Методическая разработка «Формирование и развитие «4 К» компетенций учащихся на уроках истории и обществознания»

2
0
Материал опубликован 19 April 2023



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ «4 К» КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

©Аюрова Цыренжыжит Базархандуевна,

учитель истории МБОУ «Сосново-Озерская СОШ № 2»

МО «Еравнинский район»

АКТУАЛЬНОСТЬ. Задачи современной системы образования: подготовить к жизни ученика, способного «осуществлять информационно-познавательную деятельность; умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать». ФГОС предъявляют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ общего образования. В качестве одного из основных результатов образования в данных условиях выступает овладение набором ключевых компетенций. Следуя новой модели образования, необходимо формировать у нынешних учеников компетенции XXI века (критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию), которые помогут ориентироваться в постоянно меняющемся мире, больших потоках информации и обеспечат учеников умением учиться на протяжении всей жизни.

Согласно историко-культурному стандарту важнейшая задача преподавания истории в школе - «выработка сознательного оценочного отношения учащихся к историческим деятелям, процессам и явлениям». Решению данной задачи будет способствовать создание условий для формирования у учащихся необходимых компетенций, обладание которыми поможет им определиться в различных жизненных ситуациях. Сегодня вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы коммуникативных навыков, креативных умений, умения работать в команде.

Ведущая педагогическая идея опыта – создание оптимальных условий для развития «4 К» компетенций учащихся на уроках истории и обществознания.

ЦЕЛЬ: создание оптимальных условий для развития «4 К» компетенций учащихся на основе комплексного применения различных методов и технологий обучения.

ЗАДАЧИ:

 обеспечить условия для создания системы работы по развитию «4 К» компетенций в процессе обучения;

 раскрыть педагогические особенности, способствующие эффективному применению методов обучения в процессе формирования «4К» компетенций;

 выделить эффективные методы и приёмы для формирования «4 К» компетенций учащихся.

НОВИЗНА ОПЫТА заключается в комплексном применении различных методов обучения для развития «4 К» компетенций учащихся на уроках истории и обществознания.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Анализ педагогической и методической литературы позволил сделать вывод о том, что идеи компетентностного подхода, которые выдвигают на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии в различных ситуациях, находят отражение у очень многих педагогов. Различные подходы к решению проблем компетентностного подхода отражаются в научных трудах А.В. Хуторского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёвой, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого.

Доктор педагогических наук, академик Хуторской А.В. дает свое понимание сегодняшнего термина компетенция как «отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Хуторской предлагает следующую классификацию ключевых компетенций: 1) ценностно-смысловая компетенция, 2) общекультурная компетенция, 3) учебно-познавательная компетенция, 4) информационная компетенция, 5) коммуникативная компетенция, 6) социально-трудовая компетенция, 7) компетенция личностного самосовершенствования.

По мнению С.Н. Краснокутской, компетенция – это «Совокупность качеств личности, способностей, социальных знаний и умений, субъективной готовности к самоопределению, обеспечивающих интеграцию человека в обществе благодаря продуктивному выполнению им различных социальных ролей».

А.К. Лукина, Р.В. Богданов определяют компетенцию как «интегральное личностное образование, соединяющее ценностное понимание социальной действительности, социальные знания, выступающие в качестве руководства к действию, субъектную способность к самоопределению и нормосозиданию, личностное умение осуществлять социальные технологии в главных сферах деятельности человека.

У В.Г. Ромека понятие «компетенция» – это «результат особого стиля уверенного поведения, при котором навыки уверенности автоматизированы и дают возможность гибко менять стратегию и планы поведения с учетом узкого (особенности ситуации) и широкого (нормы и условия) социального контекста.

Ключевые компетенции – это компетенции широкого спектра использования, универсальные компетенции. Согласно теории К. Кобьелла, человек является социально компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям ситуации межличностного общения. Он различает следующие типы социальной компетентности: выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнения и желания; восприятие: способность слушать, наблюдать за другими членами группы, воспринимать события и динамику процесса в группе; открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими. Также, К. Кобьелл считает, что наиболее важные качества, позволяющие человеку успешно реализовать себя в жизни, общаться с другими людьми, вступать с ними в контакт, находить свое место в любой ситуации и достигать поставленных целей.

Е.И. Власова отмечает важность умения вступать в коммуникативные отношения с другими людьми, включая способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею.

В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают: ключевые или межпредметные компетенции (самые общие понятия); общепредметные (касающиеся нескольких предметов); предметные (касающиеся одного предмета) компетенции.

