Статья «Формирование воспитательной среды на уроках английского языка посредством патриотического воспитания»
«Формирование воспитательной среды на уроках английского языка, посредством патриотического воспитания».
Из опыта работы:
Кожиной Анна Юрьевны
МБОУ СОШ №2 г. Солнечногорска
2022 г.
В современном мире школа является организацией с определенно заданными задачами и функциями. Но при этом школы значительно отличаются одна от другой способами организации деятельности, средствами решения поставленных задач. Ни для кого не секрет, что для сегодняшних родителей выбор школы является трудной проблемой, и каждый старается подобрать для своего ребенка лучшую, на его взгляд, школу. Чем же объясняется, что в одну школу родители отдают детей с удовольствием, а в другую — нет? Конечно, в значительной степени выбор определяется образовательными результатами, которые показывают ученики школы и ее выпускники. Но это не единственный фактор, делающий школу привлекательной. На выбор школы влияют и такие факторы, как инновационные педагогические технологии, авторские программы, уровневое содержание образования, формы организации учебного процесса. Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми. Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их включенностью в процесс ее создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит. Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в том случае, если она будет пространством общности детей и взрослых — родителей, педагогов, наполненным реальными и значимыми вопросами, на которые необходимо найти ответы, если все субъекты функционирования пространства воспринимают среду как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность.
На современном этапе развития общества вопросы тщательного изучения такого феномена, как образовательная среда, в общей проблематике исследований качества образования выходят на первый план. Мы можем говорить о том, что в современном образовании педагогическое влияние на детей имеет распределенный характер, и ключевую роль играют сами принципы, согласно которым строится окружение учеников. В широком смысле среда — это все составляющие окружения человека, их характеристики и связи между ними. Следовательно, говоря о среде, мы имеем в виду и архитектуру зданий, и предметно-пространственную организацию, и цифровые технологии, и современное оборудование, и навигацию, и методическую оснащенность, и характер взаимодействия обучающих и обучаемых, и сообщество сверстников, и то, насколько в образовательном процессе используются социокультурное ресурсы района, города, страны, мира.
Важнейшим условием для создания и успешного функционирования современной образовательной среды является готовность педагогических и руководящих кадров работать в новой парадигме образования.
Формирование воспитательной среды заключается в том, что положительный эффект образования и воспитания будет достигнут, если учащиеся не просто будут сталкиваются с разными социальными явлениями, нравственными ценностями и проявлением моральных устоев, но погружаются в некое пространство, которое комплексно воздействует на все сферы нравственного мировосприятия и мировоззрения растущего человека.
Воспитательная система – это сложная система, процесс создания которой длительный, так как происходящие изменения в жизни общества, образовательной организации, класса, обучающегося требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.
Урок иностранного языка — основная организационная форма овладения коммуникативной компетенцией изучаемого языка.
Развитие речевых навыков не является единственной задачей. Наравне с этим важнейшая роль отводится и общему развитию ребенка. Создавая на уроке непринужденную игровую атмосферу, учитель пробуждает в детях активность, которая из игровой постепенно переходит в учебную активность.
Преемственность и постоянное повторение материала используется по горизонтальному тематическому планированию, когда тема проходит сквозь почти все уроки, переплетаясь с грамматическими и другими устными темами. Это делает уроки насыщенными, живыми и способствует переводу материала из кратковременной памяти в долгосрочную память.
Драматизация способствует активизации учебной работы учащихся на уроках английского языка и развивает их креативные способности. Разучивание ролей в пьесах обогащает опыт учащихся по применению знаний английского языка. Как показывает практика, во время подготовки пьесы этот приём позволяет продуктивно работать над лексикой, грамматикой, произношением и интонацией, а также активизирует даже самых ленивых и невнимательных. Драматизация таких известных сказок, как «Красная Шапочка», «Репка», «Золушка», способствует не только постоянному формированию фонетической компетенции учащихся, но и их социокультурному развитию, воспитанию доброты и трудолюбия, учит сопереживать, проявлять чуткость и внимание, ценить заботу и справедливость. Когда дети играют в пьесе, произносят диалоги, исполняют песни, декламируют стихи, все это доставляет им большое эстетическое наслаждение и способствует углублению языковых знаний. При обучении устной речи в младших классах драматизация литературных сюжетов довольно результативна. Этому способствует непроизвольное усвоение рифмованных речевых оборотов, грамотное лексическое наполнение живых действий, поступков, ситуаций. Работа над пьесой становится не самоцелью, а естественным процессом речевой передачи содержания любимой сказки.
