Статья на тему «Национальный корпус русского языка как средство формирования исследовательской компетенции обучающихся»
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОРПУС РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
©Лучина Евгения Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ № 14» города Смоленска,
Смоленская область, город Смоленск.
Аннотация. В статье рассматривается использование Национального корпуса русского языка (НКРЯ) как средства формирования исследовательской компетенции обучающихся. НКРЯ является инструментом, позволяющим молодому исследователю выявить особенности функционирования изучаемого явления, его семантические изменения, изобразительно-выразительные возможности, а также найти ответ на другие лингвистические вопросы.
Ключевые слова: Национальный корпус русского языка, русский язык, исследовательская деятельность, исследование, существительные общего рода.
В условиях цифрового общества важным становится не просто знание, но способы и методы его получения. Цель исследовательской деятельности в школе – приобретение обучающимися многофункционального навыка исследования как способа осмысления и освоения действительности. Умение искать информацию, анализировать, оценивать, применять имеющиеся знания для поиска новых – способ не просто выжить в быстроменяющемся обществе, но и раскрыть свой потенциал. Одной из главных задач школы является формирование у обучающихся исследовательской установки по отношению к жизни.
Одним из инструментов для осуществления этой цели для учителя русского языка и его учеников является Национальный корпус русского языка (НКРЯ).
Национальный корпус русского языка «это, в первом приближении, собрание текстов на данном языке, представленное в электронной форме и снабженное научным аппаратом» [Плунгян, 2005, с.6]. Функциональный аппарат корпуса позволяет найти те слова и конструкции, которые необходимы исследователю.
В нашей статье представлены некоторые результаты по изучению особенностей функционирования существительных общего рода на материале НКРЯ.
Как вовлечь ученика в такую форму исследовательской деятельности? Стоит учесть, что для исследования требуется личностно-значимая проблема, которая была бы знакома и понятна школьнику.
При изучении существительных общего рода на уроке, предоставим ученикам несколько примеров, иллюстрирующих двоякий способ согласования таких существительных. Теперь мы имеем возможность предложить обучающимся установить группы существительных общего рода, которые, в зависимости от контекста, могут тяготеть к одному из трех родов существительных в русском языке. Для выполнения поставленной задачи обучающимся необходимы новые знания, соответственно, новый инструмент для получения этих знаний – Национальный корпус русского языка.
Из семантических групп слов общего рода выберем малопродуктивный тип отглагольных образований с живым суффиксом разговорной речи -ак(а), -як(а): гуляка, зевака, служака, писака. В НКРЯ нами было выбрано для каждого из существительных общего рода по 100 контекстов. Нами было проанализировано 400 контекстов и установлено, какое количество из 100 употреблений каждого слова приходится на синтаксически определяемый мужской род, женский, а также количество случаев, в которых определение рода не представляется возможным. Результаты проведенного исследования отражены в таблице 1.
Таблица 1.
|
М. р. |
Ж. р. |
Не определяется |
Количество употреблений |
Гуляка |
62 |
- |
38 |
100 |
Зевака |
11 |
1 |
88 |
100 |
Служака |
95 |
1 |
4 |
100 |
Писака |
47 |
1 |
52 |
100 |
Итого |
215 |
3 |
182 |
400 |
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что выбранный нами тип отглагольных образований, как правило, имеет выражение в грамматическом мужском роде (54%, 215 случаев). Причины, вызывающие тяготение существительных к тому или иному роду внутри грамматической категории общего рода, могут быть обусловлены разного рода факторами. Изучение данной проблемы может стать продолжением нашей научной работы.
Таким образом, НКРЯ предоставляет богатый материал, который позволяет начинающему исследователю выявить особенности функционирования анализируемого явления, семантические изменения, а также найти ответ на другие актуальные лингвистические вопросы.
Список использованных источников
1. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruscorpora.ru.
2. Плунгян В.А. Зачем нужен Национальный корпус русского языка? Неформальное введение // Национальный корпус русского языка: 2003-2005. М.: Индрик, 2005. С. 6-20.