Доклад на тему «Интеллектуальное сотрудничество на уроках литературы»
Доклад
на тему
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
|
Выполнила: |
Преподаватель учебного предмета «литература» Лихачева Марина Евгеньевна |
Разговоры о том, что «дети не читают и сидят с гаджетами», что «нужно изменить учебную программу», о месте чтения в нашей жизни идут уже много лет. Учителя бьют тревогу, видя, что книга уходит из жизни современного ученика. А чтение он часто рассматривает как принудительное учебное занятие.
Вопросы о том, как приобщить ученика к чтению, вернуть ему интерес к книге, научить понимать писателя, его думы, чаяния, сопереживать им и формировать собственную жизненную позицию имеют большую значимость. Решение их тем более необходимо, так как литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его отношения к жизни, речи, то есть играет важную роль в приобщении к культуре ученика. Таким образом знаниями программы по литературе определится литературное образование юриста, программиста, технолога, социального работника, монтажника. Значит от курса литературы зависит общекультурный облик гражданина страны.
Сложность изучения литературы в том, что ученикам необходимо понять и затем помнить о том, мир, описанный в произведении, - это мир отраженный, переданный через нравственные убеждения и систему ценностей автора. Аналитическая работа на уроке является средством услышать авторские мысли, проникнуть в его художественный замысел, постичь его переживания. А затем необходимо сформулировать собственное видение авторского замысла и доказать, что именно оно изложено в произведении. Это невозможно сделать, если произведение не прочитано.
Урок должен мотивировать ученика к познавательной деятельности, связанной с прочтением произведения, способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Создание условий для интеллектуального развития учащегося и атмосферы сотрудничества– задача учителя.
Эффективность современного урока вижу в применении новых технологий, активизирующих познавательную и творческую деятельность учеников. Современный урок невозможен без приемов технологии развития критического мышления, потому что она является основой нравственного и эмоционального воспитания личности, а также развития творческих способностей учащихся, также она вырабатывает навык самостоятельного знакомства с произведением, она помогает погрузиться в творчество писателя, в текст, также помогает грамотно анализировать, доказывать точку зрения, обобщать, систематизировать материал и потом проецировать все эти знания на собственный жизненный опыт.
Высокий уровень исследовательской культуры обучающихсядостигается с помощью методических приемов, применяемых преподавателем. Таких приёмов достаточно много на любой стадии урока: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Остановлюсь на некоторых из них.
На стадии «вызова» у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения нового учебного материала. Предварять работу с текстом стараюсь созданием эмоционального настроя учащихся с помощью музыки, эпиграфа, поэтической минуты.
Мне нравится работать с эпиграфами на уроке. Это могут быть высказывания как изучаемого автора, так и высказывания о нем современников.
Так для урока «Поэтический мир М.Цветаевой» использую слова, сказанные в одном из написанных ею писем: "Я могла бы быть первым поэтом своего времени, знаю это, ибо у меня все, все данные, но – своего времени я не люблю, не признаю его своим". Осмысление эпиграфа помогает ответить на вопрос: почему М. Цветаева едва ли могла бы найти "свое время", а вот её поэтический образ и гениальные стихи "свое время" нашли.
А на уроке по изучению творчества М. А. Булгакова целесообразен эпиграф, взятый из письма М.А. Булгакова Правительству СССР: «Ныне я уничтожен. Уничтоженье это было встречено советским обществом с...радостью...». Это письмо стало криком души писателя, которому в 1929-30 годах не дали поставить ни одной пьесы и не дали опубликовать ни одной строчки. Эпиграф и его аргументация помогут ученикам осмыслить трагедию художника, понять идеи, протянутые от этих слов к роману «Мастер и Маргарита».
Задание может быть вариативным: выберите и запишите в тетрадь тот эпиграф, который наиболее полно отражает тему сегодняшнего урока. Аргументируйте свой ответ.
Очень важно на уроке реализовать диалоговое общение учащихся, так как в диалоге рождается истина, для этого должен быть подобран острый проблемный вопрос, который, кстати, уже заложен в формулировке темы урока («Страна с названием «Темное царство...», «Что если некуда идти?», «Почему не смогла стать птицей Катерина?»). Так в ходе работы над текстом, учащимся легче будет постигать идейный смысл произведения.