Еще в 50-х годах прошлого века специалисты в области развития персонала и корпоративного управления начали искать, описывать и пытаться измерять ключевые компетенции – набор качеств и навыков специалиста, определяющих успешность в той или иной деятельности. Одними из последних и наиболее известных шагов в этом направлении стали так называемые Давосские компетенции, или компетенции-2020. Давосские, потому что были провозглашены в 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе. А 2020 – потому что это десять самых востребованных качеств и навыков, которые стоит развивать, чтобы быть востребованным в 2020 годах.

Со временем «10 навыков» трансформировались в более краткие концепты. Так появилась модель «4 К» – четыре характеристики человека, начинающиеся на букву «к»: критическое мышление; креативность; коммуникативные навыки; командность (умение работать в команде).

Обладание критическим мышлением – это способность ставить под сомнение получаемую информацию, проверять её, копаться в источниках (проверяя и их достоверность, разумеется), задавать вопросы, сравнивать с уже известными данными. Люди, обладающие критическим мышлением, не поддаются манипулированию. Они трезво оценивают ситуацию и реально смотрят на вещи. Наилучшим условием для критического мышления является социальная ситуация общения и взаимодействия: «Я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиями мы можем постепенно приближаться к истине».

Креативность – это способность создавать что-то принципиально новое, отклоняясь от традиционных схем и устоявшихся систем мышления. Креативная личность способна решить проблему совершенно по-новому: добавив всего одну оригинальную деталь или же полностью изменив концепцию принятия решений.

Навык коммуникации становится одним из главных в достижении успеха человека. Коммуникативность – это умение верно передавать информацию, свои мысли, способность формулировать высказывания таким образом, что весь вкладываемый смысл полностью понимается собеседником. Коммуникативность – это умение быть коммуникабельным (налаживание взаимосвязей, лёгкость в общении, умение расположить к себе собеседника, понравиться ему).

Кооперация или коллаборация – это умение действовать согласованно с другими людьми. Это работа на результат, когда используются все ресурсы для достижения максимального эффекта. Именно поэтому важно уметь работать в группах. Взрослая жизнь именно так и построена – работа в офисе над задачей проходит коллективно. Кто-то генерирует идею, кто-то записывает, кто-то реализовывает. Кооперация предполагает распределение обязанностей на основе компетенций каждого человека. При этом мы не разделяем коммуникацию и кооперацию, так, как и в том, и в другом случае необходимы взаимодействие и оценка.

  1. АПРОБАЦИЯ ОПЫТА

Для определения перспектив работы был проведен мониторинг сформированности у учащихся компетенций 4 К в 5 классе в 2019 г.

Диагностическим инструментарием определения уровня сформированности коммуникативных компетенций школьников стала методика Р.В. Овчаровой (Приложение

1).

По результатам обследования уровня сформированности коммуникативных действий выявлены следующие группы учащихся:

с низким уровнем сформированности – 23 % учащихся (учащиеся отличаются низким уровнем готовности к общению, испытывают наибольшие трудности в ситуациях сотрудничества и взаимодействия);

со средним – 57 % (учащиеся не уверены в себе, имеют средний уровень успешности в общении и развитии большинства коммуникативных умений отказываться, командовать, говорить в присутствии одноклассников на уроке и в свободном общении);

с высоким – 20 % учеников (дружелюбны, отличает наличие положительного отношения к одноклассникам; высокий уровень показателей положительного социометрического статуса в классе, успешности в общении и развитии коммуникативных умений) (Диаграмма № 1).

Диаграмма № 1

t1681894951aa.gif

Для диагностики критического мышления была выбрана методика Замбацявичене Э.Ф. (Приложение 2).

Изучалось: умение исключать лишнее; словесно-логическое мышление; умение обобщать; умение анализировать.

Результаты: из 26 человек 26 % учащихся имели средний уровень развития умений критического мышления, остальные 74 % находились на низком уровне их развития (Таблица 1, диаграмма 2).

Таблица 1

t1681894951ab.gif

Диаграмма № 2 t1681894951ac.gif

30%

27%

27 %

23%

2019-5 класс

1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест

Критерии

Кол-во уч-ся

Любознательность

12

Воображение

8

Сложность

8

Склонность к риску

6

Таблица 2 Диагностика личностной креативности (автор Е.Е. Туник) позволила определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). (Приложение 3, таблица 2).

В ходе анализа результатов стала очевидной необходимость создания условий для поиска эффективных средств обучения, которые позволили бы формировать у школьников коммуникативные навыки, критическое мышление, креативность, коллаборацию – умение работать в команде.

