12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Докучаева Инна Владимировна27
Россия, Московская обл., г.о.Зарайск

Мастер-класс

Тема: Обучение учащихся посредством метода «Перевёрнутый урок»

Цель: знакомство с методом «Перевернутый класс»;

распространение опыта по использованию метода «Перевёрнутый урок» как одной из эффективных моделей смешанного обучения для повышения качества образования.

Оборудование: маркеры, листы А3, мультимедийная презентация к интерактивной доске, оценочные листы, памятки по составлению синквейна, по организации занятия посредством метода «перевёрнутый урок», конверты с карточками.

Ход проведения

I Введение

- Можно ли провести хороший урок, используя лишь мел и доску? Конечно, да; но вряд ли его можно будет назвать современным, и он вряд ли удовлетворит интересы всех учащихся. Имея большой опыт работы, не устаю задавать себе вопросы: Как учить детей в новых условиях? Как правильно применять технические средства, которыми оснащены наши школы? Как научиться разговаривать с современными учащимися на языке гаджетов? Ответом на эти и другие вопросы может стать применение в практике метода «Перевёрнутый класс» или «Перевернутый урок», который является одной из моделей смешанного обучения.

За последние 10 лет смешанное обучение получило значительное распространение в системе общего и высшего образования, включая инклюзивное и дополнительное обучение. Что же такое смешанное обучение?

Это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн- обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.

Структура смешанного обучения включает более 40 моделей. В среднем звене наиболее эффективны ротация станций и перевернутый класс. «Обучение только тогда хорошо,-писал Л.С. Выготский, - когда оно впереди развития». Я не случайно привела высказывание этого педагога. Вы удивитесь, но в данной системе максимально реализуются педагогические принципы, предложенные уже в 1930-х годах Л.С. Выготским, чьи работы были переведены на английский язык и появились на Западе в начале 1970-х годов. Сегодня на этих принципах базируется современная педагогика всего мира. В основе этих принципов лежит представление о том, что в познавательной деятельности человек сам конструирует свои знания, а задача учителя — создавать ситуацию, в которой ребёнок с интересом работает (игра = познание).

II. Определение целей и задач мастер-класса

В журнале «Вестник образования» в статье Кондакова М.А «Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности» приведена юмористическая, но актуальная история. «На первом уроке в 1-м классе учительница выдала Вовочке букварь, тетрадки, кассу с буквами, счетные палочки и карандаши. Тот осмотрел все это хозяйство, вспомнил об оставленных дома компьютере с айпадом и горько вздохнул: «Предки, как всегда, кинули! Обещали 1-й класс, а запихнули в эконом». Нынешние дети – люди сетевого века. Переломным моментом в технологиях стало появление личных мобильных образовательных устройств ребенка – айпадов, смартфонов. В связи с этим

Какие проблемы возникают у современного учащегося и учителя в учебном процессе?

Заполните в группах таблицу и через минуту озвучьте.

- Действительно, уважаемые коллеги, мы определили много проблем, с которыми сталкиваются современный учащийся и преподаватель.

- Как разрешить выявленные проблемы? Я считаю, что одним из эффективных средств решения названных вами проблем является применение метода «Перевёрнутый класс».

III. Диагностика участников мастер-класса

- Что вы можете сказать об этом методе: не слышали, слышали, но не владеете, имеете теоретические знания, используете в практической деятельности, можете поделиться опытом использования. 30 секунд подумайте и поднимите выбранную вами карточку.

- Я очень рада, что есть учителя, которые идут в ногу со временем, осваивают современные технологии, и я надеюсь на вашу помощь.

IV. Основная часть

История возникновения метода «Перевёрнутый урок»

Какова история возникновения этого метода

Учитель Салман Хан вызвался помочь своей племяннице с математикой. Правда, возникла сложность: Хан в тот момент находился в Бостоне, а его племянница жила в Новом Орлеане. Чтобы объяснить девочке математику, Хан сперва использовал специальный сервис, где рисовал для нее с помощью графического планшета решения задач, а позднее по совету знакомых стал использовать YouTube, размещая на сервисе микролекции и сопровождая их закадровым комментарием. Результат поразил Хана. Вскоре он стал получать десятки, а затем сотни и тысячи писем от родителей школьников. Авторы посланий благодарили его за внятное объяснение элементарной математики, которую они благополучно забыли со школьных времен и были не в состоянии объяснить своим детям

Идею этой модели обучения подхватили учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергманн. Они выпустили книгу под названием «Перевернуть занятие, или как достучаться до каждого ученика на уроке», которая на сегодняшний день стала основным руководством для учителей.