Свою педагогическую задачу , как учителя иностранного чужого языка для детей , я вижу еще и в воспитании патриота России и моей миссией является воспитание учащихся в интернациональном духе, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих терпимость, уважительное отношение к языку, традициям и культуре других народов с акцентом на российскую действительность, на действительность своего родного края, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание гражданина, любящего свою Родину и достойно представляющего родную культуру.
Известно, что преподавание английского языка в современной школе дает учителю широкие возможности по воспитанию патриотизма, поэтому патриотическое воспитание проходит «красной нитью» через весь изучаемый материал на уроках английского языка и во внеклассной деятельности по предмету. Учитель как истинный патриот, и на уроке остается патриотом, используя воспитательный потенциал своего предмета. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций, и прежде всего, языка другого народа.
Поэтому среди множества учебных дисциплин предмет «английский язык» занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают не знания основ науки, а умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой полезной информации. А изучение англоязычной культуры невозможно без сформированной национально-культурной базы родного языка. И все знания, приобретенные на уроках английского языка, учащиеся пропускают сквозь призму знаний, полученных в процессе овладения родной культурой. И, наконец, английский язык является средством, при помощи которого можно рассказать миру о своей Родине, городе, селе, своем личном мире. На уроках английского языка каждому ребенку предоставляется возможность самовыражения и творчества.
На своих уроках я стараюсь создавать атмосферу, подбирать материал, который давал бы знания об истории, традициях нашей Родины.
Изучая страноведческие темы, выясняется, что учащиеся начальной школы плохо знают достопримечательности своей Родины, своего края, не говоря уже о достопримечательностях Англии или Лондона.
Начиная обучаться в младших классах, дети учатся рассказывать о членах семьи, об их увлечениях. Они заполняют страницу «семейного альбома» по ключевым словам. При этом говорим об особенностях, традициях семьи, её хобби и о семейных реликвиях. Работаем над проектом «Семейное дерево». Уже во 2-м классе учащиеся с удовольствием мастерят открытки для поздравления членов своей семьи и друзей. Чувством гордости наполняются сердца детей, когда они рассказывают о своих родственниках. В разы они радуются, когда говорят, рассказывают о них на английском языке.
Поэтому на уроках английского языка важно стремиться подбирать такой материал, из которого обучающиеся могли бы почерпнуть знания о традициях, быте, об истории и о людях своей страны, родного края и страны изучаемого языка.
Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения и постоянной оценки имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. В результате происходит диалог культур.
Благодатной почвой для патриотического воспитания является внеклассная деятельность. Для повышения языковой компетенции во внеурочное время необходимо поддерживать интерес к предмету через разнообразные мероприятия: участие в неделе иностранного языка, конкурс чтецов на английском языке, концерты для родителей, инсценировка сказки.
В рамках патриотического воспитания успешным может оказаться интегрированный урок, на котором в рамках проекта ко дню победы, учащиеся могут на иностранном языке приготовить презентации и краткие доклады о своих прабабушках и прадедушках, которые приближали победу на фронте и в тылу.
Воспитание патриотизма и гражданственности должно осуществляться через содержание изучаемого материала путем применения различных методов и приемов. Кроме того, надо помнить, что общение на английском языке — это межкультурное взаимодействие. Во внеурочной деятельности после различных мероприятий как один из видов рефлексии иногда очень эффективно проводить чаепития. За чаепитием можно обсуждать работу, проведенную вместе и высказывать свое мнение на английском и при необходимости на русском языках. Проводить уроки патриотической направленности жизненно необходимо в наши дни. С помощью иностранного языка в межкультурной коммуникации удается решать все поставленные задачи по патриотическому воспитанию учащихся. Этому способствуют материалы различной направленности о своей и иностранной культуре, просмотр видеоматериалов и различные формы урочной и внеурочной деятельности. В итоге коммуникативная направленность предмета способствует формированию личности, не только толерантную к иностранной культуре, но и способную в рамках устного общения отстоять собственные интересы и гражданскую позицию. Различные методы, приемы и современные технологии помогут сделать уроки интересными и познавательными, но главная цель — привить учащимся уважение и любовь к своей родине, чтобы им захотелось, если возникнет такая необходимость рассказать о ней и «защитить» средствами иноязычной коммуникации.
