12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Протопопова Ирина105
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

Протопопова И.Н.

Формирование коммуникативной компетенции посредством игровых технологий на уроках английского языка


Школа призвана воспитывать личность, готовую реализовывать себя в любых жизненных ситуациях, при помощи языковых средств решать различные коммуникативные задачи. Данная цель достигается в процессе формирования у учащихся коммуникативной компетенции.

Термин "коммуникативной компетенция" введен американским антрополингвистом Д. Хаймсом (цит. по Hymes, D.H., 1972). В отечественной лингвистике изучением формирования коммуникативной компетенции занимались такие ученые, как Т. А. Ладыженская, В. И. Капинос, А. Т. Еремеева, Е. В. Архипова, С. А. Арефьева, Е. А. Быстрова, Л. Г. Антонова и др. В их исследованиях в понятие «компетенция» включены специальные и общепредметные знания, умения и навыки, различные способы и мотивы деятельности, сформированные у учащихся в результате изучения ими предметной образовательной области (Подосинникова, 2012, 66).

К составляющим коммуникативной компетенции относятся: языковая, речевая, социокультурная компетенции (Юрова, 2003). Лингвистический компонент предполагает овладение знаниями, умениями и навыками в области лексики, фонетики, грамматики; социолингвистический компонент – способность учитывать социальные нормы в процессе коммуникации; прагматический компонент – владение языковыми средствами в определенных функциональных целях. Таким образом, говорить о сформированной коммуникативной компетенции возможно, если учащийся обладает разноаспектными знаниями, умениями и навыками, которые позволяют ему легко ориентироваться в различных актах коммуникации (Дьякова, Сашина, 2018, 178-179).

Четкого разграничения понятий «компетенция» и «компетентность» в настоящее время не существует. Имея общие категориальные признаки и специфические черты, данные понятия употребляются неоднозначно и часто не разграничиваются. Существует точка зрения, согласно которой лингвисты чаще говорят о компетенции, а психологи и педагоги – о компетентности (Гончарова, 2007).

Объектом данной публикации является коммуникативная компетенция, предметом – игра, используемая как средство развития коммуникативной компетенции. Игровая технология, наряду с исследовательской деятельностью, проектными технологиями, технологиями развития критического мышления, является одним из способов реализации коммуникативной компетенции. Игровые технологии – это определенная последовательность действий педагога по разработке этапов и осуществлению игровой деятельности: отбор, разработка и подготовка игры, включение детей в игру, осуществление самой игры через подведение итогов и результатов. Игровые технологии существенно отличаются от других методов обучения и воспитания: они позволяют ребенку быть лично причастным к действу, дают возможность прожить в «реальных» жизненных условиях. М.Ф. Стронин рассматривает игру как «ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность многократного повторения речевого образца в условиях максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия» (Стронин, 1994, 4-5).

Использование игровых методов на уроках английского языка имеет целый ряд преимуществ: игровые приемы повышают эффективность и качество обучения учащихся; сам процесс игры способствует созданию благоприятной психологической обстановки среди учащихся; игра позволяет учащимся получить опыт общения на иностранном языке; игровые приемы развивают языковое и речевое чутье, интерес к языку; повышают мотивацию учащихся. По мнению Т.А. Дьяковой, А.С. Сашиной, игры стимулируют проявление мотивированности, осознанности и произвольности как основных составляющих коммуникативной компетенции (Дьякова, Сашина, 2018, 179).

Нужно отметить, что во время игры учащиеся получают необходимый набор знаний о способах эффективного взаимодействия и их использования в практике общения. В игре учащиеся учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать, формируется их самооценка. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют лидерские качества, таким образом, идет устойчивое формирование гибких навыков учащихся.

В то же время игровые технологии имеет и свои недостатки. Основным недостатком игровых технологий является то, что акцент делается не на содержание материала, а на выполнение игровых действий.