Вот что они писали в своем блоге:

"Если признаться, уроки мы решили записывать на видео исключительно из эгоистических побуждений. Слишком много времени уходило на повторное объяснение материала ученикам, пропустившим занятия, и в таких ситуациях записанные материалы стали нашим главным оружием. Помимо того, ученикам нравилось смотреть видеоуроки. Все, кто пропустил объяснения, могли наверстать упущенное в любое удобное время. А потом оказалось, что видеоматериалы пересматривают и те, кто присутствовал на уроке. Некоторые используют такие материалы при подготовке к экзаменам и контрольным. Мы выкладывали ссылки на записи, и учителя по всей стране брали их на заметку.

3. Суть метода «Перевернутого урок»

В чем же суть метода? Давайте попробуем предположить, заполнив сначала графу в таблице «традиционный подход», хорошо всем известный, а оставшиеся карточки помогут разобраться в сути метода «перевернутый класс»

Проверка по Слайду; вывод:

Перевернутый урок - это занятия наоборот. Объяснение нового материала происходит дома. "Домашняя" работа - в классе. По мнению учителей, переворачивающих уроки, такой подход является намного эффективней традиционного.

слайд

Дома, устроившись поудобней в кресле, ученик слушает, как учитель объясняет новый материал. Скажем, включает видео на планшетнике на YouTube, которое учитель записал для своих учеников.

Все факты и имена (например, по истории), помещаются в компактное видео на несколько минут. Почему так коротко, в отличие от объяснения в классе?

- Не тратится время на наведение дисциплины и организационные вопросы.

- Не нужно ничего долго на доске (если что-то нужно показать детям в написанном виде - пишется/набирается/печатается заранее.

Это может быть не только видеозапись объяснения учителем. Видеорепортажи "с места событий", отрывки из телепередач, интервью, слайд-шоу, интерактивный материал - выбор учителя разнообразен.

V. Практика использования

- Как я «переворачиваю» свои уроки? На первом родительском собрании я познакомила родителей с теоретическими основами метода «перевёрнутый урок». Узнала, у всех есть ли электронная почта. В календарно – тематическом планировании смотрю тему нового урока. Затем использую интернет – ресурсы, где беру готовое видео. Внимательно просматриваю видео-урок, продумываю вопросы, которые помогут мне проверить, насколько внимательно дети смотрели видео, уловили суть ролика. На электронную почту детям приходит письмо, в котором дана ссылка на учебное видео. Каждый учебный ролик обязательно сопровождается заданием:

- ответить на вопросы;

- составить памятку;

- нарисовать рисунок;

- сделать коллаж;

- создать книжку – малышку;

- рассказать о том, чего нет в учебнике.

Чтобы учебный материал, который дети получили из видео, у них закрепился и отложился, я предлагаю им воспользоваться ресурсами сайта http://LearningApps.org. На этом сайте содержится огромная коллекция игр, викторин, заданий по разным предметам.

- Задания по теме дети получают за неделю до урока, чтобы у них была возможность подготовиться. На уроке идет проверка и отработка учебного материала. Метод «перевёрнутый урок» использую и на уроках русского языка и литературы.

Я предлагаю вам посмотреть один из видеоуроков, который можно использовать для реализации метода «перевернутый класс», и прошу подготовить в группах вопросы и задания (сопутствующие этому ролику) учащимся для закрепления нового материала.

Видеоролик, работа в группах, проверка, обсуждение

Работа в группах

- Уважаемые коллеги, я предлагаю посмотреть видео (на тему «Cовершенный и несовершенный вид глагола»», в группах продумать задания, которые можно предложить детям, вопросы, с помощью которых учитель сможет проверить учащихся.

