12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Предко Оксана Владимировна190
Учитель высшей категории Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа №59 города Макеевки". Педагогический стаж 23 года
Украина, Макеевка ДНР
6

Воспитание гражданско-патриотического самосознания школьников на уроках гражданственности и духовности Донбасса

Воспитание гражданско-патриотического самосознания школьников на УГДД

Современный мир развивается очень быстро. Постоянно изменяющиеся политические, социально - экономические отношения в обществе, государстве требуют от подрастающего поколения быстрой адаптации к новым условиям жизни. Возникает проблема: как в условиях смещения ценностного вектора от нравственных идеалов к идеалам достатка, жестокой рыночной конкуренции, в условиях духовного кризиса сохранить лучшие нравственные качества детей и молодежи.

В соответствии с этим должен определяться современный идеал личности, воспитанной в новой образовательной среде – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях своего народа.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий ее социально-экономического, политического и культурного роста. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.

Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, необходимо, прежде всего, видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Сегодня гражданско-патриотическое воспитание – одна из главных задач, конечной целью которой должно стать формирование личности гражданина, патриота, труженика, семьянина.

Задача педагогов – создать такие условия, которые бы позволили обучающимся на практике проявить свои патриотические чувства и гражданскую позицию, формировали готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, способствовали бы воспитанию ответственности за судьбу страны, своих близких, свою собственную, дали возможность почувствовать себя нужным своей стране, своему городу, своей школе.

В основе воспитания гражданина лежит, прежде всего, правильное понимание времени, в котором он живёт, сознание своего места в жизни, сопричастности ко всему, что происходит на земле. Быть полезным для всего общества, быть добрым, щедрым для людей, быть коллективистом - это то главное, что необходимо воспитать в детях.

В условиях многонациональной и поликонфессиональной Республики осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения на государственном уровне имеет особую значимость.

Обеспечение гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития гражданина Донецкой Народной Республики является ключевой задачей современной государственной политики. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - всё это непосредственно зависит от принятия гражданином национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Таким образом, в Республике возникла необходимость в разработке новых школьных курсов воспитательной направленности, которые сочетают в себе информативность, научность, активно-деятельностный подход, метапредметность, в доступной форме объясняют молодому поколению необходимость помнить «кто мы и какого рода», чтить свои корни, родителей, родную землю.

Именно эти задачи и призван выполнить новый учебно-воспитательный курс «Уроки гражданственности и духовности Донбасса», направленный на становление обучающегося как гражданина, патриота своей малой и большой родины.

Все содержательные линии, входящие в состав курса, все темы подчинены выполнению тех задач, о которых говорилось выше, и способствуют пониманию ответов на такие вопросы, как «Кто я?», «Что представляет собой окружающий меня мир?», «Что я знаю о своем роде?», «Что я знаю о своей Родине?», «Каковы мои права и обязанности?», «Что я могу сделать для блага Отечества?», способствуют поэтапному осознанию единства таких понятий как «Я-семья-школа-родной город-родной край».

На уроках УГДД мы учимся взаимодействовать в семье, коллективе, обществе, активно общаться с природным и социальным окружением, накапливаем опыт личностного отношения к системе общественных ценностей, в частности этнических, общенациональных, общечеловеческих, развиваем внутренние потребности в сохранении и приумножении культурных достижений нашего края.

В связи с этим мы используем как традиционные формы общения, проведения занятий, так и нестандартные подходы:

Уроки-исследования. Информационный материал к таким урокам учащиеся находят не только в Интернете. К поиску и обработке приобщают своих родственников, людей старшего поколения. Примером исследовательских работ учащихся можно назвать такие работы по теме «Цифровая топонимика Макеевки», «Топонимика Макеевки», «Легенды шахтерского края. Легенды о Шубине», «Летопись моей семьи. Что я знаю о своем роде?», «Святыни земли русской»

Уроки-путешествия. «Путешествие в страну идеальных отношений», «Дорога к здоровому образу жизни», «Исторический путь развития Донбасса», «Я- экскурсовод», «Как рождается закон. Путешествие в страну законов».

Уроки-памяти к памятным датам 9 Мая, 8 Сентября, урок по теме «Ветер истории» над Саур-могилой», « История детского концлагеря. Приют «Призрение»

Уроки-диспуты. «Глобальные проблемы 21 века», «Донбасс-многонациональный», «Природоохранная деятельность на Донбассе».

Урок-устный журнал. «Экосистема Донбасса», «Красная Книга Донбасса», «Зеленая аптека Донбасса».

Учащиеся с особым интересом составляют коллажи, готовят агитки, мини-проекты («Мой город», «Памятные места Макеевки», « Защити природу Донбасса!», проект создания собственной партии, социальная реклама ЗОЖ).

Развитие и воспитание у наших учащихся патриотического самосознания, безграничной любви к Родине проходит и в подготовке презентаций о родном крае («Застывшие мгновения», «Дыхание времен», «Выдающиеся личности Донбасса», «Музеи и театры Донетчины» и т.д.).

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

 Гражданско-патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколения, которое сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области воспитания гражданско-патриотического самосознания является актуальной задачей в настоящее время.  

     

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.