12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кунченко Маргарита Петровна18
0

Формирование интеллектуально- нравственной культуры учащихся на уроках английского языка посредством обучения в сотрудничестве.

«Формирование интеллектуально - нравственной культуры учащихся на уроках английского языка посредством обучения в сотрудничестве»

Учитель английского языка: Кунченко М.П.


С 2010 года я работаю по теме «Формирование интеллектуально- нравственной культуры учащихся на уроках английского языка посредством обучения в сотрудничестве».

Идеи обучения в сотрудничестве на протяжении длительного времени развиваются усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути, и, следовательно – педагогична. Ведущей является идея максимальной помощи ученику в познании через организацию его творческой деятельности, коммуникативного общения, самоутверждения.

Я в своей работе опираюсь на то, что каждый человек уже от природы наделен большими возможностями, и задача педагога заключается не только в выявлении творческих задатков, но и в раскрытии их.

(С.2) Свою работу я строю по схеме развития исследовательских навыков у школьников, которая включает в себя следующие этапы их формирования:

- формулировка задачи;

- предположение;

- исследование;

- разрешение и проверка.

Всё это даёт возможность школьнику проявлять самостоятельность в планировании, организации, контроле и самооценке собственной деятельности в процессе обучения. Метод обучения в сотрудничестве вызывает большую инициативу обучающихся, превращает «сухую» учебу в нечто жизненное и близкое к их интересам, развивает у школьников потребность к самостоятельной познавательной и творческой деятельности. Кроме этого у учащихся естественным образом формируются универсальные учебные действия.

(С.3) Чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, я выбираю такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Которые помогают реализовать системно-деятельностный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей учащихся и их уровня обученности.

Я обучаю учащихся с разным уровнем языковой подготовки и часто задумывалась: «Как же их научить общаться на иностранном языке?» Решая эту проблему, я старалась экспериментировать. В результате я пришла к выводу, что необходимо создавать условия для активной совместной учебной деятельности в разных учебных ситуациях. И в этом во многом помогает обучение через сотрудничество. К тем ученикам, которые быстро и успешно усваивают материал, я «прикрепляю» учащихся со средними и слабыми знаниями по языку. Таким образом, образуются группы, где слабые учащиеся могут, не стесняясь, выяснить то, что они не поняли на уроке. Заодно и сильный ученик, помогающий усвоить трудный для них материал, ещё раз более сознательно закрепит свои знания. Этот приём используется как в младших, так и в старших классах. В результате совместной учебной деятельности удаётся значительно увеличить время речевой практики каждого ученика на уроке, проводить индивидуализацию обучения. Важно отметить, что ученик отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по группе. Кроме того, ученики привыкают работать самостоятельно, а учитель приобретает новую роль в учебном процессе – он организует самостоятельную учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся.

(С.4) Обучение в сотрудничестве – наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает системно-деятельностный подход. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Используя в своей практике эту методику, я могу отметить, что мои ученики становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но их доброжелательное отношение друг к другу, их симпатии и заинтересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их личности. А это – уже успехи нравственного воспитания. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. И в этом и заключается главная идея обучения в сотрудничестве!

(С.5) В своей работе я использую УМК «Счастливый английский.ру» / “Happy English.ru ” авторов К.Кауфман и М.Кауфман, который позволяет эффективно применять технологию обучения в сотрудничестве.

(с.6) Особое внимание я уделяю формированию умений учащихся творчески подходить к работе с медиаматериалами, создавать свои презентации и проекты, обосновывать свой выбор. Для этого я провожу уроки разных типов и применяю следующие методы обучения. (С.7)

Чтобы понять суть обучения в сотрудничестве, следует обратиться к пониманию слова «ошибка». По-моему, ошибки – это всего лишь индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, в дополнительной практике. Учитель не в состоянии оказать во время урока действенную помощь каждому конкретному ученику в классе. Эту ответственность ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу.

Целью обучения в сотрудничестве является развитие творческого потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям, навыков экспериментально-исследовательской работы; культуры учебной деятельности; самореализация и самоактуализация личности в условиях учебного процесса.

(С.8) Задачами данной работы являются:

Выработка навыков общения

Диалог культур

Раскрытие творческого резервов

Прикладное применение средств ИКТ

Применение интерактивных форм обучения в сотрудничестве позволяет развивать коммуникативные умения и навыки учащихся, их творческие способности, обеспечивает необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность, а также развивать общие учебные умения. Дети учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях.

Методика обучения в сотрудничестве – это один из мощных инструментов развития мотивации на уроках английского языка. Он дает возможность организовать учебно-воспитательный процесс по нескольким вариантам. (С.9) Каждый из этих вариантов в той или иной степени я использую в своей работе.

«Обучение в команде»

Этот метод уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой /проблемой / вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым её членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, так как заинтересована вся группа. Особенностями такой формы работы является то, что:

1) Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на её достижение;

2) успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого её члена. Это стимулирует детей следить за деятельностью друг друга и приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому заданию, проверке, которая может быть предложена учителем.

