12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарипова Марина Георгиевна437
Учитель истории и обществознания
Россия, Татарстан респ., Альметьевск

/data/files/s1633800378.docx (статья Шарипова М.Г.)

«Повышение мотивации учащихся на уроках

истории и обществознания»


 

М.Г. Шарипова,

Учитель истории и обществознания

ГБОУ «Альметьевская школа-интернат для детей

с ограниченными возможностями здоровья»


 

Аннотация: Тема мотивации очень актуальна на сегодняшний день, так как одной из проблем, стоящих перед современной школой, является - снижение мотивации на уроках. В частности, хотела рассмотреть данную проблему на примере преподавания таких гуманитарных предметов, как история и обществознание.

Ключевые слова: Мотивация, эффект, способ, дискуссия, компонент.

Какая главная задача стоит перед современной школой? – это в первую очередь формирование компетентностного подхода, т.е. не только уметь применять знания на практике, но и понимать, что знания – рождаются из каждодневной деятельности людей из их потребностей.

В советской педагогике считалось, что ребенок должен быть изначально мотивирован к получению знаний, и поэтому специально заниматься развитием мотивации нет необходимости1. Однако на сегодняшний день у современных школьников наблюдается отсутствие мотивации к учебе.

Поэтому смело можно утверждать, что мотивация в структуре занятий имеет на сегодня огромное значение.

Поэтому современному учителю нужно попытаться создать условия для мотивации учебной деятельности ученика, в подготовке организации урока. А в частности, чтобы ученик захотел учиться, нужно попытаться сформировать у него познавательный интерес к своему предмету. Познавательная деятельность человека, как и любой другой вид деятельности, всегда имеет мотив – побуждение, показывающее, ради чего человек выполняет данную деятельность2.

На сегодняшний день существует множество различных педагогических методик и технологий, например: методика проблемного обучения, исследовательские методы, метод проекта, игровые методы, обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, интерактивные методы, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии и технология развития «критического мышления».

Применение некоторых их этих методов или объединение нескольких методик на уроке истории и обществознания делают урок более интересным, насыщенным и способствуют развитию мотивации к уроку у учеников3.

Я хотела показать на примерах из личной практики, какие приемы я использую для лучшей мотивации учащихся на уроках: Во время проведения опроса домашнего задания я часто использую мяч, с ребятами играем в игру «горячая картошка». Кидаю мяч ученику и задаю вопрос по домашнему параграфу, он должен этот мяч вернуть мне обратно сопровождая его правильным ответом (долго задерживать его нельзя). Также при проверке задания часть использую такой способ: «Продолжи рассказ одноклассника...» когда один из ребят начинает рассказывать какое-то событие, а его одноклассные должен его продолжить на каком-то моменте. Этот способ проверки учит ребят слушать друг друга, поправлять, дополнять, учит высказывать свою точку зрения.

В 6 классом при изучении темы «Древняя Русь». Ребята перед изучением темы внимательно рассматривают карту местности и пальцем проводят по торговому пути «Из варяг в греки», учащиеся сталкиваются с такой проблемой, как, не всегда одна водная артерия впадала в другую. Разбор этой проблемы приводит ребят к выявлению пока неизвестного им способа передвижения купцов или даже целого войска «от одной воды к другой» посредствам волока (волок – «место наибольшего сближения двух судоходных рек, по которому в старину перетаскивали суда и грузы из одной речной системы в другую»).

В 5 классе при изучении темы «Лента времени»4 мы с ребятами используем строительный скотч, который учащиеся наклеивают на стену и фломастером отмечают изучаемые события нашей эры и до нашей эры. Ребята выходят за рамки обычного урока, покидают свои парты при выполнении задания, что позволяет вызвать у учащихся больший интерес к уроку и тем самым мотивацию.

Так же на уроках истории и обществознания, рисуем сюжеты на темы из истории, например, выполняли рисунок по сюжету «Семь чудес света», оформление стенгазет и стендов к 9 мая, рисунки из истории родного края, рисуем символы нашего государства и многое другое.

При изучении темы «Моя Родословная» ребята, совместно с родителями рисуют родословную своей семьи. Эта работа интересна не только детям, но и родителям. На уроках обществознания, учащиеся выполняют различные проекты, например, исследовательская работа «На кого я похож?»5.

При своей работе я очень часто использую различные интерактивные технологии. С учащимися смотрим фильмы, презентации по теме.

Знания учащихся по предмету история также значительно усиливаются при различных внеурочных мероприятиях, таких, как: экскурсии в музеи, по городу, возложение цветов и многое другое...

На уроке обществознания при изучении раздела «Экономика», проводим викторину на знание экономических понятий, для этого приглашаем гостей с КАИ, в частности приходила доктор экономических наук Светлана Анатольевна, тоже в форме игры задавала вопросы по теме... Всем очень понравилось и данное мероприятие углубило знание ребят в разделе «Экономика» и проявило больший интерес к предмету. Ребята показали свои знания совсем на новом уровне.

Таких приемов и методов для повышения мотивации обучающихся большое множество и у учителя главное не бояться выходить за рамки своего предмета и применять при проведении уроков всю свою фантазию. Применение различных приемов для мотивации на уроках делает их неповторимыми. И развивает интерес учащихся, позволяет разнообразить образовательный процесс, повысить интерес к своему предмету, а главное выполнить преподавателю свою главную функцию - сформировать разносторонне развитую личность.


 


 

t1633847216aa.jpgt1633847216ab.jpg


 

Библиография


 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. М.: Владос, 2018г.

3. Мацкайлова О.А. Познавательные игры в курсе истории средних веков. ПИШ №8, 2019г.

4. Сухов В.В., Морозов А.Ю. и др. История древнего мира и средних веков. 5 - 6 кл.: Дидактические материалы. М.: Дрофа, 2017г.

5. Стапанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М.: Владос, 2016г.

6. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2018 г.

7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 2017г.

8. Материалы сайта festival.1september.ru.


 

1 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. М.: Владос, 2018 г.

2 Мацкайлова О.А. Познавательные игры в курсе истории средних веков. ПИШ №8, 2019 г.

3 Стапанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М.: Владос, 2016 г.

4 Сухов В.В., Морозов А.Ю. и др. История древнего мира и средних веков. 5 - 6 кл.: Дидактические материалы. М.: Дрофа, 2017 г.

5 Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2018 г.

Опубликовано


Комментарии (3)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.