Выступление на тему «Формирование ключевых УУД на уроках истории и обществознания средствами межпредметных связей в 5–9 классах с помощью художественной литературы»

0
0
Материал опубликован 4 December 2018

Журавлёва О.С.

Тема: Формирование ключевых УУД на уроках истории и обществознания средствами межпредметных связей в 5-9 классах с помощью художественной литературы

Современный учебный процесс ставит перед учителем следующие задачи:

- необходимость учитывать и использовать психофизиологические и личностные особенности обучающихся;

-замена вербального способа передачи знаний системно- деятельным подходом;

-преодоление низкой инновационной квалификации педагога;

- внедрение лично- ориентированного обучения.

Изменение требований к современному учебному процессу, привело к изменениям требований и к ученикам. На сегодняшний день современному ученику уже недостаточно просто овладеть знаниями. Выпускник школы должен овладеть нестандартным решением задач, самостоятельностью, активностью в работе, умением работать в команде, умением искать и применять информацию, и самое главное, умением говорить и представлять свои решения, отстаивать свою точку зрения.

В современном образовании, на смену простой, вербальной передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, приходит умение развить у обучающегося способности самостоятельной постановки целей и задач. Именно для этого и используются УУД.

Что же такое УУД? Если попытаться объяснить своими словами, то это умение учиться на протяжении всей своей жизни. Стремление к постоянному самообразованию.

По мнению А.В. Федотовой это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик»1 .

1.А.Ф. Федотова Проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников// Научный журнал Молодой учёный №1.2015

 

Если перечислить ключевые УУД, то это будут: коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные и т.д.

На своих уроках истории и обществознания для формирования УУД я активно использую примеры их художественной литературы. Особенно активно школьники в процессе работы на уроках откликаются на детскую литературу. Произведения таких авторов, как : Н. Носов, А. Гайдар, С.М. Михалков, Н.В. Гоголь, В. Драгунский, С.Я. Маршак и д.р..

К сожалению, говоря о детской литературе, рекомендованной к прочтению в школе, надо иметь в виду литературу, написанную в период с середины XIXв. ( когда она только зародилась в нашей стране, до этого периода были только сказки ) и до 90_х годов XXвека. Современных авторов много, но рекомендованных для школьного чтения среди них нет. Да и современные дети всё чаще читают с явной неохотой. Ярким примером этого служит проведённое мной анкетирование школьников 5-8 классов МБОУ СШ №55 г. Твери. Только 30% из всех опрошенных читают художественную литературу. Только 7% из них читают литературу, созданную в советский период, остальные 27% читают современную детскую литературу. В основном это детективы и фантастика зарубежных авторов. Остальные опрошенные читают только в рамках школьной программы.

Конечно, уроки истории и обществознания не позволяют полностью познакомиться с произведением, используется только фрагмент, который наиболее ярко и эмоционально раскрывает ту или иную тему. Именно художественные произведения позволяют проиллюстрировать такие понятия, как : патриотизм, смелость, верность, честность. Такие фрагменты могут быть использованы как вызов в начале урока, как кейсы в течении урока, для рефлексии в конце занятия. Ученики могут работать с текстами индивидуально и в группах, читать по ролям и по цепочке. Для работы тексты можно распечатать или вывести на экран. Для учителя необходимо заранее отобрать и подготовить фрагменты произведений. Очень важно, чтобы тексты вызывали у учеников эмоциональную реакцию, желание прочитать, ответить на поставленные вопросы и задать свои, обсудить прочитанное. Современным ученикам сложно объяснить суть таких понятий как пионеры, дефицит, послевоенная разруха, карточная система и т.д.

Например, на уроках истории в 8 классе при изучении темы присоединения Украины к России для иллюстрации жизни запорожских казаков очень хорошо подойдёт отрывок из книги Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

В этом отрывке очень хорошо прослеживаются нравы и быт казаков, самоуправление. Учащиеся с легкостью смогут привести примеры из предложенного отрывка, высказать своё личное мнение.

Изучая русскую культуру19 века нельзя обойти стороной жизнь А.С.Пушкина. Оценить его значение для русской культуры и общества как нельзя лучше поможет отрывок из произведения С.Я. Маршака «Три юбилея»

При изучении темы «Будь смелым» (обществознание 6 класс) для анализа хорошо подойдёт отрывок из рассказа Н.И. Носова «Огурцы».

После прочтения данного отрывка учащимся предлагается высказаться на тему смелость. Подкрепить свои слова примерами из текста, дать моральную оценку поведения персонажей, ответить на вопрос : Что такое смелость? На дом можно задать прочитать весь рассказ, или привести свои примеры из литературы, тем самым будет простимулирован интерес ребёнка к чтению, работой с литературой.


 

Многие современные ученики с трудом понимают слова самовар, лучина. Познакомить ребят в шутливой форме с этими понятиями поможет стихотворение С.Я. Маршака «Мастер-ломастер». В этом случае можно не только прочитать и обсудить стихотворение, но и попросить составить рассказ по картинке, что будет способствовать формированию устной речи учеников Стоит отметить, что младшие школьники с большим удовольствием читают и обсуждают стихи советских писателей.

 

В итоге стоит отметить, что художественные произведения позволяют более качественно изучить изучаемый предмет, способствуют более качественному пониманию литературы, через проведение исторических параллелей, помогают понять атмосферу изучаемого периода, более полноценно создать полноценную карту культурологической составляющей., межпредметных связей. Работа с художественной литературой на уроках позволяет сформировать у учеников навыки грамотной устной речи. Всё это позволяет получить более качественное образование, лучше подготовиться к сдаче экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ.

 

Список используемой литературы:

.А.Ф. Федотова Проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников// Научный журнал Молодой учёный №1.2015

Коджаспирова Г.М. Познавательные УУД как средство развития логического мышления; пособие для студентов высших и средних педагогических заведений/ Г.М. Коджаспирова.-М. Издательский центр «Академия» 2013

Г.К. Слевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006

Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении»,-М.1993

 

*УУД- универсальные учебные действия

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации