Формирование ключевых компетенций обучающихся с помощью современных технологий
«Формирование ключевых компетенций обучающихся с помощью современных технологий»
Матросова Надежда Александровна,
методист, педагог дополнительного образования
МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги
На протяжении нескольких лет реализую дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Основы трёхмерного моделирования» технической направленности. Занятия направлены на вовлечение обучающихся в научно-техническое творчество, стимулирование интереса к сфере высоких технологий за счет погружения их в процесс самостоятельного создания компьютерного 3D-продукта и приобретения навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с техникой.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Основы трёхмерного моделирования» подтверждается ее направленностью на реализацию целей и задач, обозначенных в государственных документах стратегического планирования, а именно:
достижение результатов приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (паспорт проекта утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11) по существенному увеличению вовлечения детей в научно-техническое и инженерное творчество;
достижения целевых показателей охвата детей программами технической и естественнонаучной направленности дополнительного образования, намеченных в проекте «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». «Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16);
реализацию задачи обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций: поддержку научно-технического творчества детей, обозначенной в пункте 2 раздела III «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
достижение целей подпрограммы «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 26 декабря 2017 г. № 1642) по увеличению численности детей и молодежи, занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам технической и естественнонаучной направленности;
осуществление задачи по формированию у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, поставленной в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р);
В процессе обучения формируются следующие компетенции обучающихся:
Ценностно-смысловые компетенции. Будут сформированы ценностные ориентиры обучающегося, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
Учебно-познавательные компетенции. Сформирована совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности; знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
Информационные компетенции. Сформированы умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Учащиеся освоят основы трехмерной графики, принципы моделирования трехмерных объектов, инструментальные средства для разработки трехмерных моделей и сцен, которые могут быть размещены в сети Интернет; закрепят навыки рендеринга трехмерных объектов и сцен. Они будут иметь представление о трехмерной анимации; получат начальные сведения о сферах применения трехмерной графики, о способах печати на 3D-принтере. Обучающиеся научатся самостоятельно создавать компьютерный 3D-продукт.
Коммуникативные компетенции. Сформированы знания, умения и навыки различных способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Мониторинг образовательных результатов и достижений обучающихся показывает высокий уровень результативности освоения ключевых компетенцийУровень обученности в группах студии «BIT» по программе «Основы трехмерного моделирования» составляет 100 %.
Год | Количество обучающихся | Сохранность контингента | Уровень обученности |
2018-2019 уч.г. | 15 | 93,33% | 100% |
2019-2020 уч.г. | 30 | 90% | 100% |
2020-2021 уч.г. | 30 | 100% | 100% |
Качество образования можно проследить по следующей таблице.
Год обучения/ Уровень | Промежуточная аттестация | Итоговая аттестация | |||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | ||
2018-2019 уч.г. | 6,67% | 80% | 13,33% | 0% | 80% | 20% | |
2019-2020 уч.г. | 3,33% | 90% | 6,67% | 0% | 80% | 20% | |
2020-2021 уч.г. | 3,33% | 83,34% | 13,33% | 0% | 76,67% | 23,33% |
В 2020-2021 учебном году можно отследить следующие позитивные динамические изменения качества образования (отслеживаются по Карте наблюдений).
Учебно-познавательные компетенции продемонстрировали 100% подростков (в начале обучения – 33, 3 %, при прохождении промежуточной аттестации – 80%).
Информационные компетенции сформированы у 100% обучающихся (входящая диагностика – 46, 67%, промежуточный контроль – 76,67%).
Творческую активность в реализации проектов (учебных, творческих) показали (отметили в самообследовании) 80% подростков (в начале обучения – 33,3%, при прохождении промежуточной аттестации – 66,67%). За 3 года реализации программы были разработаны и реализованы: один коллективный творческий проект (виртуальный музей) и учебные проекты, которые заняли призовые места на региональном и всероссийском конкурсах. Всего в конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней приняли участие 7 учащихся (23,33% обучающихся).
Коммуникативные компетенции на момент вхождения в программу были сформированы на достаточном уровне только у 33,3% учащихся. В ходе освоения материала программы, получая практические навыки по конструктивному общению со сверстниками и взрослыми, коммуникативные компетенции продемонстрировали 76,67% детей по итогам промежуточной аттестации, итоговая диагностика показала 100% уровень овладения коммуникативными навыками.
Ценностно-смысловые компетенции на среднем и высоком уровне продемонстрировали при входящем контроле 26,67% (промежуточный контроль – 46,67%; итоговый контроль – 80%).
Можно сделать вывод о достигнутых результатах и положительной динамике качества знаний и компетенций.
