12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Альбина19
0

Учебно-методический материал «Формирование нравственной культуры школьников на уроках английского языка (на примере учащихся среднего звена)»

МБОУ СОШ № 64

 «Формирование нравственной культуры школьников на уроках английского языка (на примере учащихся среднего звена)»

Учитель английского языка Закирова Альбина Раифовна

Пенза 2019


 

   Содержание обучения иностранному языку в школе отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС задачу — средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Как говорил советский педагог Сухомлинский Василий Александрович «Сколько я знаю языков, столько я – человек». 

       В рамках образовательных стандартов второго поколения пе­ред педагогами поставлены задачи, которые требуют новых подходов к содержанию образования, органи­зации учебного процесса и технологиям обучения. Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы. 

    Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы образования, проблемы, связанные с работой, профессиональным ростом, проблемы благотворительности, проблемы национальной культуры.

  Наиболее значимыми идеальными основаниями, к которым следует стремиться школьникам, следует считать гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру. Задача формирования данных качеств реализуется в процессе изучения тем «Conflict resolution.Разрешение конфликтов» и « Be tolerant and you will prevent conflicts. Будучи толерантным, ты сможешь предотвратить конфликты».

   Такие личностные результаты, как Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свою малую Родину формируются за счет знакомства с историей, культурой государственными символами, особенностями своей страны и в сравнении с англоговорящимистранами. Например, тематика 9 класса включает темы «Мы в глобальной деревне. Англоязычные страны и родная страна. Географическое положение и некоторые исторические данные Великобритании, США и России». Задача формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни реализуется в УМК в каждом классе в процессе изучения тем «Моя семья», «Хобби», в 7 классе это такие темы: «Что ты хочешь изменить в себе», «Глядя на проблемы подростков», «Почему люди занимаются спортом», «Здоровье – больше, чем богатство».

   Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики формируется с помощью тщательно отобранного содержания и тематики курсов, ориентацию на адаптацию в поликультурном мире через изучение тем «Земля», «Вселенная», «Космос и человек», «Великие изобретатели», «Проблемы глобализации», – 8 класс.

    Готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни формируется с помощью установки на учебу в текстах, учебных и игровых ситуациях. Например, в темах «Отличия разных типов образования», «Пути получения образования», «Выбор профессии», - 9 класс.

   Много в УМК на разных ступенях обучения уделяется развитию личностных качеств, необходимых для воспитания потребности к самообразованию. Это постоянное нахождение ученика в ситуации выбора: изобилие упражнений на разных уровнях способствует постановке и достижению личных целей не только при изучении английского языка, но и других предметов. 

  Если говорить о самостоятель­ности в плане организации и выполнения учебной деятельности, то стратегия обучения выстраивается следующим образом: от действия на уроке под руко­водством учителя, затем действия по образцу в зада­ниях, выполняемых и в классе, и дома (например, в рабочих тетрадях), до автономной учебной деятельности, например, при выполнении индивидуального про­ектного задания. 

   Большим подспорьем в формиро­вании учебной самостоятельности является четкая структура учебника и внятный аппарат ориенти­ровки: информативное оглавление; четкость фор­мулировок заданий; значки, раскрывающие характер задания.

   В учебнике «Enjoy English» в конце каждого раздела есть проектная работа. При выполнении проектов ученики учатся взаимодействовать друг с другом и с педагогом, ведь изучение иностранного языка предполагает не только усвоение грамматической и лексической структуры языка, но и формирование определенных жизненных позиций учащихся. 

    Например, в учебнике 7 класса ученикам предлагается сделать проект на тему «My perfect school» (Моя идеальная школа), в учебнике 9 класса при изучении темы “Families and Friends: Are We Happy Together?” учащиеся работают над проектом “The Coming Holiday.” При изучении темы “It’s a Big World! Start Travelling now!” обобщение материала происходит в виде презентации «своей страны» (РФ, США и Великобритании). В 8 классе ученикам предлагается разработать проект «A perfect world» при изучении раздела о защите окружающей среды.

   В проектном исследовании учитель выступает в роли консультанта, помощника. Все участники проектов – и учитель, и ученик – работают с интересом, творчески, инициативно и неформально. Учащиеся с большой ответственностью относятся к такой работе, поскольку видят ее практическую пользу. Ученики, задействованные в проектах, проявляют такие качества, как ответственность, коллективизм, чувство товарищества.

    Проводя уроки английского языка, мы обращаем внимание на темы, которые посвящены разнообразным праздникам. Данные уроки дают большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. 

  Изучение традиций и обычаев празднования разнообразных событий в иноязычных странах дает учащимся возможность окунуться в семейные празднества, получить весомые знания о них и перенести иноязычный опыт в свою семью. Так, например, на уроке, посвященном празднованию Рождества и Нового года, учащиеся получают возможность окунуться в веселье, радость, которые охватывают жителей Европы в преддверии данных праздников. Они получают знания о том, как готовятся к этим праздникам, что готовят на стол и как дарят подарки члены семей друг другу. 

   На уроке, посвященном празднованию Пасхи, учащиеся узнают, откуда произошел данный праздник, когда католики его празднуют, что принято дарить друг другу, что является символом данного праздника и так далее. Данные праздники являются самыми главными среди европейских стран. 

   Таким образом, английский язык представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы сумеем создать не только образованного человека, но и воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир. 

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.