

Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие, память.

Совершенствовать навыки раскладывания по цвету.

Развивать тактильные ощущения, глазодвигательную координацию.

Воспитывать усидчивость, умение слушать.

Мелкая моторика: Самомассаж «Непосильный труд».

Раскладывании предметов по цвету в емкости.

Пальчиковая гимнастика «Пингвины».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«Зайки серые».

Ориентировка в пространстве: упр. на умение ориентироваться в рабочей строке.

Зрительная память: «Запомни и зарисуй».

спец. пропись,

набор карандашей,

игрушка пингвина,

письмо с заданиями,

картинка для запоминания.

8

«Семья»

Формировать готовность к письму.

Закреплять навык моделирования из деталей.

Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие, память.

Совершенствовать навыки обводки и штриховки.

Развивать тактильные ощущения, глазодвигательную координацию.

Воспитывать усидчивость, интерес к занятию.

Мелкая моторика: Самомассаж «Непосильный труд».

Обводка и штриховка трафарета.

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«Зайки серые».

Ориентировка в пространстве: Моделирование из деталей.

Зрительная память: «Запомни и зарисуй».

спец. пропись,

куклы

набор карандашей,

фигуры людей,

пособие по ориентировке в пространстве.

9

«Умелые ручки»

Формировать готовность к письму.

Закреплять навык ориентировки на листе бумаги.

Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие, память.

Совершенствовать навыки шнурования, заводить волчок.

Развивать тактильные ощущения, глазодвигательную координацию.

Воспитывать усидчивость, интерес к занятию.

Мелкая моторика: Самомассаж «Вот помощники мои».

Шнуровка. Волчок.

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«Говорит цветок цветку».

Ориентировка в пространстве:

Ориентир. на листе бумаги. Раскрутить спираль вправо и влево.

Зрительная

«Посмотри-запомни-повтори».

спец. пропись,

набор карандашей,

шнуровка,

волчок,

набор картинок,

музыкальное сопровождение

пособие по ориентировке в пространстве

10

«Птичья радость»

Формировать готовность к письму.

Закреплять навык ориентировки в пространстве.

Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие, память.

Совершенствовать навыки плетения из прутьев.

Развивать тактильные ощущения, глазодвигательную координацию.

Воспитывать усидчивость, интерес к занятию.

Мелкая моторика: Самомассаж «Вот помощники мои».

Плетение коврика из прутьев.

Пальчиковая гимнастика «Компот».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«Говорит цветок цветку».

Ориентировка в пространстве:

Ориентируемся на листе.

Зрительная память: «Выложи из палочек».

спец. пропись,

ствол дерева,

набор карандашей,

набор счетных палочек,

прутья,

птичка,

музыкальное сопровождение

пособие по ориентировке в пространстве


11

«По плану медвежонка»

Формировать готовность к письму

Закреплять навык ориентировки на листе бумаги.

Совершенствовать навыки застёгивание и расстегивание пуговиц.

Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие, память.

Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Развитие тактильных ощущений, глазодвигательную координацию.

Мелкая моторика: Самомассаж «Две сестрички».

Застёгивание и расстегивание пуговиц.

Выполнение фигурок животных из пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика «в гости к пальчику большому».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«Буратино потянулся».

Ориентировка в пространстве:

Игра с карандашом.

На листе с природн. матер.

Зрительная память: «Запомни и зарисуй».

спец. пропись,

набор карандашей,

одежда с пуговицами,

краска для грима

медвежонок;

массажные шарики.

музыкальное сопровождение

природный материал,

картинка для запоминания.


12

«Научим котёнка писать карандашом»

Формировать готовность к письму.

Продолжать учить составлять фигуру из счетных палочек, закреплять навык ориентировки на листе бумаги.

Совершенствовать навыки составление картины.

Развивать мелкую моторику рук, глазодвигательную координацию, слуховое и зрительное восприятие, память.

Воспитывать усидчивость, любовь к животным.

Мелкая моторика: Самомассаж «Две сестрички».

Мозаика - составление картины.

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«Наклоняемся с хлопком».

Ориентировка в пространстве: Нарисовать волны1

Зрительная память: «Выложи из веточек».

спец. пропись,

набор карандашей,

мозаика,

игрушка котёнка,

музыкальное сопровождение

пособие по ориентировке в пространстве.