Личный опыт учащихся можно активизировать с помощью приема «ввода в текст произведения». На уроке по рассказу Куприна «Гранатовый браслет» обращаюсь с вопросами:
- Вспомните, какие чувства вы испытывали в ожидании счастья.
- Случалось ли вам обманываться в своих надеждах и ожиданиях?
Цель вопросов состоит в том, чтобы понять своеобразие авторской позиции.
Я говорю: «Любовь может быть...»
Учащиеся по очереди отвечают: счастливая, взаимная, глубокая, нежная, сильная, несчастная…
Ученики высказывают мысли по очереди, используя приём «мысли по кругу». Такой прием помогает развитию у участников умения слушать другого человека.
На стадии – «осмысления» - происходит непосредственная работа учащегося с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.
На этой стадии можно использовать прием «чтения с остановками». Для его использования важно, чтобы текст был абсолютно неизвестным для учеников, с динамичным сюжетом и неожиданной развязкой. Заранее определяю к тексту вопросы и задания. Так небольшая статья М.Веклюка «Шествие 27 млн. душ по Красной площади. Путь в 3, 5 года» помогает ученикам зрительно представить огромные потери, величину трагедии, которые выпали на долю Советского Союза в Великой Отечественной войне. А затем чтение небольшого рассказа А.Н. Толстого «Русский характер» уже не сможет оставить равнодушными учащихся, т.к. текст удивляет описанием глубоких переживаний героев Егора Дремова, его родителей, невесты. Понятие «русский характер» ученики сложат из отдельных черт характеров всех героев. Этот характер вызывает уважение, восхищение, гордость. Таким образом, два текста - публицистический и художественный, поиск от общего к частному, помогают увидеть общую судьбу народу через судьбу отдельных героев.
Во время работы учащиеся с большим интересом вносят свои предположения о развитии сюжета, о чувствах и мыслях героев, мотивах их поступков и т.д. Пусть их предположения не подтвердятся, гораздо важнее, если каждый ученик вдумчиво относится к тексту произведения, тогда оно становится ему ближе, понятнее, ему хочется читать и слушать дальше, чтобы понять, почему именно так разворачиваются события, почему именно эти чувства испытывает герой.
Прием «маркировки текста» или его отрывка помогает выявить причинно-следственные связи, мотивы поступков героев и свое отношение к ним. Он заключается в маркировке текста (или его отрывка) специальными символами, имеющими следующее назначение: «+» - «узнал новое» «~» - «уже знал» «-» - «думал иначе» «?» - «есть вопросы».
«Как вы воспринимаете монолог Мармеладова?» Текст можно промаркировать с позиции: + Я согласен с героем. Гибель слабых становится неизбежной из-за насилия «хищников» - Я не согласен с героем. У меня другое мнение. Гибель слабых становится неизбежной из-за смирения и попустительства других несчастных, из-за их неспособности на протест, из-за того, что они с готовностью пользуются плодами чужой жертвы.
На стадии размышления (рефлексии) учащиеся превращают информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Поэтому на завершающей стадии урока можно применить следующие методы: синквейн, эссе, написание письма герою, дискуссию.
«Синквейн» (стихотворение по алгоритму) имеет определённую схему, по которой мы раскрываем образ героя следующим образом:
1. Существительное.
2. Прилагательных два (допускаются причастия).
3. Глаголов три (допускаются пояснения).
4. Предложение из четырех слов.
5. Существительное (вывод, обобщение).
Пример
1. Обломов.
2. Ленивый, добрый.
3. Лежит, мечтает, сибаритствует.
4. Не любит никаких перемен.
5. "Обломовщина".
Эссе – письменные размышления на заданную тему: «Жестокий талант» или гений гуманности?.» (Размышления о творчестве Ф.М. Достоевского), «Живет ли сегодня теория Раскольникова?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»), «Любовь – это счастье?» (по рассказу Куприна «Гранатовый браслет») и др.
Прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения или от своего имени герою, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими. Например, написать письмо Базарову или Кирсанову на тему: «Господин Базаров (Кирсанов) я с вами не согласен».
Дискуссия на заключительной стадии урока не должна расколоть учащихся, а при наличии собственной выработанной позиции привести их к позитивному единству.