Слайды с предлагаемыми мною заданиями

4. Преимущества метода «Перевернутый урок»

- Сейчас вы на слайде можете видеть преимущества метода «Перевёрнутый урок»:

- индивидуальный подход;

- вовлеченность детей;

- навыки для взрослой жизни;

- обучение вне класса;

- заинтересованные учащиеся работают друг с другом, а образовательный процесс организуется с учетом потребностей учащихся;

- увеличивается время на индивидуальное обучение;

- общение учащегося и учителя выходит на новый качественный и количественный уровень;

- хорошо успевающие ребята могут углублять свои знания, а отстающие получают гораздо больше возможностей наверстать упущенное;

- родители гораздо глубже вовлечены в образовательный процесс;

- учащиеся получают в качестве домашнего задания учебное видео или адрес электронного образовательного ресурса для изучения нового материала к следующему уроку. Это можно сделать в любое удобное время, в удобном месте, просмотреть несколько раз сложные теоретические блоки;

- учитель один раз готовит собственный учебный видеоурок или имеет электронные ресурсы авторитетных коллег;

- учитель на уроке качественно организует учебную деятельность учащихся по проработке изученного материала.

VI. Подведение итогов мастер-класса. Рефлексия

- Уважаемые коллеги, подведём итог нашей работы. У каждого у вас есть памятка по организации занятия посредством метода «Перевёрнутый урок», но в этой памятке пропущены некоторые слова. Вам надо самостоятельно заполнить пропуски. (Приложение 2.)

- В качестве рефлексии предлагаю вам заполнить данный оценочный лист. (Приложение 3.)

- Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, кто-то из вас набрал 15 баллов? (Ответы. Аплодисменты.)

- В начале нашей встречи стикерами вы определили свои знания по теме. Изменились ли они сейчас? Покажите сигнальные карточки. Я рада.

Работа в группах

- Уважаемые коллеги! Предлагаю вам составить синквейн, который будет характеризовать метод «Перевёрнутый урок». Напоминаю вам правила составления синквейна. (Приложение 4. Презентация работы в группе.)

-Благодарю вас за внимание. Примите памятки, которые вам помогут в организации и проведении занятия посредством метода «перевёрнутый урок». (Приложение 5.) Стоит ли этим заниматься? Подходит ли эта модель для вас, решать только вам. Но можно с уверенностью сказать: попробовать «перевернуть» занятие стоит каждо





Приложение 1


Традиционный подход

"Перевернутый" подход


Учащийся






Учитель






ИКТ






Методы







Построение урока













Традиционный подход

"Перевернутый" подход

Учащийся

Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, воспроизведи”.

Вовлеченность учащихся в учебный процесс. Ответственность за свое обучение. Взаимодействие со всеми участниками учебного процесса. Осмысленное обучение.


Учитель

Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний учащихся.

Конструирование учебной ситуации, формирование у учащихся ответственности за обучение, доверительное отношение.



ИКТ

Использование технологий и веб-инструментов в обучении.

Изменение методов и форм работы посредством ИКТ.


Методы


Пассивные методы подачи учебного материала, при котором информация идет от учителя к ребёнку.

Активные и интерактивные методы обучения. Личностно-ориентированный подход.


Построение урока


В учебном классе классе учащиеся слушают объяснения учителя. Приходя домой после школы выполняют домашнее задание, зачастую неудачно и без возможности спросить, получить подсказку.

Дома просмотр видео с объяснениями по новой теме, а в классе решение проблем домашней работы.





Приложение 2

ПАМЯТКА

Провести __________________________________ , на котором учитель познакомит с сущностью метода «Перевёрнутый урок».

Узнать адреса _______________________________________ учащихся.

За неделю до урока отправить учащимся на их электронную почту_______________________________________________, которое обязательно сопровождается ____________________________________.

Задания для учащихся начальных классов могут быть следующими:

- ответить на вопросы;

- составить памятку;

- нарисовать рисунок;

- сделать коллаж;

- создать книжку – малышку;

- рассказать о том, чего нет в учебнике;

- _________________________________________________________;

-__________________________________________________________;

(дополните своими заданиями).

5. Ролик к уроку может снимать сам учитель или можно воспользоваться

_____________________________________________________________.

В начале урока выяснить, с какими __________________встретились учащиеся при просмотре видео и выполнении заданий.

7. На уроке идет ________________________материала через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы.




Приложение 3

Оценочный лист

п/п

Критерии

1

2

3

1.

Знаю метод “перевёрнутый урок”




2.

Знаю сущность этого метода




3.

Смогу применять учебное видео на уроках




4.

Смогу дать задание к видео




5.

Попробую применить в своей практике







Приложение 4

Правила написания синквейна

Правила написания синквейна таковы:

1. На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна.

2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4. На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.

5. На пятой строчке слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.



Приложение 5



Перевернутый класс - это занятия наоборот. Объяснение нового материала происходит дома. "Домашняя" работа - в классе. По мнению учителей, переворачивающих классы, такой подход является намного эффективней традиционного.

Дома, устроившись поудобней в кресле, ученик слушает, как учитель объясняет новый материал. Скажем, включает видео на планшетнике на YouTube, которое учитель записал для своих учеников.

ПАМЯТКА

Провести родительское собрание, на котором учитель знакомит с сущностью метода «Перевёрнутый урок».

Узнать адреса электронной почты учащихся.

За неделю до урока отправить учащимся на электронную учебное видео, которое обязательно сопровождается заданием.

Задания для учащихся начальных классов могут быть следующими:

- ответить на вопросы;

- составить памятку;

- нарисовать рисунок;

- сделать коллаж;

- создать книжку – малышку;

- рассказать о том, чего нет в учебнике.

Ролик к уроку может снимать сам учитель или можно воспользоваться готовым видео авторитетных коллег.

В начале урока выяснить, с какими трудностями встретились учащиеся при просмотре видео и выполнении заданий.

На уроке идет отработка материала через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы.






2. Предпосылки для перевёрнутого обучения

- Задумаемся: а зачем учителю переворачивать обучение? Что им движет? Любопытство? Эксперимент? Или мотивирующим фактором является наличие проблемы (ряда проблем), с которым учитель сталкивается в ежедневной работе с учащимися? Перевороту обучения способствовали не только те проблемы, которые вы обозначили, но и следующие факторы:

- пассивность учащихся и студентов;

-роль учителя (роль учителя, по-прежнему, занимает ведущую, руководящую позицию в учебной ситуации, и заключается, в основном, в передаче информации, контроле знаний и в удержании дисциплины на уроке. Увы, в вебдванольных условиях в таком учителе уже нет необходимости.);

- наличие технологий и средств ИКТ (множество цифровых средств и веб-инструментов уже не "намекает", а открыто "указывает" на необходимость изменения сложившийся веками учебной ситуации. Что сделает современный ученик, узнав, что требуется переписать информацию, записанную на доске или слайде? Cфотографирует или попросит опубликовать эту презентацию в интернете! );

- неэффективная зубрёжка (в книге Симона Соловейчика "Учение с увлечением" есть глава под названием "Учить наизусть - вредно". Начинается она словами "Как бы ни было трудно учить наизусть, но во много раз труднее думать, понимать, строить мысленные модели понятий. Оттого-то в школе некоторые ребята и выбирают легкий путь — путь бессмысленного запоминания, то есть зубрежки". А для большей части учителей фактором успешного усвоения материала учащимися служит пересказанная или переписанная выученная наизусть информация. Задумаемся, сколько раз в своей жизни мы зубрили? И какой процент той, заученной, информации остался в памяти?). (Слайды 6-8)

- качества и умения 21 века (обратим внимание на качества и умения 21 века, необходимые человеку в жизни, в работе и в учебе:

- творческий подход и новаторство;

- критическое мышление и способность решать проблемы;

- коммуникабельность и сотрудничество;

- информационная грамотность;

- грамотность в ИКТ;

- гибкость и способность к адаптации;

- инициативность и самостоятельность;

-продуктивность и вовлеченность;

- лидерство и ответственность.

13


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.