Система компетенций «4 К» включает содержание компетенции, её ключевые компоненты, методы и приёмы формирования (таблица 3).

Таблица 3

Система «4 К» компетенций

Компетенции

Критическое мышление

Креативность

Коммуникация и коллаборация (кооперация)

Содержание

умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно- следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы; находить решения даже в случае провала; понимать причины своих успехов и неудач.

позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся

обстоятельствах;

генерирование идеи и развитие начинаний других людей.

умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения, определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат; способность согласованно действовать вместе с другими людьми, добиваясь синергии ресурсов.

Ключевые компоненты

анализ – умение находить связи между утверждениями, вопросами, аргументами; оценка – умение оценить надежность утверждений, убедительность доводов;

суждение – умение формировать гипотезы и самим делать выводы, обнаруживать нехватку информации; объяснение – умение объяснить ход своих мыслей, защитить свои выводы;

саморегуляция – рефлексия, самопроверка и коррекция.

любознательность – проявление интереса к окружающему миру; самостоятельный поиск ответов на вопросы; воображение – выдвижение собственных идей; оригинальность – развитие и оценка предложенных идей, чтобы улучшить идею или отказаться от неё; устойчивость интереса; готовность предлагать новые идеи; умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях.

умение принимать общие цели в качестве собственных;

социальное взаимодействие, то есть обсуждение общих целей, умение договариваться, координировать свои действия с действиями других людей;

выполнение взятых на себя обязательств;

самостоятельность и инициативность.

Методы и

приемы

формировани

я

-проблемно- ориентированная

дискуссия, диспут;

- проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация,

проблемная лекция и т.д.;

метод образного сравнения (аналогии) – составление загадок, поговорок,

пословиц, кроссвордов; - разработка и проведение

стартапов, - кейс проектов;

написание эссе;

-все формы учебного диалога, доклады, сообщения, выступления в качестве оппонентов, рецензентов, ведущих мероприятий; подготовка статей в СМИ

-учебные исследования и проекты, требующие


метод проб и ошибок, поиск альтернатив;

аргументированное обсуждение;

исследовательские и практико- ориентированные

проекты;

дебаты и т.д.

подготовка презентаций;

-приемы «кластер»,

«мозговой штурм»;

прием «корзина идей»;

метод представления – «Что было бы, если …».

проведения опросов, интервью у разных категорий людей; -дискуссии, дебаты, диспуты, ролевые и деловые игры -все методы и приемы в рамках групповой и парной работы.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление — это:

способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.

Думать критически:

 Проявлять любознательность

 Использовать исследовательские методы

 Ставить перед собой вопросы

 Осуществлять планомерный поиск ответов

 Вскрывать причины и последствия фактов

 Сомнение в общепринятых истинах

 Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами

 Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

Особенности концептуальных подходов технологии заключаются в следующем:

 не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;

 не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;

 коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также

«партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми; объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Что дает технология критического мышления обучающемуся:

 повышение эффективности восприятия информации;

 повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; умение критически мыслить;

 умение ответственно относиться к собственному образованию;

 умение работать в сотрудничестве с другими;

 повышение качества образования учеников;

 желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Что дает технология критического мышления учителю:

 умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

 возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

 стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Специфика технологии развития критического мышления состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре:

Стадия вызова

Основными функциями, реализуемыми на стадии вызова, являются:

 мотивационная (побуждение к работе с новым информационным материалом, стимулированием интереса к теме);

 информационная (актуализация имеющихся знаний по теме);

 коммуникационная (бесконфликтный обмен представлениями, идеями, мнениями). Приемы, используемые на стадии вызова:

Показ иллюстрации

Зачитывание отрывка из художественной книги

Показ отрывка из фильма

Работа с историческим текстом

Рассказ-предположение по ключевым словам

Ряды понятий (необходимо определить принцип построения рядов, найти лишнее понятие или одно обобщающее понятие.) Концептуальное колесо

На этапе вызова используется методический прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали». Затем называю тему и спрашиваю обучающихся, что они об этом уже знают. Их мы заносим в колонку «Знаем». Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока обучающиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию. Например, на уроке истории в 5 классе по теме «Военные походы фараонов» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом:

Что знаем

Что хотим узнать

Узнали



Фараоны – правители Египта

Ходили в походы, чтобы расширить владения, награбить богатства

В какие страны организовывали походы? Чем закончились эти походы?

Какое вооружение имели египетские воины? Какие виды войск были в Египте?

Легко ли жилось египетскому воину?



Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на

стадии

вызова.

Обучающимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например, при изучении темы «Великие реформы 60-70-х гг. XIX века», подбираем синонимы к слову «Реформа».

Приём «Корзина идей, понятий, имен»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Например, на уроке изучения «глобализация» можно предложить обучающимся высказать, что такое «Глобализация», причины и последствия появления данного явления, привести примеры.

Прием «До-После»

Данный приём формирует: умение прогнозировать события; умение соотносить известные и неизвестные факты; умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой обучающийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.

Например, Вопрос "Почему в Отечественной войне 1812 года победу одержала русская армия?"

"До" Я думаю, что русская армия была лучше вооружена, в армии были талантливые генералы.

"После» обучающиеся перечисляют все причины победы русской армии.

Вывод.

Я прав (не во всём прав), так как.

Итак, в случае успешной реализации стадии вызова у детей возникает мощный стимул для работы на следующем этапе.

Приём: «Вопросительные слова». Обучающимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Пример. Урок истории по теме: «Крещение Руси. Владимир Святославич»

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Как? Что?

Где?

Почему?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Зачем?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково значение?

Информация

Христианство

Митрополит

Искусство

Государство

Власть

Крещение

Для активизации познавательной деятельности на уроках используются анекдоты. Например, при изучении темы «НЭП» в 11 классе предлагаю обучающимся объяснить смысл анекдота 20-х годов и причину его появления.

Нэпман у нэпмана спрашивает: «Как дела?» Тот отвечает: «Как у картошки. Если не съедят, то посадят».

При изучении индустриализации предлагаю еще один анекдот с вопросом о том, какую сторону жизни он отражал.

На Страстной площади в Москве с пьедестала исчез памятник Пушкину. Москва пришла в ужас. Но через несколько дней Пушкин вновь оказался на прежнем месте. Москвичи бросились к нему:

Пушкин, Пушкин, где ты был?

На Лубянке в ОГПУ.

Зачем ты им понадобился?

Выпытывали адрес скупого рыцаря.

II стадия Осмысление содержания (realization of meaning):

- получение новой информации;

-корректировка детьми поставленных целей обучения.

Существуют эффективные приемы работы с текстовой информации, которые позволяют не только быстрее осваивать прочитанную информацию, но и способствуют развитию творческого мышления.

Прием маркировки текста «Инсерт».

«v»

«+»

«-»

«?»

Поставьте на полях знак «v», если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете

Поставьте на полях знак «+», если то, что вы читаете, является для вас новым

Поставьте на полях знак «-», если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете

Поставьте на полях знак «?», если то, что вы читаете, непонятно или вы бы хотели получить более подробную информацию

Приём Фишбоун. “Fish bone” – «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты. Например, по теме «феодальная раздробленность на Руси» обучающиеся, работая с текстом заполняют схему указывают причины возникновения и последствия, Главным условием при работе с этим приёмом является чёткое формулирование проблемы, причин, вывода

Развитию критического мышления способствуют вопросы. Формированию умения конструировать вопросы обращаю особое внимание. Обучающиеся должны составить как можно больше вопросов к тексту.

В старшей школе эффективным способом работы с новой информацией является SWOT – анализ

Проведение SWOT – анализ представляет собой заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы

S – сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths – сильный)

W – слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses– слабый)

О – возможности применения (англ. opportunities – возможности) T – угрозы применения (англ. threats – угрозы)

Пример: урок экономики в 10 классе по теме “Типы экономических систем”.

Цель урока: создать условия для формирования представления о типах экономических систем и экономической культуры обучающихся.

После объявления темы и цели урока учитель говорит, что изучать новую тему обучающиеся будут самостоятельно, проводя при этом SWOT – анализ. Класс делится на группы. Каждая группа готовит анализ одного из основных типов экономических систем (традиционной, плановой, рыночной).

Первый этап урока. обучающиеся в группах читают материал параграфа и дополнительный материал, обмениваются новой информацией, выделяют сильные и слабые стороны основных типов экономических систем, предполагают, какие возможности и угрозы применения этих типов систем существуют в будущем.

Второй этап урока. Заполнение матрицы SWOT– анализа.

Третий этап урока. Выступление групп.

Четвертый этап урока. Оценивание работы в группах и подведение итогов.

На данном уроке SWOT– анализ явился еще и мостиком с следующему уроку. Обучающиеся сделали вывод о том, что ни один из основных типов экономических систем не является идеальным, и что необходима такая экономическая система, которая сочетала бы в себе элементы и командной и рыночной экономик. Таким образом, вводится понятие смешанной экономики и на следующем уроке организовывается ее изучение. Приём «кластера». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. Кластер используется, когда нужно собрать у детей все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока). В курсе обществознания 9 класса по теме «Формы государства» составляем кластер, где систематизируем знания по формам правления, политическим режимам и формам государственно – территориального устройства.