природный материал - веточки.


13

«Научим котёнка писать карандашом» продолжение

Формировать готовность к письму.

Закреплять навык ориентировки на листе бумаги, правильно держать карандаш.

Совершенствовать навыки рисования параллельных линий.

Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие, память, тактильные ощущения, глазодвигательную координацию, речь.

Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Мелкая моторика: Самомассаж «Раз, два, три, четыре, пять».

Дострой аккуратно заборы.

Пальчиковая гимнастика «Компот».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«Сели зайки».

Ориентировка в пространстве: Нарисовать волны2

Зрительная память: «Посмотри-запомни-повтори».

спец. пропись,

набор карандашей,

игрушка котёнка,

музыкальное сопровождение

пособие по ориентировке в пространстве,

картинки для запоминания.


14

«По ступенькам мы шагаем»

Формировать готовность к письму.

Продолжать учить составлять фигуру из пуговиц, закреплять навык ориентировки на листе бумаги.

Совершенствовать навыки накладывания пуговиц по контуру.

Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие, память.

Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Мелкая моторика: Самомассаж «Раз, два, три, четыре, пять».

Выкладывание картинки из пуговиц.

Пальчиковая гимнастика «Компот».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«Сели зайки».

Ориентировка в пространстве:

Соединить точки по траектории.

Зрительная память: «Запомни и зарисуй».

спец. пропись,

набор карандашей,

пуговицы,

ступенька,

музыкальное сопровождение

пособие по ориентировке в пространстве.

эмоция грусти.


15

«В стране букв»

Формировать готовность к письму.

Продолжать учить составлять фигуру из счетных палочек, закреплять навык ориентировки в рабочей строке.

Совершенствовать навыки работать одновременно двумя руками.

Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие, память.

Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Развитие тактильных ощущений, глазодвигательную координацию.

Мелкая моторика: Самомассаж «Солнышко».

Обвести конур одновременно двумя руками.

Пальчиковая гимнастика «Зайки».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«Зарядка».

Ориентировка в пространстве: Упр. на умение ориентироваться в рабочей строке.

Зрительная память:

Рассказ по схемам

спец. пропись,

набор карандашей,

контуры,

буквы,

рассказ «азбука»,

схемы,

музыкальное сопровождение

пособие по ориентировке в пространстве.


16

«В стране букв» продолжение путешествие на корабле.

Формировать готовность к письму.

Продолжать развивать навык обводки и штриховки в определённом направлении, ориентировки на листе бумаги.

Совершенствовать навыки застёгивание и расстегивание молний.

Развивать слуховое и зрительное восприятие, память.

Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Развитие тактильных ощущений, глазодвигательную координацию.

Мелкая моторика: Самомассаж «Солнышко».

Обводка и штриховка трафарета.

Застёгивание и расстегивание молний.

Пальчиковая гимнастика «Пальцы - дружная семья».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«Зарядка».

Ориентировка в пространстве: Графический диктант «Корабль».

Зрительная память: «Ящик».

спец. пропись,

набор карандашей,

природный материал,

буквы,

музыкальное сопровождение

пособие по ориентировке в пространстве,

склеенные коробки

трафареты.


17

«Идём по дорожке с гномом»

Формировать готовность к письму.

Закреплять навык ориентировки на листе бумаги, усвоение понятий справа, перед, после, выше…

Совершенствовать навыки застёгивание и расстегивание пуговиц.

Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие, память.

Воспитывать усидчивость, интерес.

Развитие тактильных ощущений, глазодвигательную координацию.

Мелкая моторика: Самомассаж «Непосильный труд».

Достать из банки с горохом все предметы и назвать.

Пальчиковая гимнастика «Пальцы - дружная семья».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«Гномик».

Ориентировка в пространстве: Усвоение понятий справа, перед, после, выше…

Графический диктант

Зрительная память: «Посмотри-запомни-повтори».

спец. пропись,

набор карандашей,

картинки для запоминания,

игрушка гномика,

пособие по ориентировке в пространстве.

природный материал - горох.


18

«Дорожка с сюрпризами»

Формировать готовность к письму.

Продолжать учить собирать пазлы, усвоение понятий левый верхний квадрат…

Совершенствовать навыки застёгивание и расстегивание пуговиц.

Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие, память.

Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Развитие тактильных ощущений, глазодвигательную координацию.





Мелкая моторика: Самомассаж «Непосильный труд».

Собрать пазлы. Застёгивание и расстегивание пуговиц.

Пальчиковая гимнастика «Пальцы - дружная семья».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«Гномик».

Ориентировка в пространстве: Усвоение понятий левый верхний квадрат…

Зрительная память: «Запомни и зарисуй».

спец. пропись,

набор карандашей,

пазлы,

дорожка

музыкальное сопровождение

пособие по ориентировке в пространстве,

картинка для запоминания,

одежда с пуговицами.


19

«С ежиком собираем яблоки»

Формировать готовность к письму.

Продолжать развивать навык одновременно работать двумя руками.

Совершенствовать навыки завязывания и развязывание шнурков.

Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие, память.

Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Развитие тактильных ощущений, глазодвигательную координацию.


Мелкая моторика: Самомассаж «Дождик».

Обвести контур одновременно двумя руками. Завязывания и развязывание шнурков.

Пальчиковая гимнастика «Бежит ёжик по дорожке...».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«Буратино потянулся».

Ориентировка в пространстве: Графический диктант.

Зрительная память:

Рассказ по схемам

спец. пропись,

набор карандашей,

шнурки,

контуры,

ёжик,

яблоки,

пособие по ориентировке в пространстве,

рассказ про ежика,

схемы,

природный материал - фасоль.


20

«Фантазия из природного материала»

Формировать готовность к письму.

Продолжать развивать воображение - составлять фигуры из природного материала, закреплять навык ориентировки на листе бумаги.

Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие, память.

Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Развитие тактильных ощущений, глазодвигательную координацию.


Мелкая моторика: Самомассаж «Дождик».

Конструирование из природного материала.

Пальчиковая гимнастика «Бежит ёжик по дорожке…».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«Буратино потянулся

Ориентировка в пространстве: показать и назвать все изображаемые предметы на таблице.

Зрительная память:

Рассказ по схемам

спец. пропись,

набор карандашей,

пластилин,

дощечка,

игрушка котёнка,

музыкальное сопровождение

рассказ про буратино,

схемы,

пособие по ориентировке в пространстве.

природный материал – веточки, камушки…

21

«На северный полюс»

Формировать готовность к письму.

Продолжать учить собирать пазлы, усвоение понятий левый верхний квадрат…

Совершенствовать навыки застёгивание и расстегивание пуговиц.

Развивать мелкую моторику рук, тактильное ощущение, глазодвигательную координацию, слуховое и зрительное восприятие, память.

Воспитывать усидчивость, интерес на занятии.

Мелкая моторика: Самомассаж «Вот помощники мои».

Дорисовать забор.

Пальчиковая гимнастика «Пингвины».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«Кто живёт под потолком?».

Ориентировка в пространстве: «Нарисовать в левом верхнем углу и т.д.»

Зрительная память:

«Посмотри-запомни-повтори».

спец. пропись,

набор карандашей,

музыкальное сопровождение

пособие по ориентировке в пространстве.

набор картинок для запоминания.


22

«Оригами-самолет»

Формировать готовность к письму.

Учить складывать фигуру из оригами, усвоение понятий левый верхний …

Совершенствовать навыки сгибания, разглаживания, работать по образцу.

Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие, память.

Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, желание сделать папе подарок.

Развитие тактильных ощущений, глазодвигательную координацию.

Мелкая моторика: Самомассаж «Вот помощники мои».

Оригами по теме.

Пальчиковая гимнастика «Компот».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«Кто живёт под потолком?».

Ориентировка в пространстве: «Раскрась все предметы, кот. нарис. в верхних правых углах-синим цветом…»

Зрительная память: «Запомни и зарисуй».

спец. пропись,

набор карандашей,

лист бумаги,

силуэт человека,

музыкальное сопровождение

пособие по ориентировке в пространстве,

картинка для запоминания – эмоция удивления,

природный материал - веточки.


23

«Наше любимое домашнее животное»

Формировать готовность к письму.

Развивать навык собирать воду пипеткой, усвоение понятий под, над, между…

Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие, память.

Воспитывать усидчивость, заботу о братьях наших меньших.

Развитие тактильных ощущений, глазодвигательную координацию.


Мелкая моторика: Самомассаж «Раз, два, три, четыре, пять».

