Формирование гражданской идентичности на уроках истории и обществознания как метод обучения в профессиональном образовании
«Формирование гражданской идентичности на уроках истории и обществознания как метод обучения в профессиональном образовании»
При разговоре со студентами показал, что они часто размышляют о переезде в другую страну, ставя на первое место в шкале ценностей материальное благополучие. К нашему сожалению, в нашей стране выросло целое поколение людей, которое слабо ассоциирует себя со своей страной.
Мой педагогический опыт применим по всем специальностям и профессиям в большей степени направлен на поиск путей формирования гражданина, на поиск условий, побуждающих студентов к осознанному деятельному участию в жизни семьи, школы, социума, страны.
По каким бы профессиям не обучался студент, патриотическое воспитание считаю самое главное не только на моих уроках, но и в колледже в целом.
Метод учебного проекта является одним из главных в моей работе, именно этот метод помогает мне формировать гражданскую активность студентов. В начале учебного года студенты выбирают темы проектов, которые мы разрабатываем совместно. В первом полугодии ребята работают над проектами, готовят презентации. А во втором полугодии проекты защищают на научно-практических конференциях индивидуальных проектах проводимых среди студентов всех отделений. Погружение в этот материал патриотического направления очень актуален сегодня, когда в мире историю пытаются пересмотреть. Такой вид деятельности способствует повышению уровня гражданской сознательности, умения отстаивать и защищать свою точку зрения, формирует навыки публичного выступления. Выбирая средства и методы для решения проблем формирования гражданской идентичности студентов, я использую индивидуальный, дифференцированный, личностный подходы.
С целью формирования активной гражданской позиции, для того, чтобы предоставить студентам возможность на практике применить полученные знания на уроках истории и обществознания, приобрести некоторый политический опыт, способствовать формированию политической культуры студентов.
Повышение эффективности воспитания патриотизма предполагает следующие направления деятельности: обновление и обогащение содержания воспитания посредством включения в него культурно-исторического, военно-исторического, духовно-нравственного, идеологического, политико-правового, психологического, физического, военно-технического и других компонентов, важнейших достижений социально-гуманитарных наук. Целенаправленное использование конкретного материала, характеризующего основные стороны жизни и деятельности, проблемы и тенденции развития общества, его важнейших сфер, для активизации интеллектуальных возможностей и социально-одобряемых качеств личности. [1].
Очевидно, что разработка и внедрение в практику современных методов, формирующих гражданскую идентичность студентов, по всем другим профессиям являются одним из приоритетных направлений деятельности педагогов. Это возможно лишь при совместной скоординированной работе с преподавателями различных специальностей, государственными учреждениями и общественными организациями.
Перечень учебных дисциплин, обеспечивающих предметную основу для формирования гражданской идентичности личности являются история, обществознание, кубановедение, литература, география и другие.
Процесс формирования гражданской идентичности длительный, и результат можно получить не сразу. Главное – мы формируем личность студента, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
1. Горбунов В.С. Воспитание гражданина-патриота: системный подход // Воспитание школьников. 2010. №1. С. 16.