Статья «Формирование гражданско-патриотического самосознания учащихся на уроке английского языка»
Формирование гражданско-патриотического самосознания учащихся на уроке английского языка
«Патриотизм – это когда вы считаете, что эта
страна лучше всех остальных оттого,
что вы здесь родились».
Бернард Шоу
Свою педагогическую задачу я вижу в воспитании патриота России, «ориентированного на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур; стремящегося в разумных пределах сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей; способного правильно выбирать жизненные цели» (Н.Д. Никандров). Моя миссия – воспитание учащихся в интернациональном духе, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих терпимость, уважительное отношение к языку, традициям и культуре других народов с акцентом на российскую действительность.
В наши дни наблюдается тенденция «угасания» патриотических чувств, смене нравственных ценностей. Недостаточно значимы стали традиции и обычаи семьи. Современные дети испытывают большое влияние средств массовой информации, Интернета. Интерес к западной культуре сводится к бестселлерам, фильмам, музыке и шоу программам.
В последние годы мы все чаще стали замечать снижение уровня духовной культуры молодежи. Молодые люди считают примером для подражания человека без определенной культуры, достаточно циничного, но преуспевающего финансово, умеющего достичь своей цели любым путем. Все меньше внимания и уважения уделяется народной культуре, забываются обычаи и традиции, на которых и должны формироваться нравственные ценности народа, без которых невозможно формирование у подростков правильного отношения к истории своего народа и в целом, любви к Родине.
Патриотическое воспитание проходит «красной нитью» через весь изучаемый материал на уроке английского языка и во внеклассной деятельности по предмету. Эту цель я реализую через решение следующих задач:
- воспитывать патриота России, Кочкуровского района и своей школы через уроки английского языка, внеклассную деятельность и классное руководство;
- формировать мотивацию к изучению английского языка, как средства общения с представителями другой культуры.
Мои приоритеты:
гуманное отношение, понимание и принятие каждого ребенка, мотивирование на творческий и практический подход в изучении языка, а также культивирование патриотических чувств к Родине. Мой небольшой опыт педагогической деятельности показывает, что изучаемая на уроках тема интересна в том случае, если она имеет личностный смысл для ребёнка и социально-практическое значение. Организую работу на уроке так, чтобы учащиеся «пропустили каждую тему через себя», структурируя содержание с акцентом на российскую действительность, активизирую чувства и эмоции, чтобы материал остался в памяти и стал жизненным опытом ученика.
Решая задачи формирования поликультурной личности, ее гражданской позиции, пробуждения интереса к европейской и российской культуре, гордости за свою страну я использую современные образовательные технологии: проектную, ИКТ, обучение в сотрудничестве, игры.
Практически каждая тема базового курса заканчивается проектом. Тематика проектов – разнообразная:
Идеальное государство всеобщего благосостояния
Что бы ты хотел изобрести?
Добро пожаловать в Россию / Кочкурово/ мою семью
Если бы я был президентом страны…
Моя телевизионная программа
Популярные профессии
Письмо другу в Англию
Родной край
Права человека в России
Что означает моё имя
Я – против курения
Как празднуют Новый год в разных странах?
Загрязнение окружающей среды и т.д.
Традиционно совместный проект разрабатывают и реализуют ученики разных классов. В такой деятельности я вижу не только развитие коммуникативной компетенции учащихся, но и развитие умений толерантного взаимодействия учащихся между собой, умений уважать культуру других народов, достойно представлять свою культуру.
Так, к примеру, при изучении страноведческого материала, повествующего о политическом устройстве и государственных символах Великобритании ученикам предлагается сравнить историю и происхождение государственной символики России и Великобритании. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными.
Бывает парадоксально, но учащиеся средней школы, изучают, например, символы Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, но плохо знают Символику своей Родины. О какой же гордости может идти речь?!
Быть патриотом своей Родины прежде всего означает быть патриотом своей семьи, знать свои корни.
При изучении темы “MyFamily” мы часто применяем проектную методику, в ходе работы над проектом ученики собирают информацию об истории своих семей, составляют свою родословную, рисуют генеалогическое древо. Итогом такой работы становится презентация учеников и обсуждение проектов за круглым столом.
Метод проектов на данный момент становится практически главным при обучении иностранному языку, позволяя обучающимся в полной мере проявить свои творческие способности и знания. Так работа по теме «Моя малая родина» предполагает поиск обучающимися интересных фактов о тех местах, где они родились или проживают, оформление своего выступления и представление презентации в группах. Такая работа способствует формированию мировоззрения подростка, повышению знаний краеведческой тематики и выработке социальной позиции личности. Использование материалов краеведения позволяет ученикам приблизить иноязычное общение к личному опыту. Они могут использовать полученные факты при ведении беседы. Так или иначе, знакомство с иноязычной культурой происходит в постоянном ее сравнении с родной культурой. И чем богаче будут знания о своем крае, тем продуктивнее процесс изучения и понимания реалий зарубежной культуры и быта.
Ежегодно мы стараемся участвовать в конкурсе на лучший литературный перевод с английского языка на русский, стараемся участвовать в конкурах патриотической направленности, однако не все просто, большая часть конкурсов на английском языке - платные.
Я глубоко убеждена, что о настоящим патриотизме не следует просто внушать на уроках, ведь будет глупо, если учитель войдет и скажет, что сегодня мы будем учиться, любит Родину, а завтра уважать героев. Просто надо создать атмосферу, подбирать материал, который давал бы знания о истории, традициях, людях не только страны изучаемого языка, но и своей родной Родины.
Наша страна богата своими традициями. И хочется, чтобы ученики знали ее историю.
В настоящее время от правильно сформированной гражданской и патриотической позиции молодежи зависит очень многое. В первую очередь - это само будущее нашей страны, ее политический и экономический рост.
Изучайте иностранные языки через русские традиции и быт!!!