Всасывание и высасывание воды из стакана пипеткой.

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«На болоте две лягушки».

Ориентировка в пространстве: «Покажи рисунок, где круг под треугол. и раскрась его…»

Зрительная память:

Рассказ по схемам

спец. пропись,

набор карандашей,

пипетка, вода,

игрушка животного,

музыкальное сопровождение

пособие по ориентировке в пространстве

рассказ про любимое животное,

схемы,

природный материал - веточки.

24

«Сделаем друг другу подарок»

Формировать готовность к письму.

Совершенствовать навыки завязывание и развязывание узелков, нанизывание бусинок мелких.

Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие, память.

Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, желание делать подарки.

Развитие тактильных ощущений, глазодвигательную координацию.


Мелкая моторика: Самомассаж «Раз, два, три, четыре, пять».

Завязывание и развязывание узелков, нанизывание бусинок мелких

Пальчиковая гимнастика «Пальцы – дружная семья».

Работа в прописях.

Общая моторика: Физкультминутка

«На болоте две лягушки».

Ориентировка в пространстве: Графический диктант.

Зрительная память:

Рассказ по схемам

спец. пропись,

набор карандашей,

ленточка,

бусинки,

шары воздушные,

музыкальное сопровождение

рассказ о семье,

схемы,

пособие по ориентировке в пространстве.

.




Примерные конспекты индивидуальных занятий по формированию готовности к письму леворукого дошкольника


5. «В гости к Смешарикам».

Программные задачи:

Совершенствовать графические навыки при письме;

Продолжать учить составлять фигуру из счетных палочек, закреплять навык ориентировки на листе бумаги,

Совершенствовать навыки обведения по контуру, штриховки в соответствии с образцом (диагональ, вертикаль, клубочки).

Развитие ориентировки в пространстве.

Развивать мелкую моторику рук, зрительную память, слуховое и зрительное восприятие.

Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Материалы:

Раздаточный материал: тетрадь, набор карандашей, набор счетных палочек, изображение совы;

Схема-изображение Смешарика (для зрительного диктанта);

Игрушки Смешарики;

Куб с картинками;

Массажные шарики;

Специальные прописи.

Ход занятия

1 часть.

Педагог: к нам на занятие пришли гости, а кто это, ты попробуй отгадать.

Смешные персонажи

В гости к нам пришли.
Похожие на шарик,
Подарки принесли.
С нами с удовольствием
Желают поиграть
Разные задания мы будем выполнять.
Сюрпризов будет много
А вот один, он тут.
Волшебный будет кубик
Указывать нам путь.
Кто же это? (Смешарики)

Педагог: Они пришли с нами поиграть. У тебя на столе лежит волшебный кубик. На каждой грани фотография главных героев. Возьмите в руки волшебный кубик и посмотрите, кто приглашает нас поиграть. (Ребёнок берёт куб, находят цифру 1 и фотографию Нюши, проговариваем слова):

Волшебный кубик повернем
И цифру нужную найдем.
И сразу можешь ты узнать, 
Кто будет следующим играть.

2 часть

Педагог: Первой с нами хочет поиграть Нюша. Она очень любит нежиться на солнышке. И дарит нам вот эти маленькие солнышки. Давай поиграем с ними. Проводится пальчиковая игра с массажными шариками. Самомассаж «Солнышко».

Побежало солнышко
Золотой дорожкой
И попало солнышко
Прямо к вам в окошко.
Вместе мы отправились
С солнцем в детский сад
Приласкало солнышко сразу всех ребят.
Шла у нас до вечера дружная игра
Но сказало солнышко:
– Мне домой пора.
Завтра утром рано
Вас будить приду, 
Снова будем бегать 
И гулять в саду.

Педагог: Нюше очень понравилась наша игра, она научит своих друзей играть с шариками.

3 часть.

Педагог: Кто же еще пришел к нам в гости? (Ребёнок поворачивают куб, находит из 2 части и проговаривает слова): (На картинке нарисован Лосяш).

Педагог: Лосяш принес свой портрет и хочет, чтобы ты выложил его изображение из палочек. Зрительный диктант «Выложи из палочек».

4 часть.

