Статья «Развитие интереса к чтению у младших школьников с ОВЗ»

10
6
Материал опубликован 30 October 2019 в группе


Язенина Ольга Анатольевна

ОГБОУ “Центр образования для детей

с особыми образовательными

потребностями г. Смоленска”

г. Смоленск, Россия

Olga Jazenina

OGBOU "Center for Education for Children

with special educational

needs of the city of Smolensk "

Smolensk, Russia



Статья “Развитие интереса к чтению

у младших школьников с ОВЗ”


Аннотация:​ в статье описывается опыт использования различных приёмов для развития интереса младших школьников с ограниченными возможностями здоровья к чтению.

Annotation:​ the article describes the experience of using various techniques to develop the interest of primary school students with disabilities to reading.

Ключевые слова:​ дети с ограниченными возможностями здоровья; развитие интереса к чтению; приёмы, методы, формы обучения, младшие школьники.

Key words: ​children with disabilities; developing interest in reading; receptions, methods, forms of education, primary school students.


Привить ребёнку вкус к чтению -

лучший подарок, который мы

можем ему сделать

Сесиль Лупан


Развитие интереса к чтению у обучающихся в настоящее время становится проблемой: интерес к чтению падает, вследствии чего младшие школьники не могут повторить прочитанное и понять его смысл, затрудняются грамотно формулировать своё мнение, доказывать его. А так как всё обучение в начальной школе строится на основе чтения, это создаёт большие трудности в учебной деятельности.

Важную роль в жизни человека играет развитие современных технологий - телевидение, интернет. “По оценке психологов основное влияние информационная революция оказывает на детей младшего школьного возраста. От больших инормационных нагрузок ребёнок быстро утомляется, снижается его работоспособность и, соответственно, ребёнок отказывается от чтения. А процесс обучения должен быть непрерывным”. [1]

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования развитие интереса к чтению является обязательным достижением для продолжения образования уровня читательской компетентности (интерес к чтению относится к личностным результатам освоения программы начального общего образования).

О проблеме отсутствия читательского интереса у современных школьников подробно рассказано в статье «О проблемах детского чтения» Гройсман А. Г. Она считает, что «налицо кризис чтения». «Чтение имеет огромное значение в жизни детей, гораздо большее, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти надолго, влияет на дальнейшее развитие ребенка, формирует миропонимание, вырабатывает определенные нормы поведения». [3] Поэтому очень важно уделять пристальное внимание развитию у детей интереса к чтению. Это большой совместный труд учителей, воспитателей, родителей и детей.

Сначала детям нравится процесс овладения чтением. Им очень интересно, как из букв складываются знакомые слова. Но как только дело доходит до увеличения темпа чтения, у многих пропадает желание проводить время с книгой. Ведь интересней и проще посмотреть мультфильм, поиграть на компьютере.

Как же учить детей чтению, чтобы они полюбили читать? Очень важно начать решать эту проблему уже в начальной школе. Владение приёмами формирования интереса к чтению является ценной компетенцией настоящего учителя, необходимой для качественного образования современных детей.

Формировать интерес к чтению у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья я начинаю в период обучения грамоте. Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая не только сегодняшним временем, но и уровнем развития образования. Включение в процесс обучения Интернет-ресурсов, аудио- и видеосредств даёт возможность реализовать принцип наглядности, значительно повышает интерес к учёбе. Поэтому на уроках в электронных тетрадях для чтения я предлагаю цветной текст (не чёрный, а синий, зелёный, фиолетовый или коричневый) с крупным шрифтом, использую красочные иллюстрации, презентации с яркими слайдами, видеосюжеты, что вызывает различные эмоции и желание поделиться впечатлениями, высказать своё мнение.

Интерактивные тренажёры помогают разнообразить обычные ежедневные упражнения и повышают мотивацию.

Сервисы с онлайн-тренажёрами:

Самоучка

Kid-mama

IQюша

Теремок

Учимся читать

Весёлые уроки

Айфолика

Чтение слогов-слияний

Разумейкин

Игры с Берилякой

Знакомство с буквами

Видео Учимся читать с Берилякой"

В начале урока для развития артикуляции обязательно провожу “речевую разминку”: разучиваем скороговорки, рифмуем слова.

Маленьким читателям необходимы красочные интересные иллюстрации, без которых, как утверждают психологи, чтение становится неинтересным, даже скучным. Так как я работаю в Центре дистанционного образования с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, где проводится индивидуальное обучение, для каждого ребёнка я стараюсь подобрать такие книги, которые отвечают его потребностям и интересам, задевают за душу, уводят в волшебный мир фантазии, показывают, что от чтения можно испытывать удовольствие. И тогда можно быть уверенной, что после таких книг ребёнок начнёт читать.

Известно, что тексты должны подбираться от простого к сложному. Усложняться должны не только сочетания букв, длина слов, но и смысл текста. Сначала обучающимся предлагаются тексты со словами, состоящими из не более двух слогов, в которых гласные буквы повторяются (мама, папа, Маша). Это упрощает восприятие и помогает понять, как буквы складываются в слоги, а слоги в слова. Со временем слова и тексты усложняются.

Для обучающихся с ОВЗ я стараюсь индивидуально подбирать тексты или самостоятельно составляю их так, чтобы сюжеты касались самих обучающихся, их семей или питомцев (на уроках математики тоже использую этот приём, составляя подобным образом текстовые задачи). В таких случаях детям становится интересно читать, ведь это качается лично их самих.

Часто в качестве текстов для чтения использую детские анекдоты (например, из книги К.И. Чуковского “От 2 до 5” или Аудиоформат книги "От 2 до 5"). Я начинаю читать или использую аудиозапись, а обучающийся, заинтересованный в том, чтобы узнать окончание, дочитывает сам.

Заставить читать нельзя, чтением надо увлечь! С целью повышения читательского интереса я на уроках широко использую различные приёмы, что помогает обучающимся успешно усваивать программу, получать положительные эмоции от учебного процесса, даёт детям уверенность в своих силах:

Чтение слов сначала справа налево, а потом слева направо.

Перед тем, как прочитать текст, я предлагаю представить, что мы едем на машине. А значит, необходимо соблюдать определённые правила дорожного движения (не превышать скорость, быть внимательным к знакам (на дороге это дорожные знаки, а в тексте это знаки препинания) и т.д.).

Читаем текст по прониципу игры “Снежный ком”: сначала первое слово, потом первое и второе, затем первое, второе и третье и т.д.

Рассматриваем иллюстрации к произведению, предполагаем, о чём будет рассказ, потом читаем. Анализируем, совпали ли предположения обучающегося с содержанием текста.

Предлагаю поменяться местами: обучающийся становится учителем, а я - ученицей. Читаю текст с разной скоростью и интонацией, иногда допускаю ошибки. Зтем прошу проанализировать (даю схему анализа) и оценить моё чтение.

Когда читаю текст, предлагаю обучающемуся следить за мной по тексту. В любой момент останавливаюсь - ребёнок должен продолжить. Он читает, я слежу. Он остановился - я продолжаю.

Перед началом чтения показываю диафильм, мультфильм по данному произведению или даю послушать аудиозапись.

Предлагаю на время стать писателем, редактором, написать собственный рассказ и оформить его в виде книжки-малышки (это может быть домашним заданием). На следующем уроке обучающийся с удовольствием знакомит меня со своим произведением - читает его мне.

В определённый момент обрываю чтение, сославшись на то, что, по какой-то причине, не могу больше читать, но мне очень интересно, чем дело закончится. Ребёнку не остаётся выбора и он читает сам.

Периодически предлагаю читать «на выбор», «по вкусу», «как тебе хочется».

Участие в конкурсах очень стимулирует ребёнка. Поэтому сообщаю, что мы участвуем в конкурсе чтецов и начинаем к нему готовиться. И, конечно же, впоследствии участвуем в одном из конкурсов.

Периодически придумываю какие-нибудь награды, в основном, открытки или медальки “Буквознайка”, “Слогоскладыватель”, “Всёпрочитайкин”, “Точнопересказыватель”, “Смыслоискатель”, “Планосоставитель” и т.д. Для каждого обучающегося завожу “Книгу рекордов чтения”, куда заношу новые достижения по чтению.

Перед началом чтения говорю о том, что данный рассказ никогда не читали родители обучающегося, что им будет очень интересно узнать содержание. А для этого ему предстоит самому прочитать, а потом и рассказать маме с папой. А родителям советую обязательно поинтересоваться прочитанным.

Обязательно хвалю, даже за самое незначительное достижение. Говорю об улучшении по сравнению с его предыдущими успехами. Иногда сравниваю с несуществующими обучающимися, говоря, что они не смогли справиться с заданием, а у него всё плучилось.

Когда проверяю технику чтения, не говорю ребёнку об этом, чтобы не волновался.

Иногда предлагаю записать чтение ребёнка на видео или аудио для того, чтобы он послушал, как читает, как звучит его голос, а также в подарок брату, сетре или родителям.

Чтение с помехами. Это упражнение развивает сосредоточенность, силу воли, внимательность. Предлагаю обучающемуся внимательно читать текст, ни на что не отвлекаясь. Во время чтения издаю различные звуки (стучу, хлопаю, разговариваю, пою...). Задача ребёнка читать, не сбиваясь, а потом передать смысл прочитанного.

Можно использовать такой приём - брать ребёнка на “слабо”.

Так как на уроке с некоторыми обучающимися сидят и их родители, обязательно вовлекаю их в чтение по ролям, участие в викторинах и играх.

Проведение прессконференции с героями произведения. Но вопросы можно придумать, только узнав, что за герои встретятся в произведении, какие у них характеры. А для этого необходимо прочитать текст.

Большую эффективность имеют нестандартные уроки. С обучающими с ОВЗ я очень часто провожу уроки-веб-квесты, одним из заданий которых является, например, чтение отрывка, другим - ответы на вопросы, третьим - составление характеристики героя, четвёртым - деление текста на части и озаглавливание, пятым - пересказ. Задания могут быть разными. Такая работа стимулирует обучающихся внимательно читать текст, вызывает эмоциональный подъём, развивает интерес к чтению.

Отличной мотивацией к чтению являются уроки с сюжетами, когда сказочные герои попадают в сложные ситуации. Чтобы помочь героям, обучающемуся необходимо выполнить все задания урока, а значит, преодолеть своё нежелание читать.

Важная роль по привитию любви к чтению отводится и родителям. Предлагаю им читать вместе с ребёнком, показывать пример любви к книгам и чтению, беседовать по прочитанной вместе книге, интересоваться у ребёнка, что читали на уроке чтения, о чём было произведение, отношение ребёнка к прочитанному. Рекомендую устраивать ежедневные читательские пятиминутки, литературные конкурсы и игры, гадания по книгам, оформление коллажей к прочитанным произведениям. Советую, чтобы их ребёнок читал вслух младшим братьям или сёстрам, бабушкам или дедушкам.

"Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя" (В.А. Сухомлинский). Только разнообразные формы, методы и приёмы, которые будут использовать учителя и родителя, будут привлекать и удерживать внимание детей, развивать интерес к чтению, который не исчезнет у них и в последующих классах. Только совместная творческая и систематическая работа семьи и школы не позволит закрыться окошку, через которое дети познают этот мир и самих себя.


Литература:

1. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 12.

2. Бугрименко Б.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М, 1993.

3. Гройсман А.Г. О проблемах детского чтения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.detlit.ta-vkm.ru/problems/groysman-o-problemah-detskogo-chteniya/

4. Локадова, Н.П. Отчего дети не умеют читать и как сформировать у них интерес к чтению [Текст] / Н. П. Локадова. – М. : Исходная школа, 2007. – 35 с.

5. Рыбкина Е.А. «Шаг навстречу книге, или как приобщить ребенка к чтению» Начальная школа, № 2, 2009.

6. Тихомирова И.И. «Что могут родители?» Журнал «Школьная библиотека”.

7. Уильямс В. 75 простых советов, как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению / В. Уильямс // Начальная школа: плюс-минус. - 1999. - № 10.

8. Чуковский К.И. “От двух до пяти” - М.: Детская литература, 2017. - 76 с.

9. Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Знание, 1986. – 64 с.

10. Яшина Н.П. «Учить читать трудно, но интересно». Журнал «Начальная школа».






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ольга Анатольевна,большое спасибо за статью и за полезные ссылки на онлайн-тренажеры!Актуально!

30 October 2019

Оксана Геннадьевна, спасибо за то, что оценили статью! Я очень рада, что ссылки на предложенные сервисы пришлись Вам по душе. Пользуйтесь на здоровье!

30 October 2019

Благодарю за интересную статью!

29 November 2019

Спасибо, Марина Юрьевна, за Вашу оценку! Я рада, что статья Вам понравилась!

29 November 2019

Спасибо, Ольга Анатольевна, за интересный и полезный опыт! Особо ценны Ваши конкретные примеры из практики и ссылки на тренажёры, необходимые в работе!

15 October 2021

Елена Владимировна, мне очень приятно, что Вам понравилась статья! Спасибо большое за внимание!

16 October 2021