ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Ким Юлия Алексеевна
студент 5 курса, институт педагогики и психологии ФГБОУ ВО АмГПГУ,г. Комсомольск-на-Амуре
E-mail: yakim1997@inbox.ru
Березина Светлана Сергеевна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО АмГПГУ, г. Комсомольск-на-Амуре
Важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации
является патриотическое воспитание. Именно патриотическое воспитание продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем государства и
современной школы. Преподавание в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности,
патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета английский
язык, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Также, урок иностранного языка позволяет формировать творческие способности, обогащающие практический опыт учеников, их интеллектуальный потенциал, и способствует умственной активности, ведь этот предмет обладает определенной спецификой — все виды языковой деятельности направленны на развитие творчества учеников. Данная специфика предмета позволяет соблюдать еще одно необходимое условие современного образования - воспитание свободной, образованной, развитой личности, способной жить и творить в постоянно изменяющихся условиях, быть конкурентоспособной [4].
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях является целенаправленным, нравственно обусловленным процессом подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также максимальному развитию своих способностей в целях достижения жизненного успеха [1].
Целью гражданско-патриотического воспитания является развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития [3].
Для того, чтобы оптимизировать достижение целей программы образования по гражданско-патриотическому воспитанию младшего школьника нужно подбирать материал, который давал бы знания об истории, традициях, людях, учить сопоставлять и делать выводы.
Согласно исследованиям О. Н. Рулёва, выбранные педагогом задания на уроке должны содержать следующие компоненты гражданско-патриотического
воспитания:
- деятельностный компонент — отражение отношения к миру в деятельности: труд, игра, музыкальная деятельность, познавательная деятельность;
- эмоционально-побудительный компонент — эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру;
- содержательный компонент — представления ребенка об окружающем мире:культура и традиции народа, природа родного края и страны, отраженная в названиях памятников и улиц, символика родного края и страны.
Перечисленные компоненты содержатся в творческих заданиях, позволяющих создать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей учащихся, мотивировать детей к обучению [2].
Творческое задание — это форма организации учебного процесса, содержащая указания учащимся для самостоятельной творческой деятельности, которая направленна на реализацию их личностного потенциала, получение требуемого образовательного продукта [2].
Кульневич С.В. разработал классификацию творческих заданий по английскому языку, раскрывающую их направленность по 4 направлениям:
1) Коммуникативные задания — вид творческих упражнений обеспечивают формирование речевых умений, наиболее высокого уровня овладения языком. Такие задания считаются ведущими на занятиях по английскому языку, на их выполнения рекомендуется отводить основную часть учебного времени. Коммуникативные задания включают в себя группы упражнений: композиционные; дисскутивные; ситуативные; вопросно-ответные; игровые;
2) Продуктивные – задания, направленные на развитие:
- умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуативной задачей, умения определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить умозаключение, делать выводы;
- умения выдвигать гипотезы;
- умения построить логическую цепь рассуждений;
- умения выводить следствия и причинно-следственных связей;
- умения осознанно строить речевые высказывания;
- навыков перевода с русского на английский;
- умения передать содержание текста с опорой и без;
- умения высказываться по теме;
- умения владеть монологической формой речи в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами английского языка.
3) Репродуктивные задания — вид упражнений, связанный с воспроизведением услышанного или прочитанного. Творческая репродукция связана с суждением, расширением, преобразованием, обобщением — целым рядом мыслительных операций. Такие упражнения направленны на развитие
умений и навыков:
- извлечения необходимой информации и трансформаций структуры и языкового материала текста;
- выявления основных элементов содержания текста;
- поиска информации в текстах разного жанра;
- определения второстепенной информации и основной;
- семантизации языковых единиц и речевых образцов, их нахождение в тексте;
- языковой догадки;
- свободного ориентирования и восприятия текстов разного стиля;
- проведения словообразовательного анализа;
- применения грамматических правил при выполнении работы;
- нахождения ключевых слов в тексте.
4) Рецептивные — упражнения, которые связаны с восприятием готового языкового материала при чтении и аудировании. Такие задания носят
творческий характер, при их выполнении у ребенка участвуют различные мыслительные операции: анализ, синтез, умозаключение. Рецептивные упражнения могут быть речевыми и языковыми, их наличие необходимо при формировании всех видов речевой деятельности. К основным видам творческой деятельности на уроках английского языка в начальных классах автор данной классификации отнёс: игры, песни и рифмовки, проекты. Исследователь отмечает, что для гармоничного сочетания научного и творческого развития личности необходимо использование творческих упражнений в одинаковом объеме по перечисленным видам заданий в классификации [1].
В результате проведенного Анализа учебно-методического комплекса О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Rainbow English», в планируемых результатах которого сказано, что в процессе участия в различных творческих упражнениях у младших школьников формируются речевые способности, личностные качества, творческое мышление и воображение, гражданско-патриотическое воспитание, ученики учатся самостоятельно ставить и решать личностно-значимые коммуникативные задачи, выяснилось, что для достижения планируемых результатов программы в полной мере, не достаточно использовать только те виды творческих заданий по изучаемым темам, которые приведены в учебниках и рабочих тетрадях к рассматриваемому УМК, потому что необходим примерно одинаковый объем упражнений по классификации С.В. Кульневич и содержанию гражданско-патриотических компонентов О.Н. Рулёва.
Исходя из этого, нами была разработана система разнообразных видов творческой деятельности, по развитию иноязычной коммуникативной компетенции, целью которых является оптимизация достижения планируемых результатов данной программы. Задания мы разбили по основным видам творческой деятельности С.В. Кульневич.
В блок игр мы предложили включить игру «Draw», задачей которой является отображение «увиденного» образа, прослушав музыкальное
произведение, на рисунке, далее, ученик описывает классу свой рисунок, используя лексический материал. Упражнение является эффективным средством развития творческих способностей учеников, прививает эстетический вкус.
Следующий блок — проекты, сюда мы включили проект «Mind-mapping», предложенного американским ученым Т. Бьюзеном. Данное творческое задание
включает в себя составление интеллект-карт, которые помогут ученику младшего школьного возраста эффективнее запомнить новый лексический материал. Задаётся ключевое слово, учащиеся должны предложить любые понятия, связанные с ним ассоциативно. Перечисленные понятия составляют определенную схему.
В блок песен и рифмовок можно включить творческое задание — изменение в рифмовке неверного порядка слов. Яркость, образность в стихах для детей пробуждают у них интерес к иностранному языку. Стихи создают у учащихся мотивацию к изучению иностранного языка.
Предложенные творческие упражнения являются универсальными, так как их можно включить в любую тему, поэтому, в перспективе планируется
создание педагогической копилки творческих заданий в электронном виде, где данные задания будут адаптированы к темам УМК «Rainbow English»,
направленных на гражданско-патриотическое воспитание младших школьников, например: «Meet John Barker and His Family»; «At Home»; «I love Food»; «At The Weekend». Учитель иностранного языка сможет разнообразить свой урок, выбрав любое из предложенных заданий.
Мы предполагаем, что использование на уроках английского языка, приведенных нами заданий, обеспечит оптимизацию достижения поставленных в рабочей программе УМК целей.
Таким образом, можно говорить о том, что использование творческих видов заданий на уроках иностранного языка, как средства гражданско-
патриотического воспитания младшего школьника является эффективным, так как именно такие задания помогают добиться максимального творческого, интеллектуального, духовного развития личности, что является одной из главных задач современного образования.
Список литературы:
- Арапова Е. М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – Москва, 2009.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академии, 2002. 320 с.
- Выготский А. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 532 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. М.: Просвещение, 1969. 398 с.