Прием «Толстые и тонкие вопросы». Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Где? Когда? Что? Кто?

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Каковы последствия? В чем состоят различия?

Пример. По теме урока "Церковный раскол" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Кто был автором церковной реформы? Кто такие раскольники?

Толстый вопрос. Какие причины церковного раскола можете назвать?

Вопросы оцениваю: самые сложные, самые интересные, оригинальные и обучающимся очень нравится отвечать на вопросы.

Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – «Ромашка Блума»

Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что.?», «Если я правильно поняла, то.?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о.?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи с детьми относительно того, что он только что сказал.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?». Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между событиями.

Данные приемы позволяют сохранить активность ученика, делают чтение осмысленным

t1681894951ad.png

информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуальной цели учения. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстаивают причинно – следственные связи.

Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)

Прием «Толстые» и «тонкие» вопросы

Прием «Синквейн» Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях, состоит из 5 строк:

На первой строчке записывают одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записывают три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из четырех слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.

Последняя строчка – это слово – резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Прием «Кластер». Предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Прием можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

Прием «Верите ли вы?» Используется на стадии вызова с последующим установлением истины на стадии рефлексии. Придает занятию определенную «интригу», способствует формированию критически оценивать результат. Используется для проверки знаний и самопроверки.

Прием «Взаимоопрос».

Используется на разных фазах занятия. Прием эффективен при работе со «слабыми» обучающимися, он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ребёнка.

Таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)

П+ ”

Позитивный характер

М– ”

Негативный характер

И”

Интересно

Пример. Урок по теме: Научно– технический прогресс. (11 класс. Обществознание. Урок 3 в теме: Современный этап мирового цивилизационного развития), учебник Л.Н. Боголюбова “Обществознание”, ч. 2. – М.: Просвещение, 2006 г.

Цель: создать условия для усвоения знаний обучающимися о НТП и его положительной и отрицательной роли для человечества.

На стадии вызова с целью актуализации знаний по теме учитель обсуждает с обучающимися ряд вопросов (фронтальная работа):

Что такое НТП? – Когда впервые в обществе стали говорить о НТП?

Какие вы знаете примеры проявления НТП?

В чем положительное и отрицательное значение НТП? Докажите, что НТП имеет противоречия? – Все ли вы знаете о НТП?

Прием «Эссе». Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Их нужно воспринимать как способ развития мышления и формирование культуры чтения. Различают 5-минутное эссе, 10- минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения. 10-минутное эссе: после чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10- минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит, в течение 10 мнут писать на предложенную тему. 5-минутное эссе: этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь обучающимся закрепить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому обучающимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Использование данной технологии позволяет активизировать деятельность обучающихся на уроке. Они задают больше вопросов, читают текст учебника более вдумчиво, лучше выделяют основные идеи, составляют кластеры и синквейны. В глазах светится живой интерес. Самое главное важно понять, что смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве учителя и воспитанников, работающих с использованием новых технологий обучения. Данная технология обучения гарантирует обучающимся освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Обучающийся имеет возможность самореализовываться и это способствует мотивации к учению. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний. Развивать мышление – значит развивать умение думать, а значить ребенку, как личности, надо сформировать и развить в себе ряд качеств: готовность, гибкость, осознание, поиск компромиссных решений. Настойчивость, способность исправлять свои ошибки. Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Учитель перестает быть главным источником информации и превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Так, при изучении темы «Что англичане считают началом своих свобод», для целостного восприятия нового материала ученикам будет интересно с помощью текста учебника под руководством учителя составить кластеры. Работу лучше распределить по группам: 1 группа Нормандская династия – король Нормандии Вильгельм 1 Завоеватель 1066 – «Страшный Суд»; 2 группа Династия Плантагенетов – Генрих II – суд присяжных заседателей - «щитовые деньги»; 3 группа Иоанн Безземельный – сын Генриха II – 1215 «Великая хартия вольностей» - 1-я Конституция; 4 группа Генрих III – 1258 «бешеный совет» - граф Симон де Монфор 1265 – Парламент».

Например, на этапе закрепления материала по обществознанию, будет уместно, составить сложный план по темам «Политическая система», «Политические партии» и т.д. Методика составления синквейна очень помогает закрепить новые понятия. Наконец, таблицы для рефлексии, способствуют выявлению пробелов в изученном материале. Особенно важно проводить работу над ошибками – мониторинг каждому учащемуся во время подготовки к ГИА по результатам диагностик.

