Духовно-нравственное развитие школьников на уроках истории и обществознания

4
0
Материал опубликован 10 April 2021

Тема: «Духовно-нравственное развитие школьников на уроках истории и обществознания».

Аладинская Марина Федоровна,

учитель истории и обществознания.

В основе духовно-нравственного развития находятся такие качества личности, как гуманизм, коллективизм, патриотизм, отношение к труду. В эти обобщенные нравственные качества входит множество других нравственных характеристик: дисциплинированность, ответственность, доброта, вежливость, трудолюбие, честность, отзывчивость и др.

Во время уроков истории и обществознания нам часто приходится обращаться к нравственно-духовным принципам. Бывают такие ситуации, когда без знания их невозможно дать ответ на поставленный вопрос.

Изучая по обществознанию в 10 классе тему «Индивид. Индивидуальность. Личность», мы вместе с обучающимися подробно остановились на характеристике и критериях личности. Авторы учебника утверждают, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия и приводят следующую характеристику личности:

1.      Зрелая личность характеризуется целостностью и иерархичностью. Целостность означает, что человек в разных условиях ведет себя предсказуемо. А под иерархичностью понимается способность человека управлять своими биологическими потребностями. Иными словами, зрелая личность действует не под влиянием сиюминутных условий, а на основе системы ценностей, которая складывается годами.
  2.    Еще одна характеристика зрелой личности состоит в том, что человек всегда занимает активную жизненную позицию в любой деятельности, которой он занимается. Зрелая личность способна осуществлять деятельность даже под угрозой преследования и потери многих жизненных благ. В качестве примера стоит напомнить общественно-политическую деятельность академика А. Д. Сахарова (1921—1989 гг.).
     3. Проявляется личностная зрелость и в ее взаимоотношениях с другими людьми. Личность – категория социальная. Для зрелой личности характерно воздействие на рост и развитие других людей.

Вполне целесообразно возникли вопросы: а может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник? А в одном из классов возникла серьезная дискуссия – а является ли личностью Гитлер? Ведь по всем трем критериям он вполне подходит…

Очевидно, что для ответа на вопрос вышесказанных критериев не достаточно. Поэтому мы обращаемся к текстам философов для более глубокого исследования темы. Для этого на уроках организовывается работа с текстами общественных деятелей (В.С.Соловьев, К. Ясперс, Э. Фромм). Задача учащихся - сформулировать дополнительный критерий для характеристики личности. Был предложен следующий вариант:

личностью можно считать человека, обладающего нравственными принципами, в соответствии с которыми он действует.

Применив этот критерий, больше не возникает вопросов, является ли человек, уничтоживший миллионы людей, личностью. Правильнее в таких случаях пользоваться понятием «патологическая», или «аномальная», личность.       Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку все накопленные ими знания, умения и навыки обращены против общества, которое их сформировало.

А вот еще пример того, что для работы на уроках историко-обществоведческой направленности необходимо обращаться к нравственности: в 10 классе мы изучали тему «Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время», знакомились с трудами общественных деятелей, анализировали их взгляды. Очень спорным является труд Никколо Макиавелли «Государь». Пять столетий эта книга остается одним из главных трактатов о власти, государстве и политике. Он закончил свой труд в 1513 году.

Практическая работа с текстом Макиавелли.

t1618040131aa.gif

- Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Макиавелли.

Если выхватывать из контекста цитаты, то можно подумать, что Макиавелли оправдывал тираническую власть и не гнушался советовать правителям вещи, кажущиеся сегодня циничными и даже дикими… Если не провести подробный аналих документа, то возможно исказить мировоззрение учащихся с неустойчивой моральной позицией в сторону допущения аморальных поступков и оправдания их.

Макиавелли исследует государство объективно, беспристрастно; его анализ свободен от моральных ограничений. Благо государства не является выражением благ отдельных индивидов, оно возвышается над ними. Государство – превыше всего, и когда речь идет о спасении родины и её свободе, считает Макиавелли, нужно отбросить все соображения о справедливости, мило­сердии, вообще забыть обо всем остальном. Цель – вот что надо иметь в виду при всех обстоятельствах.

Макиавелли понимал: для того, чтобы применять аморальные действия в политике осторожно и в минимально необходимых размерах, надо идти на них с ясным пониманием того, что они являются аморальными и останутся таковыми. В его политической философии аморальные действия допускают­ся в качестве меньшего зла с точки зрения успешной политики, интересов государства как целого. Критерием здесь является именно благо целого, бла­го государства.

При этом ни в коем случае нельзя воспринимать Макиавелли как человека безнравственного.

Для анализа этого документа нам необходимо обратиться к современной гуманистической позиции и критически отнестись к его высказываниям.

Тема взаимодействия политики и морали всегда актуальна. Напримет, П. Шелли говорил: «Самая губительная ошибка, которая когда-либо была сделана в мире – это отделение политической науки от нравственной». М. Бакунин имел другое мнение: «Власть всегда аморальна». От учителя во многом зависит, какого мнения будут придерживаться учащиеся.
​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.