№ п/п | Показатели диагностики | Этапы аттестации учащихся | ||
Входящая | Промежуточная | Итоговая | ||
1 | Учебно-познавательные компетенции | 33,3 % | 80 % | 100 % |
2 | Информационные компетенции | 46, 67% | 76, 67 % | 100% |
3 | Творческая активность | 33,3 % | 66, 67 % | 80 % |
4 | Коммуникативные компетенции | 33,3 % | 76,67 % | 100 % |
5 | Ценностно-смысловые компетенции | 26,67% | 46, 67% | 80% |
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ
сформированности компетенций
Объединение________________________________________
Образ. программа____________________________________
Год обучения_______________________________________________
Педагог_________________________________ Уч. год______________
№ п/п | Имя Ф. | Промежуточный контроль | Итоговый контроль |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Компетенции | Низкий | Средний | Высокий |
Учебно-познавательные компетенции | Знает: основные правила поведения на занятии, в общественных местах, технику безопасности при работе на компьютерах; простейшие логические операции; основные приемы и методы абстрактных и пространственных мыслительных операций. Умеет: применять некоторые приемы логического (абстрактного) мышления; концентрировать внимание на 1 предмете; строить логическую цепь рассуждений, устанавливать аналогии по образцу; выдвигать гипотезу и ее обоснование под руководством педагога, выполнять задания, помнить и удерживать цель и задачи с помощью наводящих вопросов, под руководством педагога. | Знает: правила поведения на занятии, в общественных местах, в транспорте, правила безопасности на дороге, технику безопасности при работе на компьютерах, правила безопасного поведения при обращении с электричеством; основные понятия и конструкции логических размышлений; основные приемы и методы абстрактных и пространственных мыслительных операций. Умеет: применять приемы логического (абстрактного) мышления в учебной деятельности; концентрировать внимание на 2 предметах одновременно; строить логическую цепь рассуждений, устанавливать аналогии с помощь. наводящих вопросов; выдвигать гипотезу и ее обоснование с минимальным вмешательством педагога, выполнять задания, помнить и удерживать цель и задачи занятия с помощью наводящих вопросов. | Знает: правила поведения на занятии, в общественных местах, в транспорте, во время чрезвычайных ситуаций и террористических актов; правила безопасности на дороге; технику безопасности при работе на компьютерах, правила безопасного поведения при обращении с электричеством; понятия и конструкции логических размышлений с применением разнообразных методов; разнообразные приемы и методы абстрактных и пространственных мыслительных операций. Умеет: применять приемы логического (абстрактного) мышления в учебной деятельности и повседневной жизни; концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно, сохранять внимание в течение всего занятия; строить сложную логическую цепь рассуждений, устанавливать аналогии; выдвигать гипотезу и ее обоснование самостоятельно, выполнять задания, помнить и удерживать цель и задачи до конца занятия. |
Информационные компетенции | Знает: элементарные знания о принципах компьютерной графики; 1-2 метода представления трехмерных объектов; базовые основы трехмерной графики; базовые правила наложения на трехмерные поверхности и генерируемые текстуры; 1-2 способа применения различных графических эффектов; начальные сведения о процессе анимации трехмерных моделей; базовые особенности 3D-печати. Умеет: создавать простейший компьютерный 3D-продукт под руководством педагога; строить проекции в соответствии с выбранной моделью, а также выводить полученное изображение на устройство вывода под руководством педагога; моделировать простейшие сцены из объектов трехмерной графики; создавать не сложные динамические сцены под руководством педагога. | Знает: основные принципы компьютерной графики; несколько методов представления трехмерных объектов; основы трехмерной графики; основные правила наложения на трехмерные поверхности и генерируемые текстуры; разные способы применения различных графических эффектов; основные сведения о процессе анимации трехмерных моделей; основные особенности 3D-печати. Умеет: создавать компьютерный 3D-продукт под руководством педагога; строить проекции в соответствии с выбранной моделью, а также выводить полученное изображение на устройство вывода с минимальным руководством педагога; моделировать сцены из объектов трехмерной графики; создавать динамические сцены по аналогии; искать способы получения дополнительной информации по рекомендации педагога. | Знает: принципы компьютерной графики, современные тенденции в данной области новаций; разнообразные методы представления трехмерных объектов; основы трехмерной графики и программ ее создания; продвинутые правила наложения на трехмерные поверхности и генерируемые текстуры; разнообразные способы применения различных графических эффектов; обширные сведения о процессе анимации трехмерных моделей; особенности точной и качественной 3D-печати. Умеет: самостоятельно создавать компьютерный 3D-продукт; самостоятельно строить проекции в соответствии с выбранной моделью, а также выводить полученное изображение на устройство вывода; самостоятельно моделировать сложные сцены из объектов трехмерной графики; создавать сложные динамические сцены самостоятельно или с минимальным руководством педагога; самостоятельно находить дополнительные источники информации. |
Творческая активность | Знает простейшие способы разработки креативных идей. Может выдвинуть идею проекта под руководством педагога. | Знает разные способы разработки креативных идей. Может выдвинуть идею проекта и продумать основные шаги его разработки и реализации по наводящим вопросам педагога. | Знает разнообразные методы и способы разработки креативных идей. Умеет: принимать оригинальные решения, находить новые способы выполнения заданий и выхода из нестандартной ситуации; выдвигать оригинальные идеи для проекта. Может возглавить проектную группу, организовать реализацию проектных шагов, презентовать творческий и учебный проект. |
Коммуникативные компетенции | Знает базовые способы взаимодействия в команде. Умеет взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, контролировать свои действия с помощью педагога. | Знает основные способы конструктивного взаимодействия в команде. Доброжелателен, умеет взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, контролировать свои действия с минимальным участием педагога. | Знает: способы бесконфликтного общения; принципы конструктивного взаимодействия в команде в ходе совместной продуктивной деятельности. Умеет: соизмерять свои желания с целями команды, проявлять доброжелательность по отношению к окружающим, налаживать коммуникации с детьми и взрослыми; самостоятельно конструктивно решать проблемы. |
Ценностно-смысловые компетенции | Может анализировать результаты деятельности с помощью наводящих вопросов. Не осознает взаимосвязь своего развития и учебной деятельности с тенденциями современного мира. | Умеет анализировать результаты своей деятельности с минимальным участием педагога; применять полученные знания в повседневной жизни с минимальной подсказкой педагога; задумывается о взаимосвязи развития и учебной деятельности с тенденциями современного мира. | Может анализировать результаты деятельности, осознавать ответственность за свою работу; понимать, как применить новые знания в своей жизни, намечать себе новые цели самосовершенствования. |