Таким образом, технология критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологии – различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ направляет мыслительно-познавательный поиск учащегося, самостоятельный подход к выводам. Проблемные задания позволяют активизировать познавательный интерес учащихся. В 9 классе при изучении темы «Коренной перелом в Великой Отечественной война» можно предложить учащимся следующую проблемную ситуацию: «На переговорах между СССР, США и Великобританией в мае-июне 1942 г. была достигнута договоренность в отношении неотложных задач создания Второго фронта в Европе в 1942 году. Когда был открыт Второй фронт в Европе? Чем объяснялось то, что он не был открыт в 1942 г.? В американской литературе утверждается, что причина в отсутствии у США и Великобритании необходимых сил и средств. Считаете ли вы это убедительным? Почему? Как вы думаете, почему силы и средства появились у союзников к лету 1944 г.?». Такие задания позволяют учащимся размышлять, формулировать свою точку зрения на изучаемые события и увидеть большое число спорных вопросов в истории Второй мировой и Великой Отечественной войны.

Создание «альтернативных ситуаций». Например, при изучении темы «Гражданская война» в 9 создается ситуация выбора: в Гражданской войне победили «красные» или «белые». Понимание ее сути, возможных вариантов реализации исторического сценария, определение критериальной основы для рассмотрения предложенных альтернатив (реалистичность, логичность, отражение реальных связей, существующих в исторической действительности), их анализ и оценка в соответствии с выбранными критериями (ученики подбирают аргументы в пользу своих вариантов, одновременно обобщая знания о том, почему же в Гражданской войне победа оказалась в руках «красных»), анализ результатов работы учеников (реалистичность и логичность изложения, проблема объективности и субъективности вариантов исторического выбора, аргументированность, использование творческого подхода) и т.п.

Анализ альтернативных оценок прошлого на уроке по теме «Выбор пути развития России в 1917 году» подводит школьников к пониманию сложности исторического поиска, воспитывает уважение к различным точкам зрения, ориентирует на критический анализ источников информации, стимулирует формирование собственного подхода к истории.

Креативные письменные задания. В 5 классе на уроке по теме «Военные походы фараонов» ученикам предлагается творческое домашнее задание: написать письмо от имени участника военного похода: лучника, пехотинца, колесничего, вельможи, фараона. Или: составить рекламный проспект события, памятника, рекламу товара и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, креативность, но и позволяет лучше понять взаимосвязь объектов реального мира, фундаментальные основы различных наук.

Перекрёстная дискуссия: ученикам, поделённым на 2 группы, предлагаются вопросы для дискуссии, причём, одна группа приводит аргументы «за», другая – «против» (Петр I – гений или злодей?).

Мозговой штурм. Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Тема: «Россия к конце XIX – начале XX века». Ученикам предлагается в группах создать банк идей по проблеме, какие реформы необходимо было провести в России, чтобы избежать революционных потрясений?

Метод «представления» – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определённых умственных действий: представляем «Что было бы, если. (Николай I не вступил в Первую мировую войну?.., Пётр I не умер рано?.., Александр II принял Конституцию?..)». Ученикам предлагается составить описание того, что произойдёт.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. На семинаре-дискуссии ученики учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы. Семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры (Приложение 6).

ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ». Также формированию 4К - компетенций на занятиях по истории и обществознанию способствуют уроки-дискуссии и уроки-дебаты. Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок, но и эффективное средство для развития обучающихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества, в частности компетенции связанной с коммуникацией и кооперацией. Для дебатов необходимо брать темы, соответствующие не только учебной программе, но и возрастным особенностям и интересам учащихся. Так хорошо проходят дебаты по теме «Глобализация и новые вызовы XXI века» в 11 классе, так как ребята имеют накопленные знания, свои ценности и мировоззрение, которые стремятся обосновать и отстоять. Использование данной технологии способствует так же развитию ораторских способностей, расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организаторских навыков, развитию творческих качеств, формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) таких как https://joyteka.com/ru/, tilda.com способствует формированию у учащихся креативности, поскольку, создавая свои проекты в электронном виде, учащиеся конструируют квесты и мини-сайты с вопросами и заданиями разных типов сложности. Интересным творческим заданием для учащихся также является самостоятельное создание электронных презентаций, онлайн-тестов, видеороликов, онлайн-экскурсий, онлайн-выставок.

Представленные методы и приёмы создают в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; развивают критическое мышление и самостоятельность, творчество и умения грамотно анализировать свою деятельность на уроке. В итоге ученики умеют: поднимать и решать сложные вопросы и проблемы, формулируя их ясно и четко; собирать необходимую информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать; строить обоснованные заключения и выводы; выдвигать альтернативные решения с необходимым обоснованием; эффективно общаться с другими при выработке решения; анализировать свою деятельность и деятельность окружающих; сотрудничать, разрабатывать проекты, выдвигать гипотезы, проводить и представлять исследования, готовить презентации и т.д. Работа по развитию «4К» компетенций на уроках истории и обществознания – это процесс целенаправленный и управляемый. Дети привыкают не теряться при виде множества заданий, выбирать посильное. Это важное умение и при подготовке учащихся к ГИА и в дальнейшей жизни.

Таким образом, комплексное применение различных методов, таких как технология критического мышления, применение уроков-дебатов и использование цифровых образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания способствуют формированию 4К: критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации.

  1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

По результатам диагностики уровня сформированности коммуникативных действий в 8 классе выявлены следующие группы учащихся (23 ученика): с низким уровнем сформированности – 4,3% учащихся со средним – 56,5%; с высоким – 39,2 % учеников (диаграмма № 3).

Диаграмма № 3

t1681894951ae.gif

Диагностика критического мышления на выходе: из 23 человек более 70% учащихся имеют достаточный уровень развития умений критического мышления (табл. 4, диагр.4).

Таблица 4

Субтест Критерии 2014 г. 2018 г.

t1681894951af.gif

субтест Дифференциация существенных и несущественных 26,9% 78,2% признаков

субтест Операции отвлечения и обобщения 30,8% 73,9%

субтест Установление причинно-следственных связей 26,9% 73,9%

субтест Умение обобщать 23,1% 82,6%

Диаграмма № 4

t1681894951ag.gif

Диагностика личностной креативности позволила увидеть положительную динамику творческой личности (табл. 5).

Таблица 5

Критерии

Кол-во уч-ся

2020

2023

Любознательность

12

21

Воображение

8

17

Сложность

8

15

Склонность к риску

6

17

Результаты диагностики подтверждаются достижениями учащихся в предметных олимпиадах, творческих, исследовательских конкурсах (табл. 6):

Таблица 6

РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТИЯ УЧАЩИХСЯ В МЕРОПРИЯТИЯХ

Формы внеурочной деятельности

обучающихся по учебному предмету

Год

Уровень мероприятия

Клас с

Результат

Республиканский конкурс «Моя малая Родина»

2019-

2020

Региональный

10

Доржиев Сада – 1 место

Республиканский конкурс «Моя малая Родина»

2019-

2020

Региональный

7

Доржиева Долсон – 2 место

Чимитдоржиева Номина – 2 место

Олимпиада БГСХА по обществознанию

2022

Региональный

10

Дульская Виктория – 3 место

Конкурс «Юные художники Бурятии»

2022

Региональный

11

Банзаракцаев Влад – 3 место

Международный

проект «Моя

Отчизна»;

2022

Региональный

10

Монтоев Ардан – 2 место

НПК «Шаг в будущее»

2022

Муниципальный

10

Фомина Дарья – 1 место

НПК «Шаг в будущее»

2022

Муниципальный

10

Цыбжитова Нарана. – 1 место

Библиографический список

Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод.пособие/ Е.В. Зарукина, Н.А. Логвинова, М.М,Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.

Блонский, П.П. Развитие мышления в подростковом возрасте // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.

Вавилова, Л.Н., Панина, Г.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 176 с.

Власова, Т. А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. №3. - С. 44 - 48.

Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс]. – https://histrf.ru/biblioteka/b/istoriko-kul-turnyi-standart, свободный.

Кобьелл, К. Социальная компетентность в деловых отношениях / Элитариум -Центр дистанционного образования. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.elitarium.ru/2006/05/27/.

Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. — 76 с.

Лебедев, В.В. Структурирование компетенций – перспективное направление в решении проблем образования. // Школьные технологии. 2007 г. № 2. с. 97 – 103.

Лукина, А.К., Богданов, Р.В. Внеучебная деятельность в развитии социальной компетентности будущего социального педагога. [Электронный ресурс]. – URL: http://sociosphera. ucoz.ru/index/arkhiv_k_5_9_10/0-28.

Мединцева, И. П. Компетентностный подход в образовании [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. [Электронный ресурс]. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (дата обращения: 10.12.2018).

Осмоловская, И.М. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования. // Директор школы. 2006 г. № 8, с. 64-69.

Поппер, К. Открытое общество и его враги. – М., 1992.