Педагог: Лосяш очень рад, что ты справился с этим заданием. И приглашает поиграть дальше. (вместе проговариваем слова, находим цифру 3 и картинку с изображение Бараша). У Бараша есть друг, а кто это, мы сейчас узнаем. Слушай меня внимательно. У тебя в тетради есть исходная точка, от нее мы и начнем работу. Возьмем карандаш, приготовились, начали.

(Графический диктант «Заяц»)

5 часть.Педагог: Кто же дружит с Барашем? – это заяц Крош. Друзья Смешарики заботятся друг о друге и помогаю в трудную минуту. Сегодня они решили помочь Совунье. У тебя на столе лежит трафарет с изображение Совуньи, которые мы должны обвести в тетради и заштриховывать в соответствии с образом.

Обводка и штриховка трафарета.

Педагог: Молодец, друзья Смешарики очень рады, что ты помог им. А следующим хочет с нами познакомится как ты думаете, кто? Волшебный кубик опять нам поможет. (находим цифру 4 и картинку с изображением Медведя – Копатыча). Копатыч хотя и неуклюжий, но очень любит двигаться. Он предлагает нам поиграть.

Физкультминутка.

Шел медведь, косматый мех, (идём по кругу, как медведи)
Нес в мешке, веселый смех. (Показывают тяжелый мешок за спиной)
Зацепил мешком за сук (Резко останавливаются)
Смех и высыпался вдруг. (Разводят руками в стороны)
Раскатились по тропинки 33 смешинки, (Делают руками повороты)
А за ними из смешка - 33 смешка..(Топают ногами)
Копатычу было весело с нами. А тебе понравилось? (Да)

Педагог: А сейчас мы вернемся за стол, повернем волшебный кубик и узнаем, кто следующим с нами будет играть (Цифра пять)

6 часть. Педагог: Пин очень любит пальчиковые игры и предлагает нам разогреть наши руки. Приготовились, начали.

(Проводится пальчиковая гимнастика «Пингвины»).

Жили-были три пингвина. (Хлопки в ладоши)
Пик, Пак, Пок. (удары по столу)
Хорошо и дружно жили. (Ладошка «моет» ладошку)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Как – то утром на рыбалку. (Хлопки)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Зашагали в перевалку. (Ладошки «шагают» – «шлепают» по столу)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Наловили много рыбы. (Вращение кистей рук к себе)
И еще поймать могли бы. (Вращение кистей рук от себя)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Съели дружно все до крошки. (Хлопки)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Кроме маленькой рыбешки. (Хлопки)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Дружно бросились в драку. (Удары кулачками друг о друга.)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Учинив большую свалку. (Удары кулачками о стол)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Чтобы жить все время дружно .(Ладошка «моет» ладошку.)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Уступать друг другу нужно. (Ладошка «моет» ладошку.)
Пик, Пак, Пок. (Хлопки)

7 часть Педагог: Пальцы мы разогрели и подготовили к письму. Задание в тетради нам приготовил, как ты думаешь, кто? Как нам узнать? Повернуть кубик? (Ребёнок поворачивает куб, находят цифру 6 и картинку с изображением ежа). Еж очень любит яблоки и грибы и хочет угостить ими своих друзей. Нам нужно нарисовать их в тетради. Но сначала мы вспомним, как нужно сидеть при работе с тетрадью.

Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас друг мой не скрою
Карандаш вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я берусь.

(выполняем работу в специальных прописях.)

(По окончании работы ребёнок убирает на место тетрадь и ручку)

Педагог: ты справился с работой? Молодец, теперь еж сможет устроить праздник с угощением.

8 часть. Итог занятия.

Педагог:  герои-cмешарики очень рады, что пришли к нам в гости, они поиграли, научились многому, узнали, что ты тоже умеешь дружить и помогать друг другу. Но они хотят узнать, чье задание было самым сложным, с чем ты справились быстрее всего. Во что бы хотели поиграть еще раз? Смешарики еще не один раз с нами поиграют. А на прощанье они дарят тебе волшебный кубик.




11. «По плану медвежонка»

Программные задачи:

Совершенствовать графические навыки при письме.

Продолжать учить составлять фигуру из счетных палочек, закреплять навык ориентировки на листе бумаги.

Совершенствовать навыки застёгивание и расстегивание пуговиц.

Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие, память.

Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Развитие тактильных ощущений, глазодвигательную координацию

Материалы:

тетрадь,

набор карандашей,

набор счетных палочек;

фасоль, мяч, кольцо, горох, фольга;

Медвежонок;

Куб с картинками;

Массажные шарики.

Музыкальное сопровождение

Ход занятия:

Необходимо рассмотреть предметы, находящиеся на столе.
– Сегодня мы с тобой будем играть с пальчиками, карандашом, фасолью, горохом, счетными палочками. Вдруг, к нам в комнату постучались, это
оказался медвежонок. Здороваемся, знакомимся. Он принёс нам план, по которому нам нужно всё выполнить, чтобы мишка смог вернуться к себе в лес в берлогу, т.к. приближается зима.

1. Пальчиковая гимнастика: «В гости к пальчику большому»

Приготовь, пожалуйста, руки (ставим локти на стол, руки в вертикальном положении на небольшом расстоянии друг от друга).

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний
Безымянный, и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики друзья –
Друг без друга им нельзя.
На первую строчку – выставить вверх большие пальцы, на вторую – соединить под углом кончики пальцев обеих рук, на третью – поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак. На шестую кулачки стучат друг об дружку. На последние строчки – ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.

Следующее от мишки задание:

2. Игра с карандашом на ориентировку в пространстве

Упражнение №1 Возьми не отточенный карандаш, зажми его между ладонями и потри.

«Пошумим у правого уха, у левого.»

Упражнение №2 Снова поставим локти на стол. Возьми карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрути его вперед и назад.

Упражнение №3 Зажмём карандаши в четырех пальцах правой и левой рук в согнутых к ладоням. Наклоним пальцы с карандашом к ладошкам и снова вернём их на место.

Упражнение №4 Теперь положи руки на стол, ладошками вверх, зажми карандаши в четырех пальцах. Согни кисть руки с карандашом и разогните ее.

Упражнение №5 Возьми карандаш и зажми его между указательными пальцами обеих рук. Вот так вот! А теперь вращаем руки с карандашом, то в одну, то в другую сторону.

3. Физкульт минутка

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.

4. Выполнение фигурок животных из пальцев рук

Конструируя из пальцев различные предметы и объекты. Ребёнок изображает зайца, собаку, кошку, деревья и т.д. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, фигурки выполняются как левой, так и правой рукой.

Кошка
А у кошки ушки на макушки
Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх).

Зайка и ушки

Ушки длинные у зайки
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайча

(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы ими шевелить в стороны и вперед).

Колокольчик
Колокольчик все звенит –
Языком он шевелит.

(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палей правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает).

5. Ориентировка в пространстве и на листе

Положи, пожалуйста, перед собой лист бумаги зеленого цвета, пододвинь тарелочки на которой находится фасоль белого и черного цвета, счетные палочки.

Положи по середине листа, вертикально одну сетную палочку. Слева и справа от нее положи по три палочки с каждой стороны, так чтобы он смотрели вниз.

Что получилось? (Елочка)

Сколько всего понадобилось счетных палочек для елочки? (Семь)

В левом нижнем углу положите черную фасоль, а вокруг нее пять белых фасолен.
– Как ты думаешь, что получилось? (Цветок)

Сколько фасолен ты использовал для цветка? (Шесть) – Сколько фасолен белого цвета? (Пять)

Сколько фасолен черного цвета? (Одна)

Пять плюс один – будет шесть.

В правом нижнем углу положи одну черную фасоль горизонтально и одну белую вертикально, друг под другом.

Что получилось? (Гриб)

В верхнем правом углу положите пять горошен.

На что похоже? (Солнце)

В каком углу мы не положили ни чего? (В левом верхнем углу)
– Посмотрите на листок и подумайте, что у нас с тобой получилось? (Поляна)

6. Зрительная память. Посмотри на лицо мальчика – запомни – нарисуй.

7. Работа в прописях. Нам нужно нарисовать теперь в тетради. Но сначала мы вспомним, как нужно сидеть при работе с тетрадью.

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас друг мой не скрою

Карандаш вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я берусь.

(выполняем работу в специальных тетрадях.)

(По окончании работы ребёнок убирает на место тетрадь и ручку)

7. Итог занятия.

Ты молодец, мы с мишкой тебя хвалим…

А теперь давай вспомним, что же было на занятии, что понравилось, что получилось?

Прощаемся с медведем.

.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации