Формирование УУД в условиях ФГОС на уроках истории и обществознания

1
0
Материал опубликован 22 October 2021 в группе

Наталия Анатольевна Разрывина,

Учитель истории и обществознания

МОУ «Красногорская СОШ №2»

Республика Марий Эл, Звениговский район.

Формирование УУД обучающегося на уроках истории и обществознания

через выполнение типовых задач.

В качестве личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования (начального, основного, среднего) выступают Универсальные Учебные Действия в образовательном процессе школы. УУД были определены ФГОС и вошли в учебную деятельность школы.

Личностные УУД помогают ученику понять значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, сделать учение осмысленным. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении общества, самого себя и своего будущего. Применительно к учебной деятельности следует назвать такие виды действий:

1.Личностное, жизненное самоопределение

2. Действие смыслообразования, то есть выявление ребенком связи цели учебной деятельности и ее мотивом. Другими словами – между результатом обучения и тем, что побуждает деятельность, с какой целью она осуществляется. «Какое значение имеет для меня учение?» - вот каким вопросом должен задаваться школьник и уметь находить на него ответ.

3. Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социально-личностных ценностей, которые обеспечивают школьнику выбор моральный, личностный, эмоциональное оценивание событий.

Приведу примеры типовых задач, способствующих формированию личностных УУД.

На уроках истории Древнего мира в 5 классе школьникам предлагалась задача «Справедливость древних». Цель этого задания - развитие способности к анализу содержания законов древнего времени и аргументация их справедливости. Формой выполнения может быть как индивидуальная, так и групповая работа. Обучающимся предлагается оценить справедливость законов царя Хаммурапи. Для наглядности можно оформить ответ в виде таблицы, состоящей из двух колонок: справедливые и не справедливые законы Хаммурапи.

Немаловажную функцию в реализации ФГОС играет формирование регулятивных УД, которые способствуют построения детьми своей учебной деятельности. К этим действиям относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция. На уроке обществознания в 5 классе выполняется задача «Распорядок дня».

Целью является формирование умения планировать свою деятельность в течение недели, составление шаблона распорядка дня в виде таблицы.

Форма выполнения задания: индивидуальная.

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические УД, постановка и решение проблемы. Важно отметить такое общеучебное УД как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Примерами формирования познавательных УУД могут быть следующие задания:

Задание по установлению соответствий.

Цель: формирование познавательных действий на основе текста

6 класс история - Форма выполнения задания: индивидуальная, работа в парах или в группах по 3–4 человека.

Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается на основе учебника и выделить особенности системы земледелия славян и заполнить таблицу.

Инструкция: Установите соответствия между системой земледелия и ее особенностями

Критерии оценивания:

- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные действия делятся на 3 вида:

1. Коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности).

2. Коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели).

3. Коммуникативно-речевые действия как средство передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать такие способности ребёнка: желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»); умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

На уроке обществознания в 6 классе:

Ситуация: Твои одноклассники отнимают деньги у малыша.

Роль: Товарищ тех, кто отнимает деньги.

Результат: Твой способ предотвращения правонарушения.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Довольны ли вы результатом?

2. Кто был лидером, а кто – ведомым?

3. Правильно ли были распределены роли в группе?

4. Легко ли было договариваться?

5. Можете ли вы назвать себя коллективом?

В ходе выполнения школьниками типовых задач формируется самостоятельная деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, а в итоге способствуют формированию основополагающих компетенций. На уроках истории и обществознания должна присутствовать реальная жизнь, осмысление и понимание которой и является, в конечном счете, важнейшей целью курса. Наша задача научить ученика объективно оценивать реальную ситуацию, выделять проблему, учитывать интересы других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность.

Ссылка на источники:

1. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения.

2. Н.Г. Масюкова – заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин СКИПКРО «История и обществознание»http://dijanovks.etoya.com/files/2014/01/diyanovk.s.-tekst-samoprezentacii.pdf

3. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.