Как же реализуется игровая технология? Дидактическая цель предстает в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчинена правилам игры. Учебный материал и содержание предмета используется в качестве игрового. В деятельность вводится элемент соревнования. Успех в игре является результатом выполнения задания на занятии. Игру можно вводить в процесс обучения иностранному языку с первых уроков. Учащиеся повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, то, что доступно их наблюдению и пониманию, так именно «картины» окружающего мира находят отражение в сюжетах и содержаниях детских игр. «Содержание языкового материала и характер заданий, предлагаемых во время игр, должен быть направлен не на простое воспроизведение материала, а на развитие у учащихся умения выявлять, сопоставлять и сравнивать явления; мысленно анализировать (расчленять) и синтезировать (соединять) их, выделять в конкретных случаях свойства явлений, делать правильные выводы из них» (Арзамасцева, 2007, 3).

Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.

Что касается фиксации ошибок во время игры, то желательно, чтобы учитель делал это, не отвлекая учащихся, осуществляя анализ по окончанию игры. Подбадривание учащихся, поощрение их деятельности необходимы для создания хороших межличностных отношений в коллективе.

М.Ф. Стронин выделяет два вида игр: подготовительные и творческие (Стронин,1994). Подготовительные, способствующие формированию речевых навыков, делятся на: фонетические, например, «Выбери транскрипцию», орфографические «Буквы рассыпались» и т.д., лексические, например, «Пантонима», грамматические «Перестановка мебели» и т.д. Творческие игры имеют целью дальнейшее развитие речевых навыков и умений. Они способствуют выработке самостоятельности в решении речемыслительных задач, формированию коммуникативной реакции, мобилизации и использованию речевых умений и навыков (Савельева, Линева, 2017).

Творческие или сюжетно-ролевые игры создаются самими учащимися. Они различаются: по содержанию (отражение быта, труда взрослых, общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами учащиеся, игры-драматизации – разыгрывание сказок и рассказов). Из творческих игр особо стоит остановиться на игре «Собеседование при приеме на работу», в которой учащиеся делятся на соискателей и менеджеров. В ходе данной игры у детей развиваются коммуникативные, речевые и социальные навыки.

Подготовительные и творческие игры рассматриваются нами как средство формирования коммуникативной компетенции. Игры стимулируют проявление мотивированности, осознанности и произвольности как основных составляющих коммуникативной компетенции. В процессе игры формируются коммуникативные умения и навыки, которые необходимы для дальнейшей взрослой жизни. Главной особенностью игровой деятельности является возможность развития и совершенствования личности и создания условий для общения и взаимодействия друг с другом.

Литература

1. Арзамасцева, Н.И. Организация и использование игр при формировании у учащихся иноязычных грамматических навыков: учебно-методическое пособие / Н.И. Арзамасцева, О.А., Игнатова. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2007. – 28с.

2. Гончарова, Г.Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме [Текст] / Г.Л. Гончарова // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2007. – № 5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://science. ncstu.ru/articles/hs/2007_05/ped .

3. Дьякова, Т. А., Сашина, А. С. Лингвистические игры как средство формирования многокомпонентной иноязычной коммуникативной компетенции (системный подход) / Т.А. Дьякова, А.С. Сашина // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2018. №2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvisticheskie-igry-kak-sredstvo-formirovaniya-mnogokomponentnoy-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-sistemnyy-podhod (дата обращения: 26.05.2022).

4. Подосинникова, А.Н. Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения описанию как типу речи / А.Н. Подосинникова // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – №1. – т. 1. 4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentnosti-v-protsesse-obucheniya-opisaniyu-kak-tipu-rechi (дата обращения: 23.05.2022).

5. Савельева, Е.Б., Линева, Е.А. Игровая технология как активная форма обучения иностранному языку в начальных классах. / Е.Б. Савельева, Е.А. Линева // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2017. № 4. С. 92-96.

6. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин – М.: Просвещение, 1994. – 112 с.

7. Юрова, Л.С. Учебная ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции: Автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Санкт-Петербург, 2003, 18 c.

8. Hymes, D.H. On Communicative Competence/ In: J.B. Pride and J. Holmes (eds) Sociolinguistics. Selected Readings. – Harmondsworth: Penguin, 1972. – Р. 269- 293.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.