Статья «Формирование гражданской идентичности молодого поколения на уроках истории и обществознания»
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
И. В. Трифанова, учитель истории
и обществознания МБОУ «Теньгинская
средняя общеобразовательная школа».
Государственная политика Российской Федерации в области образования и воспитания называет основные приоритеты: успешная позитивная социализация обучающихся, патриотическое воспитание, духовно-нравственное становление детей, формирование гражданской идентичности молодежи.
Существует множество определений «гражданская идентичность». Подробное определение можно найти у российского психолога А.Г. Асмолова: «Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе». Воспитание гражданской идентичности начинается в семье, в детском саду и продолжается в школе. Происходит воспитание гражданской идентичности через любовь к своей Родине, уважение традиций, изучение исторического прошлого, создание условий для формирования преданности к своей стране. Важнейшим компонентом является чувство гордости за свою страну, за ее историческое прошлое.
Формирование гражданской идентичности возможно через патриотическое воспитание. В словарях мы находим определение: «Патриотическое воспитание – это воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину». Можно сделать вывод, что чувства патриотизма являются основой гражданской идентичности.
Хотела бы подробнее остановиться, каким образом на своих уроках и внеклассных мероприятиях, создаю условия для формирования гражданской идентичности.
В.А Сухомлинский писал: «Любовь к Отчизне и любовь к людям - это два быстрых потока, которые сливаясь, образуют могучую реку патриотизма». С пятого класса на уроках истории и обществознания мы уделяем особое внимание изучению исторических личностей. Изучаем выдающиеся личности и их вклад в историю нашего государства. В преддверии 75-летия Великой Победы почти на каждом мероприятии знакомились с биографией участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, выделяли их личные качества, рассматривали особенности героического или трудового подвига, вклад в Великую Победу - это помогает обучающимся понять значимость людских судеб в истории страны.
Осознать причастность к истории своей страны или малой Родины помогают экскурсии по родной Республике Алтай с посещением краеведческих музеев. В таких поездках дети в «живую» соприкасаются с историей малой родины и уже надолго запоминают исторические события и рассказы об исторических личностях. Посещая маленькие краеведческие музеи и республиканский национальный музей имени А. В. Анохина, дети осознают значимость сбора исторического материала и многие увлекаются исследовательской деятельностью по истории. Можно привести такой пример: после посещения республиканского музея обучающимися 10 класса началась исследовательская работа по теме «Аргымай Кульджин: вклад в историю Горного Алтая». Думаю, каждый ребенок после посещения музеев почувствовал себя частичкой Республики Алтая и понял необходимость изучения и сохранения истории малой Родины.
Свои уроки стараюсь строить на основе проблемного метода, что создает условия для развития у обучающихся критического мышления, возможность высказывать собственную точку зрения и осознать себя полноценными равноправными членами общества. На уроках истории в старших классах после завершения тем проводим уроки систематизации знаний, которые проходят в виде диспута. Интересно прошел урок истории в 11 классе «Итоги сталинской модернизации». Обучающиеся заранее распределились по темам и работали над мини-проектами и на уроке афишировали результаты своей деятельности. В своих работах обучающиеся отметили как положительный вклад сталинской модернизации в развитии нашей страны, так и отрицательный, как данная необходимость построения социализма в СССР. Отмечена роль И.В. Сталина как основателя модернизации СССР. Страна под его руководством сделала важнейший шаг вперёд и из отсталой страны превратилась в индустриальную державу.
Особо хотелось бы отметить урок истории в 10 классе «Итоги Великой Отечественной войны». Обучающиеся ответственно подошли к предложенным темам для создания проектов. Результаты проектов оформлены в виде плакатов и лепбуков, которые в последствие украсили выставку, посвященную 75-летию Великой Победы. В каждом проекте дети описывали итоги одной из значимых битв Великой Отечественной войны и дополняли историей своей семьи во время войны. Урок получился интересным и запоминающимся. Считаю, что на каждом уроке истории и обществознания можно создавать такие условия, которые помогут ребенку помогают лучше запоминать историю своей страны, проявлять сопереживания к героям, оценивать исторических личностей своей страны. Такие уроки помогают создавать условия для формирования гражданской идентичности.
Работа над исследовательскими проектами по истории своей семьи помогает лучше узнавать свою родословную, приобщаться к истории своей малой родины и великой России. В этом учебном году проведена кропотливая работа над темой «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Работы получились интересные дополненные архивными материалами. Ребятам пришлось много информации искать в семейных архивах, поисковых сайтах Министерства обороны. Учащиеся принимали участия со своими работами на республиканском и районном НОУ, где заняли призовые места. Три исследовательские работы учащихся опубликованы в районной газете «Ажуда» и отправлены на Всероссийские дистанционные конкурсы.
Президент РФ В.В. Путин сказал: "Россияне должны прекратить замечать в истории своей страны только плохое и начать ею гордиться". Данное высказывание еще раз напоминает нам о необходимости конкретного знания истории нашей страны и применение полученных знаний в жизни. Возможно изучая яркие события истории страны, трудовые и героические подвиги россиян мы формируем гражданскую идентичность молодого поколения. Хотелось бы привести пример, подготовка к 75 - летию Великой Победы. Началось с маленького проекта моего класса «Стена Памяти» еще пять лет назад. Суть заключается в том, что внуки и правнуки оформляют «лист - кирпичик» о своем прадедушке или прабабушке, участнике Великой Отечественной войны или труженике тыла, ребенке войны. Постепенно к классной «Стене Памяти» присоединилась вся школа и дети, и родители, и учителя, в настоящее время присоединились жители села и даже те, кто уехал с малой родины. Получилась «Стена Памяти» более чем из 200 «кирпичиков». Проект «Стена Памяти»- это выражение искренней благодарности детей и взрослых своим родственникам, защищавшим на Родину и труженикам тыла во время Великой Отечественной войны. Каждый такой «кирпичик» - это очень трудная судьба человека с тяжелыми испытаниями военного времени. Благодаря проекту «Стена Памяти» многие стали проявлять интерес к дальнейшему изучению истории Великой Отечественной войны и вклад своей семьи в это важное историческое событие. Нашему подрастающему поколению предстоит предавать славу Великой Победы будущим поколением. Бережное отношение к семейным реликвиям, семейным историям и ценностям являются актуальной задачей в настоящее время.
Большую роль в формировании гражданской идентичности играют массовые акция, например, «Бессмертный полк». Участие детей в «Бессмертном полку», где они с большой гордостью несут таблички с фотографиями своих прадедушек или прабабушек участников Великой Отечественной войны или тружеников тыла. Не передать словами гордость детей за своих предков и Отечество, которые смогли победить в той страшной войне.
Классные часы по патриотическому воспитанию: «Частичка малой родины», «Афганская война: явь или сон!?», «Где родился, там и пригодился» и другие. Стараюсь создавать условия сотрудничества, которое помогает для формирования активной гражданской позиции обучающихся. На классных часах дети не только слушают, но и создают мини-проекты, защищают их, высказывают свои точки зрения.
В своей работе постоянно провожу встречи с интересными людьми, которые внесли вклад в развитие нашего села, республики, всей страны. Именно такие внеклассные мероприятия и уроки помогают детям воспринимать себя частичкой нашей Родины.
Существуют и другие способы формирования у молодого поколения гражданской идентичности. В каждом конкретном случае надо подбирать средства и методы для результативной работы с обучающимися. Главное, чтобы наш выпускник школы стал достойным гражданином своей страны.