«Оправдание героя». - Я хочу оправдать моего героя, его поступки. Можно предложить оправдать сразу двух героев, например, Наташу Ростову и князя Андрея Болконского в ситуации, связанной с их разрывом. Как правило, учащиеся винят в нем Наташу Ростову. Этот прием позволяет посмотреть на героиню под другим углом зрения, не быть равнодушными наблюдателями, т.к. придется искать аргументы для ее защиты.
Данные технологические приемы позволяют на уроке не только обосновать свою позицию, но и изменить какие-то уже установившиеся представления. А еще не удалять классику от ребят, делая вид, что она про людей без возраста, к примеру, возраст Сони в «Войне и мире» 15 лет, а влюблена она в 20-летнего.
Чтобы оживлять конкретные образы в сознании учеников, на уроках литературы использую киноискусство. Оно помогает увидеть сущность ожившего на экране художественного мира. Кино может работать на литературу, обогащать знания учеников, давать возможность понять всю многогранность литературного произведения. При изучении русской классики кинематограф предлагает богатый выбор экранизаций для подобной работы. Опыт показывает, что использование фрагментов фильмов на уроках литературы качественно меняет отношение ребят к классической литературе. Фильмы оживляют для них книги, увлекают, учат думать, наблюдать. Сравнение, сопоставление и противопоставление книги и фильма-экранизации повышает интерес к литературе, открывает духовный смысл произведений русской классики.
Так при изучении сатиры М. А. Булгакова использую отдельные сцены, фрагменты фильма «Собачье сердце». В результате яркости гротескных образов Швондера и представителей домкома на экране, конфликт гуманистического и антигуманного взглядов на человека, культуры и невежества, примитивизм мышления становятся настолько очевидны, что созданная проблемная ситуация на уроке и поиск ответов на вопросы, прозвучавшие во фрагменте не вызывает затруднений у большинства учеников.
Возможны и другие формы работы. Такие, как обсуждение причин использования кинематографических приёмов для раскрытия литературных образов (крупный план, детали, музыкальное оформление и др.); поиск недостающего фрагмента в тексте или «озвучивание» сцены (поиск соответствующего фрагменту монолога, диалога). Итог такой работы всегда возвращение к тексту и внимательная работа с ним.
Чтобы убедить ученика в том, что литература – это не только правила, авторы, которые написали свои книги, а увлекательный мир, в котором есть много интересного и не все ещё открыто, использую проектно-исследовательскую деятельность. Она позволяет применить знания в различных сочетаниях, стирает границы между дисциплинами, создаёт положительную мотивацию для самообразования.
В проектах по литературе используется значительный объём текстов, литературной критики, литературной терминологии, мировоззрений и биографий авторов, исторических материалов, основ мировой художественной культуры, поэтому они достаточно сложны для выполнения.
Так в проекте «Маска, я тебя знаю…» учениками были исследованы вопросы: почему писатели брали себе псевдонимы, какое смысловое значение они несут, каковы способы их образования. Учащиеся выделили 25 писателей и поэтов (Карамзин, Гоголь, Достоевский, Некрасов, Пришвин, Северянин, Мамин-Сибиряк и др.), вошедших в русскую классическую литературу под прочно закрепившимися псевдонимами, были обозначены 11 групп, к которым отнесли псевдонимы классиков по принципу их образования (пропуск части букв имени и фамилии, отсекание начала или конца настоящей фамилии, использование названия места, где автор провел детство и т. д.). В процессе работы над проектом ребятам удалось, заглянуть в тайну имени, понять причины, которые побуждают людей взять тот или иной псевдоним, классифицировать способы образования псевдонимов.
Проектно-исследовательская деятельность сегодня позволяет повысить качество обучения, создать условия к самообучению, обеспечивает успешность личностного роста.
Традиционным стало участие ребят в конкурсах творческих работ разного уровня, предметных декадах, в которых раскрываются их творческие способности, формируется критическое мышление, расширяются литературные познания, происходит непосредственное погружение в искусство слова.
При сухом, догматическом подходе к преподаванию невозможно заставить учащихся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Только применении различных форм обучения способствует этому.
Развитие творческих способностей, нестандартного мышления учащихся возможно при создании преподавателем условий для интеллектуального сотрудничества, использовании различных методов и приемов обучения.
Литература
Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
Гусева Л. С. Взаимодействие читательской и зрительской деятельности на уроках литературы как средство повышения интереса к чтению // Молодой ученый. — 2017. — №1.1. — С. 9-11.