Свой урок я строю по этапам следующим образом: объясняю новый материал, а затем предлагаю ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. То есть организуется работа по формированию ориентировочной основы действий. Группам даётся определённое задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может как сильный ученик, так и слабый). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

После завершения заданий всеми группами на каждом уроке организуется либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое для всех), либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные. Когда становится понятно, что материал усвоен всеми учащимися, то дается тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Над заданиями теста учащиеся трудятся индивидуально, вне группы. При этом можно дифференцировать сложность заданий для более сильных и менее сильных учеников. Это – чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником.

Обучение в сотрудничестве чтению можно проводить следующим образом:

в группе из четырёх человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно читают друг другу; составляют план пересказа, излагают прочитанные рассказы друг другу, выделяя главные мысли; пишут ответы на вопросы по тексту; практикуются в правописании, работают со словарём.

если класс не делится на однородные группы, то все учащиеся во всех группах работают совместно, стараясь определить главную идею текста и понять общий смысл рассказа при ответах на проблемные вопросы по тексту.

Вся деятельность в группах осуществляется под контролем учителя. Тесты даются учащимся только тогда, когда учитель убеждается, что ребята готовы к нему.

Кроме этого по данному методу очень хорошо строить работу по организации изучения нового материала: составляются группы по несколько человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки).

На своих занятиях особое внимание я уделяю вопросу комплектации групп (с учётом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разрабатываю задачи для каждой конкретной группы.

Внутри группы, учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания (у каждого таким образом своя часть, своё подзадание): отслеживают правильность выполнения заданий партнёрами, проводят мониторинг активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также следят за культурой общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны – достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой – осуществление в ходе выполнения задания определённой культуры общения.

Исследовательская работа учащихся в группах также является разновидностью метода обучения в сотрудничестве. Здесь я опираюсь на самостоятельную деятельность учащихся. Они работают или индивидуально, или в группах до 6 человек. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единая тема, которая и подлежит презентации на уроке перед всем классом.

Это предоставляет равные возможности каждому ученику совершенствовать свои собственные достижения. «Работа в группах, кроме всего прочего, позволяет научиться общаться с людьми, что очень полезно в жизни», - считают психологи. При обучении в сотрудничестве учащиеся поочерёдно выполняют разные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.

Обучение в сотрудничестве позволяет самым эффективным образом подготовить учащихся к работе над проектом. В ходе выполнения проекта приходится систематически вести дискуссии, обсуждать различные варианты решения проблемы, выстраивать логику исследования. Я стремлюсь помогать ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. Самостоятельная работа над проблемой становится абсолютно привычным и приоритетным видом деятельности. Индивидуальная самостоятельная работа – совместная работа в группах – такова диалектическая взаимосвязь познавательного процесса при обучении в сотрудничестве.

Главное - умело распределить время, необходимое для выполнения той или иной работы на уроке. Дети сами определяют, кто какую роль способен выполнять. Например, после введения новой лексики я разбиваю детей сначала на пары и даю упражнение на перевод словосочетаний. Каждый из партнёров имеет свой список словосочетаний (с ключом для проверки правильности ответов партнёра). Сначала один из партнёров даёт задание и проверяет правильность ответов другого по ключу в его карточке. Затем ребята меняются ролями. Далее пары объединяются снова в четвёрку и начинают работать над правописанием новой лексики или занимаются словарной работой (находят синонимы, антонимы новой лексике, образуют новые слова на основе словообразовательных элементов).

Можно интегрировать работу в группах самыми разнообразными способами: дать детям возможность поспрашивать новый или заданный на дом урок в парах, прежде чем предложить индивидуальное задание или потренироваться в группах перед контрольной работой или тестом. В каких-то случаях – наоборот. Время от времени давать детям возможность перед сдачей тетрадей проверять работы друг друга в группе.

Но любые технологии, и педагогические в том числе, сами по себе – ещё не гарантия успеха. Необходимо органичное соединение прогрессивных технологий и личности педагога. Я апробирую применение данной технологии, базируюсь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но одновременно ориентируюсь на ситуацию, особенности собственной личности и своих учеников.

(С.10) Методика обучения в сотрудничестве имеет целый комплекс преимуществ, что положительно влияет на результаты учебной деятельности.

Сравнивая результативность обучения учащихся 6-х классов по традиционной методике и по технологии обучения в сотрудничестве, я увидела, что уровень осмысления материала и применения его для решений новых задач оказался заметно выше в 6 «Б» классе, где использовалось обучение в сотрудничестве.

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что методика обучения через сотрудничество должна активно использоваться на уроках иностранного языка и в дальнейшем. Так как иностранный язык - это специфический предмет, и если ребёнок испытывает какие-то трудности в его изучении, то, как раз эта методика и может оказаться тем «спасательным кругом», который необходим ему.

Технология обучения в сотрудничестве при изучении иностранного языка более эффективно формирует интеллектуально-нравственную культуру учащихся. Эта методика обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции.

Эта технология открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.