Я думаю, что материал о родной стране, родном городе, преподносимая на уроках английского языка (на английском языке), имеет большое воспитательное влияние. Это связано, прежде всего, с тем, что любая информация, получаемая на английском языке в начальной школе, является эмоционально окрашенной, сам факт понимания вызывает положительные эмоции, что переносится на воспринимаемый материал в целом. Во-вторых, в современных условиях, когда у детей сильны установки, ориентирующие их на западную культуру (мультфильмы, фильмы, книги и т.д.), когда они с восхищением читают тексты о Британии, США, гордятся поездками, а одним из главных мотивов изучения языка, называют желание общаться с представителями другой страны, авторитет страны (родного города) отходит на второй план. Дети в начальной школе идеализируют мир иноязычной культуры, так как получают лишь позитивную информацию о ней, в то время как условия жизни в родной стране зачастую приносят разочарование, даже в столь юном возрасте. Поэтому значимым является не развивание мифа об англо-американском благополучии, а постоянное обращение к достижениям, успехам, славной истории нашей страны наряду с изучением опыта стран иноязычной культуры, что позволит развивать не только языковую компетенцию, но и воспитывать гордость и любовь к родине.
Одной из приоритетных целей обучения английскому языку, помимо образовательных, я ставлю перед собой воспитание гордости и любви к родному городу Солнечнечногорску. Так, в рамках темы «Town life. London» в 5 классе я обязательно оставляю несколько часов для изучения достопримечательностей, а также истории Солнечногорска.
Так мы с моей ученицей 5 класса, подготовили исследовательский проект на тему «English on the streets of our city Solnechnogorsk».
Целью нашей работы было исследование распространения английского языка в русском на примере наружной рекламы и названий городских объектов.
Для достижения поставленной цели предполагалось решение следующих исследовательских задач:
изучить теоретический материал, связанный с темой исследования;
определить причины бурного распространения английского языка в мире;
определить и рассмотреть способы английских заимствований;
выделить английские заимствования в названиях городских объектов города Солнечногорск;
выяснить отношение жителей города к исследуемому явлению.
Во всем мире популярность английского языка стремительно растет из года в год. Почему английский язык так популярен?
В гипотезе нашего исследования мы предположили, что, если на вывесках, рекламных щитах и магазинов нашего города так много английских слов, это означает, что английский язык очень распространен в наше время.
Английский язык так же широко распространен и в нашем городе. Гуляя по улицам Солнечногорска можно увидеть немало англицизмов на городских объектах, наружной рекламе. Это объясняется возрастающей популярностью английского языка.
Таким образом, мы выяснили, что процесс заимствования слов – явление нормальное, а в определенные исторические периоды даже неизбежное и полезное. В настоящее время в связи с расширением международных контактов в наше окружение проникает все больше элементов иностранной речи, особенно английской. Появление большого количества иноязычных слов английского происхождения, их быстрое закрепление в русском языке объясняется стремительными переменами в общественной и научной жизни.
Русский язык постоянно развивается и обогащается и за счёт заимствования иностранных слов. На протяжении десятилетий азы английского постигало все больше жителей России, что не могло не привести к заимствованию лексики. Именно поэтому англицизмы стали такими популярными.
И действительно в последнее время на улицах и нашего города появилось достаточно много английских слов. Рекламные щиты, вывески, названия магазинов пестрят, привлекающими внимание, английскими словами.
Кроме того, английские слова, вошедшие в русский язык, обогащают его, делают речь более разнообразной и позволяют жить, развиваться в соответствии с сегодняшними реалиями.
Работая, над данным проектом, мы с моей ученицей лучше узнали свой город, вспомнили о его красивых улочках, все это укрепило еще больше любовь к нашему городу и его истории. Наш проект имел огромный успех на школьной ежегодной конференции. Мы получили большой отклик среди учащихся, а также учителей.
Завершая своё выступление, хочется сказать, что патриотическое воспитание школьников является ключевым в развитии не только одного человека, но и всего общества.
Обращая детей к народным традициям, учителя иностранных языков, не только пополняют, но и углубляют их знания о национальной культуре России, а также решают задачу формирования толерантности, патриотических качеств, необходимых для всестороннего образования культурного ядра личности ребенка.