Ярулов, А.А. Познавательная компетентность школьников // Школьные технологии. – 2004 –№2 –С.43 – 84. – 2,6 п.л. [Электронный ресурс]. – http://gopsy.ru/lichnost/chto-takoe-kreativnost.html.

Ясюкова, Л.А. Диагностический комплекс «Прогноз и профилактика проблем обучения в школе» / Л.А. Ясюкова. – М.: Иматон, 2006. – Ч. 1. – 163 с. – Ч. 2. – 195 с.

https://multiurok.ru/files/mietodika-vyiavlieniia-kommunikativnykh.html.

https://kat-bilbo.livejournal.com/1753603.html.

t1681894951ah.jpg

Приложение 1

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

Р.В. Овчаровой

Цель: выявление коммуникативных компетенций учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро». Вопросы

Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

Всегда ли Вам трудно ориентироваться в критической ситуации?

Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?

Любите ли Вы придумывать или организовываться своими товарищами различные игры и развлечения?

Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?

Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?

Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

Охотно ли Вы помогаете своим товарищам?

Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных компетенций определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка: низкий уровень — 0,1 – 0,45; ниже среднего –

0,46 – 0,55; средний уровень – 0,56 – 0,65; выше среднего – 0,66 – 0,75; высокий уровень – 0,76 – 1.

Перевод баллов в проценты выраженности: 0,1-0,44 – до 40% - не сформирована;

0,45-0,69 – до 69% - в стадии формирования; 0,70 – 1 – 70% и более – сформирована.

Приложение 2

Методика выявления критического мышления учащихся Замбацявичене Э.Ф.

Цель: методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

Описание методики: в методику входят задания четырех типов, направленные на выявление умений ребенка осуществлять различные логические операции с вербальным материалом. Субтест включает 10 заданий.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от школьников навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно также судить о словарном запасе 'школьников. Второй субтест представляет собой словесный вариант методики исключения «пятого лишнего». Результаты его проведения позволяют судить об уровне сформированности операций обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков предметов и явлений. Третий субтест – задания на умозаключения по аналогии. Они требуют умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями. Четвертый субтест также направлен на исследование важнейшей для данной ступени интеллектуального развития операции обобщения.

Обработка полученных данных. Каждый правильный ответ оценивается определенным баллом, в зависимости от своей изначальной сложности.

Следующим шагом обработки является подсчет общей суммы баллов, полученных каждым школьником по каждому субтесту и всем четырем субтестам вместе. Данные по субтестам сравниваются с максимально возможным результатом, который составляет: для 1 и 2 субтеста – 26 баллов; для 3 субтеста – 23 балла; для 4 субтеста – 25 баллов.

Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом (он составляет 100 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровень развития, словесно-логического мышления школьников: 100-75 баллов – высокий уровень развития; 74-50 баллов – средний уровень развития; 49-25 баллов – низкий уровень развития. Приложение 3

Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник)

Назначение теста. Методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.

Основные критериальные проявления исследуемых факторов:

Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.

Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.

Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Тест

Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.

Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.

Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.

Мне не нравится планировать дела заранее.

Перед тем как играть в новую игру, я убеждаюсь, что смогу выиграть.

Мне нравится представлять себе то, что нужно будет узнать или сделать.

Если что-то не удается с первого раза, я буду работать, пока не сделаю это.

Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.

Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.

Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.

Мне нравится заниматься чем-то новым.

Я люблю заводить новых друзей.

Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.

Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом.

Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем.

Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.

Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.

Я люблю то, что необычно.

Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.

Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.

Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.

Я сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.

Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.

Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.

Многие существующие правила меня обычно не устраивают.

Мне нравится решать проблему, которая не имеет правильного ответа.

Существуют вещи, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.

Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.

Я не люблю выступать перед группой.

Когда я читаю, смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.

Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.

Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.

Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.

Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись.

Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.

Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.

Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.

Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, как они работают.

Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.

Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.

Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.

Мне интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.

Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.

Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша. 45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.

Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.

Я люблю листать книги и журналы, чтобы просто посмотреть, что в них.

Я думаю, на большинство вопросов существует один правильный ответ.

Я люблю задавать вопросы о том, о чем другие люди не задумываются.

У меня есть много интересных дел как на работе (школе), так и дома.

Ключ к тесту. Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла): положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44; отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34; все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1 балл; все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы.

Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла): положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49; отрицательные ответы: 28; все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.

Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла): положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50; отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48; все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.

Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла): положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46; отрицательные: 14, 20, 39; все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.

Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти на риск, 13 утверждений – к фактору сложности. Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю». Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю». Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл).

Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации