Статья «Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку»

2
0
Материал опубликован 22 September 2022

Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку

 

Ганеева Раушания Ринатовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 4 г. Агрыз

 

Главной целью преподавания русского языка, с моей точки зрения, выступает формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетентностей обучающихся. Но вместе с данными компетентностями через активизацию познавательной деятельности в процессе обучения русскому языку обучающиеся формируют и исследовательскую компетентность – как некую общность знаний, способностей и навыков по проведению научно-исследовательской работы [1].

Последнее очень важно, поскольку в Федеральном компоненте госстандарта общего образования по русскому языку указано, что старшая ступень школы предполагает сформированность навыков ведения исследовательской работы: навыка выдвижения гипотез, навыка осуществления их проверки, навыка владения приемами НИР, владения элементарными умениями в области прогноза, в области самостоятельного создания алгоритма познавательной деятельности с целью решения задач поискового и творческого характера.

Все вышесказанное в полной мере можно отнести и к русскому языку; и хотя в большинстве авторских программ и не указывается на формирование исследовательских навыков, тем не менее, практически любая тема по русскому языку может стать предметом исследования. Однако, учитывая плотность программного материала по русскому языку, формирование исследовательской компетенции учащихся входе урочной деятельности не представляется целесообразным. Значительно более продуктивным является вынос данной работы на внеурочную деятельность обучающихся. Формы такой работы могут быть разнообразными. Так в нашей школе ведет работу традиционный зимний лагерь, в котором учащиеся 9 класса могут не только отдохнуть, но и получают отличную возможность качественно подготовиться к ГИА-9 по предметам школьной программы. В этом году класс, с которым я работала в рамках лагеря, был для меня новым, и я решила работу с ним начать с задания №3, повторив понятия и выполнив упражнения, после дать несколько вариантов КИМ к блоку «Доброта», провести работу над ошибками, отработать умение приводить аргументы из текста к сочинению. В процессе подготовки я пришла к выводу, что разработку дидактических материалов к подобным занятиям можно превратить в проектные работы для учащихся старших (10-11) классов либо учащихся 9 класса, относящихся к категории сильных. Результатом (продуктом) такого проекта стала презентация «Занятие по подготовке к ОГЭ», опубликованная на портале «Мультиурок» (URL: https://multiurok.ru/files/zaniatiie-po-podghotovkie-k-oge.html),

тренажер к заданию 2 ОГЭ в формате «Своя игра» https://урок.рф/library/podgotovka_k_oge_zadanie_2_084656.html

Выбор метода проектов для формирования исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку неслучаен, поскольку метод проектов представляется гибкой моделью для организации учебно-воспитательного процесса, способствующей развитию наблюдательности и стремления находить выход из возникающих затруднений, развитию стремления проверять верность своих результатов, основываясь на анализе информации, на проведении эксперимента и/или исследования. (Свой личный большой опыт участия в групповом проекте я получила в 2019 г., участвуя в работе над сборником «Методические материалы для формирования и оценки планируемых результатов освоения программы по русскому языку в 5 классе по разделу «Лексика» в центре повышения квалификации при ФГАОУ ВПО «КФУ»).

Как известно, проект – это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей [2]. Общее для всех проектов, реализуемых моими учащимися в ходе внеурочной деятельности, – их нацеленность на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуа­ции силами педагога и учащихся за определенный период времени. Наиболее целесообразным результатом учебного проектирования представляется мне учебная презентация. Примерами проектных работ-презентаций, выполненных моими детьми в ходе внеурочной деятельности по русскому языку, являются работы «Подготовка к ОГЭ», «Готовимся к ОГЭ. Работа над сочинением» и др., также опубликованные во Всероссийском СМИ — на портале «Мультиурок».

Описанная работа «вне уроков» способству­ет и развитию деятельностного отношения ученика к урокам русского языка. Уменьшается доля репродуктивной деятельности, более эффективно используется учебное время, происходит становление личности ребенка, развитие его позитивного мышления, ориентация в мире ценностей, повышается качество образования, мои учащиеся становятся успешными в рамках олимпиадной работы — важного направления НИР учащихся.

Литература

Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65.

Педагогическое проектирование [Электронный ресурс]. URL: http://hrm.ru/db/hrm/pedagogicheskoe-proektirovanie/glossary.html, 2017.

 

3

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации