12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина Егоричева35
2

Формирование ИКТ-компетентности школьников в рамках проекта "Мои родники" (духовно-нравственное воспитание)



Формирование ИКТ-компетентности в духовно-нравственном воспитании школьников

Духовность это “устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности”.
(В. И. Даль).

«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной

из самых больших бед – пустоты души, без духовности…

Настоящий человек начинается там,

где есть святыни души…»

В.А. Сухомлинский


2 слайд

Сегодня в числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: “Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…”

Отражая смену ценностных установок образования от освоения предметов к развитию личности, цели образования определяются через систему ценностных ориентиров, при этом воспитание личности ребенка прописывается как его важнейшая составная часть и личностный результат.

4 слайд

Формируя духовно-нравственную личность можно использовать информационные технологии. Уроки, внеклассные мероприятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.

5 слайд

В настоящее время можно наблюдать возрастание потока информации в современном обществе и стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), без которых уже немыслимы никакие виды деятельности человека. В этой связи ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию нужных знаний и умений для того, чтобы легко адаптироваться в информационном обществе, стать востребованным и компетентным специалистом.

Самостоятельное приобретение знаний и умений их применять при решении разнообразных познавательных, практических задач и в повседневной жизни стали главной идей современного образовательного процесса, который уже не может замыкаться только на уроке, учебнике и учителе. В настоящее время для учащегося актуальна разносторонняя познавательная деятельность, основанная на использовании разнообразной информации, отражающей разные точки зрения. Важно формировать самостоятельность мышления, умение выстраивать доказательность, аргументированность своей позиции.

6 слайд


Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-

грамотности.

Понятие ИКТ-грамотности определяет, какими же навыками и умениями

должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в дан-

ном смысле.


Итак, ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для  доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного  общества.

Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеурочной деятельности школьников.

7 слайд, 8 слайд

Дворец детского творчества уже на протяжении 8 лет реализует ДООП культурологической направленности «Мои родники», основное предназначение которой является духовно- нравственное и патриотическое воспитание  школьников по  возрождению народных традиций средствами культуры и   искусства.

9 слайд

Данная программа модульная, рассчитана на учащихся 5-6 классов, реализуется на базе СШ №3 г. Гаврилов-Ям. В течение года школьники осваивают четыре модуля: «Мой край», «Русское слово», «Фольклор» и «Мир информации» (по 18 часов каждый). С 2016 года я веду один из них - «Мир информации». Так как программа направлена на духовно-нравственное воспитание, все темы затрагивают базовые национальные ценности, которые определены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

10 слайд

Формируя духовно-нравственную личность на модуле «Мир информации» я широко применяю информационные технологии.  Занятия дадут детям необходимые технические знания, помогут развить умения и навыки по освоению презентаций,  хранению большого количества материала на носителях. Помогут освоить работу с программами Microsoft Office, Paint, сохранять собственные разработки, находить нужную информацию в сети Интернет и обмениваться информацией друг с другом средствами компьютерных технологий.


11 слайд

В средней школе №3  имеются все условия для применения ИКТ  в образовательном процессе.

Для формирования ИКТ–компетентности в рамках  ДООП используются следующие технические средства и программные  инструменты:

  • Технические – персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран, принтер монохромный, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, сканер, оборудование компьютерной сети, интерактивная доска ActivBoard.
  • Программные инструменты - операционные системы и служебные инструменты, информационная среда образовательного учреждения, клавиатурный тренажер для русского языка, текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами, графический редактор для обработки растровых изображений, редактор подготовки презентаций, редактор интернет-сайтов.

Компьютер является информационно-обучающим пособием. Дети с интересом принимают участие в поиске информации и подготовке сообщений, докладов, буклетов, календарей, презентаций на темы модуля, что также способствует воспитанию духовно-нравственной личности человека.

На занятиях модуля «Мир информации» культурологического проекта «Мои родники» у учащихся формируются следующие навыки ИКТ-компетентности:

  • Обращение с устройствами ИКТ 

Выпускник научится:

• правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

• входить в информационную среду, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.

12 слайд

  • Фиксация изображений и звуков

Выпускник научится: 

• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения;

• выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;

• проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с духовно-нравственным воспитанием.

13, 14 слайд

  • Создание письменных сообщений 

Выпускник научится:

• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма; 

• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста.

15 слайд

  • Создание графических объектов 

Выпускник научится:

• создавать различные графические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;.

16 слайд

  • Поиск и организация хранения информации 

Выпускник научится:

• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

Учащиеся проекта «Мои родники» принимают участие в конкурсах внутри объединения, выступают с докладами перед одноклассниками или учащимися младших классов. Ежегодно проводятся итоговые мероприятия, такие как «Рождественские посиделки», «Масленица», «Родина моя – Россия», где ребята представляют свои результаты освоения программы, в том числе используя и ИКТ-технологии.

17 слайд

Таким образом, дополняя широкий спектр педагогических (образовательных) технологий, ИКТ помогают решить в образовательном процессе вопросы формирования общей коммуникативной компетенции - условия успешной социализации учеников в соответствии с их возрастными особенностями.


Формирование ИКТ-компетентности в духовно-нравственном воспи
PPT / 25.12 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.